Инсценирование литературных произведений (из опыта работы)
Елена Чистякова
Инсценирование литературных произведений (из опыта работы)
Инсценирование – средство воздействия словом. Воздействие на сознание чувства ребёнка художественным словом, несомненно, велико и возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь предстаёт перед ребёнком в непосредственном действии на сцене.
Во время зрелища воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами воспринимать происходящие на сцене как реальность. Именно эта особенность эмоциональности и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию.Дошкольник откликается сразу же: открыто, непосредственно, прежде всего чувством.
Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии как столкновение характеров в поступках.
Важно также соответствие движений персонажа его внутренней характеристике и эмоциональному состоянию в данный момент, в данной ситуации. Например, радость окрыляет, и человек ходит бодро, высоко поднимает голову, может танцевать, прыгать, обнимать других, хлопать в ладоши и т. д. Горе сковывает, давит, движения вялые, плечи и голова опущены.
Есть и возрастные различия в походке и позе. Старые люди шаркают ногами, наклоняются вперёд. Ладони рук обращены назад. А дети 6-7 лет ходят легко. Быстро и нередко вприпрыжку.
У нас в группе также проходит инсценировка литературных произведений. Для этого материал тщательно отбираю знакомый по содержанию. На первом этапе подготовки выступаю сама в роли организатора. Определяю и то, какими должны быть дети персонажами. Учу детей тому, что речь и поступки каждого персонажа мотивированы свойствами его характера и сюжетной ситуации.
Моменты описания событий в художественном произведении, повествование от автора в сценарии частично переводится в поступок персонажа. Но в большей мере – в прямую речь действующих лиц, чтобы дети правильно воспринимали суть происходящих событий.
Так начало сказки «Лисичка сестричка и серый волк» давали сразу монолог лисы, а не слова автора. Дети сразу же включаются в действие, с особой остротой следят за тем, что же произойдёт дальше.
В сказке «Лиса, заяц и петух» авторскую фразу «Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает» учила детей не только действием персонажа, но и прямой речью зайца, чтобы полнее раскрыть его состояние,настроение: «Ох горе, мне, горе … выгнала меня лиса, где же я теперь буду жить?»
Инсценировка всегда детям интересна, каждый желает участвовать, поэтому сказку «Как собака друга искала», по стихотворению П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата». повторяли по два раза. Весело проходит инсценировка русской народной сказки «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака.
В процессе обучении инсценировке литературных произведений совершенствуются речевые навыки ребёнка, упражняются в выборе нужных слов, в построение фраз, отрабатывают интонационную выразительность, воспитываются у детей положительные чувства и привычки.
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.
«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.
Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.
Коллективные работы детей подготовительной группы по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина Сказки Александра Сергеевича Пушкина мы знаем очень любим и читаем. В подготовительной группе мы продолжаем с ребятами наше увлекательное.
Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.
Творческие работы детей по мотивам произведений Виталия Бианки Произведения Виталия Бианки очень значимые в воспитании малышей. Роль их неоценима! Работы автора приближают детей к реальной жизни, показывает.
Источник
Внеурочное занятие «Инсценировка басни»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Инсценировка басни».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы «Инсценировка басни».
Формирование представления о детском баснописце И.А.Крылове.
Формировать умение правильно читать.
1.Формировать понятие басня.
2. высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
Формирование умения моделирования.
Формирования умения анализировать, планировать свои достижения.
Формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование умения владеть диалогической формой речи.
осуществлять обобщение изученного;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить сообщения в устной и письменной форме.
определять внеурочную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять самооценку деятельности;
осуществлять волевую саморегуляцию;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
владеть диалогической речью;
слушать и понимать речь учителя;
формулировать собственное мнение и позицию;
Воспитывать уважительное отношение к театральному искусству.
— внеурочно-познавательный интерес к изучению нового материала.
Форма организации внеурочной деятельности: фронтальная.
Дидактические средства, интерактивное оборудование: смарт-доска, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ
Методы и приемы работы
Мотивация внеурочной деятельности
Проверка готовности к уроку
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодняшнее занятие по театральному мастерству проведу у вас я.
Воспринимают речь учителя
Р: волевая саморегуляция
Внеурочно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Давайте вспомним, что вы изучили на прошлом занятии?
Что же такое сценическая речь, как вы поняли это на прошлом занятии, а мы и проверим кто же был самым внимательным.
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству.
Отвечают на вопросы
Что такое сценическая речь.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Интерес к изучению нового материала.
Проблемное объяснение нового знания Первичное восприятие текста
Сегодня у нас с вами будет одно из самых интереснейших занятий.
Разгадайте ребус, что у вас получилось?
А что такое басня?
А как называется человек, который пишет басни? Мы с вами познакомимся с одним из баснописцем, поэтом Иваном Андреевичем Крыловом.
Кто слышал о данном поэте?
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.
Свои первые басни двадцатилетний Иван Андреевич Крылов, еще мало кому известный писатель, опубликовал в 1788 году, без подписи, в петербургском журнале «Утренние часы». А первую книгу басен выпустил спустя годы – лишь в 1809 году. Не без успеха поработав в разных видах творчества, Крылов понял, что жанр басни больше всего удается ему. Басня стала почти исключительным родом его творчества. И скоро к писателю пришла слава первоклассного автора.
Источник
«Инсценирование басен И. А. Крылова»
Предмет: Литературное чтение 14 . 11.2016 г. Урок № 38
УМК «Школа России»
Учебник Литературное чтение 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В.2ч Авторы: М.В. Бойкина, Л.Ф. Климанова, 3 класс часть 1.
Учитель: Новак Мария Ивановна
ТЕМА : Инсценирование басен И. А. Крылова
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определению морали басен, использованию слов морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением (инсценированием)
научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; осмыслять специфику рассказа и басни
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и рассказ);
регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников
Образовательные ресурсы : портрет писателя И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг И. А. Крылова.
Тип урока : комбинированный, обобщающий.
Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый.
Поднимите смайлик, если он отвечает вашему настроению на начало урока.
1.Девиз: Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…
-Почему я выбрала такой девиз?
-Мораль из какой басни?
— Перед тем как читать басню, нужна речевая разминка, чтобы размять язычки, услышать свой голос.
2.Речевая разминка. Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки.
Мартышка – маленькая обезьянка. Дюжина – 12. Полдюжины – 6. Темя – верхняя часть головы. Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку. Невежда – необразованный, несведущий человек. К худу клонит – к плохому клонит. Познатней – знать, высший слой привилегированного класса. Невежа – грубый, невоспитанный человек.
И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с его баснями. И до Крылова писали басни, но Иван Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что каждый запоминает их чудесный русский язык . Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.
II . Актуализация опорных знаний
-Кто является главными героями басен Крылова? (животные)
-Чем отличаются животные в баснях от животных сказок? (они похожи на людей, имеют человеческие пороки).
-Что обязательно должно быть в каждой басне? (мораль)
-Чем, как вам кажется, можно объяснить бессмертие и актуальность басен Крылова в наши дни? (басни подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться).
-Что такое басня? (небольшое, чаще всего написанное в стихотворной форме произведение)
III . Проверка домашнего задания
4.Чтение басни наизусть (3-4 ученика).
5.Чтение басен по ролям
6. «Басня по ниточке»
– Вы должны рассказать басню «Ворона и Лисица», которую учили наизусть, по цепочке. Каждый по строчке.
Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину
7.«Крыловские чтения». Аудиозапись басни И. А. Крылова « Квартет ».
Вы очень хорошо читали наизусть басни И. А. Крылова. Но мы должны учиться у мастеров выразительного чтения правильно делать это. Послушайте, как читает басни Крылова актер театра Игорь Владимирович Ильинский (звучит магнитофонная запись — « Квартет ».) Дети слушают, потом высказывают свои мнения. Затем учитель читает отрывки из басен, а дети зачитывают мораль.
8. Игра «Черный ящик»
Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».
С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало)
Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».
В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе она достала» (очки)
Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».
В нем находится предмет, о котором автор басни написал так: «Они как яхонты горят, Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдет. Хоть видит око, да зуб неймет». (Кисти винограда)
IV . Определение темы и целей урока.
Сегодня мы отправимся в театр. Для того, чтобы попасть на представление нам необходимо приобрести билеты. Оплатой за билет будет следующее задание: перед вами портрет писателя.
А сейчас ваша задача вспомнить основные и самые известные моменты из жизни Ивана Андреевича и вставить их в текст.
Родился И.А.Крылов в . году. У него рано . отец. После своей смерти он оставил сыну . . Особенно Ване понравились . … , потому что они были . . Зная французский язык он читал и басни . на французском языке. Чтобы помочь матери прокормить семью, еще будучи ребенком он . … .
Став взрослым, Иван Андреевич сначала работал . , потом работал в . . В 1809 году вышла его . … . В ней было . басни. Признавая заслуги Крылова, как баснописца, его избрали членом . ……………….. ………….. . Всю свою жизнь Крылов ненавидел . . . . . .
( Ответы детей : 1769; умер; сундук с книгами; басни Эзопа; смешными; Лафонтена; пошел работать; журналистом публичной библиотеки; первая книга его басен; 23; Российской академии наук; жадность, лень, воровство, ложь, грубость, лицемерие.
— Молодцы! Получили билеты. Откуда мы можем узнать, что сегодня будет идти в театре? /Из афиши/
— Какое представление будет сегодня проходить? / Басни И.А.Крылова
Итак, мы с вами приобрели билеты в театр на представление басен Крылова. Скажите, а как нужно вести себя в театре?
– Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления. Но прежде чем послушать и посмотреть инсценировку, обратите внимание на выразительность, логические ударения, смену голоса и настроения. Позвольте представить артистов.
9. Инсценировка басни «Ворона и Лисица»
Требования к исполнителям басен. Выразительное чтение басни. Исполнительское мастерство (эмоционально-образная выразительность, интонационное богатство). Подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
( Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Чтец: Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё вороньё горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)
10. Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
11. Викторина по командам
1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)
2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Моська»)
3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)
4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)
5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)
6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)
7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)
8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)
9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»? (У Муравья)
10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало).
12. Басни дедушки Крылова. Из какой басни строки?
1. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там. Слайд (Иллюстрация.) «Лебедь, рак и щука»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». Слайд (Иллюстрация.) «Квартет»
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. Слайд (Иллюстрация.) «Слон и Моська»
4. Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. ( «Стрекоза и муравей»)
Видеофрагмент (из мультфильма) «Стрекоза и муравей» — 1 мин 45 сек
5. Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой… Слайд (Иллюстрация.) « Зеркало и обезьяна »
6. «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву! Слайд (Иллюстрация.) «Волк и ягненок».
13. Кроссворд «И.А. Крылов. Басни»
1. «На ту беду … близёхонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …». ( Квартет).
3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она? (Ворона).
5. «Вороне где-то бог послал кусочек …». (Сыр).
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон).
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки).
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …». (Волк).
14. Диагностика достижения планируемых результатов .
1.Допишите предложения : Басня – это…
2.Кем был Крылов?
3. Напишите как можно больше героев басен Крылова.
4.Главными героями басни «Квартет» являются…
5.Чему учат басни Крылова?
Записывают ответы в оценочный лист
— Передайте оценочные листы учителю
15. Выставление отметок
На кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.
Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):
Как часто я слыхал такое рассужденье:
«По мне пускай что хочешь говорят,
Лишь был бы я в душе не виноват!»
Нет; надобно еще уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль доброю наружность сохранить.
(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,
Что слава добрая вам лучше всех прикрас
И что она у вас
Весеннего цветка нежнее.
И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, дети учились понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Дети поняли, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. На уроке обстановка была спокойная, дружелюбная. На разных этапах урока я осуществляла дифференцированный подход, учитывая психологические особенности детей. Таким образом, в работу были включены все дети и активные, и робкие.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
1. С егодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Урок дал мне для жизни…
1.Прочитать 2-3басни Крылова, которые не были изучены ранее.
2.С помощью взрослых оформите для наших первоклассников книжку-малышку
Поднимите смайлик, если он отвечает вашему настроению на конец урока.
Источник