Инклюзивная школа что это значит

Содержание
  1. Об инклюзии в школе: обычные дети учатся в одних классах с «особенными» и от этого сейчас плохо абсолютно всем
  2. Инклюзия без иллюзии
  3. У нас теперь инклюзивное обучение. Что это такое в идеале и на практике? Инклюзивное обучение — это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе. Цель инклюзии благородная: исключение любой дискриминации детей, имеющих особые образовательные потребности. В теории это так. Что же в жизни? В реале инклюзия – это дискриминация детей, которые НЕ имеют особых образовательных потребностей.
  4. Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия — что это такое простыми словами.
  5. Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.
  6. Что такое инклюзивные ценности.
  7. Что такое инклюзивное образование.
  8. Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:
  9. Что не является инклюзивностью в системе образования:
  10. Эффективная инклюзивная школа
  11. Что такое инклюзивное рабочее место
  12. Принципы инклюзивной культуры:
  13. Что такое инклюзивное развитие

Об инклюзии в школе: обычные дети учатся в одних классах с «особенными» и от этого сейчас плохо абсолютно всем

С недавнего времени в нашем школьном образовании появилось такое понятие, как «инклюзия». Это такая штука, когда все дети, независимо от их физических, психических и интеллектуальных способностей, учатся в одних классах вместе со своими обычными сверстниками. Главная цель предоставление равных возможностей всем детям при получении школьного образования.

Инклюзия начала внедряться относительно недавно, до этого в каждой школе имелся т.н. коррекционный класс со специально обученным и подготовленным педагогом. Сейчас же такие классы упразднены, а все «особенные» дети распределены по обычным классам.

Конечно, обеспечить всем равные возможности это благородная цель не нужно ущемлять человека только за то, что у него определённые проблемы со здоровьем. Но остаётся вопрос а эффективна ли сейчас организована т.н. инклюзия в наших российских реалиях и работает ли она как следует? Ведь это не так просто, так как согласно принципам инклюзивного образования:

  • Все «особенные» дети имеют право учиться в обычной школе в общем классе со сверстниками;
  • Все дети («особенные» и обычные) учатся на уроках одновременно ;
  • В помощь обычному учителю должен быть приставлен тьютор (tutor, в переводе с английского означает «наставник», «опекун»);
  • Также в школе должен иметься штат других специалистов: логопедов, психологов, дефектологов и других специалистов, готовых оказать помощь детям.
Читайте также:  Что значит пищевой интерес у ребенка

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я затронул эту тему с учительницей, отдавшей школе 50 лет, из которых 11 она преподавала в коррекционных классах. Как оказалось, к инклюзии её отношение строго негативное.

Перво-наперво всё упирается в «особенных» детей. Как правило, нет никаких проблем в обучении тех, кто имеет проблемы с физическим здоровьем, однако подавляющее большинство «особенных» это те, у кого имеются проблемы с психикой или интеллектом. И нахождение таких учеников в обычном классе это крайне рискованное дело:

  1. Их поведение часто сильно отличается от сверстников, и это может привести как к травле «особенных» детей, так и к террору в отношении «обычных». Как итог, «особенные» всё равно обосабливаются от остального детского коллектива и они не становятся его частью.
  2. Это вытекает из первого, «особенные» ученики дают плохой пример поведения на уроке и переменах для обычных детей. Мальчик Коля во время урока кричит, прыгает, «пускает пузыри», но при этом он «такой же, как все». Так почему ему можно, а мне нельзя?
  3. Поведение «особенных» зачастую мешает самому учителю вести урок, которому также нужно следить за всем классом.
  4. «Особенным» детям тяжело поспевать за школьной программой и учителю нужно готовить что-то отдельное и для них.

И тут может вмешаться сторонник инклюзии и сказать, что в помощь педагогу должен быть приставлен тьютор и психолог! И тут скрывается главная проблема, почему сейчас инклюзия в школе не эффективна — оторванность всех наших школьных реформаторов от реальной жизни.

Возьмёт для примера одну из двух моих школ: единственная в райцентре, около 250 учеников (30 лет назад было за 800). Острая нехватка учителей (о чём я уже неоднократно писал: раз два три ), а средний возраст имеющихся педагогов далеко за 50. В школе обучается примерно два десятка учеников, имеющих проблемы с психикой, размазанных тонким слоем по всем классам школы. Вопрос: где на всех этих детей найти тьюторов и психологов, если банально не хватает простых учителей?

Что до детей с проблемами физического плана, то для них тоже нет специалистов. И не только логопедов и дефектологов, в сельской местности уже банально нет обычных врачей.

В результате, учителю в одиночку надо успеть и за обычными детьми последить, и «особенному» что-то задать, и при этом вести документацию на обе группы детей. Разумеется, учитель не успевает делать качественно ни первое, ни второе. От такого страдают уже все ученики в классе.

Поэтому педагог с 50-летним стажем и жалеет, что закрыли коррекционные классы в школе. В них «особенные» ученики обучались отдельно, им никто не мешал, они тоже никому не мешали. Дети общались в своём кругу, дружили и помогали друг другу. Но такие «особенные» ученики не были в изоляции от остальной школы: например, они свободно участвовали в общешкольных мероприятиях.

Работающий с только с коррекционным классом учитель мог сосредоточиться только на «особенных» детях и учитывать специфику каждого из них. Такие классы эффективно работали: многие ученики стали достойными людьми, зарабатывающими на жизнь своим трудом. Инклюзивное образование такого результата дать не может.

Таково мнение педагога, много лет отдавшего школе и проработавшего 11 лет с коррекционными классами. Мне тут остаётся только согласиться. Раньше существовала советская система образования, со своими разработками, методиками, особым подходом и научными трудами. И вместо того, чтобы развивать такое уникальное наследие, всё выбросили на помойку, взамен внедряя разработки и методики западных стран без учёта российской действительности.

Прочитал несколько статей и материалов сторонников инклюзивного образования в российских школах. В том числе от людей серьёзных и при должностях. Много фантазий и выдавания желаемого за действительное, никак не пересекающихся с реальностью. Увы.

Поэтому сейчас от инклюзии в нынешнем её виде тяжко всем:

  • Учителя вынуждены делать двойную работу и разрываться между несколькими группами учеников;
  • Трудно «особенным» ученикам, так как они фактически лишены возможности получить адекватное образование;
  • В тяжёлом положении находятся и их родители (да, они тоже заложники ситуации!), потому что у них фактически нет выбора куда устроить своего ребёнка: коррекционные школы «оптимизированы» и закрыты, коррекционные классы упразднены, остаётся только вот такой их инклюзивный заменитель;
  • И обычным детям тоже трудно по понятным всем причинам.

Вот такой пока неутешительный итог ещё одной реформы в нашем образовании. Если бы реформаторы более адекватно оценивали реальность, то может быть всё сложилось по-другому.

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое статье время, удачного вам дня!

  • Статьяо тех, кто продвигает инклюзию в школах и как они предлагают решать связанные с ней проблемы.

Источник

Инклюзия без иллюзии

У нас теперь инклюзивное обучение. Что это такое в идеале и на практике? Инклюзивное обучение — это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе. Цель инклюзии благородная: исключение любой дискриминации детей, имеющих особые образовательные потребности. В теории это так. Что же в жизни? В реале инклюзия – это дискриминация детей, которые НЕ имеют особых образовательных потребностей.

Инклюзивное обучение предполагает, что в классах общеобразовательной школы вместе с обычными детьми должны учиться дети с разного рода отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии. Причем для всех категорий детей должны быть разработаны специальные программы.

Я сейчас не буду говорить о детях с сохранным интеллектом и устойчивой психикой, которые имеют ограниченные физические возможности. Эти дети действительно должны социализироваться, общаться со сверстниками и обучаться вместе со всеми.

Речь пойдет о тех, кто имеет умственные и психические дефекты. Специальная психолого-медико-педагогическая комиссия выносит некоторым детям определенный диагноз – «ОВЗ», что значит «ограниченные возможности здоровья». И чаще всего это интеллектуальные нарушения: замедленное психическое развитие и умственная отсталость. Раньше для таких ребят организовывались коррекционные классы и даже школы. Теперь они должны учиться в обычных классах с детьми без ОВЗ. Учителям, которых никто не обучал на дефектологов, необходимо писать специальные программы и заниматься по ним с ОВЗэшниками в течение урока.

Урок длится 45 минут. В классе городской школы минимум 20 учеников. Простая арифметика показывает, что на каждого обычного ученика приходится 2,25 минуты. Сколько же времени должен потратить учитель на ребенка с ограниченными возможностями? Поймет ли умственно отсталый за 2 минуты самую элементарную тему, даже если он занимается по особой программе и по отдельным учебникам? Предположим, педагог сумел посвятить какое-то время этому ученику (хорошо, если он один, на практике мы имеет от двух до пяти ОВЗэшников в каждом классе), дал ему индивидуальное задание, чтобы в это время вернуться к остальным ученикам. Справится ли с ним этот ученик? Естественно, нет. Значит, учитель должен пол-урока уделить ему. Что мы имеет в результате? Дискриминацию других детей, которые пришли в школу за знаниями. Двадцать минут учитель возится с ОВЗэшниками, а что остается обычным ученикам? Получается, мы учим умственно отсталого, совершенно не обучаемого ребенка, которому наука не нужна, но при этом лишаем права на образование большинство других ребят. Мало того, «особые» дети дважды в день в школе получают бесплатное питание (одаренные – нет, умственно отсталые – да). Их нельзя оставлять на второй год. Им нельзя ставить двойки в четверти, тем более в году. Парадокс. Мы не дискриминируем одних, но обделяем других!

Среди ОВЗэшников может оказаться и психически больной ребенок. Его права мы тоже не имеем права нарушать. А вот подвергать опасности здоровье и даже жизнь других детей мы почему-то можем. Что придет в голову ребенку с больной психикой? Кому он в какой-то момент причинит вред? Мы этого не знаем. Работаем на свой страх и риск. Берем на себя такую ответственность, с которой и медицина не всегда может справиться. Выходит, что ребенок с отклонениями в психике имеет право учиться, а нормальный должен ходить под вечной угрозой.

Я уже не говорю о том, как учителям приходится объяснять другим детям, почему этот ребенок получает бесплатное питание и почему ему дается другая контрольная работа, не как у всех. Как это объяснить? Сказать, что у него умственная отсталость, некорректно. Сказать, что так решила комиссия. Дети спросят почему.

Красивые слова о том, что хороший учитель сумеет организовать урок так, что времени и внимания хватит на всех, — иллюзия. Поэтому все программы и индивидуальные планы для ОВЗэшников остаются на бумаге. Мы знаем одно четкое правило – «три пишем два в уме». Каждый педагог понимает, что дети с нарушенным интеллектом необучаемы. А если сверху от нас требуют всеобщую успеваемость, то мы, конечно, поставим «три», потому что у нас нет ни возможности, ни умения обучать в общеобразовательном классе детей с ограниченными возможностями интеллекта и психики. Для таких учеников должны быть созданы специальные условия: отдельные классы, специально обученные педагоги, особые программы, учебники, наглядные пособия.

Я не буду размышлять о том, для чего придумана эта инклюзия. Я лишь констатирую факт. Это очередная никому ненужная инновация, фикция, у которой нет ни настоящего, ни будущего. Эта инклюзия – всего лишь иллюзия.

Источник

Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия — что это такое простыми словами.

Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.

Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.

Что такое инклюзивные ценности.

Инклюзивные ценности – это признание

  • разнообразия,
  • равенства и справедливости,
  • сотрудничества,
  • участия,
  • общности.

Что такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.

Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.

Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.

Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:

  • Олег не может ходить. Чтобы он мог пойти в дискуссионный клуб после школы, его заберет доступный микроавтобус.
  • У Оли дислексия. Чтобы она могла изучать книгу вместе с классом, учитель просит ее слушать аудиокнигу, а не читать текст.

Что не является инклюзивностью в системе образования:

  • Специальные школы и колледжи только для детей и студентов с ограниченными возможностями. Это называется сегрегацией.
  • Отдельные подразделения в обычных школах и колледжах. Это тоже сегрегация.
  • Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в обычных школах, но без достаточной поддержки. Это называется интеграцией: учащиеся с ограниченными возможностями получают общее образование, но их потребности не удовлетворяются.

Эффективная инклюзивная школа

предполагает такие действия:

  • дать возможность каждому учащемуся в полной мере участвовать в учебной среде, предназначенной для всех;
  • создавать позитивный климат, поощрять чувство принадлежности и обеспечивать прогресс учащихся в достижении соответствующих личных, социальных, эмоциональных и академических целей;
  • чутко реагировать на индивидуальные потребности в обучении, обеспечивая достаточный уровень поддержки и применяя практики и принципы преподавания, ориентированные на учащихся.

Что такое инклюзивное рабочее место

Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.

Принципы инклюзивной культуры:

  1. Инклюзивная культура обеспечивает равный доступ к возможностям роста.

Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.

  1. Инклюзивная культура вознаграждает талант и упорный труд.

Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.

  1. Инклюзивная культура приглашает к участию людей с ограниченными возможностями.

Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.

  1. Инклюзивная культура признает, что наем сотрудников с ограниченными возможностями полезен для бизнеса.

В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.

Что такое инклюзивное развитие

Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.

Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.

Источник

Оцените статью