Искушать себя что значит

Содержание
  1. Искушение
  2. Если чело­век согре­шает по иску­ше­нии его Богом, то не сле­дует ли из этого, что Бог явля­ется При­чи­ной греха?
  3. Что озна­чает в молитве Гос­под­ней «Отче наш» про­ше­ние “и не введи нас во иску­ше­ние”?
  4. Что значит искушать: 2 значения — подвергнуть испытанию или проверить ценность
  5. Искушение дает нам возможность сделать выбор в сторону добра
  6. Бог никогда не посылает искушений больше наших сил
  7. Попуская искушения, Господь не оставит нас без Своей помощи
  8. Не искушенный человек, в момент испытания нуждается в духовной и моральной поддержке
  9. В словах молитвы Господней «…и не введи нас во искушение» нет противоречий
  10. Церковь через таинства дает нам помощь в прохождении искушений
  11. При грамотном взгляде на посылаемые искушения мы сможем победить их
  12. Значение слова «искушение»: что это такое в православии, как не поддаться искушению
  13. Что такое искушение
  14. Происхождение слова
  15. Значение понятия
  16. Упоминания в Библии
  17. Виды искушений
  18. Материальные блага
  19. Соблазны и греховные удовольствия
  20. Испытания Господа
  21. Влияние на человека
  22. Почему люди соблазняются
  23. Историческая справка
  24. Особенности психики и характера
  25. Как бороться с искушениями
  26. Видео о том, как бороться с соблазном

Искушение

Искуше́ние (с цер­ков­но­сла­вян­ского языка пере­во­дится как «испы­та­ние»):
1) соблазн;
2) дей­ствие Божье, направ­лен­ное на испы­та­ние чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния, духовно-нрав­ствен­ного рас­по­ло­же­ния ( Быт.22:1 );
3) внеш­ний повод, про­во­ка­ция падших духов или людей, име­ю­щее целью рас­по­ло­жить чело­века ко греху;
4) дей­ствие чело­века, направ­лен­ное против дру­гого чело­века с целью выка­зать его в невы­год­ном свете ( Мк.10:2 );
5) внут­рен­ний помысл, мысль или жела­ние, под­тал­ки­ва­ю­щие чело­века ко греху;
6) испы­та­ние дол­го­тер­пе­ния Божия со сто­роны чело­века ( Исх.17:2 ).

Если чело­век согре­шает по иску­ше­нии его Богом, то не сле­дует ли из этого, что Бог явля­ется При­чи­ной греха?

Несмотря на то, что Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит ука­за­ния на факты иску­ше­ний пра­вед­ни­ков Гос­по­дом, таких, напри­мер, как иску­ше­ние Авра­ама ( Быт.22:1 ), иску­ше­ние всего Изра­иль­ского народа ( Суд.3:1-4 ), Бог нико­гда никого не иску­шал и не иску­шает с той целью, чтобы скло­нить ко греху ( Иак.1:13 ).

Читайте также:  Что значит моя фамилия золотарева

Напро­тив, исполь­зуя иску­ше­ние для того, чтобы поста­вить людей перед воз­мож­но­стью или даже необ­хо­ди­мо­стью нрав­ствен­ного выбора, Гос­подь это делает исклю­чи­тельно из сооб­ра­же­ний добра, в част­но­сти для того, чтобы выявить, будут ли они дер­жаться Его путей ( Суд.2:22 ), любят ли они Его от всей души, от всего сердца ( Втор.13:3 ). При этом Бог нико­гда не накла­ды­вает на чело­века бре­мени боль­шего, чем тот сможет выне­сти.

Так, иску­ше­ние Авра­ама обна­ру­жило искрен­ность его веры, жерт­вен­ность, рев­ность о Гос­поде. Вера пат­ри­арха была вме­нена ему в пра­вед­ность ( Гал.3:6 ). Долж­ное, бого­угод­ное отно­ше­ние Авра­аму к иску­ше­нию спо­соб­ство­вало низ­ве­де­нию бла­го­сло­ве­ний не только на него самого, но и на его потом­ков, на его род ( Быт.22:16-18 ).

Однако часто бывает и по-дру­гому. Нередко слу­ча­ется, что люди, иску­ша­е­мые Богом, не желают сле­до­вать Его тре­бо­ва­ниям, дей­ствуют вопреки голосу сове­сти, исполь­зуя предо­став­лен­ную им свыше воз­мож­ность для нрав­ствен­ного выбора не во благо, а на зло.

Так, иску­шая Изра­иль­ский народ ( Суд.3:1-4 ), Гос­подь попу­стил, чтобы на тер­ри­то­рии Обе­то­ван­ной земли вместе с сынами Изра­иля жили и язы­че­ские народы. Такое Боже­ствен­ное опре­де­ле­ние дало народу Завета допол­ни­тель­ную воз­мож­ность про­явить вер­ность Еди­ному Богу, утвер­диться в истин­ной вере, воз­расти в свя­то­сти, доб­ро­де­тели. Кроме того, пример их послу­ша­ния Богу мог бы бла­го­творно ска­заться и на языч­ни­ках.

Вместо этого Изра­иль­тяне укло­ни­лись от веры и сами стали пере­ни­мать язы­че­ские культы, обряды, тра­ди­ции, стро­ить идоль­ские капища, жерт­вен­ники. В силу непо­слу­ша­ния они всё больше и больше отда­ля­лись от Бога, пере­пол­няя чашу Его свя­щен­ного гнева.

Для того, чтобы вра­зу­мить Свой народ, Гос­подь посы­лал к ним судей, про­ро­ков. Но по упрям­ству и жесто­ко­сер­дию этот народ, в основ­ной своей массе, неохотно при­слу­ши­вался к Божьим послан­ни­кам. В резуль­тате, со вре­ме­нем он был раз­де­лен, пленен и рас­сеян.

Боль­шим иску­ше­нием для многих, как это ни странно, стало Бла­го­ве­стие Христа. Ведь и оно тре­бо­вало от чело­века выбора: после­до­вать за Спа­си­те­лем или отверг­нуть Его ( 1Кор.1:23 ). В этом отно­ше­нии Гос­подь ещё во вре­мена Вет­хого Завета был назван, камнем пре­ткно­ве­ния, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жите­лей Иеру­са­лима ( Ис.8:14 ).

Что озна­чает в молитве Гос­под­ней «Отче наш» про­ше­ние “и не введи нас во иску­ше­ние”?

Свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский так отве­чает на этот вопрос: «Неужели Гос­подь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть иску­ша­е­мыми? Как же ска­зано в другом месте: «кто не был иску­шен, тот мало знает» ( Сир.34:10 ), — и еще: «с вели­кою радо­стью при­ни­майте, братия мои, когда впа­да­ете в раз­лич­ные иску­ше­ния» ( Иак.1:2 ) — Но, может быть, войти в иску­ше­ние зна­чить погряз­нуть в иску­ше­нии? Ибо иску­ше­ние как бы подобно неко­ему потоку, через кото­рый трудно перейти. Посему одни, не погря­зая в иску­ше­ниях, минуют их, как бы сде­лав­шись некими искус­ными плов­цами, и ни мало не увле­ка­ясь ими. А другие не таковы, – входят и погря­зают. Как, напри­мер, Иуда, вошедши в иску­ше­ние среб­ро­лю­бия, не пере­плыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в иску­ше­ние отре­че­ния, но, вошедши не погряз, а муже­ственно пере­плыв пучину, изба­вился от иску­ше­ния. Послу­шай еще, как в другом месте лик дошед­ших до совер­шен­ства святых бла­го­да­рит за избав­ле­ние от иску­ше­ния: «Ты испы­тал нас, Боже, пере­пла­вил нас, как пере­плав­ляют серебро. Ты ввел нас в сеть, поло­жил скорби на хребте нашем, поса­дил чело­века на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» ( Пс.65:10–12 ). Видишь, с каким дерз­но­ве­нием гово­рят, что пере­шли иску­ше­ния и не изне­могли. Ска­зано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит изба­виться от иску­ше­ния».

Иску­ше­ние – это пред­ло­же­ние совер­шить грех. Оно может прийти на мыс­лен­ном уровне, в чув­ствен­ной сфере, на вполне мате­ри­аль­ном плане, когда кто-то кон­кретно иску­шает… Но ты можешь совер­шить грех, а можешь его и не совер­шать.
про­то­и­е­рей Игорь Филин

Кто совер­шит дело, угод­ное Богу, того непре­менно постиг­нет иску­ше­ние; ибо вся­кому доб­рому делу или пред­ше­ствует, или после­дует иску­ше­ние, да и то, что дела­ется ради Бога, не может быть твёр­дым, если не будет испы­тано иску­ше­нием.
Как за телами сле­дуют тени, так и за испол­не­нием запо­ве­дей – иску­ше­ния, ибо никто, сказал Вели­кий Анто­ний, не войдет в Цар­ство Небес­ное без иску­ше­ний. Итак, не удив­ляйся, сын мой, что, забо­тясь о спа­се­нии своём, ты встре­ча­ешь иску­ше­ния и скорби. Но терпи без сму­ще­ния и молись, бла­го­даря, что ты, за испол­не­ние запо­веди, спо­доб­ля­ешься быть в иску­ше­нии, для обу­че­ния и испы­та­ния души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время иску­ше­ния вни­ма­ние и тер­пе­ние.
прп. авва Доро­фей

Плод иску­ше­ния — само­по­зна­ние: “А вот здесь, ока­зы­ва­ется, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не пони­маю”. И всё это узна­ётся для того, чтобы дея­тельно исправ­ляться.
прот. Андрей Ткачев

По мере воцер­ко­в­ле­ния кажется, что избав­ле­ние от внеш­них обсто­я­тельств сможет корен­ным обра­зом изме­нить жизнь. Увы, на месте одних внеш­них причин неза­мед­ли­тельно появ­ля­ются другие. По мере духов­ного роста при­хо­дит осо­зна­ние, что глав­ные наши враги – внутри нас, это тще­сла­вие, раз­дра­жи­тель­ность, сует­ли­вость, осуж­де­ние и т.п., а внеш­ние труд­но­сти лишь выяв­ляют их.

Источник

Что значит искушать: 2 значения — подвергнуть испытанию или проверить ценность

Если рассуждать о том, что значит искушать, можем узнать что греческое слово «пейрадзо» — искушать имеет два значения «подвергнуть испытанию» и «проверить ценность кого-то или чего-то».

По сути, искушение — это ситуация, в которой человеку доводится, испытав свою волю, непринужденно выбрать сторону добра или зла.

Искушение дает нам возможность сделать выбор в сторону добра

Может прозвучать странно, но искушение — это одна из главнейших ценностей бытия православного христианина. Искушение — это своего рода проверка, посредством которой исполняется Промысел Божий. Без этих испытаний человек не сможет двигаться к святости, у него не будет стимула для своего развития. Получается, что без искушения христианин и шагу ступить не может.

Конечно, первое искушение, которое произошло в раю, растлило наших прародителей и разорвало связь с Богом, но, по словам отцов Церкви, лишь так человек из неведения смог приобрести осознанность, свободно выбрать истинное и отвергнуть лукавое, стать праведником.

Искушение непосредственно соединено со злом, которое преследует нас всюду. Из текстов Священного Писания христиане точно знают, что Бог зло и смерть не создавал. И Он не рад погибели нечестивого. Господь сам никого не искушает, но испытывает человека этой злой силой, чтобы он преодолел искушение и стал подобным Христу, который постясь в пустыне сорок дней, трижды отверг искушение сатаны и утвердил истину жизни.

В Раю сатана совратил первых людей, смог ввести их в грех. Человек сделался пленником смерти, но сохранил возможность при помощи покаяния и непрестанного преодоления искушений снова обрести потерянную связь с Творцом и победить диавола.

Поразительно, но сам сатана стал орудием Бога. Господь начал использовать врага, чтобы человек преодолевал его наветы, мог возрастать и совершенствоваться как христианин и совершить полную победу правды над суетным существованием во времени.

Бог никогда не посылает искушений больше наших сил

Какие бы искушения не приходили в нашу жизнь, в них всегда будет присутствовать милость Божия, потому, что все происходит по Его Промыслу. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что Господь не попустит испытаний, если из них не выйдет ничего хорошего.

Только увидев, что-то доброе, что может произойти, будет более чем зло, Бог попускает диаволу совершать его дело. Об этом же говорит нам апостол Павел:

«вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести»

Попуская искушения, Господь не оставит нас без Своей помощи

Если к нам приходит искушение, его нужно принять, с надеждой что Господь не оставит нас без Своей поддержки и помощи. Но искать искушений по своей воле нельзя. Святитель Василий Великий говорил: «не нужно самому бросаться в искушения раньше времени, пока Бог не попустил их, а наоборот, нужно молиться, чтобы в искушение не впасть». Если человек своеволен, то искушение ему только во вред и на погибель, а если смирен и ищет только волю Божию, такому и зло во благо.

Святой Василий Великий говорил, что не нужно искать для себя искушений, пока Господь не попустил их, а наоборот нужно молиться, чтобы их избежать

Искушения полезны, но одновременно и страшны для людей. Жизнь современного человека полна искушений, это: высокая скорость на дороге, лихачество, самонадеянность и множество других. Православному христианину все их нужно пресечь словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». К большому сожалению, люди сейчас все чаще погибают от излишней самоуверенности и бахвальства. В них нет страха Божия и это главная причина их гибели. Когда человек станет ценить жизнь как дар Господень, он спасёт и себя и ближнего.

Не искушенный человек, в момент испытания нуждается в духовной и моральной поддержке

Испытывая искушение, человек нуждается в нашей поддержке. Тут очень важно чтобы Церковь, его родные и близкие молитвенно, морально и духовно поддержали его в этом не простом испытании. В этом и состоит двойственная природа искушения. Оно, с одной стороны помогает человеку возрастать духовно, а с другой требует полностью вверить себя Богу и уповать на Его помощь, без которой можно не справиться с испытанием и позволить диаволу восторжествовать на собой.

Поэтому человеку ни в коем случае нельзя искушать судьбу и Бога и специально искать для себя искушений. Василий Великий так писал об этом: «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Еще в VII веке Исаак Сирин говорил: «Молись, чтобы не войти во искушение прежде всего касательно веры твоей». В этом наставлении святой предупреждает, что цель дьявола – поколебать нашу веру. И нам нужно помнить о Божьем присутствии и о том, что все испытания в нашей жизни не случайны. Нельзя относиться к подобным испытаниям с эгоистической позиции: раздражаться, роптать, досадовать. Такие искушенные, впавшие в эгоизм становятся еще более уязвимыми.

В словах молитвы Господней «…и не введи нас во искушение» нет противоречий

Многие, только пришедшие в Церковь, усматривают противоречие в словах «и не введи нас во искушение». Они считают, что эти слова свидетельствуют о том, что искушает Господь. Но Бог использует искушение только для духовного возрастания человека и без Его помощи, человека просто «раздавит» тяжесть подобного испытания.

Преподобный Иоанн Кассиан об этих словах в молитве «Отче наш» говорит следующее: «Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении».

Церковь через таинства дает нам помощь в прохождении искушений

Церковь помогает ослабленным искушениями верующим получить помощь. Огромная поддержка человеку в такой момент — это таинства. Наставления батюшки, таинства исповеди и Причастие Святых Христовы Тайн помогает человеку укрепиться и противостоять искушению.

Через таинства сам Господь невидимо укрепляет верующего, а через Святое Причастие освящается подвиг такого верного, чтоб он не страдал. Так Церковь помогает человеку стать истинным воином Христовым.

Через Святое Причастие сам Господь невидимо помогает укрепиться верующему и противостоять искушению

При грамотном взгляде на посылаемые искушения мы сможем победить их

  1. Нам нужно преодолеть маловерие и отчаяние. И перестать надеяться на себя.
  2. Новые искушения, которые неминуемо настигнут нас после прохождения первых — это нерадивость, самооправдание и теплохладность. Необходимо не казаться, но стать настоящим христианином.
  3. Нам кажется, что мы благополучно сражаемся со своими греховными страстями. Но, размышляя так, подвергаем себя еще одному искушению диавола, мощному и лукавому — испытанию гордостью.
  4. Идя по пути самосовершенствования, всякому надлежит страшиться тщеславия. Если мы подумаем о себе, что добрались уже до каких-либо духовных вершин, сделались более праведными, то тем самым подвергаем себя очередному падению.

Мы находимся только в начале пути ко спасению, но должны знать куда нужно двигаться и что делать. Для этого с осторожностью, без фанатизма и самосожаления, шаг за шагом следовать по дороге духовного восхождения, чтобы в итоге достичь единения с нашим Творцом.

Источник

Значение слова «искушение»: что это такое в православии, как не поддаться искушению

Человек — существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.

Что такое искушение

Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.

Происхождение слова

Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».

Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.

Значение понятия

По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.

Также одной из тем этого определения по толкованию Д. Н. Ушакова является «действие от глагола искусить», значит , оно сохраняет за собой семантику испытания. Несомненно, так мы тоже выражаемся в своей повседневной жизни.

Но есть такие понятия, как искушенный зритель и искушенный человек . Обозначают они опытного человека, который многое повидал в жизни, и которого сложно чем-либо удивить. Значение этого слова претерпело некоторые изменения, но все же изначально употребление этого понятия было связано с библейскими сюжетами.

Упоминания в Библии

Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.

Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.

Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.

Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.

Как видим, со временем библейская семантика утратилась, и это слово перестало указывать на испытание конкретно в православии , теперь оно обозначает просто испытание человека в чем-либо.

Виды искушений

У каждого — свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все — своего рода испытания.

Материальные блага

Конечно, в первую очередь — это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто — не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами — на что только не толкает людей жажда денег.

Соблазны и греховные удовольствия

Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).

И все это — соблазнения дьявола, которым люди поддались. Зависть ближнему, измена и предательство, плотские удовольствия, нарушения Божьих заповедей — большие соблазны, которые всегда противоречили христианской морали, да и этическим нормам в принципе.

Испытания Господа

Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.

Вот эти испытания:

  1. Голод. Сатана предложил Христу превратить камни в хлебы, на что Христос ответил: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
  2. Гордыня, когда нечистый сказал, чтобы Христос прыгнул со скалы, и Ангелы поймали его. Вот каков был ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
  3. Вера. Сатана предложил Христу власть над всем земным, если тот поклонится ему, но Христос был также непоколебим.

Влияние на человека

Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.

Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.

Почему люди соблазняются

Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

Историческая справка

Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

Особенности психики и характера

Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.

Как бороться с искушениями

Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.

Вот несколько пунктов, которые, как объясняют священники , помогут людям не поддаться искушению :

  • нужно иметь твердую веру и принципы;
  • если вы верующий, то в трудную минуту искренне помолитесь, и тогда Бог поможет перебороть в себе это чувство;
  • будьте занятым и целеустремленным, тогда работа и любимое дело будут отвлекать вас от греховных мыслей;
  • в момент, когда готовы сорваться, представьте, что будет после того, как это сделаете, визуализируйте момент раскаяния, тогда будет легче отказаться от соблазна;
  • старайтесь чаще помогать ближним и защищайте слабых — это разовьет чувство милосердия и добра;
  • и самое главное — никогда не сомневайтесь в себе и своих силах.

Видео о том, как бороться с соблазном

Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.

Источник

Оцените статью