- Инфантильные дети: откуда они берутся и что с ними делать
- Что такое инфантильность?
- Как определить инфантильность на начальной стадии ее развития
- Почему ребенок становится инфантильным
- Что делать родителям, если они наблюдают признаки инфантильности у ребенка
- Когда повзрослеет «вечный» ребенок?
- Феномен инфантилизма
- Эмоциональность или неадекватность?
- Неусидчивость или неспособность к учебе?
- Инфантильный возраст
- Программа для родителей
Инфантильные дети: откуда они берутся и что с ними делать
Наверное, многие из мам встречались с термином «инфантильные дети». Обычно так называют ребенка, поведение которого не соответствует его возрасту, равнодушного к учебе или какой-либо другой умственной деятельности. Да и физические нагрузки такие дети не очень-то и жалуют. Особенно подростки. Все интересы этих деток сводятся к играм и забавам.
Младшие школьники серьезно не воспринимают учебу и норовят превратить процесс обучения в игру или вовсе отказываются учиться, а подростки прогуливают занятия, а вместо активных увлечений выбирают компьютерные игры. Причем в последнее время инфантильных детей становится все больше и больше. Какова причина инфантилизма и что делать родителям в ситуации, когда ребенок 6-7 лет ведет себя как трехлетка? Попробуем разобраться в нюансах.
Что такое инфантильность?
Чтобы лучше понять природу этого явления (столкнулась с ним, будучи гувернанткой у школьницы младших классов), я проконсультировалась со знакомой няней, которая училась в свое время на детского психолога. И вот что узнала. Оказывается, инфантильность бывает разная:
- физиологическая – это когда происходит отставание в физическом и психическом развитии вследствие тяжелых родов, родовых травм, ранних болезней или из-за сбоев в организме при нарушении работы гипофиза, щитовидки или половых желез. Такие дети медленно растут и развиваются физически. Но они не считаются умственно отсталыми, хотя их инфантилизм и может привести к расстройству личности, к шизофрении;
- психическая незрелость часто обусловлена ошибками в воспитании. Обычно проявляется такая форма инфантилизма в неумении ребенком контролировать свои желания и эмоции, принимать конкретное решение и нежелании жить интересами коллектива. Такие детки плаксивы, слишком избалованны, им присущи впечатлительность, непослушание, неусидчивость. Но в то же время они (если на то есть их желание) очень быстро решают задачи на логическое и абстрактное мышление, хорошо усваивают любой материал.
Вот о последнем – психическом инфантилизме, который случается из-за неправильного подхода родителей к воспитанию, мы и поговорим подробнее.
Как определить инфантильность на начальной стадии ее развития
Наблюдая за детками разных возрастов, я всегда обращала внимание не только на характер ребенка, но и на то, как он разговаривает, чем любит заниматься, как взаимодействует с другими детьми. Бывали случаи, что 5-летки вдруг начинали вести себя и говорить как маленькие детки («сюсюкать» или называть вещи в уменьшительно-ласкательной форме), хотя до этого в их поведении раньше не замечалось. Их тянуло не к сверстникам, а к детям младше по возрасту. Их интересы и речь резко менялись, и если раньше ребенок с удовольствием занимался лепкой, рисованием и учился читать, писать и считать, то это желание вдруг пропадало. Им хотелось только играть, бесцельно бегать по улице и шалить.
С одной стороны такая детская непосредственность умиляет. Но одно дело, когда ребенок наивен в 2-3 года, а другое – что он в 5-6 лет ведет себя подобным образом. Ведь нормальные родители должны понимать, что для всякого возраста есть свои психологические рамки. Пятилетний ребенок уже должен понимать такие вещи как время для игр и время для занятий, а также четко воспринимать слова «надо» и «нельзя». Он обязан уметь правильно и четко выражать свои мысли, уметь на равных общаться со сверстниками и быть самостоятельным в бытовых навыках. Капризы и нежелания ребенка в этом возрасте одеваться, кушать самому или убирать за собой игрушки должны настораживать родителей. Ведь именно инфантильность часто бывает причиной непослушания, а не вредность характера малыша.
Если не обратить внимания на такое поведение, то вполне окажется, что и в 7 лет ребенок будет не готов к учебе в школе. Ведь готовность определяется не только знаниями, но и психологическим развитием. Не очень приятно потом выслушивать родителям, что их ребенок опять сорвал урок и начал ходить по классу, мешая другим детям и учителю.
Инфантильность младшего школьника выражается в его неуемности, энергичности и бьющей через край эмоциональности. Их чувства неподдельны, как и у всякого ребенка. Но это не значит, что такие дети зрелы в своих чувствах. На самом деле они не научены по-настоящему сопереживать, любить и тосковать. Все их эмоции направлены только на себя, на свою личность, а поэтому не имеют волевого начала.
Почему ребенок становится инфантильным
Вот теперь мы подошли к главному – к причинам возникновения инфантильности. В самом начале статьи я уже обращала внимание на то, что взрослые ответственны за психологическое здоровье ребенка. Разберем только ту ситуацию, когда инфантильность возникает из-за неправильного воспитания, то есть когда мама (чаще всего именно она и еще бабушка) искусственно тормозит социализацию ребенка.
Гиперопека единственного и желанного дитяти практически всегда приводит к тому, что ребенок, вырастая до возраста дошкольника, все еще остается на уровне трехлетки. Ему просто не дают ничему научиться и все делают за него, даже думают. Таких детей весьма часто делают домашними детками, вольно или невольно отгораживая от сверстников, им умиляются, с ними сюсюкают, а не говорят нормальным языком, все им позволяют и исполняют любые желания. В результате вырастает человечек, не способный к принятию самостоятельных решений, не умеющий выходить из конфликтов, не контролирующий своих желаний, эмоций и не готовый мыслить объективно и критически.
Итог – паника родителей, когда учителя ставят их перед фактом, что их ребенок не желает учиться. Ему интересней на уроках поиграть с машинкой или с куколкой (современные дети играют на уроках в смартфоне), чем сидеть и писать цифры и буквы в тетрадке.
Что делать родителям, если они наблюдают признаки инфантильности у ребенка
- Первое, что стоит сделать – наладить четкий режим дня. Да, будет сложно приучить ребенка, привыкшего к «вольному» образу жизни, делать все по расписанию. Но это дисциплинирует, и, прежде всего, не само чадо, а его родителей.
- Последовательность в действиях. Поощрять или наказывать за проступки ребенка нужно не время от времени, а на постоянной основе. Он, ребенок, должен научиться ответственности.
- Предоставьте малышу больше самостоятельности. Не стремитесь бежать на помощь по первому зову. Игнорируйте все его истерики и выходки. Внушите ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы справиться с той или иной задачей самостоятельно. Особенно это касается бытовых навыков.
- Просите ребенка помочь в уборке квартиры или просите его сходить в магазин за хлебом. Поощряйте его не игрушками, мультиками или сладостями, а похвалой, или прогулкой в парк, за город, или походом в бассейн.
- Радуйтесь всем его маленьким победам над собой и над преодолением трудностей, не критикуйте и не смейтесь, если его постигла неудача.
- Чаще выводите ребенка «в свет». Запишите его в секцию или на кружок, чтобы он мог общаться со сверстниками.
- Старайтесь наладить контакт с учителем и вместе с ним разработайте линию поведения по отношению к ребенку. Очень важно, чтобы было единство в методах воспитания и в коррекции поведения такого ребенка.
- Приучайте чадо к усидчивости. Давайте ему задания, которые помогут концентрировать внимание. Например, перебирать смесь гороха и фасоли или найти в тексте (на одной страничке) все буквы «О» и посчитать их количество (зачеркнуть).
- Не реагируйте бурно на хулиганистые выходки ребенка и его эмоциональные всплески в виде истерик. Чем меньше внимания в этом направлении он будет получать, тем меньше у него будет возникать желания вести себя подобным образом.
Инфантильность, если она является ошибкой в воспитании, вполне можно изжить. Но для этого нужно постараться, а поэтому запасайтесь терпением, а заодно и займитесь воспитанием самих себя.
Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.
Источник
Когда повзрослеет «вечный» ребенок?
Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?
Мария Дробот, детский психолог:
Ко мне на консультацию пришла Татьяна Ковалева, мама десятилетнего Павлика. Я выслушала ее — история оказалась не такой уж необычной.
Поначалу родители радовались, что их ребенок так легко общается со всеми, но потом стали замечать, что его непосредственность переходит всякие границы. На улице он мог подойти к незнакомому человеку и вдруг начать ему что-то рассказывать. «Нам прямо страшно стало, люди ведь всякие бывают, столько ужасных историй вокруг. Объясняли ему, что не надо так делать. Как будто не слышал, хотя головой кивал», — объясняла встревоженная мама.
Гораздо больше проблем появилось, когда сын пошел в школу. Он совершенно не мог внимательно слушать учительницу, начинал громко разговаривать посреди ее объяснения, а то и вообще мог встать и начать ходить по классу среди урока. Домашние задания его совершенно не интересуют. Когда его спрашивают, почему он не делает уроки, тут же горько плачет.
Эта история, на мой взгляд, весьма типична и прекрасно иллюстрирует проблему, довольно часто наблюдаемую сегодня психологами, — детский инфантилизм. Многие родители отмечают странное нежелание своих детей взрослеть, выполнять поручения, пусть элементарные, брать на себя ответственность за учебу.
Зачастую заботливые папы и мамы объясняют это явление сложностью современной жизни, пугающей нынешних детей, желанием отсидеться за родительской спиной. Родители или умиляются: «Пусть подольше побудет ребенком, успеет повзрослеть еще!», или начинают излишне драматизировать ситуацию, выясняя у врачей, нет ли у ребенка задержки в развитии. Крайняя мера — бесконечные походы по врачам и попытки вылечить ребенка непонятно от чего. И первое и второе объяснение приводит к неправильным поступкам, зачастую травмирующим ребенка.
Попробуем разобраться, что происходит с ребенком, каковы причины, проявления и последствия инфантилизма и каковы должны быть действия родителей.
Феномен инфантилизма
Дело в том, что некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их физический рост и размер обуви, а то, что психические качества формируются у них с опозданием. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств.
Вызвано это может быть наследственностью, внутриутробными патологиями и травмами, детскими инфекциями, недостаточной функцией щитовидной железы, изменениями в гипофизе. В этом врачи и психологи пока до конца не определились. Но все же чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание этих факторов с неверными родительскими усилиями. Это гиперопека — одна из распространенных ошибок в воспитании, когда родители руководят каждым шагом ребенка. И тогда наряду с инфантильностью становятся очень заметны эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами также способствует снижению инициативы, проявлению несамостоятельности, нерешительности.
Однако стоит отметить, что психический инфантилизм не имеет никакого отношения к задержке умственного развития, как нередко ошибочно думают многие. Инфантильные дети в плане развития умений и навыков ничем не отличаются от других.
Эмоциональность или неадекватность?
Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками.
Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Вот еще один пример из практики.
Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его «почтальон Печкин» из-за сумки, которую Юра носит через плечо. Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось — он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы.
Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка.
Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Во-вторых, сильно осложняет работу воспитателей и учителей, которые вынуждены уделять все внимание такому инфантильному ребенку, в то время как остальные дети остаются без присмотра.
Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.
Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это.
Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.
Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.
Неусидчивость или неспособность к учебе?
Учатся инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, — это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.
Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его «вызвали»!
От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается. Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест.
Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: «вечно маленький» ребенок может быть способным и талантливым. Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.
Инфантильный возраст
Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. И здесь родителям стоит быть особенно внимательными: так происходит не всегда. В ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в этот период — младший подростковый возраст — инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, попадают в разные авантюрные истории.
Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода молодой человек опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Так что последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее.
Ситуация вполне подвергается коррекции. Помочь в этом может психолог, который при необходимости посоветует проконсультироваться у других специалистов. Родителям детей, склонных к инфантильности, лучше начать действовать как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста. Родители Павлика, обратившиеся ко мне за помощью, когда ребенку было 10 лет, сумели изменить поведение своего ребенка вовремя. Возможно, их опыт и мои рекомендации помогут и другим семьям.
Программа для родителей
Во-первых, покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может улучшить память, внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.
Во-вторых, система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и пристрастия.
Ребенок любит играть, значит, воздействие на него может быть через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в «детский сад», в «больницу», «транспорт», причем в каждой игре он должен выступать в роли сильного, положительного героя, кого-то спасающего или кем-то руководящего. В такой игре подспудно высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и так далее. А ребенок учится действовать соответственно обстановке.
Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.
Продумайте и установите для ребенка ряд посильных ежедневных обязанностей, которые он будет четко знать. Также объясните ему, что последует за их невыполнением. Ребенок должен хорошо усвоить эту логическую связь.
Избегайте так называемого отрицательного внимания — окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.
Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.
Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этом процессе отца, особенно при воспитании мальчиков.
Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к семи годам, лучше задержите его на год и в восемь лет отправьте в школу с уже сформировавшейся позицией школьника. Неплохо начать с подготовительных индивидуальных занятий, во время которых сначала на легком, доступном материале будет постепенно формироваться желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность. Успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.
И помните, для таких детей особенно вредны расхождения в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых. Не проглядите собственного ребенка, помогите ему повзрослеть.
Источник