Инновация это что значит

Значение слова «инновация»

  • Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Иннова́ция — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений.

Читайте также:  Ажиотажа нет это что значит

иннова́ция

1. нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества, имеющий целью повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации

2. нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции

3. результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс)

4. процесс или результат процесса, в котором используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень

5. экон. в маркетинге · вывод новых продуктов на рынок

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сеча (существительное):

Источник

Инновация

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation ) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1] .

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Содержание

Общее определение инноваций

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновация и др. похожие понятия

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные — совершенствование системы менеджмента.
  • Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП, США — 2,8 %, Япония — около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия — 0,74 % ВВП, Россия — 1,04 % [2] . Однако в условиях кризиса мировой экономики, на первый план выходит задача насколько эффективно предприятия, и научные коллективы использую вложенные средства. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard — EIS) [3] . Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

  1. инновационные лидеры;
  2. инновационные последователи;
  3. страны умеренные инноваторы;
  4. догоняющие страны [4] .

На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ [5] конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. В данном исследовании автор использует 43 страны, 3 входных параметра (наукоёмкость ВВП, количество учёных на один миллион человек, затраты на образование в % от ВВП), а так же 3 исходящих переменных (количество национальных заявок на выдачу патентов, высокотехнологичный экспорт в % от промышленного экспорта, экспорт ИКТ в % от всего экспорта). Полученные результаты наглядно показывают, что наилучшие показатели преобразования затрат в результаты инновационной деятельности у таких стран как США, Япония, Южная Корея, Германия, в тоже время Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны с переходной экономикой используют средства неэффективно.

Источник

Понятие инновации и ее характеристики

Сайт: MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ)
Курс: Инновационное предпринимательство
Книга: Понятие инновации и ее характеристики
Напечатано:: Гость
Дата: Вторник, 14 Декабрь 2021, 10:14

Описание

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретиру-
ется как превращение потенциального научно-технического прогресса в
реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Пробле-
матика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разра-
батывалась в рамках экономических исследований НТП.
Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято
определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть
реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п.
Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый
или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в ре-
зультате использования новшества и реализуемую на рынке или вне-
дренную в производственную, управленческую или иную деятельность.
Другими словами, технологическое новшество является источни-
ком технологической инновации, которая приобретает такое качество с
момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс
такого преобразования называется инновационным процессом. В свою
очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть про-
цессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке
оно становится инновацией.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной
экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда род-
ственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный
процесс», «инновационное решение» и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по
признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации
технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные
и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех
стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Раз-
личные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки,
В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, И. Шумпетер, Э. Род-
жерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета
своего исследования.

Оглавление

1. Понятие инновации и ее характеристики

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь его результатом. НТП — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей явлений и свойств окружающего мира и повышение производительности труда.

НТП – взаимосвязанное поступательное развития науки и техники, проявляющееся в постоянном воздействии науки, изобретений и открытий на уровень техники и технологии с одной стороны и в применении новейших приборы и оборудования в научных исследованиях. НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведет к повышению производительности труда и является частью социального прогресса.

Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководствами Фраскати (1963 г.) Осло (1992 г.) и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.

В соответствии с этими стандартами:

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Разграничение понятий «инновация – новшество», это не синонимы

Новшество — оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.

Новшество – это предмет инновации. Вложение инвестиций в разработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат и продолжить диффузию (широкое распространение) инновации. Для превращения новшества в товар еще нужно провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производства и оформить результаты.

Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновация использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера).

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.

Свойства инновации:

— научно-техническая новизна, преимущества по сравнению с традиционными решениями;

— производственная применимость, совместимость с сложившейся практикой и технологической структурой;

— коммерческая реализуемость. Способность удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю (по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса.

Инновационная деятельность — процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Объектами инновационной деятельности является разработка техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Среди субъектов могут быть и инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Совокупность научно-технических, технологических и организаци­онных изменений, происходящих в процессе реализации иннова­ций, можно определить как инновационный процесс,а период созда­ния, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.

2. Виды инноваций и их классификация

Необходимо уметь отличать инновации от:

— несу­щественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т. п.);

— незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизмен­ными конструктивное исполнение и не оказывающих дос­таточно заметного влияния на параметры, свойства, стои­мость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

— от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продук­тов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличе­ния доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологиче­ским параметрам, а также с рыночных позиций. С уче­том этого строится классификация инноваций, в литературе приведен их ряд.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

· продуктовые инновации — включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов.

· процессная инновация — означают новые методы организации произ­водства (новые технологии), они могут быть связаны с созданием новых организацион­ных структур в составе предприятия (фирмы).

Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США — 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 — к продуктовым; при обратном соотношении этих цифр в Японии.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающиеинновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (не дающие эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных к кассетным магнитофонам являлись улучшающей инновацией. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее. Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению.

Расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

— в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций по 9 признакам пред­ложил А. И. Пригожин:

1) по типу новшества :

— материально-технические (технология, материалы);

2) по инновационному потенциалу/степени новизны :

— комбинаторные (использование разл. сочетаний);

— модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

3) по принципу отношения к своему предшественнику/преемственности :

— замещающие (вместо устаревшего);

— отменяющие (исключают выполнение операций);

— возвратные (к предшественнику);

— открывающие (новые, аналогов нет);

4) по объему применения / по охвату доли рынка :

— системные (технологические, организационные);

— стратегические (принципы управления, производства);

5) по эффективности /целям :

— улучшение условий труда и т. д.;

6) по социальным последствиям :

— вызывающие социальные издержки;

— новые виды монотонного труда;

— вредные условия и т. п.;

7) по распространенности и особенностям механизма своего осуществления :

— единичные (на один объект);

— диффузные* (на многие объекты);

— завершенные и незавершенные;

— успешные и неуспешные;

8) по особенностям инновационного процесса :

9) по источнику инициативы :

— прямой социальный заказ;

— в результате изобретения.

Коллектив ученых под руководством Ильенковой предлага­ет следующую классификацию инноваций:

1) по технологическим параметрам :

2) по типу новизны для рынка :

— новые для отрасли в мире;

— новые для отрасли в стране,

— новые для предприятия или их группы;

3) по месту в системе (на предприятии) :

— на входе- изменения в сырье, оборудовании;

— на выходе — изд., ус­л., технол., информ.;

— системной стр-ры — управл., произв., технол.;

4) от глубины вносимых изменений :

3. Инновационный процесс

ИП — это процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в единстве с социально-экономической средой.

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

Стадии (этапы) инновационного процесса:

В общем виде модель ИП можно представить в развернутом виде так:

ФИ — ПИ — Р — Пр — С — ОС — ПП — М — Сб, или И – Т – Р,где

ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования;

ПП – промышленное производство;

Длительность цикла ФИ – ОС может продолжаться свыше 10 лет.

ИП начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и могут частично использовать внебюджетные средства.

Наука в России, а если более широко — сфера идей, как правило, носила чисто утилитарный характер и никогда не представляла ценности сама по себе. Развитие получали только те идеи, поддерживались только те направления науки, которые могли привести к какому-нибудь конкретному результату. Если ситуация изменится и будет цениться и поощряться всякое знание, даже если оно не несет сиюминутной пользы, то тогда будет дан толчок развитию всей нации. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта истина проникла в общественное сознание. ФИ — будущее науки и, в полном смысле слова, завтрашний день России.

Второй стадией ИП являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Их выполнение связано с вы­сокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возни­кает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включа­ет: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конст­рукторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

ОКР — завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).

Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий , которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Эти работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и разработок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т. д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции.

В целом по промышленности лишь 5 процентов организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы. К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства.Инновационное предприятие, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю.

На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап — непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы собственности и строго централизованного управления народным хозяйством это происходило путем планового распределения. В условиях рыночной экономики новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и рыночных цен.

За производством инноваций следует маркетинг и сбыт , а затем их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом .

4. Структура инновационного процесса

Структура инновационного процесса

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс — более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Важное направление в изучении инновационных процессов — выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.

Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности

недостаток средств для финансирования инновационных проектов

слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей

доминирование интересов текущего производства

наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий

наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры

материальное поощрение за инновационную деятельность

ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства

законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность

государственная поддержка инноваций

устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации

ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий

жесткость в планировании

ориентация на сложившиеся рынки

ориентация на краткосрочную окупаемость

сложность согласования интересов участников инновационных процессов

гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок

децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

Социально-психологические, культурные

сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций

боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу

сопротивление всему новому, что поступает извне

моральное поощрение, общественное признание

обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда

нормальный психологический климат в трудовом коллективе

Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.

Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия исследования

фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования — это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования — задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования — задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);

прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);

экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта — завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта — создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип — это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);

2. Стадия производства

первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству — это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец — полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);

запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство — это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

3. Стадия потребления

поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);

устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

Источник

Оцените статью