- Индивидуальный проект – что это такое? статья (10, 11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 8 шагов к успеху: индивидуальный проект девятиклассника
- 1. Формулировка темы
- 2. Финальный продукт
- 3. Паспорт проекта
- 4. Теоретические и практические задачи
- 5. Уникальность практической части
- 6. Оформление проекта
- 7. Программа защиты
- 8. Создание презентации
- Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации
- Зачем нужен индивидуальный итоговый проект
Индивидуальный проект – что это такое?
статья (10, 11 класс)
Что такое Индивидуальный проект и для чего он нужен? Если Вы задаетесь данными вопросами, то Вам будет полезно почитать эту статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный проект – что это такое?
Мы живем в мире, где каждый день привносит в нашу жизнедеятельность изменения в различных сферах. Каждое нововведение меняет привычную ситуацию, в которой живет или к которой приспособился индивид, то есть вынуждает его покинуть рамки «зоны комфорта». Любая ситуация подразумевает некие действия и то, насколько быстро и качественно они будут спланированы, отразится на желаемом результате. Современному человеку необходимо уметь быстро перестраивать алгоритмы своего поведения под новые правила, чтобы внезапный всплеск энтропии информации не повлек за собой стрессовую реакцию и не разрушил работоспособность.
Подготовка к реалиям жизни в условиях постоянно растущей информационной энтропии современного общества начинается еще в школе. Именно этот социальный институт обязан в рамках учебной деятельности развить у обучающихся основополагающие элементы адаптивного поведения, а именно: самостоятельность в принятии решений, творческое мышление, поиск решений разнообразных задач, умение сформулировать проблему, проанализировать и распланировать свою деятельность по работе с изменившимися условиями, коммуникативная гибкость. Для.
Для достижения данной цели Федеральными государственными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования прописано внедрение системно-деятельностного подхода, заключающегося в «…формировании готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектировании и конструировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся» и обозначена особая форма организации деятельности обучающихся, названная индивидуальный проект.
Что же это такое и как он помогает в решении задачи «приспособления» к информационной энтропии?
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)» (ст. 11 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578)).
Индивидуальный проект – это самостоятельная деятельность обучающегося, выраженная в некотором конечном продукте – материальном или информационном.
В зависимости от ступени внедрения индивидуальный проект может быть реализован:
— в рамках внеурочной деятельности; результат его можно внести в портфолио обучающегося (начальное общее образование);
— в рамках учебного процесса (вариативная часть) – 34 часа; результат его освоения заносится в аттестат об основном общем образовании в «Дополнительные сведения» без отметки и может быть учтен при приеме в профильный класс (основное общее образование);
— в рамках учебного процесса, как учебный предмет – 68-70 ч.; результат его освоения заносится в аттестат о среднем общем образовании с отметкой (среднее общее образование).
Рассмотрим именно третий вариант, когда индивидуальный проект является таким же учебным предметом, как математика или английский язык.
Индивидуальный проект состоит из двух видов деятельности – проектная и исследовательская. Таким образом, он может быть реализован, как в рамках одной из данных видов деятельности, так и в их совокупности. Целесообразно разделить требуемые 68-70 часов на два года изучения, в идеале: 34-35 часов в 10 классе – проектная деятельность и 34-35 часов в 11 классе – исследовательская деятельность.
В чем разница между этими двумя видами деятельности? Индивидуальный проект базируется на поиске и обработке информации, но в проектной деятельности эта обработка заключается в изменении формы и представления информации, а в исследовательской деятельности – в изменении содержания, то есть получении новой информации.
Как это различие выражено на практике? Проектная деятельность всегда имеет своим результатом то, что было заложено на начальном её этапе (визуализация) и в ней нет этапа построения гипотезы. Исследовательская деятельность базируется на гипотезе и в результате может иметь подтверждение гипотезы, её опровержение или же не иметь конкретного итога вовсе, например, по причине недостаточного объема исследования.
Логично начать освоение индивидуального проекта без гипотез, то есть научиться работать с информацией, которой в нашем мире достаточно много, и получить практические навыки по отсеиванию информационного шума. Проектная деятельность поможет также повторить некие практические основы работы с программными средствами визуализации, определить уровень коммуникативности и исследовательской активности.
Как уже говорилось, ядро проектной деятельности – это визуализация результата. После определения интересующей обучающегося проблематики обязательно идет этап визуализации итога его проектной деятельности, то, ради чего он всю эту деятельность будет производить. От грамотности и детальности визуализации зависит конкретика и логичность темы, цели и задач. Если отнестись к данному этапу халатно, то весь проект будет на грани распада и действия по его реализации будут тщетными.
Индивидуальный проект имеет две стадии аттестации – предзащита (декабрь) и защита (апрель-май), на которых обучающийся демонстрирует свои успехи/неудачи по работе над проектом. После предзащиты конечный результат, к которому стремится обучающийся, может быть скорректирован, и, как следствие, будут изменены тема, цель и задачи. Защита и предзащита – это презентация своей работы перед экспертной комиссией, другими словами, обучающийся демонстрирует свои профессиональные возможности, позиционируя себя, как мастера в узком проблемном круге.
Проектная деятельность 10 класса и исследовательская деятельность 11 класса могут быть, как сонаправленные (продолжающееся исследование), так и разнонаправленные. Кроме того, вовсе не обязательно, что в 11 классе все обучающиеся будут заниматься именно исследовательской деятельностью, равно как и в 10 – только проектной.
Выбор вида деятельности будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого обучающегося – его самостоятельности, самоконтроля, творческого интереса, научного кругозора и приобретенных знаний, умений, навыков. Кто-то будет готов заниматься исследованием уже в 10 классе, а другому будет вполне достаточно только проектной деятельности на протяжении всех двух лет.
Важно помнить, что результаты, которые представлялись на защите 10 класса, не могут быть презентованы на защите в 11 классе, даже в измененной форме визуализации. Например, если в 10 классе обучающийся создал Web-страницу, где рассказал об интересных местах своего города, а в 11 классе расширил свой проект до полноценного сайта с той же тематикой. Какой тут может быть выход? Как вариант – создание видео-экскурсии по данным достопримечательностям или аудиогида.
Если же говорить о пролонгации работы над проектом, но с изменением вида деятельности, то, в качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: в 10 классе ученик изучал цветовосприятие и его влияние на процесс обучения, результатом стали подобранные в соответствии с проведенным исследованием учебные принадлежности, благоприятствующие процессу усвоения новых знаний. Тема обучающемуся понравилась и, он в 11 классе желает продолжить работать с цветом. Что можно предложить ему в качестве исследования? Например, исследование влияния цветового освещения на рост кактусов, гипотеза – при зеленом освещении кактусы растут быстрее и цветут чаще, результат – подтверждение или опровержение гипотезы на основании статистических данных, полученных эмпирическим путем – наблюдением за ростом и цветением кактусов, находящихся под разным цветовым освещением в течение года.
Какова же направленность изучения индивидуального проекта с точки зрения подготовленности выпускника общеобразовательной организации к деятельности в современных изменяющихся реалиях?
Согласно все тому же федеральному государственному стандарту среднего общего образования, в результате положительного освоения в полном объеме учебной дисциплины «Индивидуальный проект» на защите собственного проекта обучающийся должен будет продемонстрировать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, критического мышления
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности
сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
Другими словами, проектная и/или исследовательская деятельность, реализуемая обучающимся в рамках индивидуального проекта, формирует и развивает у него навыки критического мышления, самодисциплину и самокритику, умение собирать и верно интерпретировать информацию из различных источников, умение выделить проблему и сформулировать основные задачи для её решения, навыки планирования и алгоритмизации собственных действий в изменяющихся условиях, навыки научно-исследовательской деятельности.
Цель формирования у выпускника общеобразовательной организации адаптивного поведения и, как следствие, гибкости его приспособленческих навыков к внезапному скачку информационной энтропии, достигнута.
Источник
8 шагов к успеху: индивидуальный проект девятиклассника
Индивидуальные проекты с защитой теперь данность не только тех, кто уже заканчивает обучение в вузе, но и девятиклассников. С чего начинать индивидуальный проект, какая должна быть последовательность шагов — рассказывает наш блогер Любовь Гырнец.
Индивидуальный проект — это одно из испытаний девятиклассников, допуск к экзаменам. Хочу поделиться опытом, как написать и защитить успешный проект.
1. Формулировка темы
Да, это первый очевидный шаг. Нужно определиться с темой. Это, пожалуй, самое трудное, ведь нужно не забывать, что проект как таковой является метапредметным, то есть тема должна включать в себя три предмета. Например, тема: «География на денежных знаках» включает три предмета: историю, географию, экономику.
При формулировке темы помним, что проект должен быть исследовательским, то есть содержать в себе гипотезу или проблему, которую нужно решить.
2. Финальный продукт
Обязательное условие индивидуального проекта — это его продукт. Что может служить продуктом? Макет, карта, буклет, фотоальбом, книга, модель, кроссворд и т. д. То, что уникально и сделано вашими руками.
3. Паспорт проекта
После того, как выбрана тема и придуман продукт, переходим к созданию паспорта проекта. В нем должно быть описано самое важное: цели, задачи, гипотеза, актуальность, практическая значимость, аннотация, методы.
4. Теоретические и практические задачи
Самое трудное, пожалуй, позади. Берем первую задачу, решаем ее и продолжаем последовательно. Начинать следует с задач по решению теоретических вопросов, а уже потом переходить к практическим. Книги и интернет вам в помощь.
Практические задачи используем, чтобы определить, подтвердилась ли гипотеза. Например, я предположила, что на денежных купюрах РФ нарисованы достопримечательности городов. Моя гипотеза подтвердилась или подтвердилась частично и т. п.
5. Уникальность практической части
В практической части уникальность должна быть 100%, это сделали только вы. Поэтому лучше брать темы проектов, которые касаются вашего класса, школы или населенного пункта. Хорошо использовать социальные опросы, их можно создать онлайн.
Можно составить анкету в соответствии с вашей проблемой. Например, учащиеся моего класса не знают, что означают их фамилии. Вот вам и проблема. Надо ее решить, ставим цель и задачи. Пишем немного теории и все остальное — практика, исследование фамилий одноклассников.
Гипотеза: предполагаем, что по происхождению большинство фамилий — русские. Продукт: альбом со значение фамилий. Не забываем заключение, т. е. выводы.
6. Оформление проекта
Проект оформляем в соответствии с требованиями (название, размер шрифта, поля, абзац, номер страниц, титульник, содержание, список литературы и т. д.). Не забываем про приложение, в основном тексте должны быть на него ссылки. В самой работе не должно быть таблиц, фотографий, анкет, диаграмм.
7. Программа защиты
Когда все оформлено, пишем текст защиты. Как правило, на нее отводится 7 минут. В защите будет ошибкой, если вы расскажете только теорию. Что в ней должно быть обязательно? Тема, цели, задачи, актуальность, практическая значимость, гипотеза, ваша практическая часть и выводы с подтверждением гипотезы. Потом уже делаем презентацию.
8. Создание презентации
Презентация дополняет ваши слова, а не дублирует их. На первый слайд помещается тема, данные автора, на второй — цели, задачи, на предпоследнем должны быть выводы, последний слайд — спасибо за внимание. Остальные слайды — диаграммы, фотографии и другие материалы — дополняют вашу информацию.
Речь и презентация должны быть четко выверены. Можно читать, но лучше выучить. Желательно свою защиту начинать не с банальных слов, а с интриги формата «А вы знаете что?», т. е. интересных фактов по вашей теме. Закончить можно легендой, стихотворением и т. д. Это сделает вашу защиту интресной и менее формальной.
Вот такие небольшие секреты, которыми я хотела с вами поделиться. Успехов всем в написании проектов.
Фото: Shutterstock (Santhosh Varghese)
Источник
Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации
Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.
Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Зачем нужен индивидуальный итоговый проект
Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:
- Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;
- карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;
- инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;
- дневник работы над проектом;
- план консультаций с преподавателем или тьютором.
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.
- Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
- Информационные проекты — проекты, призванные научить добывать и анализировать информацию. Ученики изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в интернете или локальных сетях, телеконференция).
- Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней.
- Игровой проект — когда участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта для привлечения публики к решению проблемы проекта.
2. Каким должен получиться проект
Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
- Сайт;
- видеофильм;
- экспозиция и экскурсия по ней;
- коллекция;
- модель, макет;
- художественное произведение;
- мультимедийный продукт;
- постановка;
- праздник;
- справочник
- учебное пособие
- экскурсия или интерактивная экскурсия;
- бизнес-план;
- карта, атлас;
- пакет рекомендаций;
- путеводитель;
- справочник;
- учебное пособие.
3. Привлекай родителей
Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
4. Как оценить свою работу
Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
- Планировать свою деятельность, распределять время
- Организовывать рабочее пространство
- Доделывать всё до конца
- Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
- Выделять главное, существенное
- Правильно оформлять проект
- Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
- Прислушиваться к разным мнениям
- Доказывать свою точку зрения
- Создавать презентацию
- Другое
Вопросы собеседования после окончания работы над проектом
Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?
- Если результат положительный, что приходит на ум конкретно?
- Каковы были самые интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О проблеме? О себе? О других?
- Определите некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина затруднения?
- Чему вы научились в ходе работы над проектом?
- Когда вы поняли, что вы нашли окончательное и лучшее решение?
- Как вы считаете, ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?
- Насколько полезны были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.
- Чем бы вы могли помочь другим в ходе работы над проектом?
- Что вы открыли для себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?
- Что бы вы сделали по-другому, если бы вы начали работу снова?
- Как вы будете использовать то, что вы узнали в будущем?
5. Как организовать защиту проекта
Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
Источник