- РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ
- Полезное
- Смотреть что такое «РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ» в других словарях:
- что такое реализация товара
- Реализация товара
- Реализация товара
- Реализация товаров и услуг
- Договор реализации товара
- Реализация товаров НДС
- Выручка от реализации товаров
- Учет реализации товаров
- Реализация товара проводки
- Доходы от реализации товаров
- Объем реализации товаров
- Виды реализации товара
- Розничная реализация товаров
- Реализация товара на рынке
- Договор комиссии на реализацию товара
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ
— передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, — передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе, в случаях, предусмотренных НК (п. 1 ст. 39 НК). Момент фактической реализации, место реализации товаров, место реализации работ (услуг) определяются в соответствии с частью второй НК (п. 2 ст. 39 НК). Не признается реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК;
9) иные операции в случаях, предусмотренных НК.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ» в других словарях:
Реализация товаров — (работ, услуг) Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Реализация товаров, работ, услуг — по общему правилу реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Реализация товаров, сбытовая политика — (merchandizing), продвижение и сбыт товаров и услуг в розничной торговле (потребитель). Успешной Р.т. способствует реклама, упаковка и выставки продажи. В магазинах для этого используются соответствующая раскладка товаров, оформление витрин,… … Народы и культуры
Реализация товаров, работ, услуг — 1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов… … Официальная терминология
продажа товаров, реализация товаров — 3.4 продажа товаров, реализация товаров: Передача покупателю товаров на определенных условиях. Источник: ГОСТ Р 51304 2009: Услуги торговли. Общие требования оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
продажа (реализация) товаров — 3.8 продажа (реализация) товаров : Передача покупателю товаров на определенных условиях (ГОСТ Р 51303 99). Источник: ГОСТ Р 51305 99: Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕНСИВНАЯ — РЕАЛИЗАЦИЯ товаров повседневного спроса, ко торые изготовитель продает одновременно во всех торговых точках, где на них может быть спрос. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
Реализация — см. Реализация права; Реализация товаров (работ, услуг) … Энциклопедия права
Реализация — см. Реализация права; Реализация товаров (работ, услуг) … Большой юридический словарь
реализация продукции — Продажа продукции, осуществляемая в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены … Справочник технического переводчика
Источник
что такое реализация товара
Реализация товаров — деятельность предприятий торговли, направленная на удовлетворения потребительского спроса на товары, связанная с организацией системы торговли, доставки, хранения, упаковки, сортировки товаров, рекламы, распространения информации о товарах, местах и способах их приобретения потребителями.
Реализация товаров производится путем передачи на возмездной основе (включая обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, на безвозмездной основе. В оптовой торговле реализация товаров может осуществляться по договорам купли-продажи, мены, комиссии, поставки и ряду иных соглашений. При этом товар может быть реализован транзитом или со складов организации. Реализация товара по договору купли-продажи состоит в том, что одна сторона (продавец) передает товар в собственность другой стороне (покупателю) , а последний в свою очередь обязуется получить этот товар и заплатить за него определенную сумму денег (цену) .
Розничная реализация товаров представляет собой процесс продажи товара поштучно или же небольшими количествами. Розничной торговлей занимается подавляющее большинство магазинов, реализующих товары народного потребления, продовольственные, промышленные товары и пр. То есть то, что потребитель приобретает только для собственных нужд, а не для дальнейшей перепродажи. Оптовая реализация товаров представляет собой торговые отношения между изготовителем и организацией, предпринимателем, которые занимаются уже розничной реализацией этого товара. В оптовой торговле товар является частью бизнеса посредника, при этом оптовый продавец может не знать точно, для чего будет использоваться его товар. Таким образом, оптовая торговля участвует в синхронизации производства, в ускорении товарооборота и потребления.
Существует несколько форм реализации товаров. Первая — это прямой сбыт, когда продажа продукта осуществляется непосредственно производителем к потребителю, на основании прямого контакта с ним. Вторая форма — это сбыт косвенный, когда продажа продукции производится через посредников. Под формой интенсивного сбыта подразумевается наличие целой сети посредников, вне зависимости от форм их деятельности. Она представляет собой густую, широкую сеть сбыта с хорошо развитой рекламой и особым контролем над посредниками и за их платежеспособностью. Четвертая форма — выборочный или селективный сбыт. Он подразумевает ограниченное количество посредников и используется чаще всего для реализации технически сложных товаров. И последний — эксклюзивный сбыт, который подразумевает специально ограниченное количество посредников, которые могут торговать конкретной продукцией в пределах сбытовых территорий.
Источник
Реализация товара
Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться: | Реализация товараРеализация товаров — деятельность предприятий торговли, направленная на удовлетворения потребительского спроса на товары, связанная с организацией системы торговли, доставки, хранения, упаковки, сортировки товаров, рекламы, распространения информации о товарах, местах и способах их приобретения потребителями. Реализация товаров производится путем передачи на возмездной основе (включая обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, на безвозмездной основе. В оптовой торговле реализация товаров может осуществляться по договорам купли-продажи, мены, комиссии, поставки и ряду иных соглашений. При этом товар может быть реализован транзитом или со складов организации. Реализация товара по договору купли-продажи состоит в том, что одна сторона (продавец) передает товар в собственность другой стороне (покупателю), а последний в свою очередь обязуется получить этот товар и заплатить за него определенную сумму денег (цену). Розничная реализация товаров представляет собой процесс продажи товара поштучно или же небольшими количествами. Розничной торговлей занимается подавляющее большинство магазинов, реализующих товары народного потребления, продовольственные, промышленные товары и пр. То есть то, что потребитель приобретает только для собственных нужд, а не для дальнейшей перепродажи. Оптовая реализация товаров представляет собой торговые отношения между изготовителем и организацией, предпринимателем, которые занимаются уже розничной реализацией этого товара. В оптовой торговле товар является частью бизнеса посредника, при этом оптовый продавец может не знать точно, для чего будет использоваться его товар. Таким образом, оптовая торговля участвует в синхронизации производства, в ускорении товарооборота и потребления. Существует несколько форм реализации товаров. Первая — это прямой сбыт, когда продажа продукта осуществляется непосредственно производителем к потребителю, на основании прямого контакта с ним. Вторая форма — это сбыт косвенный, когда продажа продукции производится через посредников. Под формой интенсивного сбыта подразумевается наличие целой сети посредников, вне зависимости от форм их деятельности. Она представляет собой густую, широкую сеть сбыта с хорошо развитой рекламой и особым контролем над посредниками и за их платежеспособностью. Четвертая форма — выборочный или селективный сбыт. Он подразумевает ограниченное количество посредников и используется чаще всего для реализации технически сложных товаров. И последний — эксклюзивный сбыт, который подразумевает специально ограниченное количество посредников, которые могут торговать конкретной продукцией в пределах сбытовых территорий. Что касается коммерческих методов, то методы реализации товара обладают характерной принадлежностью той организации, которыми проводятся. Продажа товара за наличный расчёт, без доставки купленного товара покупателю — один из самых распространённых методов, он годится и для оптовой, и для розничной торговли. Реализация товара за наличный расчёт с доставкой — это характерно для оптовой и частично розничной торговли (например, продажа мебели, крупной бытовой техники и т.д.), Реализация товаров организатором-оптовиком практикуется в ряде отраслей с бестарной перевозкой грузов. Здесь у оптовика нет своих товарных запасов. Он получает заказ от покупателя, находит нужного производителя, который сам отгружает товар покупателю, соблюдая оговоренные условия поставки. При реализации продукта на условиях консигнации, оптовики сохраняют за собой право собственности на проданные товары, а счет розничным продавцам выставляется только за купленное покупателями. Наконец — торговля по каталогам, когда выбранный из присланного каталога товар высылается в виде посылки непосредственно заказчику-потребителю. Реализация товаров и услугРеализация товаров или услуг – основные источники доходов фирмы. Отражение продажи в учете происходит либо на момент отгрузки, либо на момент оплаты. Каждый случай отгрузки предполагает свои проводки. Реализация товаров отражается по дебету 90 счета субсчет «Себестоимость» (90.02.1) и Кредиту 41 счета, субсчета по которому определяются от вида торговли (опт/розница и т.д.): • Выручка от реализации товаров отражается по Кредиту счета 90 субсчет «Выручка» в корреспонденции со счетом 62.01. Реализация товаров может проводиться через посредника. Тогда необходимо делать проводки Дебет 45 Кредит 41 «Товары на складах». По мере продажи ТМЦ делают хозяйственные записи по дебету счета 90 «Себестоимость» и кредита счета 45. При экспорте товаров делают такие же проводки. На основной системе налогообложения необходимо платить НДС по реализации. Отражение налога делают проводкой Дебет 90.03 НДС Кредит 68.02. В розничной торговле товары продают по продажной стоимости. Наценку делают по счету 42. При реализации в конце месяца нужно сделать сторнирующие проводки: • Дебет 90 «Себестоимость» Кредит 42. Оплата за товар обычно может производится по предоплате или по факту отгрузки товара. Организация после получения аванса от покупателя отгрузила товары на сумму 99 500 руб. (НДС 15 178 руб.). Организация отгрузила покупателю товары на сумму 32 000 руб. (НДС 4881 руб.). После поставки была получена оплата.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно. Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный! Отражена выручка от реализации товаров НДС начислен по реализации Списаны проданные товары Оформлен счет-фактура на реализацию Получена оплата от покупателя За день торговая выручка в магазине составила 12 335 руб. Учет ведется по продажным ценам, организация находится на системе налогообложения ЕНВД, торговая точка автоматизирована. Деньги в этот же день сданы в кассу фирмы. Поступление выручки от продажи товаров Списание проданных товаров по продажной цене Выручка сдана в кассу Приходный кассовый ордер Расчет наценки по реализованным товарам Справка-расчет списания наценки При реализации услуг задействованы те же счета, только вместо 41 счета фигурируют 20-е, на которых собираются все затраты, составляющие себестоимость. Организация выполнила услуги на сумму 217 325 руб. Себестоимость услуги составила 50 000 рублей. Проводки по оказанию услуг:
Получена выручка от продажи услуг Акт выполненных работ Поступление оплаты на расчетный счет Себестоимость оказанных услуг Что бы оформить операцию продажи в программе 1С, необходимо ввести документ «Реализация товаров и услуг«. Этот документ расположен на вкладке «Продажи». Сам документ заполняется достаточно просто. Необходимо указать кому будет происходить отгрузка, какого товара и по какой цене. Единственный нюанс заполнения — правильное указание счета учета. Если вы продаете готовую продукцию — укажите счет 43, если товары — 41.01, если материалы 10.01 и так далее. Договор реализации товараКомпании могут продавать товары как самостоятельно, собственными силами, так и привлекая посредников. Это достаточно распространенная практика. Прежде чем искать образец договора на реализацию товара, необходимо определиться с видом посреднического договора. При работе с посредниками используют в работе следующие договоры: • договор поручения заключается между поверенным и доверителем; Обычно, когда ищут образец договора реализации товара, чаще всего подразумевают именно договор комиссии. Однако договор может включать элементы нескольких видов договоров. Если вы ищете образец договора на реализацию товара, стоит разобраться, чем отличаются разные посреднические договоры. Если говорить о договоре комиссии, то он обладает рядом особенностей. По договору комиссии посредник обязуется совершить одну или более сделок за счет комитента от своего имени. За совершенные сделки он получает вознаграждение. Договор комиссии, в отличие от иных типов договоров, предусматривает следующие моменты: • комиссионер совершает действия от своего имени. При агентском договоре агент может работать и от своего имени, и от имени принципала. При договоре поручения посредник действует от имени доверителя; Составление договора у многих компаний вызывает затруднение. Формируется договор на реализацию товара в письменной форме. Законодательно форма договора не закреплена. Вы можете скачать образец договора комиссии на реализацию товара и на его примере составить свой договор. Стоит учитывать, что гражданским законодательством не установлен строгий срок действия договора — договор может быть заключен на определенный срок или без указания сроков. В договоре может быть очерчена или не очерчена конкретная территория исполнения, может быть предусмотрен перечень товаров, которые являются предметом комиссии. Разрабатывая свой образец договора под реализацию товара, вам необходимо учесть эти моменты. Основные обязанности посредника перечислены в Главе 52 Гражданского Кодекса РФ. К основным обязанностям комиссионера относится: • исполнение поручений комитента на максимально выгодных условиях согласно полученным указаниям; Реализация товаров НДСКогда определяется налоговая база по НДС при реализации товаров, если переход права собственности на них не совпадает с отгрузкой? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России № 03-07-15/57115. Вот что сказали финансисты. Объектом обложения НДС, в частности, признается реализация товаров на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией считается переход права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров, либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. При этом они должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату их составления и содержание факта хозяйственной жизни. Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю. Поэтому, при реализации товаров покупателю обязанность по исчислению НДС у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором. В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Данные объекты считаются реализованными в том случае, если право собственности на них перешло от продавца к покупателю или право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) перешло от исполнителя к заказчику. Необходимо отметить, что безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) тоже входит в понятие реализации и облагается НДС. Важно помнить и о том, что передача имущественных прав также является реализацией. Начислять НДС к уплате в бюджет нужно в случаях со всеми операциями, которые признаются объектами налогообложения и момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду. Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ, моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС следует называть самую раннюю из следующих дат: • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); Следовательно, и НДС к уплате в бюджет назначают либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Если организация отгрузила покупателю товары (выполнила работы, оказала услуги), то по этой операции она должна начислить НДС. В соответствии с п. 2 ст. 153 Налогового кодекса РФ, определяя налоговую базу по НДС, выручка от реализации товаров (работ, услуг) следует определять исходя из всех доходов организации, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг). В общем случае определять выручку от реализации товаров (работ услуг) необходимо исходя из цен, установленных в договоре с покупателем (заказчиком). По умолчанию считается, что эти цены соответствуют рыночным. Если же организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги), заключая срочные сделки, налоговую базу по НДС им нужно определять исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг), указанной непосредственно в договоре. Надлежит учесть, что она не должна быть ниже их стоимости, рассчитанной исходя из рыночных цен, действующих на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) либо на дату их оплаты, — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. В стоимости товаров, работ или услуг необходимо учесть акциз (для подакцизных товаров) и не учитывать НДС. Согласно п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ, при реализации организацией сельскохозяйственной продукции или продуктов ее переработки, которые закупаются у населения, налоговую базу по НДС определяют как разницу между рыночной ценой и ценой приобретения продукции. В соответствии с п. 5.1 ст. 154 Налогового кодекса РФ, при реализации организацией автомобилей, приобретенных ранее у граждан для перепродажи, налоговую базу по НДС надо рассматривать как разницу между рыночной ценой c учетом НДС и ценой приобретения транспортного средства. Автомобили должны быть приобретены у граждан, которые не являются предпринимателями. Если это условие соблюдено, НДС при продаже автомобилей рассчитывается следующим образом: НДС = Цена продажи — Цена покупки x 18 / 118. Выручка от реализации товаровЧистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Кроме выручки от реализации готовой продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходов по операциям с ценными бумагами и др.). В настоящее время для составления финансовой отчетности метод формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам. Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) служит основным источником денежных потоков на предприятии. Понятие «выручка от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей. В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: • по отгрузке — метод начислений; Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты. К таким относятся организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек. Учет реализации товаровУчет реализации товаров: • учет реализации товаров в опте, Учет реализации товаров в опте Реализация — это продажа изделий и услуг предприятия с целью получения средств для возмещения собственных затрат предприятия и получения доли прибыли. Реализация товаров осуществляется в соответствии с заключенными договорами. К ним относятся договора: купли-продажи, поставки, мены, комиссии и т.д. В договорах на поставку указываются необходимые показатели по товарам, скидки, накидки, порядок расчетов, сумма НДС, реквизиты сторон и т.д. Момент реализации товаров — это момент, в который товары, отгруженные и отпущенные покупателю, считаются проданными. С точки зрения бухгалтерского учета момент реализации — это время, когда следует кредитовать счет 90 «Продажи», т.е. отразить увеличение объема реализации (товарооборота). Реализация товаров в учете отражается по мере их отгрузки, если иное не установлено договором. Если договором поставки обусловлен момент перехода права владения, использования и распоряжения отпущенными (отгруженными) товарами и риска случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику) отличный от указанного выше, то до такого момента отгруженные товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом отпуске производится запись: дебет — 41 кредит — 45. В соответствии с ПБУ 9/99 выручка от реализации признается при следующих условиях: • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом, В отношении денежных средств и других активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в учете признается кредиторская задолженность, а не выручка. Синтетический и аналитический учет реализации товаров Реализация товаров на предприятиях розничной торговли осуществляется в основном за наличный расчет. Состав розничного товарооборота определяется инструкцией по заполнению унифицированных форм П-1, П-2, П-3, П-4, утвержденной постановлением Госкомстата России № 122 (с изменениями и дополнениями). Сумма выручки за проданные товары определяется как разница между показаниями счетчика кассовой машины на начало и конец смены. Синтетический учет ведется на счете 90. Расчет средней торговой наценки Прибыль от реализации товаров — это разность между валовым доходом и расходами на продажу, относящимися к реализованным товарам. Валовой доход — это разница между выручкой от реализации товаров и покупной стоимостью товаров, т.е. реализованная торговая наценка. При учете товаров по покупным ценам валовой доход определяется как кредитовый остаток по счету 90. При учете товаров по продажным ценам валовой доход можно определить только расчетным путем. Применение контрольно-кассовых машин на предприятиях розничной торговли На основании Закона «О применении ККМ при осуществлении расчетов с населением» все денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением ККМ. Применение ККМ не требуется при оказании услуг населению организациями и предпринимателями ПБОЮЛ при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным МФ РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ. Все ККМ подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. Штрафные санкции за нарушение порядка использования ККМ: Ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ Штраф в размере от 50 до 100 МРОТ Использование неисправной ККМ Штраф в размере от 28,6 до 57,1 МРОТ Невыдача чека или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной Штраф — 10 МРОТ, но не менее 20 % от стоимости покупки Осуществление торговых операций после приостановления деятельности предприятия Штраф — 700 МРОТ Под мелкорозничной сетью следует понимать торговую сеть, осуществляющую торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления. Многие предприятия производители — товаров народного потребления испытывают трудности с их сбытом, поэтому выходом из создавшегося положения может быть выездная торговля. Выручка от реализации выездной торговли должна отражаться в учете независимо от метода определения выручки от реализации, не в момент передачи продукции реализаторам — работникам данного предприятия, а в момент ее продажи покупателям. Реализация товара проводкиРеализация товаров и услуг – основа производственно-коммерческих отношений предприятий-партнеров, являющейся целью любого бизнеса. О бухгалтерском оформлении этих операций пойдет речь в нашей статье. На этом бухгалтерском счете генерируется вся информация по проведенным компанией продажам, а, поскольку реализация товара – процесс многоступенчатый и расщепляется на доходы и расходы, то к нему открывают несколько функциональных субсчетов: • 90/1 «Выручка»; В зависимости от отраслевой принадлежности и специфики производства могут быть открыты и другие субсчета. Работает счет так: данные по субсчетам учета затрат (90/1, 90/2, 90/3 и др.) аккумулируются по нарастающей на протяжении месяца. По его окончании кредитовый оборот (90/1) сопоставляется с суммарной величиной дебетовых оборотов (90/2, 90/3 и др.) и выводится итог, отражающийся на сч. 90/9. Фиксируется прибыль от реализации проводкой Д/т 90/9 К/т 99. По сч. 90 осуществляется аналитический учет, который может быть организован по многим направлениям, необходимым компании для эффективного управления – по номенклатуре товаров, видам услуг, региональным подразделениям и др. Продемонстрируем основные проводки по реализации в таблице: Списана себестоимость реализованных товаров НДС, начисленный на себестоимость реализованных ТМЦ Отражены затраты, связанные с реализацией В торговле розницей в конце месяца проводят расчет торговой наценки на проданные ТМЦ и делают запись СТОРНО бух. проводки по реализации товаров на сумму величины наценки На р/счет поступила оплата за реализованные ТМЦ Этими записями оформляется реализация, когда предполагается признание выручки в момент отгрузки товаров. Если же договором право владения товаром устанавливается в момент оплаты, то бухгалтерские проводки по реализации будут несколько иными, поскольку будет задействован счет 45 «Товары отгруженные»: Произведена отгрузка товара Поступила оплата от покупателя Списана себестоимость отгруженных товаров Учтен начисленный при отгрузке НДС Списаны затраты на производство и реализацию Рассмотрим, как на практике в торговом предприятии оформляется реализация товара. Пример: ООО «Центр управления финансами» закупило товар для продажи в розницу в количестве 20 единиц на общую сумму 94 400 руб., в т.ч. НДС 14 400 руб. Реализация осуществляется по продажным ценам, а для учета торговой наценки применяется счет 42. Покупная цена единицы товара – 4000 руб., продажная – 5200 руб., сумма наценки по партии – 24 000 руб. (1200 х 20 ед.). Бухгалтер фиксирует реализацию товара. Проводки: Товар перемещен в торговый зал Списана себестоимость товаров по продажной цене СТОРНО списана торговая наценка на реализованные товары Основным отличием учета реализации услуг от продажи ТМЦ является тот факт, что услуга принимается в момент ее оказания. При этом затраты по ее исполнению генерируются на счетах производства (20, 23, 29) и переносятся в дебет сч. 90 на дату предоставления без формирования сумм на отдельных счетах, как, например, при учете продаж ТМЦ на сч. 41,44: Отражена выручка от оказания услуги Списана себестоимость услуги НДС со стоимости предоставленной услуги Списаны связанные с выполнением услуги затраты Понятием обратной реализацией обозначают возврат товара поставщику. Причинами его могут служить, например, несоответствие заявленному ассортименту, обнаружение брака при приемке и т.п. В зависимости от того, принят товар или не принят, различается и бухгалтерское оформление операции. Если поставка не принята покупателем к учету, то он направляет продавцу претензию, а товар учитывает за балансом (Д/т 002) до тех пор, пока не будут возвращены уплаченные за него деньги (Д/т 51 К/т 60). После возврата средств покупатель возвращает ТМЦ поставщику, а бухгалтер производить запись – К/т 002. Продавец, в свою очередь, делает такие проводки: СТОРНО выручки от продажи на величину товара по возвращаемой поставке СТОРНО себестоимости отгруженного товара Возврат средств покупателю Если товар учтен покупателем, то его возврат фиксируется уже не за балансом, а на имущественных счетах. Обратная реализация, проводки: Списан товар, возвращенный поставщику Отражено поступление денег за возвращенный товар У поставщика проводки по реализации товаров, принятых к учету покупателем, а впоследствии возвращенных, будут такими же, как и в тех случая, когда ТМЦ учитывались за балансом. Доходы от реализации товаровТермин, который используется для налога на прибыль организаций. В бухгалтерском учете используется близкое понятие — «доходы от обычных видов деятельности». Все доходы для целей определения налога на прибыль делятся на две категории — Доходы от реализации и Внереализационные доходы. Так статья 248 НК РФ определяет, что к доходам относятся: 1) доходы от реализации товаров, работ или услуг и имущественных прав (доходы от реализации) — определяются в соответствии со ст. 249 НК РФ. Доходы от реализации связаны с реализацией (продажей) товаров, работ, услуг. Внереализационные же доходы, как можно вывести из названия, не связаны с реализацией (продажей). При определении доходов из них исключаются суммы НДС и акцизов. Статья 249 НК РФ «Доходы от реализации» определяет: Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Понятие «Реализация товаров (работ, услуг)» определено в ст. 39 НК РФ: Реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица. Реализацией работ признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица. Реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Доход от продажи товара — Доход от реализации Доход от полученного штрафа за нарушение условий договора — Внереализационный доход Доходы и расходы от реализации могут определяться методом начисления (ст. 271 НК РФ) или кассовым методом (ст. 273 НК РФ). Большинство налогоплательщиков обязаны применять метод начисления. Кассовый метод вправе применять ограниченное число налогоплательщиков (прежде всего, с небольшими доходами). Порядок признания доходов от реализации при методе начисления определен ст. 271 НК РФ. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Организация реализовала товар в марте, а оплату за него получила в июне. При методе начисления, доходы и расходы, связанные с реализацией товара отражаются в марте. Порядок налогового учета доходов от реализации указан в ст. 316 НК РФ. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг определен ст. 329 НК РФ. Особые правила в отношении доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам. По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Смысл указанных выше правил в том, что в случае, если доходы и расходы имеют отношение к нескольким периодам, то нужно распределять доходы с учетом двух взаимодополняющих принципов: — равномерности признания доходов и расходов; Организация заключила договор на изготовление с длительным технологическим циклом товара. Срок изготовления товара 2 года. Этапов выполнения работ не предусматривается, но предусматривается выплата заказчиком аванса. Стоимость выполнения работ 20 млн. рублей (без учета НДС). Сумма в 20 млн. рублей должна быть распределена по отчетным периодам. При этом нужно использовать принцип равномерного распределения и соответствия доходов расходам. Так, если расходы в течение указанного срока распределяются в целом равномерно, то и доходы нужно равномерно распределить по периодам. Если же, к примеру, большая часть расходов осуществляется в первый год, то и соразмерно большую часть доходов нужно признать в первом году. Датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (это общее правило). При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента). Датой реализации недвижимого имущества признается дата передачи недвижимого имущества приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Датой реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг также признается: — дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований; При этом однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда (для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов). При этом зачет встречных однородных требований должен подтверждаться документами в соответствии с законодательством Российской Федерации о прекращении обязательств по передаче (принятию) ценных бумаг, в том числе отчетами клиринговой организации, лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, или управляющих, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывают налогоплательщику клиринговые, брокерские услуги или осуществляют доверительное управление в интересах налогоплательщика. Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Объем реализации товаровОбъемы производства и реализации товара (предоставления услуг) определяются в результате учета нескольких ограничений, которые прямо вытекают их содержания принятой концепции бизнеса: 1. Количества потребителей и объема платежеспособного спроса целевого сегмента. Ограничение в виде количества потребителей и объема платежеспособного спроса целевого сегмента представляется вполне естественным. Ринки могут иметь специфические черты, что обусловливает и не одинаковое поведение на них экономических агентов: продавцов и потребителей. Так одной из разновидностей является рынок чистой конкуренции. Рынок считается чисто конкурентным, если на нем имеет место следующее: на рынке присутствует большое число предприятий, каждое из которых занимает незначительную часть рыночного объема реализации, предприятия на основе одинаковой технологии производят (продают) однотипный товар, каждое предприятие имеет полную информацию о рынке барьеры входа-выхода или минимальные или отсутствуют вообще. Примером может служить рынок биржевых товаров (зерна, металла, удобрений, нефти и т.п.). Как правило, цену товара на данном рынке предприятие принимает как данную и влиять на нее не может. Полярным по отношению к рынку чистой конкуренции является монопольный рынок или монополия. Монопольный рынок отличается тем, что: на нем присутствует одно или несколько предприятий-продавцов и много потребителей, продавцы производят продукт, который не имеет близких заменителей (например, рынок электроэнергии, услуги элеваторов, почтовая связь и т.п.). На монопольном рынке предприниматель имеет значительные возможности влиять на цену, а значит и на прибыльность предприятия, через манипулирование объемами продаж. Однако, здесь всегда есть угроза попасть под давление антимонопольного законодательства. Между ними находится такая форма как рынок монополистической конкуренции, которому присущи как черты чистой конкуренции, так и монополии: значительное количество покупателей и продавцов, отсутствие ощутимых барьеров входа-выхода с рынка, определенная степень уникальности товара. Примером может служить рынок канцелярских товаров, рынок хлебобулочных изделий, рынок продукции системы индивидуального пошива, ресторанный бизнес и др. На данном рынке предприниматель может обеспечить незначительное повышение цены на свою продукцию и получение монопольной прибыли. Однако, покупатель оплачивает более высоко именно уникальные свойства товара или услуги. Что касается пропускной способности производства, то она должна соответствовать планируемым объемам продаж. Это соответствие во многом определяется серийностью производства. Так, для массового производства продукции степень использования производственной мощности предприятия должна составлять 85-90%, для серийного производства – 80-85%, для мелкосерийного – 70-80%, для единичного — 60-70 %. В условиях крупного, массового и серийного производства важное значение приобретает экономия масштаба. Часть затрат предприятия не зависит от объемов производства (административные расходы, расходы на сбыт, амортизационные отчисления). Поэтому при увеличении объемов доля таких фиксированных расходов в затратах на производство единицы продукции снижается. При неизменной цене это увеличивает прибыль. Кроме того, у предпринимателя появляется возможность более гибко строить ценовую политику (например, в условиях рынка монополистической конкуренции). Виды реализации товараПродвигаясь к потребителю, товар проходит несколько стадий: • транспортировку; Дополнительные расходы, связанные с движением товара от производителя к потребителю, называются издержками обращения. Оценивая возможности реализации товара, необходимо учесть эти дополнительные расходы. Они будут включать затраты, связанные с продвижением, хранением, расфасовкой, упаковкой товаров и т. д., а также оплату труда торговых работников, затраты на изучение спроса и рекламу, обслуживание денежного обращения. При организации продаж необходимо учитывать, что существуют два основных способа реализации: 1) реализация на известном рынке; При первом способе предприятие работает на заранее известный рынок, и оказание услуг или же реализация товаров осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и имеющимися предварительными соглашениями о поставках товаров. При этом заранее оговариваются сроки, характеристики товаров и объемы их поставок, цена. Проблемы реализации в данном случае сводятся к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений: предприятие-поставщик должно своевременно оказать услугу или предоставить потребителю соответствующий вид товаров, в то время как заказчик должен оплатить в указанные сроки получаемые товары. Данная форма реализации характерна для товаров или услуг, имеющих узкопрофильную направленность, к примеру, технический аудит или реализация оборудования для машиностроения и т. п. При втором способе компания оказывает услуги или реализует товары на свободном рынке, без заранее установленных соответствующих ограничений относительно количественных и качественных характеристик. В этом случае задачи реализации товаров включают определение возможных рынков сбыта (учитывая их географическое расположение), выбор конкретных форм реализации, определение допустимого уровня цен. Работа на свободный рынок характерна для товаров предприятий легкой и пищевой промышленности, т. е. тех сфер производства, которые выпускают товары личного потребления или услуг, оказываемых для широкого круга пользователей. В реальности каждое предприятие в зависимости от профиля и особенностей выпускаемой продукции ориентируется как на предварительные заказы, так и на работу на свободном рынке. Вариантов организации продаж не так много и фактически их можно сгруппировать в несколько крупных групп: 1. Оптовая торговля. Розничная реализация товаровРозничная продажа принимает все более утонченные и разнообразные формы под воздействием технического прогресса и развития общественных отношений. Появление новых форм продажи товаров обусловлено развитием новых технологий, изменением менталитета как покупателей, так и продавцов. В зависимости от места приобретения товара — в магазине или вне магазина выделяют магазинную и внемагазинную формы розничной продажи товаров. Магазинная форма представляет собой продажу товаров в торговых предприятиях— самообслуживание, через прилавок, салонную, по образцам, по заказам, с открытой выкладкой. Магазин — специально оборудованное стационарное здание или ею часть, предназначенная для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Он обеспечен торговыми, административно-бытовыми, подсобными помещениями, для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Магазины составляют около 90% предприятий розничной торговли. Это обусловлено тем, что они обеспечивают: • концентрацию широкого ассортимента товаров, соответствующие условия их хранения и подготовки к продаже; Внемагазинная форма продажи осуществляется при прямых контактах или при дистанционной торговле — по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи, через автоматы. На долю внемагазинной формы, по мнению специалистов, приходится около трети всей розничной торговли товарами смешанного ассортимента. Это связано с тем, что потребители активно используют свои бытовые компьютеры для заказа товаров и получают покупки, не заходя в магазин. К внемагазинной розничной сети относят: прямую продажу (личная, групповая), продажу с заказом товара по почте или телефону; дистанционную продажу. Прямая продажа — это продажа товаров широкого потребления на основе индивидуальных контактов с потребителем. Разновидностью являются личные продажи. Личные продажи (директ сейлс) — это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях совершения продажи, т.е. на основе индивидуальных контактов с потребителем. На некоторых этапах процесса покупки, особенно на стадиях формирования покупательских предпочтений и убеждений, а также на стадии непосредственного совершения акта купли-продажи наиболее эффективной оказывается именно эта форма торговли. Причина кроется в том, что по сравнению с рекламой техника личной продажи обладает следующими характерными чертами: • предполагает живое, непосредственное и взаимное общение между двумя иди более лицами; Торговля вразнос удовлетворяет нужды людей в отношении удобства и проявления внимания к их личности, присущих покупке при непосредственном контакте. При личных продажах товары могут продаваться при контактах «один на один», на групповых презентациях, доставляться на дом. Как правило, они предполагают демонстрацию изделий (пылесосы фирмы Электролюкс) и презентацию продукции (косметические компании «Мэри Кей», «Орифлэйм», «Эйвон», «Фаберлик», БАДы — «Гербалайф», «Ам Вэй»). Личная продажа — самый дорогой из применяемых фирмой методов воздействия, но динамично развивающийся способ сбыта товаров и услуг непосредственно потребителям, минуя торговые организации (от 20 до 50% суммы продаж приходится на комиссионные коммивояжера). Эффективность средств стимулирования личных продаж на потребительских рынках и на рынках товаров промышленного назначения различна. Фирмы, выпускающие товары широкого потребления, как правило, тратят средства на рекламу и только потом — на организацию личной продажи. Предприятия по производству товаров промышленного назначения выделяют основную часть средств на организацию личной продажи и только потом ассигнуют оставшиеся деньги на стимулирование сбыта, рекламу и пропаганду. Номенклатура товаров, распространяемая продавцами прямых продаж, очень различна: • товары личного потребления — косметика, парфюмерия, одежда, ювелирные изделия, обувь; Согласно данным Ассоциации прямых продаж (АПП — Россия) 75% всех продаж в мире осуществляется непосредственно потребителям при личном контакте с ними. В прямых продажах на сегодня в стране занято более 2,5 млн. россиян, причем 82% продавцов — женщины, больше половины из них в возрасте от 35 до 64 лет. В целом личная продажа гораздо активнее применяется в торговле дорогими товарами повышенного риска, а также на рынках с небольшим количеством более крупных продавцов, в частности на рынках товаров промышленного назначения. Хотя значимость визитов коммивояжеров на потребительских рынках уступает по значимости рекламе, личные продажи все же играют существенную роль в торговле. Немалый вклад может внести личная продажа и в рынок товаров широкого потребления. Хорошо обученные коммивояжеры, предлагающие продукцию широкого потребления, могут привлечь к работе гораздо больше дилеров, убедить их выделить дополнительные плошали для выкладки товара и побудить к сотрудничеству при проведении специальных мероприятий по стимулированию. Вне стационарных методов торговли не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и камней, оружия и патронов. Разновидностью личной продажи являются так называемые парадоксальные продажи, одну из форм которой представляет групповая продажа. В этом случае речь идет не о продавце, а скорее о хозяйке в роли продавца. Гостеприимство — неотъемлемый элемент групповой продажи и является той декорацией, которая создает неповторимую атмосферу этой сделки. На практике групповая продажа выглядит следующим образом. Представители фирмы, выпускающие продукты для лечебного питания, организуют непосредственно на выбранном предприятии 12-20-часовые курсы диетического питания для людей, страдающих ожирением. На этих курсах активно пропагандируются соответствующие продукты, а слушатели придерживаются строгого режима питания. Данная форма продажи строится на выслушивании жалоб, проявлении человеческой теплоты, привязанности, существующей в отношениях при тесном общении, разделении общих точек зрения на поставленную актуальную проблему. Способ вознаграждения продавца, т.е. «хозяйки гостиной», также оригинален — она получает от фирмы вознаграждение (подарки) пропорционально числу ежемесячной клиентуры. В принятой форме продажи покупателей диетических продуктов никогда не уговаривают, не принуждают, а скорее убеждают только в одном — отправиться с визитом в клуб на чашку чая и просто поговорить о своих проблемах. Такой стиль активно внедряется при продаже высококачественных диетических продуктов. Под розничной торговлей с заказом товара по почте (посылочная) или по телефону понимают любую деятельность по сбыту без установления личных контактов между продавцом и потребителем. Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону имеет несколько форм: • прямой маркетинг; Прямой маркетинг — продавец дает объявление в газете, по радио или телевидению с описанием товара, который потребитель может заказать по почте или по телефону. Обычно таким методом продают грампластинки, книги, небольшие электроприборы, магнитофонные ленты. Для размещения объявлений выбирают те средства рекламы, которые обеспечат поступление наибольшего числа заказов. «Директ-мейл» — продажа товара на основе информирования покупателей о товарах с использованием почтовых каналов рассылки или телефонных линий для сбора заказов и содействия в доставке проданных товаров. Специалисты по продажам рассылают почтовые отправления — письма, листовки, проспекты — потенциальным клиентам, адреса которых занесены в специальные рассылочные списки. Эти списки покупают у специализированных брокерских фирм-поставщиков. Этот метод оказался эффективным для стимулирования сбыта книг, подписки на журналы, страхования, новинок одежды и даже продуктов для гурманов. Реализация товара на рынкеМинфин РФ в своем письме № 03-07-08/40366 приводит порядок учета сумм НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Ведомство напоминает, что НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, облагаемых по нулевой ставке. В этой связи для определения сумм НДС, относящихся к операциям по реализации товаров на экспорт, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет предъявленных сумм налога. Раздельный учет ведется по товарам, использованным при производстве и реализации товаров как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Вместе с тем, порядок ведения раздельного учета в указанном случае НК РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик должен самостоятельно определить такой порядок, отразив его в приказе об учетной политике организации. В результате выхода на мировой рынок многих предприятий разных групп стран возрастает поток промышленной и сельскохозяйственной продукции, поступающей на продажу. Но емкость мирового рынка не беспредельна. Поэтому фирмы — участницы Международных экономических отношений ищут пути преодоления ограниченного характера мирового рынка. В ходе этих поисков уже появились новые варианты увеличения сбыта своей продукции на внешнем рынках. В частности, крупные промышленные компании совершенствуют свой Внешнеторговые аппарат, мелкие и средние фирмы выходят на специализированные Внешнеторговые компании либо совместно создают единую внешнеторговую фирму. Одновременно растет и совершенствуется институт торговых посредников, чья Внешнеэкономическая деятельность принимает самые разнообразные формы. Все эти явления обусловливают необходимость изучения не только организационных и социальных форм предприятий, но и новых организационных форм в области внешнеэкономической деятельности. Как же обстоят дела в этой сфере? Наличие качественных товаров в производственных объединений, участвующих в Международных экономических отношениях, еще не означает, что их экспорт будет обеспечен на эффективном уровне. Кроме производства хорошего товара, хозяйствующем единицам необходимо осуществить эффективную внешнеэкономическую деятельность, которая принесла бы им доход не меньше средней прибыли, существующей в стран базирования. Для этого предприятия Должны выбрать оптимальную форму реализации своей продукции на внешнем рынке. В мировой практике существуют различные формы организации внешнеторговой деятельности производственных форм или предприятий. Выбор форм этой деятельности зависит от ряда факторов. Прежде всего имеет значение размер самой фирмы, участвующих в Международных экономических отношениях, точнее, масштабы ее производства. Важным фактором является также характер выпускаемой продукции и особенности Международных региональных рынков, на которых она реализуется. Заметное влияние оказывает и уровень развития экспортно-импортных операций, проводимых данным предприятием, т.е. степень его участия в международном разделении труда. Еще одним параметром, определяющим выбор организационной структуры внешнеторговой деятельности предприятия, является специфический метод реализации своих товаров или услуг на внешнем рынке, Принятый руководством данного предприятия. Оно может осуществлять продажи своей продукции по Традиционным экспортным контрактам, по бартерным или иным видам товарообменных сделок и т.д. Кроме названных факторов, на выбор организационных форм внешнеторговой деятельности оказывают воздействие географическая удаленность отдельных внешним рынков, нерегулярное или систематическое присутствие на них, а также специфика проведения там экспортно-импортных операций. Все Многочисленные формы организации внешнеторговой деятельности объединяются в две большие группы. Первую из них образуют то формы, Которые применяют сами производственные компании и предприятия. Во вторую группу входят формы организации внешнеторговой деятельности, применяемые торговыми компаниями и второго посредническими организациями. Рассмотрим отдельно каждую из этих форм. Мелкие и средние предприятия, к которым относятся в том числе и разного рода товарищества, для осуществления внешнеэкономической деятельности, как правило, в своей управленческой структуре открывают небольшой сектор, или так называемые встроенный экспортный отдел. Обычно он состоит из двух-трех сотрудников, занимающихся подготовкой внешнеторговых контрактов, таможенной, кредитной и другой необходимой документации. Собственно же сделки по продаже или купле товаров Указанные предприятия осуществляют через торговых посредников. Такая система развития экспортно-импортных операций лишает возможности мелкие и средние фирмы проводит самостоятельную внешнеторговую политику и обрекает их на зависимое положение от зарубежных партнеров. Крупные организационные формы предприятий — тресты, концерны — имеют для проведения внешнеэкономической деятельности специальный Внешнеторговые аппарат. В нем созданы службы и специализированные органы, Которые выполняют организационные, кредитно-расчетные, транспортные, рекламные, аналитические и другие Внешнеторговые функции. Этот аппарат в зависимости от предприятия-производителя может быть создан в качестве крупного внутрифирменного подразделения или как относительно самостоятельной внешнеторговой фирмы и находится в стране производства или за рубежом. В первом случае Внешнеторговая фирма не обладает правами юридического лица и имущественную ответственность по ее обязательствам перед партнерами по внешнеторговым сделкам несет же предприятие-производитель в пределах стоимости принадлежащего ему имущества. Во втором случае Внешнеторговая фирма получает статус юридического лица с собственным балансом и обслуживает не только учредившее ее предприятие, но и другие фирмы, т.е. превращается фактически во внешнеторговому посредника. Предприятие-учредитель строит свои отношения с созданное им юридически самостоятельной внешнеторговой формой на основе договоров поручения или комиссии. Имея собственный аппарат в виде внешнеторговой фирмы, не обладающей правом юридического лица или со статусом юридического лица, предприятие-учредитель может реализовать свою продукцию на внешнем рынке различными путями. Во-первых, это могут сделать только что Упомянутые Внешнеторговые фирмы, функционирующие в стране действия непосредственного производителя. Во-вторых, предприятие-производитель может реализовать свою продукцию за рубежом через созданный им там какой-либо подконтрольный ему филиал. Действующий на основе тесных агентский отношений филиал оперативно сбывает товары производителя и передает ему информацию о ходе сбыта, в претензии и пожелания покупателей, в возможном изменении спроса на данный товар. В-третьих, крупные промышленные предприятия или объединения осуществляют свои операции на внешнем утрам через дочерние компании. Последние создаются по товарной или географической ориентации и получают юридическую самостоятельность. Это имеет важное значение для производителей, так как перед покупателями отвечают НЕ они, а дочерние компании по своим конкретным обязательствам. Например, многие крупные металлургические концерны создают дочерние сбытовые компании, Которые осуществляют весь комплекс мероприятий по реализации продукции по согласованным ценам. Это ускоряет сбыт продукции концернов, и они сосредоточивают усилия преимущественно на разработке новой технологии изготовления товаров и повышения их качества. Кроме того, дочерние компании обеспечивают своих поставщиков необходимой информацией о состоянии рынков сбыта их продукции. Организация собственного или подконтрольного внешнеторговому аппарата за рубежом требует от предприятий-производителей довольно крупных финансовых расходов. Но эти затраты в конечном счете окупаются довольно быстро и дают большой эффект, позволяя оперативно проник на рынки тот или иной страны, а затем расширить на них сбыт продукции и на долгие сроки закрепил там присутствие своей фирмы. Зарубежные филиалы и дочерние компании промышленных объединений действуют на мировом рынке в качестве оптовых фирм или предприятий розничной торговли, функциональные задачи которых определяются по договоренности с учредителями. Их главная задача сводится к обеспечению продажи товаров и формированию портфеля заказов для промышленных фирм. В частности, они принимают заказы от заграничных потребителей, классифицируют их и отправляют своим производственным патронам. Кроме того, в круг обязанностей филиалов и дочерних компаний входит изучение местного рынка, организация рекламы, информационное обеспечение импортеров, финансовые расчеты с ними, а также послепродажное техническое обслуживание поставляемых на местный рынок машин и оборудования. Организовать собственную зарубежную сбытовую сеть промышленным фирмам не всегда удается при наличии каких-нибудь серьезных экономических или административных препятствий, а также острой конкурентной борьбы на данном рынке. В этом случае промышленные фирмы прибегают к реализации своей продукции через торговую сеть иностранных партнеров или через торговых посредников. Свою специфику реализации товаров на внешнем рынках имеют и разные монополистические объединения. Их Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в разных формах. Одной из этих форм являются картельные соглашения. Участники картелей сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и сами же осуществляют экспортно-импортные операции. Однако их выступление на внешнем рынках происходит на определенных условиях, на согласованных рынках, ценах и сроках реализации своей продукции. В странах создаются для ведения внешнеэкономической деятельности экспортный и импортные картели. Примером экспортного картеля может служит германский картель по цементу, а примером импортных картелей являются канадский картель по сахару и французский — по шерсти. В то же время на базе соглашений между компаниями разных стран возникают международные картели, Которые согласовывают свои действия по более широкому кругу продаваемых и покупаемых товаров. Классическим примером служит нефтяной картель стран ОПЕК, Который контролирует условия продажи нефти на мировых рынках и устанавливает квоты ее добычи в странах-участницах. Хотя сбыт продукции участниками картеля осуществляется на согласованных условиях, но он может происходить в самых различных формах. В частности, члены картеля могут продавать свою продукцию через специализированные экспортный компании, через торговые ассоциации, осуществлять независимый сбыт продукции или какими-то то вторыми путями. Картельные соглашения чаще всего заключаются на короткий срок. По своему содержанию картель не представляет сплоченной организации, и в любое время его условия могут быть нарушены отдельными участниками. Именно об этом свидетельствует история существования нефтяным картеля стран ОПЕК, когда отдельные его члены игнорировали результаты совещаний и значительно превышали установленные квоты добычи нефти. Более прочную юридическую основу, чем картель, имеют синдикаты. Производственные фирмы, являющиеся их участниками, сосредоточивают свои усилия только на производстве. Все же виды внешнеэкономической деятельности — поиск покупателей, определение цен, получение платежей и другие — концентрируются в руках центрального правления синдиката. Организация сбыта произведенной продукции членами синдиката может осуществляться также через торговые ассоциации, через экспортный компании и т.д. В качестве монопольных объединений на мировых рынках помимо картелей и синдикатов могут выступать тресты, комбинаты, концерны и второго рода монополистические объединения. Они создаются на более длительный срок, и в их рамках предприятия решают не только вопросы внешнеэкономического характера, но и связанные с ними проблемы расширения производства товаров и оказания услуг. Договор комиссии на реализацию товараДоговор комиссии на реализацию товара пользуется большой популярностью в деловом обороте: его заключают друг с другом субъекты предпринимательства, да и граждане часто желают сдать вещи на комиссию. В статье далее мы рассмотрим, какие условия рекомендуется включать в такие договоры. Из содержания регулирующих договор комиссии норм (гл. 51 ГК РФ) следует, что его предметом выступает совершение комиссионером одной или нескольких сделок по заданию комитента. При этом из договора должно быть предельно ясно, какие именно сделки должен совершить комиссионер, т. е. нужно обозначить объект сделок. В случае с договором комиссии на реализацию товара это — товар, сдаваемый на реализацию. Конкретизировать сделки можно как в тексте договора, так и в приложениях к нему. Такие приложения должны содержать ссылку на договор и быть подписанными сторонами. Если комитентом является гражданин, а комиссионером — субъект предпринимательской деятельности, то договор должен быть составлен с учетом правил комиссионной торговли, утв. пост. Правительства РФ № 569. В частности, в договорах комиссии с гражданами обязательно указываются состояние товара (изношенность и недостатки), цена и порядок снижения цены. Неконкретизированное условие о сделках не всегда означает, что договор комиссии на реализацию товара не заключен. Сторона, принявшая исполнение либо по-другому подтвердившая действия другой стороны, ограничена в праве требования признания договора незаключенным, если это будет идти вразрез с принципом добросовестности (п. 3 ст. 432 ГК). Например, если комитент принял деньги, вырученные за товар, но вознаграждение не выплатил, и комиссионер обратился по этому поводу в суд, довод первого о незаключенности договора не будет принят судом во внимание. Стороны могут обозначить конкретные сроки совершения комиссионером сделок, но это по общему правилу необязательно. Если такие сроки не установлены, то действует п. 2 ст. 314 ГК: все сделки должны быть совершены комиссионером в срок не более 7 суток с момента получения соответствующего требования от комитента. Правила комиссионной торговли предписывают включать в договоры комиссии на реализацию товара с физлицами условие о сроках продажи товара (причем как до, так и после уценки). Срок действия самого договора устанавливать также необязательно. Если он не указан, то договор действует до исполнения обязательств сторонами (абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК). Ограничение действия договора определенным сроком может быть выгодно для комитента, если нужно исключить односторонний отказ комиссионера, который по общему правилу возможен только в отношении бессрочных контрактов (п. 1 ст. 1004 ГК). Если срок действия договора истек, а комиссионер все еще не исполнил порученное, требовать исполнения комитент уже не вправе (пост. ФАС ЦО № А35-4651/02-С22). Иногда в договорах комиссии имеется раздел с наименованием «Срок действия договора», где по факту устанавливается срок совершения сделок. В таких случаях суд с учетом оценки иных условий договора и поведения сторон может признать договор заключенным на срок до даты исполнения комиссионером обязательств по заключению сделок (пост. 19 ААС по делу № А35-4951/08-С17). В п. 1 ст. 992 ГК сказано, что поручение должно быть исполнено согласно указаниям комитента. Такие указания содержатся в договоре (к примеру, о продаже товара по определенной цене), но могут быть даны комитентом и после его заключения. Рекомендуется в договоре согласовать: 1. Форму (устная или письменная) и способ (телефон, электронная почта и т. д.) направления указаний. Если комиссионер действует как предприниматель, то допускается в текст договора включать условие о возможности отступать от указаний комитента без запроса, но с последующим уведомлением об этом комитента. Кроме того, всегда есть шанс, что комиссионер совершит сделку на условиях более выгодных, чем предполагалось. В таком случае сумма дополнительной выгоды по закону распределяется поровну между сторонами (п. 2 ст. 992 ГК). Однако в договоре можно предусмотреть и иное, например: • вся сумма выгоды остается у комиссионера; Цена договора комиссии выражена в вознаграждении комиссионера, при этом она не является существенным условием. При отсутствии в договоре условия о цене можно рассчитать вознаграждение исходя из обычной рыночной стоимости подобных услуг (п. 3 ст. 424 ГК). Относительно вознаграждения рекомендуется в договоре разрешить вопросы, касающиеся: 1. Его размера или способа определения. Чаще всего вознаграждение устанавливается в процентах от суммы, вырученной за товар, — это выгодно обеим сторонам договора. Причем можно установить различный процент вознаграждения, в зависимости от цены сделки. В договоре комиссии на реализацию товара с гражданами размер вознаграждения, порядок его выплаты, условия и порядок взаиморасчетов должны быть указаны всегда. В ст. 1001 ГК РФ императивно установлена обязанность комитента возмещать расходы комиссионера, которые возникли у последнего в связи с исполнением договора. Причем это могут быть любые расходы: на телефонную связь, электроэнергию, коммунальные услуги и т. д. (пост. ФАС ЦО по делу № А23-2547/05Г-8-108). Обычные расходы комиссионера, т. е. понесенные им на собственную деятельность (не в интересах комитента), возмещению не подлежат. Судами в качестве таковых признаются затраты на аренду офисных помещений, оплату банковских и почтовых услуг, канцтовары, плату за труд (пост. ФАС ВСО по делу № А33-6163). Комитент по умолчанию не обязан возмещать комиссионеру расходы на хранение товара, переданного на реализацию. Иное возможно предусмотреть в договоре. Если такое условие включено в договор с гражданином, то одновременно нужно согласовать и размер возмещения расходов. Так как ГК РФ не устанавливает порядок возмещения расходов комиссионера, желательно определить в договоре: 1. Основание возмещения расходов (например, отчет комиссионера вместе с подтверждающими затраты документами). • ограничить право комиссионера на получение компенсации тех или иных расходов, помимо расходов на хранение (пост. ФАС МО № КГ-А40/7387-03); Основная обязанность комитента (ст. 1000 ГК) — принять исполненное комиссионером (в рассматриваемом нами случае — денежные средства, вырученные от продажи товаров). В договоре следует предусмотреть, каким документом оформляется передача. Кроме того, комитент может дать обязательство негативного характера — не заключать аналогичные (полностью или в части) договоры с другими комиссионерами. Это может быть выгодно комиссионеру для минимизации конкуренции. В договоре следует установить, совершение каких сделок комитент не вправе поручать другим лицам. В случае отмены поручения у комитента появляется обязанность распорядиться имуществом немедленно или в согласованный срок (следует указать его в договоре). Если этого не сделано, комиссионер (п. 3 ст. 1003 ГК) может: • продать товар по наиболее выгодной цене; Обязанность по возмещению комиссионеру расходов подробно была рассмотрена выше. В договор по желанию сторон можно включить любые другие обязанности комитента. Главная обязанность комиссионера состоит в передаче комитенту исполненного (ст. 999 ГК) — то есть денег от реализации товара. В договоре в связи с этим следует предусмотреть: • срок и способ передачи денег; Так как комиссионер должен составить отчет о своей деятельности, в договоре следует определить: • форму и содержание отчета; Также договор комиссии на реализацию товара может предусматривать обязанность комиссионера застраховать товар, переданный на реализацию (по умолчанию он делать этого не обязан). Кроме того, так как до момента продажи товар является собственностью комитента, после завершения договора комиссионер обязан вернуть непроданное. Исключение — удержание товара в счет обеспечения требований комитента (п. 2 ст. 996), поэтому рекомендуется согласовать в договоре сроки и порядок возврата товара комитенту (а в договорах с гражданами-потребителями сделать это надо обязательно). Учет договоров комиссии на реализацию товара ведется на субсчетах к счету 76. Для примера приведем проводки, которые делаются комиссионером при продаже товара: Источник |