In vino veritas что это значит

In vino veritas

Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Полезное

Смотреть что такое «In vino veritas» в других словарях:

vino veritas — /vinoʊ ˈvɛrətæs/ (say veenoh veruhtas) See in vino veritas … Australian-English dictionary

In vino veritas — Epsilon Inhaltsverzeichnis 1 Ἐὰν ταῖς γλώσσαις τῶν ἀνθρώπων λαλῶ … Deutsch Wikipedia

In vino veritas — In vino veritas хорошо известное латинское выражение. Имеет значение «истина в вине». Также известна как греческая фраза «Ἐν οἴνῳ ἀλήθεια» (Эн ойно алетейа) с тем же значением. Автором является Плиний Старший[1], а фраза на греческом… … Википедия

In vino veritas — Este artículo está huérfano, pues pocos o ningún artículo enlazan aquí. Por favor, introduce enlaces hacia esta página desde otros artículos relacionados … Wikipedia Español

In vino veritas — is a well known Latin phrase. It means “ in wine [there is the] truth ”. It is also known as a Greek phrase “Ἐν οἴνῳ ἀλήθεια” En oino álétheia , which has the same meaning. The author of the Latin phrase is Pliny the Elder, [Pliny the Elder,… … Wikipedia

In vino veritas — Cadran solaire, domaine de Pommard. In vino veritas est une locution latine qui signifie « la vérité est dans le vin ». On la trouve dans Pline l Ancien[1]. L expression grecque … Wikipédia en Français

Читайте также:  Что значит очередность наследования

In vino verĭtas — (lat.), »im Wein ist Wahrheit«, d. h. der Berauschte spricht die Wahrheit, zeigt seine wahre Natur. Die Sentenz kommt schon bei Alkäos vor … Meyers Großes Konversations-Lexikon

In vino veritas — In vino verĭtas (lat.), Im Wein ist Wahrheit, d.h. der Berauschte spricht die Wahrheit; Sprichwort bei Plinius … Kleines Konversations-Lexikon

in vino veritas — [invinoveʀitas] ÉTYM. Mots latins. ❖ ♦ « Dans le vin (est) la vérité », proverbe latin qui fait allusion aux confidences qui n échapperaient pas à un homme à jeun et auxquelles il se laisse aller dans l ivresse … Encyclopédie Universelle

In vino veritas — Im Wein liegt die Wahrheit; Im Wein ist Wahrheit * * * in vi|no ve|ri|tas 〈[ vi:no ve: ]〉 im Wein ist Wahrheit, Trunkene plaudern die Wahrheit aus [lat.] * * * in vi|no ve|ri|tas [lat.] (bildungsspr.): im Wein liegt Wahrheit. * * * In vino… … Universal-Lexikon

in vino veritas — This expression, which in Latin means in wine there is truth , is a way of saying that wine makes people less inhibited and leads them to speak more freely and reveal their true feelings. After a few drinks he told us the whole story in… … English Idioms & idiomatic expressions

Источник

Как понять смысл фразы «Истина в вине»

  • Как понять смысл фразы «Истина в вине»
  • Восток дело тонкое
  • Как создавались рубаи Омара Хайяма

Фразу «In vino veritas» впервые употребил древнеримский ученый Плиний Старший (24-79 годы нашей эры) в своем труде «Естественная история».

Говорить правду и только правду

Если обратиться к кладезю русской народной мудрости – пословицам и поговоркам о пьянстве, легко можно вспомнить высказывание «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Значит, добиться правды от человека, узнать его истинные намерения, понять, что он в действительности думает о жизни вообще и о собеседнике в частности, можно, если его подпоить. И этот прием работает! И не важно, что на утро протрезвевший покаянно бормочет извинения, дескать, спьяну сболтнул – истина уже всплыла на поверхность, и оправдания бесполезны.

Дело в том, что под действием алкоголя человек уже не слишком хорошо контролирует себя, и скрытые в подсознании сомнения, страхи и комплексы выходят наружу, просятся «на язык». Один психотерапевт перед началом лечебных сеансов собирал потенциальных пациентов и устраивал большой банкет с обилием спиртного. Кстати, терапевт и сам принимал участие, употребляя вино наравне со всеми. Главным условием было – не ограничивать себя в количестве выпитого. Хитрость в том, что все происходящее снималось скрытой камерой. После, на трезвую голову специалист просматривал запись и решал, как необходимо строить работу с каждым из клиентов. Объяснял он такой странный метод просто. Дескать, чтобы «вытащить» проблемы клиента, необходимо провести не один сеанс, это сложный процесс, который может закончиться неудачей. А если человек выпил, все его проблемы проявляются сами собой, и необходимость в предварительных сеансах отпадает.

Истинный талант

Известно также, что многие талантливые творческие люди «помогали» раскрепоститься своему таланту, «подогревая» вдохновение спиртным. И опять же, иногда в таком состоянии им удавалось создать подлинные шедевры. Дело в том, что, раскрепощаясь под воздействием спиртного, подсознание более свободно начинает выражать себя. Голос же сознательного звучит уже не так громко. Нет рамок, условностей, можно посмотреть на мир под новым углом, найти свежую, оригинальную идею и развить ее без оглядки на шаблоны и правила.

Только вот заканчивали такие гении, как правило, плачевно. У спиртного, как и у всякого допинга, есть существенный недостаток: стимулируя воображение поначалу, оно со временем вызывает привыкание, требуется увеличение доз алкоголя. А между тем гибнут клетки головного мозга, безвозвратно разрушается психика.

Истина в вине утонула

Мало кто знает, что иногда известное выражение полностью произносят «истина в вине не раз тонула».

По латыни эта фраза звучит «In vino veritas multum mirgitum».

Источник

Почему истина в вине?

Всем еще со школы известно латинское выражение «In vino veritas», а все благодаря «Незнакомке» Александра Блока. Эта греческая формула дошла до нас в латинском переводе in vino veritas, in aqua sanitas, или «в вине — истина, в воде — здравие». Она восходит к платоновским «Законам», которые опираются на греческие традиции винопития. Рисуя идеальное государство, Платон прямо говорит, что мудрый законодатель пользуется вином целенаправленно. В юности, до достижения совершеннолетия, вина пить не полагается, поскольку в это время человек еще хорош и истины не скрывает. А после 18 лет, пить ему нужно обязательно, но не допьяна, а ровно до того состояния, когда язык развяжется, чтобы человек мог свободно высказывать то, что на самом деле думает и знает.

Афинянин в «Законах» говорит о вине как о напитке, «возбуждающем бесстрашие, чрезмерную отвагу, к тому же несвоевременную. Сперва он делает человека, который его пьет, снисходительным к самому себе; и чем больше он его отведывает, тем большими исполняется надеждами на благо и на свою мнимую силу. В конце концов, он преисполняется словесной несдержанностью, точно он мудр, своеволием и совершенным бесстрашием, так что, не задумываясь, говорит и делает все, что угодно».

Итак, благо, которое законодатель получает от спаивания своих сограждан зрелого возраста, — это сведения об их настоящих мыслях и настроениях. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но это только поверхностное знание.

Подлинная задача умеренного винопития совсем в другом: его Платон противопоставляет всяким телесным упражнениям — подобно Уинстону Черчиллю, который говорил, что с удовольствием бегал бы по утрам, если б от быстрой ходьбы у него лед из виски не выпрыгивал. Платон говорит, что как раз «в тех состояниях, испытывая которые мы по своей природе становимся смелыми и отважными, и надо упражняться, как можно менее преисполняясь бесстыдством и дерзостью и боясь совершить, испытать или сказать что-либо постыдное».

«Что же делает нас способными на “постыдное”?» — спрашивает Платон. Да вот же оно: «Гнев, страсть, наглость, невежество, корыстолюбие, трусость. Кроме того, еще: богатство, красота, сила и все пьянящее наслаждением и делающее нас безрассудными. Можем ли мы назвать какое-нибудь другое удовольствие, кроме испытания вином и развлечениями, более приспособленное к тому, чтобы сперва только взять пробу, дешевую и безвредную, всех этих состояний, а уж затем в них упражняться? Конечно, при этом необходимы некоторые предосторожности. Чтобы испытать душу человека, побеждаемого любовными наслаждениями, вверим ли мы ему собственных дочерей, сыновей и жен, подвергая опасности самые дорогие для нас существа, только для рассмотрения склада его души? Приводя тысячи подобных примеров, можно было бы говорить бесконечно в пользу того, насколько лучше это безвредное распознавание во время забав. Это весьма удобный способ испытать друг друга. К тому же он превосходит остальные способы испытаний своей дешевизной, безопасностью и быстротой». Получается, искусство винопития нужно законодателю, чтобы распознать природу и свойства душ, и поэтому является частью государственного управления.

Эта теория Платона строилась на мифологической традиции. Культ Вакха Освободителя и предполагал обязательство граждан познавать истину, мешая кровь Диониса со слезами нимф. А глоток вина до сих пор остается метафорой истины в христианских обрядах.

Гасан Гусейнов , доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ

Источник

Откуда пошло выражение «In vino veritas», и как оно связано с законодательством

Каких только странных законов люди не напридумывали! Например, в Древнем Риме простым гражданам было запрещено носить фиолетовый цвет. Если вы думаете, что странные законы остались далеко в прошлом, то сильно заблуждаетесь. В наши дни на Аляске запрещено пьянствовать в баре. Или вот закон в штате Вирджиния: «муж не имеет права выталкивать жену из кровати, если она того не хочет». Интересно, применяются ли все эти нормы на деле? А бывают такие обстоятельства, когда решение, принятое накануне, нужно серьезно пересмотреть.

Именно с этим связана знаменитая фраза In vino veritas. Часто она у нас ассоциируется со стихотворением Блока «Незнакомка»: «И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат». Однако у этого выражения есть своя история, появилось оно не просто так.

Мало кому известно, что эта фраза связана с законотворчеством древней Персии. Геродот утверждал, что если персы приняли решение в пьяном виде, то они придумали такое правило, чтобы пересматривать свои суждения на трезвую голову. Когда же персы приходили к какому-то решение на трезвую голову, то пересматривали его, когда были пьяны.

Позже римский историк Тацит описывал, как германские народы во время празднования собирали совет и принимали решения. То есть, получается, что любое суждение, нужно было испытать на прочность в двух состояниях. Наиболее ранние употребления фразы встречаются у Алкея и Плиния Старшего.

Плиний Старший

У многих народов эта фраза толкуется по своему. Уже в 6 веке древнегреческий поэт Алкей стал связывать два понятия — «вино» и «правда». Плиний Старший сформулировал более четко: «Вину присуща правдивость, искренность». Он полагал, что оно делает людей более откровенными. Поэт обращался к вину за помощью, когда нужно было прогнать грусть. У Плиния известная всем фраза прозвучала в его единственном дошедшем до нас произведении «Естественная история». Она совсем не значит, что писатель искал истину в бокале. С его точки зрения, она там как раз утонула.

У датчан есть поговорка, которая утверждает, что правду можно услышать только от детей и пьяных людей. Немцы и исландцы считали, что эль раскрывает «внутреннего человека». У англичан поговорки звучат в дословном переводе: «Слова пьяного человека — это мысли трезвого человека», «Что скрывает трезвость, показывает пьянство». У испанцев это звучит так: Cuando el vino entra el secreto se sale afuera (дословно «Когда входит вино, секрет раскрывается»). Ну и у нас: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Источник

Истина в вине. Не банальный смысл.

Добрый день, дорогие друзья, вам, наверное, известна история происхождения этого «крылатого» афоризма от древнегреческого Алкея: «Вино – милое дитя, оно же – правда» до древнеримского Плиния Старшего «In vino veritas» — «Истина в вине» и современной трактовки «Истина, может быть, и в вине, но здоровье – в воде», пропагандирующей здоровый образ жизни.

И, конечно же, известна поговорка «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», отражающая одно из свойств алкоголя.

Для начала рассказа об усмотренном мной не банальном смысле выражения древнеримского Плиния Старшего, приведу интересное мнение Сократа о другом свойстве винопития, высказанное им при забавном исследовании («ведь забавы милы и богам») имени бога виноделия Диониса:

«. Дионис как «дающий вино» ради забавы, возможно, был назван «Дайвинисом». А самое вино за то, что оно большинство пьющих, даже и глупцов, заставляет видеть себя умными, справедливо было бы назвать «видумно». Ну а об имени пенорожденной Афродиты не стоит спорить с Гесиодом, а должно согласиться, что она так называется потому, что была рождена из пены. «

Я специально оставил часть цитаты, не относящуюся к теме рассмотрения, чтобы упомянуть богиню любви Афродиту. Её имя, я также забавно (как Сократ) исследовал в публикации О, Афродита, что в имени твоём? , где, на мой взгляд, удалось разобраться почему она пенорожденная.

И перед тем, как разобраться с истиной в вине, замечу о мнении Парацельса, который считал, что всё есть лекарство и оно же яд, ведь, суть в мере. Она как известно у каждого своя, а для некоторых лишней будет даже первая рюмка, как об этом сказал, если не ошибаюсь, Омар Хайям.

Итак, после несколько затянувшегося изложения банальностей (но это же вино!) начнем исследование. Попробую упростить и сократить дальнейшее повествование. Сначала, конечно, возьмём определение истины.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение (краткий философский словарь). Субъект — в философии: в логике — предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом. Предикат это.

Как видим простоту, то есть, то, что явит красоту, чистоту, ясность, и избавит от трудностей, напряжения и путаницы, мы не явим. Ведь наличие множества непонятных слов, уже в определении, препятствует свободному течению мысли. Поэтому пойдем другим путём.

Предложу послушать это интересное и важное слово и понять его смысл «вшитый» в звучание:

И — ис — исти — тина, Из — тина

Ис (санскр.) — стремиться;

Исти (санскр.) — жертва;

Тина (славян.) — грязь, трясина.

Далее смотрим этимологию слова от «Истый» в словарях Фасмера и Крылова:

ст.-слав. истъ, истовъ «истинный, сущий»;

чеш. jistý «подлинный, верный, определенный, надежный»;

от лит. уščiаs «явный, ясный», ýskus, ýškus, éiškus, áiškus «ясный»;

арм. isk «в действительности»

На мой взгляд, объединяя вышеизложенное, получаем смысл который можно сформулировать следующим образом — Ясное Сущее очищенное от грязи.

Теперь нам, дорогие друзья, осталось понять, что в афоризме «Истина в вине», речь идёт не об алкоголе-содержащем напитке, и имеется ввиду другая Вина — vina , та что на санскрите значит — потеря , разрушение .

Таким образом, сей афоризм древнеримского Плиния Старшего, приобретает совершенно другой смысл и указывает на то, что для достижения Истины, придется нести потери и разрушать тину и грязь жертвой которой она, как правило, является. И обратите внимание на предлог «в» или на латыни «in», обозначающий, что это происходит внутри, постигающего Истину.

Вот такое усмотрение.

Отмечайте, подписывайтесь, делитесь с друзьями и любимыми. А я в меру сил и возможностей, постараюсь делиться с вами найденным.

Источник

Оцените статью