Импортозамещению в России почти 7 лет. Что за этот срок удалось сделать, а что не удалось?
Несколько лет назад импортозамещение было одним из основных трендов российской политики. Сейчас страсти поутихли, но программу никто не отменял. Тем временем импортозамещение все оценивают по-разному – кто-то говорит, что бизнес чувствует себя неплохо, а кто-то критикует за рост цен. Мы оценим, что было сделано с запуска первой программы в 2012 году, и как изменилась ситуация у отечественных производителей за последние годы.
Что вообще включало в себя импортозамещение
О том, что России нужно производить товары, ввозимые из-за границы, начали много говорить только с 2014 года в связи с известными событиями. Но на самом деле политика импортозамещения имеет более долгую историю. Проблема зависимости от импортных товаров появилась еще в 90-е годы – как считают экономисты, всему виной стал переход от производства продукции с высокой добавленной стоимостью к продукции с высокой рентабельностью. Слишком сильное «увлечение» импортом бьет и по платежному балансу – особенно если экспортные товары дешевеют.
Более-менее системно решать проблему начали еще с 2012 года – то есть, как минимум за 2 года до Крыма и санкций. Тогда была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет. Но в итоге программу пришлось пересмотреть – случились всем известные события, против России ввели санкции, а Россия ответила на них контрсанкциями (ведь отсутствие импортных продуктов – это запрет со стороны России, а не запада).
В правительстве начали усиленно готовить почву под программу импортозамещения: приняли новую версию программы, а в 2015 году создали специальную Правительственную комиссию по вопросам импортозамещения.
Импортозамещение было ответом РФ на санкции Запада. Этим РФ ограничило равное участие зарубежных компаний в РФ, был отменен ряд принципов госзакупок, которые действовали ранее. Это позволило придать приоритет национальным производителям перед зарубежными. Т.е. начало было положено созданием комиссий по импортозамещению в РФ. Приняты пакеты нормативных актов, направленных на господдержку российского производителя.
Алиев Аяз Аладдин оглы, К.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента, ФГБОУ ВО» РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Что такое импортозамещение, и так понятно – это такая политика, при которой ввозимые из-за рубежа товары (или объекты интеллектуальной собственности) постепенно замещается тем, что произведено внутри страны. Импортозамещение преследует две основные цели:
- снизить зависимость от импорта (что в будущем смягчит политические и валютные риски);
- за счет запуска новых производств и модернизации уже имеющихся обеспечить устойчивый рост разных секторов экономики.
Обеспечить все это можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (льготные кредиты, упрощенная сертификация, более простой доступ на рынок). В России с переменным успехом применяются оба метода.
На практике программа импортозамещения в России активнее всего реализуется в нескольких сферах:
- сельское хозяйство . В 2014 году оказалось, что Россия закупает за рубежом слишком много продовольствия – и часто в ущерб национальному производителю. Поэтому были введены контрсанкции, запретившие продукты из многих стран, в дополнение к этому государство поддержало отечественных сельхозпроизводителей. Это были и льготные кредиты, и субсидии, помогло и закрытие российского рынка от импорта;
- машиностроение. Несмотря на наличие серьезных машиностроительных производств, достаточно много промышленного оборудования и другой сложной продукции закупалось за границей. Здесь серьезных импортных ограничений не было, все свелось к активной поддержке производителей со стороны Минпромторга;
- информационные технологии . Создан реестр отечественного ПО, на него буквально в принудительном порядке переводят государственные учреждения, образование, медицину и другие сферы. К тому же развивается и производство «железа» – уже есть российские процессоры («Байкал», «Эльбрус»), правда, производятся они пока еще за границей;
- государственные закупки . Закупки стали одним из важных пунктов импортозамещения – правительство может буквально в ручном режиме управлять ограничениями на закупку товаров государственными учреждениями. Например, со второй половины прошлого года российские больницы могут закупать только российские средства индивидуальной защиты (маски и все остальное).
Программа по импортозамещению пока не выполнена, периодически правительство сдвигает сроки ее окончания по отдельным направлениям и пересматривает условия. Пока основной вопрос ко всему этому – финансирование. Как рассказывает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, государство участвует в финансировании проектов импортозамещения в разных форматах:
Основное, что было выделено в программе – это процедура финансирования отраслей. Основными формами являлись софинансирование, субсидирование, гранты, льготное кредитование и иные преференции, которые могли бы способствовать развитию отраслей.
Отдельно стоит отметить проектное финансирование. Этот инструмент – достаточно новый для российской практики, предполагалось, что направляться такое финансирование будет на проекты стоимостью свыше миллиарда. Поскольку инвестиционные проекты в промышленности, да и в сельском хозяйстве могут быть достаточно капиталоемкими, внедрение такого инструмента в практику предприятий было обоснованным.
Мария Ермилова, к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
С 2018 года основные программы развития в России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.
Но вот другой вопрос – насколько это все было целесообразно – возникает в 2021 году все чаще.
Насколько все получилось?
Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру. Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.
На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.
Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.
Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мясо крупного рогатого скота (свежее) | 220 | 190 | 178 | 199 | 185 | 203 | 195 | 205 | 227 | 242 | 248 |
Свинина (свежая) | 755 | 815 | 942 | 1232 | 1438 | 1655 | 1947 | 2171 | 2415 | 2491 | 2788 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы | 2774 | 3028 | 3405 | 3610 | 3979 | 4340 | 4464 | 4839 | 4877 | 4840 | 4768 |
Изделия колбасные | 2439 | 2486 | 2533 | 2502 | 2475 | 2445 | 2436 | 2259 | 2282 | 2282 | 2361 |
Рыба живая, свежая или охлажденная | 1151 | 1395 | 1399 | 1461 | 1168 | 1176 | 1341 | 966 | 1001 | 954 | 968 |
Филе рыбное мороженое | 71,7 | 86,2 | 94,3 | 108 | 110 | 123 | 141 | 146 | 155 | 163 | 174 |
Замороженные овощи и фрукты | 24,5 | 38,4 | 40,2 | 45,3 | 45,8 | 55,4 | 71,7 | 62,6 | 55,9 | 83,7 | 100 |
Фрукты, ягоды и орехи сушеные | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 10,1 | 12 | 12,2 | 11 | 15,6 | 16,8 | 22,2 | 24,7 |
Молоко | 4944 | 4926 | 5267 | 5386 | 5349 | 5449 | 5569 | 5390 | 5457 | 5425 | 5514 |
Сливки | 80,6 | 83,4 | 95,2 | 103 | 115 | 121 | 125 | 133 | 150 | 163 | 188 |
Творог | 377 | 383 | 396 | 371 | 387 | 416 | 410 | 486 | 501 | 469 | 491 |
Масло сливочное | 210 | 217 | 214 | 225 | 250 | 256 | 251 | 270 | 267 | 269 | 282 |
Сыры и продукты сырные | 437 | 432 | 451 | 435 | 499 | 589 | 605 | 464 | 467 | 540 | 566 |
Продукты кисломолочные | 2388 | 2318 | 2430 | 2521 | 2520 | 2445 | 2492 | 2896 | 2819 | 2793 | 2751 |
А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).
Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:
- импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
- растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
- производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
- производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.
С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.
Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.
На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).
Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:
Фонд развития промышленности, который также должен был содействовать развитию импортозамещения отбирал в основном заявки от достаточно устойчивых предприятий, имеющих существенный капитал и мощности для реализации проектов. С моей точки зрения, более мелким компаниям работать с Фондом было сложнее или вообще невозможно.
Существенным, что было предложено сделать в рамках развития импортозамещения – это снижение налоговой нагрузки для предприятий. Ограничения в плане закупок на иностранных рынках должны были стимулировать собственное производство. Спустя год помимо указанных ранее отраслей, прибавилась фармацевтика, авиа и судостроение, тяжелое машиностроение и программное обеспечение, что могло свидетельствовать о развитии программы.
Однако по результатам первого года реализации программ, его участники как реальные, так и потенциальные говорили о ряде имеющихся проблем, которые затрудняют более эффективную работу по данным направлениям. К ним можно отнести, недостаточную проработанность по отдельным вопросам законодательного поля, некоторые проблемы в программном обеспечении и высокая конкуренция в этой сфере с зарубежными компаниями, процедурные аспекты и т.п.
Мария Ермилова, к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.
Что было хорошего, а что – не очень?
Если оценить итоги политики импортозамещения за прошедшие 6 лет (а если считать от старта программы 2012 года – то 8 лет), то правильнее всего будет выразить их так:
- российские компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта;
- дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары (те же известные белорусские креветки);
- потребители в целом оказались в минусе – из-за продовольственного эмбарго цены на продукты выросли, а российские аналоги все еще не достигли уровня качества оригинальных товаров.
Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей – то это безусловный успех, но с точки зрения потребителей – радоваться пока нечему.
Например, по результатам одного из исследований (за 2019 год) оказалось, что россияне каждый год теряли из-за контрсанкций и неудачной политики импортозамещения по 520 миллиардов рублей в постоянных ценах, а выигрывали от этого лишь 75 миллиардов. Соответственно, чистые потери – 445 миллиардов рублей в год. В переводе на конкретных россиян это около 3 тысяч рублей в год.
В некоторых сегментах политика импортозамещения имела критические проблемы. Например, российские власти запретили ввоз в страну некоторых зарубежных лекарств и медицинского оборудования – мотивировав это тем, что в России этих наименований производится достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос. Однако потом выяснилось, что тысячи человек (преимущественно детей) страдали от заболевания, помочь с которым может только запрещенный препарат. А запрет на ввоз аппаратов ИВЛ создал в период пандемии фактическую монополию одного российского производителя.
В сфере IT все оказалось еще сложнее. Некоторым государственным учреждениям запретили покупку иностранного ПО и оборудования. Но по факту в России просто не производятся нужные наименования, и в результате госорганы вынуждены закупать псевдороссийское оборудование с переклеенными этикетками и пользоваться российскими платными программами, переделанными из зарубежного свободного ПО.
Как считает Мария Ермилова, если оценивать результаты в комплексе, то все окажется не так однозначно:
Оценивая в целом программу импортозамещения, нужно не только радоваться отдельным результатам (по некоторым отраслям), а добиваться положительной динамики по всем выделенным направлениям. Тогда можно говорить о том, что программа дала свои положительные результаты. Безусловно, имеющийся рост цен на некоторые виды продукции, перепродажа товаров между странами (для последующей продажи в третьи страны, включая Россию), в большей мере увеличивает цены для конечного потребителя. Страдает обычное население – и не только из-за роста стоимости, но и из-за снижения качества продукции.
Даже в сельском хозяйстве, где власти отмечают положительные тенденции, до сих пор остается зависимость от импорта (например, поставки семян отдельных культур), не все необходимое оборудование смогли обеспечить отечественные производители, и его приходилось покупать на зарубежных рынках.
Промышленные предприятия не смогли увеличить долю отечественной продукции в части машин и оборудования. И если в начале действия программы, по данным Института Гайдара, доля таких предприятий была на уровне 30%, то через пять лет этот уровень снизился лишь на 8%.
Мария Ермилова, к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Тем не менее, политику импортозамещения никто не отменял, да и основные результаты по ней подводить пока рано. Но какие проблемы в ее реализации стали очевидны уже сейчас?
Что можно было бы сделать иначе?
Итак, за несколько лет импортозамещения Россия делает заметные успехи в некоторых направлениях, в большинстве сфер эти успехи едва заметны, а кое-где проблемы такие, что впору уже сомневаться в целесообразности такой политики. Основная проблема в том, что российские аналоги импортных товаров не могут конкурировать с ними ни по цене, ни по качеству.
Россиянам приходится тратить больше денег на менее качественные продукты – и с точки зрения борьбы с бедностью в стране это выглядит не очень хорошо. Тем временем высокие чиновники говорят, что основная цель импортозамещения – не только насыщение внутреннего рынка, но выход на мировой.
С этим, однако, есть проблемы. Как отмечают эксперты, конкурентоспособность продукции зависит не только от доступности импортных аналогов – все упирается в импортное оборудование, которое эффективнее российского и позволяет экономить. Но чтобы создать с нуля производственную базу, нужно несколько лет – за которые подготовленное оборудование будет уже устаревшим.
Экономисты, чтобы повысить эффективность российского импортозамещения, предлагают сосредоточиться на 4 ключевых направлениях:
- нормативная база . Программы и дорожные карты социально-экономического развития должны быть максимально подробно расписаны, но главное – не забывать о промежуточном контроле и соответствующих поправках;
- инфраструктура . Мало разработать и произвести продукцию, ее нужно кому-то продать – и тут может помочь государство. Перспективными направлениями считаются технопарки, кластеры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и не только;
- финансирование. Здесь все, как всегда – нужны льготные кредиты (многие кредитные программы для малого бизнеса в России не востребованы из-за плохой проработки), а также субсидии, гранты, лизинговые программы;
- маркетинг. Государство на федеральном и региональном уровнях может приложить больше усилий для продвижения товаров из категории «Сделано в России». Если в 2014-2015 годах на этом делали акцент, то сейчас импортозамещение постепенно уходит из информационного поля.
А еще государство должно признать, что политика импортозамещения в действующей ее версии недостаточно эффективна – но это уже вопрос скорее из сферы политики.
Источник