- Иов что это значит
- Оглавление
- Временная канва [↑]
- Страдания Иова [↑]
- «Праведник, которому плохо» и «злодей, которому хорошо» [↑]
- Почему страдал Иов [↑]
- «И отвечал Г-сподь Иову из бури и сказал…» [↑]
- Иов становится пророком [↑]
- Праведный Иов: тайна страдания праведника
- Значение слова иов
- Православный именослов. Справочник по именам и именинам
- Культурология. Словарь-справочник
- Библейская энциклопедия арх. Никифора
- Православие. Словарь-справочник
- Энциклопедия иудаизма
- Библейский Словарь к русской канонической Библии
- Православный энциклопедический словарь
- Москва. Энциклопедический справочник
Иов что это значит
Иов (Йов) — герой книги Иова, одной из книг ТаНаХа. Согласно традиции, Иов был мудрецом и праведником своего поколения, проживавшим в земле Уц. Вс-вышний послал ему множество великих страданий, и он с достоинством их вынес, за что был щедро вознагражден.
Оглавление
Временная канва [↑]
О времени жизни Иова и о том, был он евреем или нет, существуют разные взгляды (в Талмуде, Бава Батра 15): возможно, события, описанные в книге Иова, происходили, когда евреи были в Египте; или — ещё раньше, во времена Яакова; высказывается предположение, что Иов жил во времена царя Давида.
Раши пишет, что Иов жил в тот период, когда евреи находились в египетском рабстве, и многолюдные похороны, так поразившие разведчиков (см. глава «Шлах»), были похоронами Иова. Тора «намекает», что, пока Иов был жив, его заслуги защищали Кнаан от врагов.
Страдания Иова [↑]
Был Иов несметно богат, при этом «непорочен, справедлив и Б-гобоязнен, и удалился от зла». У него была жена и десять детей. И вдруг, казалось бы, неожиданно на Иова начинают одно за другим сыпаться несчастья: за несколько часов лишился он всего своего имущества, потерял своих детей и здоровье. Даже жена не поддержала его в бедах, обрушившихся на него, и посоветовала ему умереть, произнесши перед тем хулу на Бога.
Трое друзей Иова: Элифаз из Темана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы, прослышавшие о его несчастьях, приходят к нему, чтобы пожалеть и утешить его, но затем, усугубляя страдания Иова, вместо утешения, обрушивают на него слова осуждения и упреков в том, что своими грехами он заслужил все эти беды.
Б-г как будто бы отвернулся от Иова и долгое время не отвечал ему и не приходил ему на помощь. Иов пострадал материально и душевно, физически и духовно.
«Праведник, которому плохо» и «злодей, которому хорошо» [↑]
В книге Иов разбирается очень глубокий вопрос: почему мы видим в жизни ситуации, когда, говоря словами Талмуда, цадик вэ-ра ло — праведник, и ему плохо, раша вэ-тов ло — злодей, и ему хорошо?
Вопрос, почему иногда праведники страдают, а злодеи процветают, занимал наших мудрецов с древних времен. На самом деле, он занимал уже самого Иова, который хорошо понимал, что постичь все замыслы Вс-вышнего для простого смертного невозможно.
Некоторые аспекты этой темы частично описываются следующим образом. С праведников на Небесах спрашивается строже, чем с обычных людей. Чем выше уровень возможностей человека, тем больше от него ожидается. Предание говорит нам, что праведники получают наказание не только за совершение неправильных действий или за уклонение от необходимых действий, но и за «недостаточность» тех качеств, которые они должны были развить в себе. Поэтому то, что для обычного человека не является грехом, даже слабостью, — для праведника может оказаться тяжелым проступком.
Почему страдал Иов [↑]
Книга כור לזהב перечисляет двенадцать причин, по которым Иова постигли несчастья. Вот некоторые из них.
В трактате Сота (11а) рассказывается: когда Фараон хотел решить «еврейский вопрос», он созвал на совет самых крупных мудрецов. В совете участвовали Билам, Итро и Иов. Билам советовал Фараону, как лучше всего замучить евреев, Итро сбежал, услышав про планы Фараона, а Иов просто промолчал. Талмуд рассказывает нам, что произошло с каждым из них в дальнейшем. Билама зарубили как собаку (Бемидбар 31:8), на долю Иова выпали страшные мучения, а потомки Итро удостоились сидеть в верховном раввинском суде в Храме.
Все эти трое мудрецов обладали огромным духовным потенциалом. Об Иове сказано, что он был праведником, но своим молчанием проявил равнодушие, и, находясь на определённом духовном уровне, не пытался продолжать движение вперед.
Дети Иова каждый день устраивали большой приём, и каждое утро Иов приносил жертвуола. В книге Зоар(2 часть 34а и 181 б) написано, что в этом была одна из причин его страданий. Жертвоприношение ола, которое сжигается полностью, означает отделение физического от духовного. Вместо того чтобы принести шломим и участвовать в мясной трапезе (что является частью жертвоприношения), то есть внести духовность и в физические аспекты своего существования, Иов предпочитал наслаждаться своим необычайным богатством и «откупаться» постоянными жертвами от возможных неприятностей.
Написано также, что Иов пытался сравняться с Авраамом и тоже принимал гостей. Однако, в отличие от Авраама, он не искал специально нуждающихся в гостеприимстве. Он был готов принять любого, кто сам придет к нему. В этом проявляется человек, который достиг очень многого, почувствовал, что удовлетворён достигнутым, и остановился. Вс-вышний не хотел, чтобы Иов останавливался.
Страдания Иова были нужны для того, чтобы ослабить его связь с материальным и таким образом дать ему возможность ещё больше приблизиться к духовному, помочь ему полностью реализовать свой огромный потенциал. Кроме того, Иов, который сравнивал себя с Авраамом, теперь тоже получил возможность выдержать испытания, как Авраам, и «доказать себя» на деле.
«И отвечал Г-сподь Иову из бури и сказал…» [↑]
Долго ждал Иов, когда же Вс-вышний повернет к нему Свое лицо, и вот наконец он слышит голос Г-спода, который выразительно и лирично описывает, что́ значит быть ответственным за весь мир, и риторически вопрошает Иова, имел ли тот когда-либо подобный божественный опыт. Понимает ли он, что́ значит отвечать за весь мир? «Будет ли спорить со Всемогущим укоряющий (Его)? Обличающий Б-га пусть ответит на это». Иов признаёт свою ничтожность, и просит Г-спода его простить.
Иов становится пророком [↑]
Объясняет раби Авраам Ибн-Эзра, что Иов получил пророческий дар только благодаря страданиям, которые выпали на его долю. Иов удостоился увидеть Вс-вышнего: «(Лишь) слухом я слышал о Тебе; ныне же око мое увидело Тебя». После того, как Иов помолился за своих друзей, Г-сподь вернул ему все потерянное имущество, увеличив его вдвое, и все родные, отвернувшиеся от него, пришли к нему в дом. У Иова родились еще десять детей, «И умер Иов старцем, насытясь днями». Круговорот жизни Иова намекает на изначальное благо от Творца и конечное — в избавлении и исправлении!
Источник
Праведный Иов: тайна страдания праведника
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до пророка Моисея. Родиной его была земля Уц, находившаяся на краю сирийско-аравийской пустыни. Уклад жизни, который запечатлелся в его книге, — патриархальный. Нет упоминаний ни о храме, ни о священстве. Иов сам совершает жертвоприношения (см.: Иов 1, 5). Таков был порядок в патриархальный период библейской истории: поскольку еще не было специально поставленных священников, жертвы приносил глава семьи. Иов был известен на всем Востоке. Древняя монета кесита, о которой говорится в последней главе книги, упоминается только в книге Бытия (см.: 33, 19). Характеру патриархального времени соответствует и описанная в книге Иова простота общественных отношений.
Иов был необыкновенно богат и знаменит более всех сынов Востока (см.: Иов 1, 3). Он был счастлив в семье, имея семь сыновей и трех дочерей. Нравственная жизнь его была безупречна. Сам Господь говорит, что он непорочен, справедлив и богобоязнен, чужд всякого порока (Иов 1, 8). Завидуя его счастью, сатана стал утверждать пред лицом Господа, что Иов богобоязнен и праведен не искренне, а только благодаря своему жизненному благополучию. Сатана этим утверждением не только клевещет на Иова, но и пытается поставить под сомнение Божественную справедливость. Чтобы открыть людям великие добродетели Иова и показать ложь сатаны, Бог позволил ему навести на праведника великие бедствия. Сначала он лишился своих многочисленных стад. Потом большой ветер пришел из пустыни и разрушил дом, в котором находились его дети. Все они погибли. Только один спасся. Праведник в знак скорби разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову, пал на землю и поклонился Господу.
После этого сатана поразил все тело Иова жестокой проказой от ступней ног его до темени. Но Иов остался верен Богу. Пришли к нему друзья. Семь дней они молчали, а потом стали утешать его. Они говорили Иову, что Бог всегда праведен и наказывает грешников. Трое друзей призывали Иова покаяться в тайном грехе, из-за которого страдает. Они руководствовались общепринятым ветхозаветным представлением, что страдания посылаются за грехи. Их речи усиливали душевную боль Иова. Четвертый собеседник, Елиуй, хранивший молчание, говорит о наказании за грех с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь поступком, но в силу общей испорченности человеческой природы (см.: Иов 36, 7–10). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость. Иов, хотя и не знал причины своих страданий, отвечая друзьям, настойчиво говорит о своей невиновности. Он вопрошает Бога о причинах постигших его бедствий и просит суда (см.: Иов 13, 22–24).
Елиуй умолк. Поднялась буря, и раздался голос Бога. Господь являет впечатляющие свидетельства Своего величия, всемогущества и премудрости. Иов признает себя неправым, но раскаивается не в нарушении заповедей — он их не нарушал, — а в том, что заблуждался в отношении к нему Бога. Для постижения Его всеблагости и премудрости недостаточно одного лишь разума. Необходим опыт богообщения. Реальное явление Бога приносит страдальцу мир и просветление: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42, 5–6).
Сатана был посрамлен. Господь Бог не только исцелил страдальца от жестокой болезни — Он дал ему вдвое больше того, что тот имел. Иов родил семь сыновей и трех дочерей, прожил еще сто сорок лет и умер, имея многочисленное потомство.
Книга Иова — шедевр библейской поэзии. Однако ее главное величие заключается в богословском содержании. Тайна страданий праведника открыта в Новом Завете. Страдания Иова — прообраз величайшего праведника Иисуса Христа, добровольно принявшего муки и смерть, чтобы спасти человечество от вечной смерти. Поэтому книга Иова читается на богослужениях Страстной седмицы.
Источник
Значение слова иов
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Гонимый, преследуемый (евр.).
19 (6) марта – преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский (Рус.).
19 (6) мая – праведный Иов Многострадальный.
18 (5) июня – святитель Иов, патриарх Всероссийский (Рус.) (перенесение мощей).
2 июля (19 июня) – патриарх московский и всея РУСИ, #1607 г. => святитель Иов, патриарх Всероссийский (Рус.).
18 (5) августа – преподобный Иов Ущельский (Рус.).
10 сентября (28 августа) – преподобный Иов, игумен Почаевский (Рус.) обретение мощей.
10 ноября (28 октября) – преподобный Иов, игумен Почаевский (Рус.).
Культурология. Словарь-справочник
(евр., значение допускает различные истолкования из евр. и других семитских корней, напр, «теснимый», или от ajja abu, «где отец?» и др.; греч. ‘Icop), в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной, с дозволения Господа; главный персонаж ветхозаветной книги И. Страдающий праведник — центральный образ древних литератур Ближнего Востока (срв. вавилонскую поэму «О невинном страдальце», египетскую «Сказку о двух братьях» и др.). Судя по упоминанию в ветхозаветной книге Иезекииля (нач. VI в. до н. э.), имя И. было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением (на уровне ходячей поговорки) образцового праведника (Иез. 14:14 и 20). Датировка книги И. неясна (V-IV вв. до н. э.?), а структура и становление текста в известном нам объеме представляет много нерешенных проблем; не исключено присутствие в составе книги более раннего материала и более поздних вставок (вероятно, речи Элиу, описания бегемота и левиафана и др.). Об И. сказано, что он был «прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла» (Иов 1:1; здесь и ниже перевод автора, цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973); вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархального главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всем поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причем все время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (1:2-3). При встрече с сатаной Господь спрашивает: «Приметило ли сердце твое раба Моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он» (1:8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку
Господь охраняет его благосостояние; едва этому будет положен конец, кончится и преданность И. Богу. Господь принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность И. (1:12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (1:14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости: «Господь дал, Господь и взял — благословенно имя Господне!» (1:21). Сатана снова предстает перед Господом и предлагает распространить испытание на тело И., на его «кость» и «плоть» (2:4- 5). Господь снова дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа): «и взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла» (2:8). Вера И. в справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза; см. 3:17-22; 24:3-12), вплоть до сомнения в Божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «похули Бога и умри» (2:9). Противоположный выход предлагают трое друзей И. (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги И. — главы 3-31); если всякое страдание есть налагаемое Богом наказание, то И. должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Или вы для Бога будете лгать и неправду возвещать ради Него, в угоду Ему кривить душой, в споре выгораживать Его?» (13:7-8). После «докучных утешителей» (16:2) в спор с И. вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается Богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Господу, Который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает И. вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41; выделяется описание чудищ бегемота и левиафана, 40:10-27; 41:1— 26). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Господа признает правоту И. перед друзьями, говорившими о Боге «не так правдиво» (43:7), как он; Господь соглашается помиловать друзей только по молитве И. (42:8). После молитвы И. близкие приходят утешать И. и осыпать его дарами (42:11). Господь возвращает И. все богатство в сугубой мере, у И. рождаются новые семь сыновей и три дочери (42:13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насытясь днями» (42:16-17).
Земля Уц, названная родиной И., тождественна то ли арамейским областям на севере Заиорданья, то ли Хаурану, то ли Эдому; во всяком случае, И. по крови и географической локализации настолько близок к иудейско-израильской сфере, чтобы входить (вместе с прочими персонажами книги И.) в круг почитателей единого Бога, насколько и далек от этой сферы, чтобы являть собою тип «человека вообще», образец как бы «естественной» праведности.
В Септуагинте книга И. имеет приписку, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу» сообщается, что первоначальное имя И. — Иовав (эдомитское имя?; срв. Быт. 36:33), его родина — Авситида «на пределах Идумеи и Аравии»; дается генеалогия И., восходящая в пятом колене через Исава к Аврааму.
В талмудической литературе И. служит предметом разноречивых суждений. По-разному определялось время книги И. — от времен Авраама, Иакова или Моисея до времен Эсфири. Высказывалось также мнение, что повествование о нем — притча («машал»). По одной из версий, И. своими силами познал Господа, служил Ему из любви, праведностью превзошел даже Авраама; в талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. По другому мнению (резко противоречащему тексту книги), он был врагом Израиля — языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков; этим он будто бы и заслужил свои страдания (трактаты Санхед-рин 106а и Сота, 11а; такая роль сближает И. с Валаамом). Продолжительность испытания И. определяется Мишной в 1 год, а поздне-иудейским грекоязычным апокрифом «Завещание И.» — в 7 лет; продолжительность всей жизни И. — 210 лет.
В европейском средневековье этот образ односторонне воспринимался как идеал примерной покорности. В изобразительном искусстве XVII в. можно отметить картину Ж. де Латура «И. и его жена». «Пролог на небесах» к «Фаусту» Гёте — явное подражание началу истории И. Более скрытое использование топики книги И. проходит сквозь роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (споры Ивана и Алеши о страданиях невинных и «неприятии мира»; вопрос о том, может ли грядущая «осанна» изгладить бывшую неправду, прямо связываемый старцем Зосимой с библейским рассказом об И.). В стихотворной драме американского писателя А. Мак-Лиша «Джи Би» (1958) герой — состоятельный американец, в серии несчастий теряющий детей, имущество и здоровье; его утешители пользуются резонерскими аргументами психоанализа, социологии и модной теологии.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(угнетенный, или враждебно преследуемый) — имя двух лиц: Быт 46:13 — третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1 Пар 7:1: Иашувом. Иов 1:1 — Иов благочестивый, ветхозаветный страдалец, из страны Уц (ныне Хуаран), история которого излагается в учительной книге В. З., носящей его имя. В Иез 14:14-20 он упоминается наряду с Ноем и Даниилом. Равно также упоминает о нем и ап. Иаков в своем соборном послании (5:11). В книге Иова он изображается человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и удалявшимся от зла (1:1). Иов жил во времена патриархальные, даже до времен Моисея. У него было семь сыновей и три дочери и очень большое богатство, так что, по словам книги, он был знаменитее всех сынов Востока (ст. 3) в стране Аравийской. Благочестие Иова сатана объяснил пред Господом тем благосостоянием, каким пользовался Иов в изобилии. «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?» — сказал сатана Господу (1:11). В непродолжительное время Иов лишился всего имущества и всех детей. Как ни тяжело было испытание, однако же Иов терпеливо перенес его, не согрешил и не произнес ничего неразумного о Боге (1:22). «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» — сказал Иов после всех лишений. Затем сатана получил позволение от Бога еще испытать Иова — поразить его тело проказою лютою, от подошвы ноги его по самое темя (2:7). Несмотря и на это, Иов остался твердым и непоколебимым в вере в Бога и непорочности, хотя даже собственная жена его искушала его словами: «похули Бога и умри» (2:9). В своих страданиях он сидел в пепле вне селения, с черепицею в руках, чтобы скоблить себя ею. Три друга его, пришедшие к нему для утешения, семь дней и семь ночей взирали на него безмолвно с горестью и рыданием. И разодрал каждый из них верхнюю одежду свою и бросали пыль над головами своими к небу (ст. 12). По прошествии семи дней Иов отверз, наконец, уста свои и проклял день свой (3:1). «Погибни день, — воскликнул он, — в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Нет мне мира, нет покоя, нет отрады, постигло несчастье» (4). Это-то и послужило предметом замечательнейшей и возвышеннейшей беседы между Иовом и его друзьями, занимающей большую часть книги и кончающейся смиренным и глубоким раскаянием Иова пред Господом в прахе и пепле, которое Господь принял и снова благословил его. За сим, благосостояние снова возвращается к Иову, — он получает многочисленное семейство, живет 140 лет и умирает «в старости, насыщенный днями и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода» (42:16-17).Иов 6:19, Иер 25:23, Ис 21:14 — область и город сего имени на севере Пустой Аравии, на границе пустыни сирийской в нынешнем Неджед. Это была проходная земля, чрез которую проходили караваны с товарами в Газу и Дамаск, производя взаимную торговлю от Персидского залива до Средиземного моря. У Иова Фема поставляется рядом с Савеей (6:19); у пр. Исаии говорится, что он производил торговлю с Деданом (21:14); вместе с знаменитыми городами, народами и царствами осуждается на истребление (Иер 25:23). Все это свидетельствует, что Фема в древности был город значительный.
Православие. Словарь-справочник
святитель, Патриарх Московский и всея Руси. Первый патриарх в истории Русской Церкви. До него Церковью на Руси управляли митрополиты, но в 1588 г. восточные патриархи дали согласие на возведение Московской митрополии в патриархат – это было признанием величия Русской Православной Церкви.
Патриаршество Иова пришлось на начало Смутного времени. Твердый поборник Православия, он предал анафеме самозванца Лжедмитрия Гришку Отрепьева, поддерживал Бориса Годунова, по смерти которого был принудительно сведен с патриаршего престола, сослан в Старицкий монастырь и заменен греком Игнатием – ставленником Лжедмитрия. После того как собор иерархов лишил Игнатия сана, избранный новым патриархом Ермоген пригласил Иова в Москву. В Успенском соборе Московского Кремля стали рядом: патриарх Ермоген в полном облачении и бывший патриарх Иов в бедной монашеской рясе – к тому времени уже совсем слепой старец. Все плакали, когда архидиакон от имени народа просил у патриарха Иова прощения за то, что ослушались его благословения, нарушили присягу дому Годуновых и пошли на поводу у врагов Отечества. И Иов простил: «Чада, – сказал он, – молю вас больше таковая не чинити и клятвы ваши не преступати».
После смерти святителя у его могилы в Старицком монастыре стали происходить исцеления, и в 1652 г. его мощи были перевезены в Москву, в Успенский собор Кремля, где они и почивают доныне.
♥ Память 5 (18 апреля) и 19 июня (2 июля)
Энциклопедия иудаизма
легендарный герой одноименной библейской книги. Из ее 42 глав только первые две и последняя посвящены рассказу о нем и его жизни, остальные же — это проникновенный рассказ о философской дискуссии между И. и его четырьмя друзьями, пришедшими утешить его в связи с неожиданно свалившимися на И. бедами и несчастьями.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
а) ( Быт.46:13 ) — см. Иашув,а;
б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского полуострова) во времена первых потомков Авраама.
Православный энциклопедический словарь
святой (память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля), Патриарх Московский и всея Руси. Первый Патриарх в истории Русской Церкви. До него Церковью на Руси управляли митрополиты, но в 1588 г. восточные Патриархи дали согласие на возведение Московской митрополии в патриархат — это было признанием величия Русской Православной Церкви. Патриаршество Иова пришлось на начало Смутного времени. Твердый поборник православия, он предал анафеме самозванца Лжедимитрия Гришку Отрепьева, поддерживал Бориса Годунова, по смерти которого был принудительно сведен с патриаршего престола, сослан в Старицкий монастырь и заменен греком Игнатием — ставленником Лжедимитрия. После того, как собор иерархов лишил Игнатия сана, избранный новым Патриархом Ермоген пригласил Иова в Москву. В Успенском соборе Московского Кремля стали рядом: Патриарх Гермоген в полном облачении и бывший Патриарх Иов в бедной монашеской рясе — к тому времени уже совсем слепой старец. Все плакали, когда архидиакон от имени народа просил у Патриарха Иова прощения за то, что ослушались его благословения, нарушили присягу дому Годуновых и пошли на поводу у врагов Отечества. И Иов простил: «Чада, — сказал он, — молю вас больше таковая не чинити и клятвы ваши не преступати». После смерти святителя у его могилы в Старицком монастыре стали происходить исцеления, и в 1652 г. его мощи были перевезены в Москву, в Успенский собор Кремля, где они и почивают доныне.
Москва. Энциклопедический справочник
(в миру Иван) (30-е гг. XVI в., Старица — 1607, там же), первый патриарх Московский и Всея Руси с 1589. Из посадских людей. Воспитывался в Старицком Успенском монастыре под Москвой, где около 1553 принял монашество. В 1569 по приказу царя Ивана IV Грозного стал архимандритом. С 1571 настоятель московского Симонова монастыря, с 1575 — Новоспасского монастыря. С 1581 епископ Коломенский, с 1576 архиепископ Ростовский, с 1587 — Московский. Избран первым патриархом Московским и Всея Руси при поддержке Бориса Годунова. Написал «Повесть о честном житии царя Федора Ивановича». Активный участник избрания на царство Бориса Годунова (1598). Основал Донской монастырь в Москве. Отказался присягнуть Лжедмитрию I после захвата им власти в Москве, составлял против него обличительные грамоты и предал его анафеме. По распоряжению Лжедмитрия I в 1605 насильственно лишён патриаршества и отправлен в Старицкий монастырь. По вызову царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена приезжал в Москву на всенародное церковное покаяние в Успенском соборе. Канонизирован Русской православной церковью.
Литература: Иов, патриарх Московский, «Православный собеседник», 1867, № 10.
Источник