Интенциональность что это значит

Интенциональность

Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.

Содержание

Интенциональность в средневековой философии

Понятие интенциональности восходит к средневековой философии, первые примеры использования термина можно обнаружить у арабских философов XII и XIII веков. «Intentio» в различных значениях используется философами высокой схоластики, как «нечто отличное от себя».

Интенциональность у Брентано и Гуссерля

В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано, предложивший его в качестве критерия различения ментальных и физических феноменов. Всякий психический акт с точки зрения Брентано направлен на нечто, что и делает его интенциональным.

Быть направленным следует понимать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении именно этого объекта философствования, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субъективная компонента (психология). Именно эта субъективная компонента (переживание, проживание акта созерцания) и стала основой для введения интенциональности как категории в аналитический аппарат философии Гуссерля.

Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Феноменологический анализ осуществляется Гуссерлем в терминах ноэмы и ноэзиса, то есть идеального и реального компонентов интенционального переживания.

— Поль Рикёр «Что меня занимает последние 30 лет» [1]

Интенциональность в аналитической философии

Важное значение интенциональности придаёт и современная аналитическая философия, связывая её с теорией речевых актов (Серл, Джон).

Читайте также:  Что значит исходящий баланс

При том, что Джон Серл написал книгу под названием «Интенциональность», как он же заявляет на первых страницах этой книги, он не следует и не следовал никаким предыдущим философским традициям в трактовке термина «интенциональность». Это привело к тому, что ничего нового к этому термину он не добавил. Термин «интенциональность» у Серла выполняет иную функцию, он фундирует его теорию речевых актов и дает ему «проездной билет» в философию сознания.

В философии сознания «интенциональность» в последнее время стала все чаще сближаться с термином «квалиа», что по своей сути опять же выражает способность сознания быть обусловленным субъективной компонентой.

См. также

Литература

  • Статья «Интенциональность» из «Феноменологического словаря» И. С. Шкуратова
  • Статья «Интенциональность» из энциклопедии «История философии» под ред. А. А. Грицанова (Мн., 2002)
  • Jacob, Pierre.Intentionality. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.Проверено 11 сентября 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Интенциональность» в других словарях:

Интенциональность — Интенциональность ♦ Intentionnalité В философском словаре этот термин относится к числу технических (у схоластов intentio означает приложение разума к своему объекту), в частности фигурируя в лексиконе феноменологии. «Слово интенциональность … Философский словарь Спонвиля

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. intentio стремление) в феноменологии первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений. Термин «И.», точнее «интенция», широко использовавшийся в … Философская энциклопедия

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (лат. intentio стремление, внимание) основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был введен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумпфом для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у… … История Философии: Энциклопедия

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (лат. intentio стремление, внимание) основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был вподен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумпфом для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у… … Новейший философский словарь

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. intentionalis имеющий цель, намеренный) англ. intentionality; нем. Intentionalitat. 1. В средневековой схоластике целесообразность, смысловая направленность духовного познания. 2. В феноменологии направленность сознания на объект,… … Энциклопедия социологии

интенциональность — ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (англ. intentionality), Intentionalitat; нем. одно из центральных понятий аналитической философии и феноменологии, устанавливающее особое отношение между сознанием, языком и миром. В наиболее общем виде оно обозначает… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — см. Интенция. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — активное отношение ума к какому либо объекту. В наши дни это понятие схоластической философии широко употребимо, особенно после Гуссерля и его феноменологии. В поле философской интерпретации, затрагивающей отношение разума к реальности, оно может … Философский словарь

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (intentionality) 1. Нацеленность человеческого действия. По утверждению Шюца и сторонников этнометодологии, интенциональность состоит не только из ряда дискретных целей, как иногда утверждалось, а существует в более молчаливых формах… … Большой толковый социологический словарь

интенциональность — преднамеренность … Толковый переводоведческий словарь

Источник

Интенциональность

В переводе с латинского интенциональность (intentio) значит намерение. В психологии данное понятие трактуется как направленность сознания человека на конкретный объект.

Направленность — это заинтересованность в том, чтобы рассматривать именно данный объект, а не какой-нибудь другой. Из этого следует, что одна из составляющих заинтересованности — субъективная. Субъективный компонент в свою очередь включает в себя акт переживания. Человек как бы проживает рассмотренный объект.

Интенциональность в философии Средневековья

Данное понятие ввели арабские учёные в 12 столетии. В самых разных значениях использовали термин «intentio» и схоласты. Если свести их трактовки к одной, говорилось о чём-то, отличном от самого себя.

Интенциональность по Брентано и Гуссерлю

Теория интенциональности появилась в современной философии благодаря Францу Брентано. Именно он предложил с помощью интенциональности различать физические и ментальные проявления. Учёный полагал, что всякий психический процесс завязан на конкретном нечто. Это и позволяет назвать его интенциональным.

Направленность философствований характеризуется:

  • желательностью;
  • отбором (селективностью);
  • аспектуальностью (сосредоточенность на объекте);
  • заинтересованностью (в результатах переживания).

Именно Брентано предложил концепт субъективной компоненты, распространённый сегодня. Позднее данную категорию аналитического аппарата использовал в своей философии Эдмунд Гуссерль.

Отталкиваясь от ранее предложенных идей, философ рассматривал феномен интенциональности через призму её реальной и идеальной составляющей — ноэзиса и ноэмы. По мнению Гуссерля, интенциональность — одно из крупнейших открытий феноменологии. Согласно толкованию, это акт сознания, превалирующего над подсознанием. Но такое определение, считает учёный, в полной мере не раскрывает суть интенциональности. Интенциональный акт более точно отражается другой формулировкой. Его можно постичь, только многократно определив смысл, который имеется в виду. Другими словами, чтобы идентифицировать объект, нужно установить зависимость между понятием и значением.

Аналитическая философия и интенциональность

Современная аналитическая философия, рассматривая объекты, не обходится без понятия интенциональности.

В своей книге «Интенциональность» Джон Серл связывает термин с теорией речевых актов. При этом на первых страницах работы философ уточняет, что, рассматривая интенциональность, он не следует ранее заложенным традициям толкования. Таким образом, ничего нового в трактовки предшественников Серл не привносит.

Философ идёт по другому пути. Понятие интенциональности он использует в качестве фундамента для своей теории речевых актов и открывает новые аспекты философии сознания. Такой научный взгляд повлёк за собой тенденцию к сближению двух понятий — интенциональность и квалиа. Их связь обусловлена субъективной компонентой, которую выделяют как основу интенциональности.

Развитие понятия «интенциональность» прошло долгий путь от арабской философии 12 века до современного аналитического направления. Несмотря на множественные трактовки, большинство философов сходятся на том, что интенциональность — это заинтересованность в объекте. Её база состоит из четырёх элементов: желательность, аспектуальность, селективность и непосредственно заинтересованность.

Обладая таким качеством, как интенциональность, человек имеет больше шансов добиться успехов, достигая поставленные цели. А научиться правильно ставить цели научит курс Викиум «Целеполагание».

Источник

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое «ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ» в других словарях:

Интенциональность — Интенциональность ♦ Intentionnalité В философском словаре этот термин относится к числу технических (у схоластов intentio означает приложение разума к своему объекту), в частности фигурируя в лексиконе феноменологии. «Слово интенциональность … Философский словарь Спонвиля

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (лат. intentio стремление, внимание) основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был введен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумпфом для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у… … История Философии: Энциклопедия

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (лат. intentio стремление, внимание) основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был вподен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумпфом для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у… … Новейший философский словарь

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. intentionalis имеющий цель, намеренный) англ. intentionality; нем. Intentionalitat. 1. В средневековой схоластике целесообразность, смысловая направленность духовного познания. 2. В феноменологии направленность сознания на объект,… … Энциклопедия социологии

интенциональность — ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (англ. intentionality), Intentionalitat; нем. одно из центральных понятий аналитической философии и феноменологии, устанавливающее особое отношение между сознанием, языком и миром. В наиболее общем виде оно обозначает… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — см. Интенция. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Интенциональность — (от лат. intentio намерение) понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. Содержание 1 Интенциональность в средневековой философии … Википедия

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — активное отношение ума к какому либо объекту. В наши дни это понятие схоластической философии широко употребимо, особенно после Гуссерля и его феноменологии. В поле философской интерпретации, затрагивающей отношение разума к реальности, оно может … Философский словарь

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — (intentionality) 1. Нацеленность человеческого действия. По утверждению Шюца и сторонников этнометодологии, интенциональность состоит не только из ряда дискретных целей, как иногда утверждалось, а существует в более молчаливых формах… … Большой толковый социологический словарь

интенциональность — преднамеренность … Толковый переводоведческий словарь

Источник

Интенциональность

Интенциональность — это понятие философского дискурса, обозначающее центральное свойство человеческого сознания — быть направленным на некоторый объект. Под интенциональностью понимается имманентная направленность на предмет или имманентная предметность сознания безотносительно к тому, является ли предмет реальным или абстрактным. Интенциональность — одно из основных понятий аналитической философии и феноменологии, устанавливающее особое отношение между сознанием (см. Мышление), языком Язык и миром (см. Бытие, Мир, Сущее). В наиболее общем виде оно подразумевает смыслоформирующую направленность сознания и его способность репрезентировать предметы и явления.

История понятия интенциональности восходит к средневековой схоластике, различающей реальное и интенциональное существование объекта, а также развивавшей представления об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», то есть о чувственном образе материальных объектов.

Согласно Августину, душа не локализуется ни в какой части тела, но пронизывает их все животворящим напряжением (vitali intentione). Познавательная сила никогда не знает что-либо актуально до тех пор, пока не возникает интенция; разум в знании может быть направлен на познаваемую вещь, которая есть, или на то, что правильно говорится относительно вещи, которая есть.

Согласно П. Абеляру, познавательная интенция — это логическое умение, правильное логическое поведение, определение способов истолкования и связи. Так, акт обозначения вещи и его результат — значение взаимоинтенциональны друг другу. В этом акте мыслятся во взаимосвязи и субъект как активное начало, и содержание, которое мыслится, то есть значение. Универсальной интенцией в субъекте является звук, необходимо являющийся свойством субстанции в силу её субъектности. В «Этике» Абеляра интенция рассматривается как конституирование поступка, как сознательное намерение совершить нечто; грех определяется как интенция души. По Бонавентуре, «хотя намерение подразумевает саму энергию намерения, тем не менее иногда оно означает состояние, относительно которого возникает намерение, иногда означает акт намерения, иногда саму вещь, на которую направлена интенция, тем не менее понятие «интенция» принципиально накладывается на сам акт; хотя вопреки этому иногда случается, что интенция употребляется в других значениях, когда, например, говорят, что интенция есть перст указующий, то она употребляется в значении силы. Когда говорят, что интенция — это свет, она понимается как приказ. Когда говорят, что интенция есть конец самой себя., то она понимается как то, на что она направлена. Но когда говорят, что одно намерение прямое, а другое косвенное, то сама интенция берётся как акт» (Bonaventura. In librum II Sententiarim, d. 38, a. 2, q. 2 ad 2).

Фома Аквинский связывает с идеей интенции «акты предицирования». Отсюда следует, что «способ предицируемости может заключаться в принципе такой интенции, которая присуща роду, который подобным же образом формируется актом интеллекта. Тем не менее, однако, то, чему интеллект передал интенцию предицируемости, сопоставляя одно с другим, не есть сама интенция рода, но, скорее, то, чему интеллект передал интенцию рода, как, например, то, что обозначается определённым именем «живое существо» (Thomas Aquinas. De ente et essentia. Stuttgart, 1979. S. 40).

Согласно Дунсу Скоту, интенция составляет внутренний принцип вещи, непосредственно обозначающий бытие вещи как «этой». Intentionale esse (intentional being) — интенциональное бытие, существование в разуме; это бытие, которым обладает вещь, находясь в познающем интеллекте, а также бытие самого мышления, или способ, которым объективно постигаемая вещь представлена в мышлении.

По Бонавентуре, «интенции существуют не в вещах, но только в уме. Тем не менее, существует нечто, соответствующее им в вещах, а именно природа, с которой мышление соотносит интенции определённого рода. Так, замысел рода не существует в осле, но в природе животных, с которой интенция соотносится в мышлении» (Bonaventura. In lib. l Sent, d, 33, q. 1, a. 1, ad. 3). Intentio prima (first intention) — первая интеция, первичный смысл; вещь рассматривается в соответствии с первичным смыслом, когда она рассматривается в соответствии с тем, что свойственно ей как вещи. Это может происходить путём простого акта мышления, благодаря которому известно, что вещь есть, или путём сложного акта, посредством которого может быть познана некоторая истина, как например, что человек — это животное существо.

По Дунсу Скоту, первая интенция направляет внимание на определённые объекты конкретной человеческой деятельности. У. Оккам определил первые интенции как имена, выполняющие роль суппозиций, замещающих имена сущих вещей, которые могут быть субъектами или предикатами суждений. Intentio secunda (second mention) — вторая интенция, вторичный смысл; имя исследуемой вещи, происходящее не из самой вещи, но из акта мышления. Вторая интенция, по Дунсу Скоту, направляет внимание на умопостигаемое, относящееся к сфере разума, на которое воздействуют реальные вещи, исполняющие роль случая, повода, провоцирующего разум к активности. У Оккам определяет вторые интенции как имена, выражающие простой контекстуальный объём, предметом которого являются общие понятия. Intentia generalis (general intention) — общая интенция; это смысл, которым обладают все вещи, в силу простого факта их существования; это то, что есть, и то, что истинно, относится к общим интенциям. Intentionis res (thing of intention) — предмет; вещь, существующая только в мышлении.

Понятие интенции, широко использовавшееся в схоластике, в конце XIX века было вновь выдвинуто Ф. Брентано в качестве характерной особенности всех психических феноменов, выступая как их данность в сознании и направленность сознания на них. Согласно Брентано, каждый психический феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты назвали интенциональной (а также идеальной, ментальной) наличностью предмета (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Bd. 1, Buch 2. Leipzig, 1874). Брентано выдвигает два основных тезиса относительно интенциональности, вокруг которых концентрировались дальнейшие дискуссии в аналитической философии и феноменологии: во-первых, интенциональность — это отличительная черта ментального; во-вторых, она независима от существования объекта, на который направлено сознание. При этом сам Брентано предпочитает говорить о «соотнесённости» психического феномена с какой-либо предметностью.

Понятие интенции подробно разрабатывалось в феноменологии Э. Гуссерля, в которой намечается тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. Гуссерль заимствовал понятие интенциональности у Ф. Брентано, но в отличие от него не все психические переживания считал интенциональными (например, ощущения не имеют, по Гуссерлю, интенциональной природы) и, кроме того, предложил чётко разделять имманентный сознанию интенциональный акт — ноэзу (способ данности предмета в сознании), и трансцендентный сознанию интенциональный предмет — ноэму.

В феноменологии Гуссерля интенциональность становится ключевым термином, но трактуется в совершенно новом и фундаментальном смысле, в силу изначально принятой посылки о коррелятивности между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Согласно этой концепции, каждому феномену присуща собственная интенциональная структура. В самом деле, существуют многообразные типы отношения человека к определённому предмету. Восприятие всего этого многообразия предполагает в качестве предпосылки наличие единого и центрированного сознания о некоем константном предмете во всех многообразных типах отношения. И, соответственно, существуют различные модусы явления предмета сознанию: восприятие, воображение и так далее. В целом, структура интенциональности такова: интенциональный акт (конституирующий предметный смысл), интенциональное содержание и предмет. Это исследование интенциональной структуры феноменов, переживаний как целостных единиц сознания Гуссерль дополняет пониманием интенциональности как всеобщего свойства сознания — быть «сознанием о»… (Bewußtsein von…): «Восприятие есть восприятие чего-либо, например, вещи; акт суждения есть суждение о каком-либо содержании […] Во всяком актуальном cogito «взгляд», лучами расходящийся от чистого Я, направляется на предмет соответствующего коррелята сознания, на вещь, содержание и исполняет весьма разнообразное сознание о…» (Husserliana, Bd. III, Den Haag, 1976, S. 204).

В поздних работах и рукописях Гуссерль создаёт концепцию «фунгирующей» (функционирующей) интенциональности, которая «является динамическим, длящимся перерастанием самой себя». Современные феноменологи уделяют этим текстам Гуссерля пристальное внимание: исследуются горизонты сознания в процессе миропознания (см. Brand G. Welt, Ich und Zeit. Nach unveröffentlichen Manuskripten Ed. Husserls. Den Haag, 1955). Понятие и концепция интенциональности Гуссерля нашли продолжение в современной аналитической феноменологии (Д. Фёллесдал, Д. Смит и Р. Макинтайр, X. Дрейфус), в которой гуссерлевская идея интенциональности, в частности и особенности «горизонтной интенциональности» (Horizontintentionalität), была поставлена в связь с логической идеей «возможных миров» (смыслов) Р. Карнапа, с семантикой возможных миров Я. Хинтикки, с интенциональной логикой (см. Логика интенсиональная). Впоследствии идеи Гуссерля получили выход в сферу психологии, социологии, теории познания. Наряду с этим, понятие интенциональности стало использоваться в аналитической философии в связи с проблематикой языка и сознания.

В аналитической философии доминируют теории, пытающиеся «примирить» физикалистскую онтологию с первым тезисом Ф. Брентано. Одним из вариантов решения этой проблемы является элиминативный материализм (П. Чёрчленд) — теория, отрицающая реальность интенциональных состояний, то есть убеждений, желаний и тому подобных. Другой вариант представляет инструменталисткая позиция, согласно которой интенциональные выражения не описывают реальных феноменов, но они полезны для предсказания по поводу поведения живых систем при отсутствии точного знания законов, управляющих ими (Д. Деннет). Ещё одна стратегия состоит в объяснении интенциональности сознания через физические формы интенциональности; так, например, можно говорить об интенциональности столбика ртути, так как он несёт информацию о температуре (Ф. Дрецке). Одним из способов решения второй проблемы Брентано является проведение различия между предметом и его интенциональным содержанием, благодаря чему сознание относится к своему предмету («ноэма» в феноменологии Э. Гуссерля). Согласно гуссерлевской концепции сознания, структура интенционального акта не зависит от объекта, на который направлен этот акт.

В аналитической философии концепции интенциональности сходного типа (Дж. Сёрль) называются «интернализмом» или «концепцией узкого ментального содержания». Дж. Сёрль ввёл различение «внутренней» интенциональности, являющейся характеристикой реальных состояний сознания, «как бы» интенциональности, которую люди приписывают лишённым сознания предметам, а также «производной» интенциональности, относящейся к высказываниям. Подобным концепциям противостоят концепции широкого ментального содержания, или разные версии «экстернализма», согласно которым внешние факторы (например, каузальная цепь, ведущая от объекта к человеку (X. Патнэм, С. Крипке, К. Макгинн) или социальные факторы (Л. Витгенштейн, Т. Бердж) сущностным образом участвуют в конституировании интенциональности. Из сильной версии экстернализма вытекает ряд радикальных следствий: нерелевантность когнитивного содержания для теории значения; невозможность непосредственного доступа к своему сознанию; очевидность реализма; несубстанциональность сознания.

Источник

Оцените статью
Наиме­но­ва­ние: Интенциональность (образовано от латинского слова: intentio — стремление, намерение, усилие).
Опреде­ле­ние: Интенциональность — это понятие философского дискурса, обозначающее центральное свойство человеческого сознания — быть направленным на некоторый объект.
Раздел: Концепты Концепты философского дискурса
Дискурс: Философия
Текст статьи: © П. П. Гайденко. С. С. Неретина. Е. В. Вострикова. Н. В. Мотрошилова. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. Ответ­ст­вен­ный редактор: А. В. Агеев . Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 09.12.2021.