- Профессия интервьюер: кто это, чем занимается, сколько получает
- Для чего нужны опросы?
- Варианты проведения опросов
- Должностные обязанности интервьюера
- Профессиональные требования
- Плюсы и минусы профессии
- Плюсы:
- Минусы:
- Как обучиться профессии интервьюер
- Интервьюер: зарплата и карьерный рост
- Интервьюер
- ИНТЕРВЬЮЕР
- Полезное
- Смотреть что такое «ИНТЕРВЬЮЕР» в других словарях:
Профессия интервьюер: кто это, чем занимается, сколько получает
Интервьюер – человек, который проводит опросы для сбора общественного мнения.
Различают два варианта профессии. Первый – когда интервьюер только опрашивает целевую аудиторию. Например, ходит с бланками анкет по улицам и квартирам или рассылает их в интернете. Остальную работу – обработку результатов, анализ, написание исследования – делают другие.
Вы знаете таких ребят: именно они обходят квартиры перед очередными выборами. Именно они дежурят в торговых центрах и просят уделить им минуточку. Именно они рассылают на электронку анкеты с просьбой оценить качество образования в вашей школе.
Работа интервьюера “в полях”
Второй тесно связан с журналистикой. В этом случае интервьюер сам составляет вопросы, подбирает респондентов, общается с ними и затем проводит аналитику.
И такие вам тоже известны. Это люди, которые работают с собранным материалом дальше, публикуют исследования общественного мнения в СМИ. Но чаще всего их именно так и величают: журналистами или публицистами.
Один из лучших интервьюеров
Юрий Дудь, несомненно, крут, но на рынке вакансий по запросу “интервьюер” чаще всего имеется в виду первый вариант. А значит, о нем и будем говорить.
Для чего нужны опросы?
- Чтобы узнать общественное мнение по тому или иному вопросу. Респондентами могут быть как все люди, так и определенная целевая аудитория. Простой пример: повысились цены на гречку, как вы к этому относитесь? Такое анкетирование можно проводить среди большой группы людей, ведь продукты покупают все.
- Чтобы выяснить предпочтения людей, спрос на продукцию. Например, компания М. обзванивает своих клиентов и интересуется у них по поводу качества услуг. Или спрашивает, какие товары и услуги они предпочитают. Результатом такого анкетирования может стать пересмотр позиционирования на рынке, ассортимента товаров и услуг, сервиса с учетом пожеланий пользователей.
- Чтобы выявить новые тенденции. Например, этой весной бизнесу рекомендовали перейти в онлайн. Можно задать целый ряд вопросов: перешли ли вы на удаленку, с какими сложностями столкнулись, как восприняли переход сотрудники и массу других. На основе ответов можно провести анализ и составить исследование. Например, 56 процентов предпринимателей уже перевели свой бизнес онлайн, 30 процентов из них столкнулись с такими-то трудностями и так далее.
По результатам можно написать интересное исследование
Это мы написали к тому, чтобы вы понимали, кому могут понадобиться услуги интервьюера. Различные организации по сбору общественного мнения, социальные учреждения, представители бизнеса, маркетинговые агентства ищут интервьюеров, которые помогут им с анкетированием. А дальше анализируют собранные данные самостоятельно.
Варианты проведения опросов
- Лично. Прямо старым дедовским методом: берете у работодателя анкету с вопросами, идете в магазин или на улицу, а то и по квартирам, и просите ответить на вопросы. Приготовьтесь к тому, что придется столкнуться с самыми разными реакциями: от непонимания, зачем все это нужно, до открытой агрессии.
В этом случае работодатели часто предлагают приятный бонус. Человек отвечает на все вопросы, а вы ему календарик. Или ручку. Мелочь, а приятно!
- По телефону. Здесь интервьюер с полным правом можем называться оператором колл-центра. Такое анкетирование чаще всего проводится не с рандомными людьми, а с клиентами компании-заказчика. Иначе довольно сложно будет объяснить человеку, где вы взяли его телефонный номер и почему он должен вам вообще что-то отвечать.
- Онлайн. Вопросы присылаются по электронной почте или с помощью специальных форм. Это удобно, особенно сейчас, в наш цифровой век. Человек может ответить на вопросы в любое удобное для себя время, обдумать свои ответы и написать их более детально.
Как правило, онлайн-анкетирование проводится также по базе респондентов или среди целевой аудитории (мамочки с детьми, домохозяйки, студенты, офисные служащие и т. д.).
Должностные обязанности интервьюера
- налаживание контакта с респондентом (приветствие, просьба принять участие в анкетировании, при необходимости – обоснование опроса, убеждение ответить на вопросы, работа с возражениями. Как правило, интервьюерам выдаются специальные скрипты, от которых не рекомендуется отступать);
- собственно анкетирование (рассылка опросника либо предложение заполнить его);
- проверка, на все ли вопросы ответили респонденты. Если речь идет об онлайн-анкетировании, обязательные вопросы обычно помечаются звездочками, и система не даст респонденту пропустить такой вопрос;
- сдача отчетности руководителю или заказчику.
Профессиональные требования
- грамотная речь;
- приличный внешний вид;
- коммуникабельность, подвешенный язык;
- стрессоустойчивость;
- доброжелательность к респондентам;
- умение убеждать, знание основ психологии;
- умение работать по скриптам;
- умение отрабатывать возражения;
- ответственность.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- гибкий график работы, работа удаленно (если анкетировать надо по телефону или онлайн);
- не требуется высшее или специальное образование, эту работу может выполнить даже школьник или студент;
- возможность прокачать коммуникативные навыки: интервьюеру приходится общаться с самыми разными людьми.
Минусы:
- именно потому, что приходится иметь дело с разными людьми, есть риск нарваться на хамство, неадекватность, агрессию;
- если речь идет о работе в полевых условиях (на улице, в магазинах, общественных местах), придется много много ходить пешком. Если ездить на общественном транспорте или личной машине – расходы на билеты или бензин, как правило, не оплачиваются.
Как обучиться профессии интервьюер
Если речь идет об интервьюере – человеке, который только анкетирует респондентов, обучение проводят, как правило, сами работодатели. Они описывают портрет респондента, объясняют вопросы, цель анкетирования, учат, как правильно отвечать на вопросы и так далее.
Если речь идет об интервьюере-журналисте, тут, конечно, требования другие. Придется изучить основы журналистики, социологии, маркетинга.
Интервьюер: зарплата и карьерный рост
Зайдем на hh.ru и посмотрим вакансии по запросу “интервьюер”. Интервьюеры требуются в самые разные места: центры социологических исследований, коммерческие и государственные организации.
Средняя зарплата интервьюера в Москве составляет 25-40 тысяч рублей. В регионах, соответственно, меньше. Возможна разовая сдельная работа: в этом случае час работы оплачивается в среднем в 100-200 рублей. Итоговая сумма зависит от тематики опросов, их сложности, а также от уровня респондентов (опрашивать дворников несколько проще, чем кандидатов наук).
Обратите внимание: ищите также вакансии операторов call-центра, которые включают в себя обязанности интервьюеров.
Стандартная вакансия для кандидатов без опыта
Что касается карьеры, можно дорасти и до руководящей должности. В этом случае вы будете не только самостоятельно проводить анкетирование, но и набирать и обучать другие интервьюеров, выдавать им задания и следить за их выполнением.
Для такой должности понадобится опыт работы в маркетинговых или социологических исследованиях. Однако и зарплата более чем хорошая.
40-80 тысяч рублей – вполне достойно
Есть и такой вариант: интервьюер-менеджер. Суть, в принципе, та же: обзваниваете компании и задаете им вопросы.
Неплохая зарплата за такую работу
Как видите, стать интервьюером может практически любой. Попробуйте – может быть, эта работа придется вам по душе.
Источник
Интервьюер
Интервьюер англ. interviewer-беседующий)-лицо, проводящее интервью. В социологическом исследовании, проводимом методом интервью, И. выполняет ряд функций.
Они зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение собственно интервью или беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих впечатлений от интервью и другие специальные отметки. Особое значение отводится принципам подбора кандидатов в И. и качествам, которыми он должен обладать. Первое требование к нему это располагающая внешность. Кроме того, необходимы определенные качества, наличие которых у кандидатов в И. выявляется с помощью многократной процедуры тестирования. К таким необходимым основным качествам относятся: добросовестность, психологическая устойчивость, восприимчивость, общительность, аккуратность, педантичность, сообразительность, высокий уровень интеллектуального развития, непредвзятость, интерес к людям, тактичность в обращении, хорошие манеры, четкость речи и т. п. От И. требуется умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его и вместе с тем не позволять ему слишком отклоняться от темы интервью. Он должен уметь держаться непринужденно, раскованно, выглядеть здоровым, бодрым, опрятно одетым, в соответствии с обстановкой и с той средой, в которой осуществляется опрос. Как показывает опыт многих социологических центров, из приблизительно 100 кандидатов в И. после процедур отбора, устных и письменных проверок остается, как правило, не более 10 человек.
По мнению многих исследователей, наиболее подходят для работы в качестве И. женщины, особенно в возрасте 35-45 лет, с высшим образованием, с достаточным жизненным опытом и общительные по натуре (Г. Хаймен). Подавляющее большинство И. западных центров по изучению общественного мнения женщины. От правильного проведения беседы и навыков И. зависит качество полученной информации. Опыт свидетельствует, что большинство ошибок, допущенных в ходе всего исследования, являются ошибками И. В связи с этим разработано несколько непреложных правил, нарушать которые запрещается. В специальной «Азбуке для интервьюера» подчеркивается, что И. ни в коем случае не должен самостоятельно менять формулировки и порядок вопросов; не должен добавлять от себя или исключать что-либо из опросного листа; не делать подсказок опрашиваемому или давать наводящие пояснения.
И. должен записывать ответ по возможности дословно, неукоснительно следовать специальной инструкции социолога, твердо усвоить, что лицо, обозначенное для опроса, не может быть заменено другим без разрешения социолога, что никогда не следует самому отвечать на вопросы вместо опрашиваемого и т. д. Многое зависит от степени подготовленности И. На практике существуют различные системы их подготовки. Наиболее эффективная из них предусматривает следующие этапы: 1) вводная беседа И. с социологом; 2) ознакомление с инструкцией для И.; 3) ознакомление с планом интервью или опросником; 4) пробные интервью между собой; 5) проверочное интервью с социологом; 6) показательное интервью, проводимое социологом-инструктором с одним из И.; 7) контрольное интервью с незнакомым лицом, осуществляемое под непосредственным наблюдением социолога. Применяются также различные способы контроля за качеством работы И.: периодические выборочные прослушивания социологом хода интервью, выборочные проверки качества заполнения опросных листов, повторные проверочные интервью с опрошенными лицами и т. п. Серьезной проблемой является воздействие И., или так называемый «эффект И.». Речь идет о возможности влияния личности И. на мнения и ответы опрашиваемых в процессе беседы. При этом воздействие могут оказывать как социально-демографические (пол, возраст, образование, профессия), так и сугубо личностные характеристики И. (темперамент, общительность, мировоззрение, ценностные, целевые установки и др.) Для уменьшения возможного влияния личностных характеристик социологи нередко ограничивают общее количество интервью, проводимых одним И., до 7-10, увеличивая число И. Поскольку это не всегда возможно и целесообразно, прибегают и к другим мерам предосторожности.
Так, опыт свидетельствует, что не следует проводить более 5-6 интервью в день, иначе у И. может установиться «избирательное слушание», произойти стереотипизация записи ответов, наступить усталость, что в конечном счете резко снижает качество полученной информации. В отечественной социологической практике, как правило, в качестве И. на общественных началах привлекаются люди различных профессий: учителя, медицинские работники, студенты, комсомольские активисты, библиотекари и др. В тех случаях, когда имеется возможность оплатить труд И., за основу в большинстве своем берут среднемесячную зарплату лаборанта с учетом количества затраченных в процессе опроса часов. Затраты на обучение, подбор и подготовку И. могут быть оправданы лишь при наличии их постоянной сети. В нашей стране лишь несколько социологических центров обладают своей постоянной сетью И. Всю работу с ними они осуществляют на основе трудового договора. Центры периодически организуют для своих И. консультации, школы-семинары и курсы повышения квалификации.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины . Под ред. В. И. Воловича . 1990 .
Источник
ИНТЕРВЬЮЕР
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .
Полезное
Смотреть что такое «ИНТЕРВЬЮЕР» в других словарях:
ИНТЕРВЬЮЕР — (англ.). Лицо, собирающее сведения путем интервью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРВЬЮЕР [англ. interviewer] лицо, которое берет ИНТЕРВЬЮ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка
интервьюер — опросчик Словарь русских синонимов. интервьюер сущ., кол во синонимов: 3 • анкетёр (4) • журн … Словарь синонимов
интервьюер — а, м. interviewer <англ. 1. Тот, кто берет интервью. Крысин 1998. Уж самим Богом так устроено, что перед интервьером не грех и попозировать. 1895. В. Дедлов В Нижнем на ярмарке. // Богородицкая 239. За этот месяц, особенно за последние дни, я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Интервьюер — лицо, ведущее опрос. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ИНТЕРВЬЮЕР — [тэрвьюэ], интервьюера, муж. (книжн.). Журналист, интервьюирующий кого нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИНТЕРВЬЮЕР — [тэ ], а, муж. (книжн.) Тот, кто берёт интервью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
интервьюер — интервьюер. Произносится [интэрвьюэр] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
интервьюер — Участник социологического (маркетингового, рекламного) исследования, опрашивающий респондентов или экспертов. [http://o city.ru/legislation/terminologiya/] Тематики реклама … Справочник технического переводчика
Интервьюер — м. 1. Тот, кто берет интервью 1. у кого либо. 2. Специалист в области интервью 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
интервьюер — интервьюер, интервьюеры, интервьюера, интервьюеров, интервьюеру, интервьюерам, интервьюера, интервьюеров, интервьюером, интервьюерами, интервьюере, интервьюерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
интервьюер — интервью ер, а … Русский орфографический словарь
Источник