Иррационализм что это значит

Иррационализм

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира [1] [2] . Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

Содержание

Характеристика

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

Иррационализм как элемент философских систем

Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.

Читайте также:  Что значит разблокировать этот айфон

Влияние иррационализма на научные исследования

Философский иррационализм ориентирован [источник не указан 991 день] с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание и т. д. Но именно иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания, которые были обделены вниманием со стороны не только рационалистов, но и остались нерассмотренными во многих философских системах эмпиризма.

Исследователи впоследствии часто отвергали свои иррационалистические формулировки, но многие серьёзные теоретические проблемы переходили в новые формы исследований: такие как, например, исследование креативности и процесса творчества.

Условия возникновения идей иррационализма

Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.

Виды философского иррационализма

Предшественниками иррационализма в философии были Ф. Г. Якоби, и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия откровения (1843) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления».

Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом).

Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика — рациональный способ познания категорий бытия и небытия, можно мыслить (насколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогичных методах.

Иррационализм в современных философских системах

Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.

Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности тесно связан с проблемой рациональности. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве сохранялось за Разумом. Дело в том, какое место по отношению к Разуму и к духовным ценностям человека занимает иррациональное . [3] .

Субрациональные области в иррационализме

Под субрациональными сферами иррациональных субъективно-идеалистических мировоззрений можно понимать, к примеру, такие понятия как:

Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений

К трансрациональным областям в объективно-идеалистических мировоззрениях могут относиться следующие классы понятий:

  • идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)
  • понятия единого, первопричины, которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.
  • экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)

Арациональные воззрения в иррационализме

Философские системы, которые противопоставляют себя рационализму, не всегда являются антирационалистическими. Они могут характеризоваться как арационалистические в том случае, если утверждается, что формы познания являются чем-то иным, нежели разум и рассудок (подобно «просветлению экзистенции» («Existenzerhellung») у К. Ясперса), никак не соотносятся с последними и не могут быть сведены к ним.

Философский иррационализм объявляет недоступные объективному рациональному анализу области истинно творческим началом (например, жизнь, инстинкт, воля, душа) и противопоставляет их механицизму мёртвой природы или абстрактного духа (к примеру élan vital (жизненный порыв) у Бергсона, Wille zur Macht (воля к власти) у Ницше, Erlebnis (переживание) у Дильтея и т. д.).

Иррационализм в современных теориях и программах

В социологическом и культурологическом отношении иррационалистические воззрения часто настроены против социальных и культурных инноваций, которые воспринимаются как распространяющаяся власть науки и техники и, тем самым, утверждение просветительско-рационалистических духовных ценностей в культуре. Сторонники иррационализма считают это признаком упадка подлинно творческого культурного начала (как, например, О. Шпенглер в работе «Закат Европы»). В Германии, к примеру, иррационализм в области политических теорий и программ обрёл свои наиболее реакционные формы в так называемом младоконсерватизме и националсоциализме. Эти теории отрицают ту точку зрения, что социальная общность является саморегулирующимся посредством общественных законов коллективом. Декларируется, что общество основывается на мистически-шовинистической или расовой культуре.

Сторонники иррационализма Я. Бёме, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр полагают, что в основе наблюдаемого рационального мира лежит иррациональное начало.

Источник

Значение слова «иррационализм»

ИРРАЦИОНАЛИ́ЗМ, -а, м. Идеалистическое течение в философии, признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т. д. как основу познания.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

ИРРАЦИОНАЛИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (филос.). 1. Философское направление, считающее, что в основе всех явлений действительности лежит иррациональное начало. 2. В гносеологии — воззрение, утверждающее, что рассудок не способен познать действительность в ее целом.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

иррационали́зм

1. философская концепция или учение, ограничивающие или отрицающие роль разума в постижении мира

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: позывной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Иррационализм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Иррационализм – философское направление, позиционирующее себя как реакцию на век Просвещения. Истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов философского познания – природы, Бога, сознания.

В ответ на господствующее рациональное мировоззрение, иррационализм утверждает, что бытие содержит в себе неразумное, хаотичное начало.

Жизнь — это нечто непознаваемое, то, что принципиально недоступно человеческому разуму.

Представители этого учения ставили перед собой задачу с помощью сил жизни противостоять пафосу рационального познания. Критический подход к разуму послужил развитию нового этапа в развитии философского знания: выявлялись критерии и возможности рационального мышления.

Иррациональный стиль позания носит ярко выраженный мистический характер.

Это вера в то, что существуют силы, не подвластные логическому анализу. Критикуя скудость рационализма, он способствовал углублению понятий «сознание», «личность», «знание».

Таким образом, иррационализм – это шаг от привычного пути исследования, поиск других возможностей познания. Начинают формироваться конкурирующие с «классической» философией новые идеи и концепции.

Их творцами выступали О. С. Къеркегор, Э. Шопеншгауэр, Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее , Дильтей По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Дильтей и Бергсон подробнее , Шпенглер, Бергсон.

Готовые работы на аналогичную тему

Иррационализму характерны:

  • Примат индивидуальной жизни человека над общественной
  • Отход от идеи разумного человека, приоритет познания при помощи чувств, интуиции, созерцания, озарения.
  • Отрицание единых моральных законов

Иррационализм проявил себя в следующих течениях:

  • философия жизни
  • философия воли
  • экзистенциализм

Самый значительный вклад в развитие иррационализма внес А. Шопенгауэр в своем труде «Мир как воля и представление». В нем он обосновывает свою позицию о мире и воле.

Миром правит всеобщая Воля. Она проявляет себя везде через инстинкты, она алогична, бесцельна, бессистемна, едина, безгранична. Воля — бессознательная мотивация. Разум – вторичная реакция, которая не соотносится с этим миром. Воля подталкивает нас жить. Человек – её марионетка. Он не вправе задавать вопросы о смысле своей жизни. Мир наполнен страданиями. Цели человека- не мировые цели. Утверждая цели, человек идёт не тем путём. Это бесцельное, бессмысленное действие. Достигнутая цель открывает огромное количество возбуждающих целей. Человек не исследует себя, а выполняет цели. Нужно действовать вопреки воле. Воля к смерти. Стремление утвердить в себе человеческое, умертвить волю.

Человек – случайное, бесцельное действие воли. Я – не значим. Мир – воля, не приемлет меня. Но это не вражда. У воли нет цели. Мир равнодушен. Человеку нужно просто жить, действовать, вопреки воле выстроить собственный мир, своё предназначение. Этим будет характеризоваться свобода. Эти представления порождают ноуменальный мир представлений. Жизнь – это сон. Мир как представление – иллюзия. Это не подвластно нашему познанию. Воля не заинтересована ни в чем. Она заинтересована сама в себе. Это воля к жизни. Вся энергия тратиться для самоутверждения в таком виде, в каком она есть.

Но есть возможность выхода из величайшего заблуждения. Смотреть на мир нужно другими глазами. Гений в состоянии отрешиться от жизни, сверхъинтуитивным способом проникнуть в сущность, волю. Нет подчинения закону остаточного основания.

В отличие от Шопенгауэра Ницше По данной теме мы уже выполнили эссе Послегегелевская философия: Шопенгауэр и Ницше подробнее исходит из обширного спектра понятий о воле.

«Воля» у Ницше представляется конкретнее, а именно как воля к власти. Он настаивает на необходимости укрепить волю, отсюда критика Шопенгауэра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Шопенгауэра подробнее за его стремление успокоить последнюю. Ключевая идея философии Ницше – это стремление не к небытию, а к полноте жизни через становление и «вечное возвращение».

Современный иррационализм представлен постмодернизмом, который критикует разум за то, что, создавая все новые социальные структуры и культурные формы, он «стандартизирует» человека, лишая его уникального своеобразия.

Источник

Оцените статью