Илья муромец что значит муромец

Илья Муромец

Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?

Илья Муро­мец – самый извест­ный, но в то же время самый зага­доч­ный герой рус­ского эпоса. Трудно найти такого чело­века в России, кото­рый не слышал бы нико­гда об этом слав­ном бога­тыре из древ­него города Мурома. Боль­шин­ство знает о нем лишь то, что запом­ни­лось им с дет­ства из былин и сказок, и часто бывают пора­жены слож­но­стью и мно­го­знач­но­стью этого образа. Над раз­ре­ше­нием зага­док, свя­зан­ных с ним, уже почти два сто­ле­тия бьются ученые разных спе­ци­аль­но­стей, но тайны все же оста­ются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомне­ва­лись в том, что Илья Муро­мец – реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность, воин, слу­жив­ший Киев­скому князю.

При­выч­ный зачин былин­ных ска­за­ний, где Илья выез­жает «Из того ли города из Мурома, из того села из Кара­ча­рова», каза­лось бы, не остав­ляет места для сомне­ний в том, что он про­ис­хо­дит из древ­не­рус­ского города Мурома, где непо­да­леку от него до сих пор суще­ствует ста­рин­ное село Кара­ча­рово. Но сомне­ния в про­ис­хож­де­нии былин­ного героя воз­ни­кали и в про­шлом веке, и в наше время. Извест­ного бога­тыря пыта­ются свя­зать с Чер­ни­гов­щи­ной, где есть города Моро­вийск и Кара­чев, и где также бытуют пре­да­ния об Илье Муромце. Но если обра­титься к обыч­ной гео­гра­фи­че­ской карте, то видно, что эти два города раз­де­ляют сотни кило­мет­ров и гово­рить о «Моро­вий­ском городе Кара­чеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заме­тить, что Муром, Кара­чев, Чер­ни­гов, Моро­вийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка пря­мо­ез­жая», кото­рой ехал бога­тырь из род­ного Мурома в Киев «через те леса, Брын­ские, через речку Смо­ро­дин­ную», через село Девять Дубов, непо­да­леку от Кара­чева. То есть, нет ника­кого про­ти­во­ре­чия между клас­си­че­скими были­нами и кара­чев­скими пре­да­ни­ями. Нелишне также заме­тить, что древ­ний город Муром довольно долго входил в состав Чер­ни­гов­ского кня­же­ства. При­уро­че­ние имени былин­ного героя к городу Мурому вполне соот­вет­ствует и эпи­че­ской, и исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Муром и Муром­ское кня­же­ство были довольно зна­чи­мыми как во вре­мена Киев­ской, Вла­ди­миро-Суз­даль­ской, так и во вре­мена Мос­ков­ской Руси, чтобы стать роди­ной Ильи Муромца.

Читайте также:  Что значит офферные лайки

Между тем рус­ские лето­писи не упо­ми­нают его имени. Зато он явля­ется глав­ным дей­ству­ю­щим лицом не только наших былин, но и гер­ман­ских эпи­че­ских поэм XIIIв., осно­ван­ных на более ранних ска­за­ниях. В них он пред­став­лен могу­чим витя­зем, кня­же­ского рода Ильей Рус­ским. В доку­мен­таль­ном источ­нике имя этого извест­ного героя впер­вые упо­мя­нуто в 1574 г. Послан­ник рим­ского импе­ра­тора Эрих Лас­сота, посе­тив­ший Киев в 1594 г., оста­вил опи­са­ние гроб­ницы Ильи Муромца, нахо­див­шейся в бога­тыр­ском при­деле Софий­ского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца

Объ­яс­не­ние этому факту может быть одно: имя про­сто­лю­дина мозо­лило глаза родо­ви­тому бояр­ству и опи­рав­шимся на него кня­зьям золо­того века Киев­ской Руси. Поэтому оно и было выма­рано из лето­писи как неже­лан­ный и даже воз­му­ти­тель­ный пре­це­дент голо­во­кру­жи­тель­ного воз­вы­ше­ния про­стого мужика.

Тем более что захо­ро­нен он был в при­деле глав­ного храма Киев­ской Руси – Софии Киев­ской – вели­ко­кня­же­ской усы­паль­нице (где и князей-то не всех хоро­нили). Бояре же о погре­бе­нии в Софии Киев­ской и меч­тать не могли, так как для них это была честь неслы­хан­ная!

Веро­ятно, по этой при­чине в позд­нее время гроб­ница «мужиц­кого боярина» была раз­ру­шена, в то время как гроб­ница его това­рища по часовне – сына древ­лян­ского князя Мала, Доб­рыни Ники­тича, – «уце­лела». О сей зна­ме­на­тель­ной «памяти» со сто­роны власть пре­дер­жа­щих в отно­ше­нии неро­до­ви­того защит­ника Земли Рус­ской сооб­щил в своих днев­ни­ках посол импе­ра­тора Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии Рудольфа II Эрих Лясота, про­ез­дом побы­вав­ший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направ­ля­ясь с дипло­ма­ти­че­ским пору­че­нием к запо­рож­цам.

К тому вре­мени заботу об остан­ках леген­дар­ного чело­века взяла на себя Киево-Печер­ская лавра, где он поко­ится и поныне, в Ближ­них пеще­рах, под скром­ной над­пи­сью над гроб­ни­цей «Илья из Мурома».

Читайте также:  Что значит аневризма сосудов головного мозга

По цер­ков­ному кален­дарю день памяти Ильи Муромца, сына Ива­но­вича 19 декабря по ста­рому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ива­но­вича, в селе Кара­ча­рове, тор­же­ственно уста­но­вили икону пре­по­доб­ного Ильи Муромца (со встав­лен­ным в нее ков­чеж­цем с части­цей мощей бога­тыря, пере­дан­ного в свое время Киево-Печер­ской лаврой) во вновь отстро­ен­ной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно бла­го­даря архив­ным мате­ри­а­лам Киево-Печер­ской лавры мы хотя бы при­бли­зи­тельно знаем даты жизни все­на­родно люби­мого рат­ника.

В 1638 году в типо­гра­фии лавры была напе­ча­тана книга «Тера­тур­гима» монаха Киево-Печер­ского мона­стыря Афа­на­сия Каль­но­фой­ского. Автор, опи­сы­вая жития святых лавр­ских угод­ни­ков, уде­ляет несколько строк и Илье, уточ­няя, что бога­тырь жил за 450 лет до напи­са­ния книги, то есть в 1188 году.

Собы­тия тех дале­ких лет крайне дра­ма­тичны. В 1157–1169 годах Киев стал ареной меж­до­усоб­ных кон­флик­тов за право вели­кого кня­же­ния. Только за ука­зан­ный период на киев­ском пре­столе сме­ни­лось 8 князей, в 1169 году столь­ный град был разо­рен Андреем Бого­люб­ским (кстати, увез­шим из Софии Киев­ской икону, извест­ную сейчас как икона Вла­ди­мир­ской Бого­ма­тери), а с 1169 по 1181 год Киевом пра­вили 18 князей, неко­то­рые из них даже по несколько раз. Вдо­ба­вок, в борьбу за вели­ко­кня­же­скую власть вме­ша­лись половцы, совер­шив­шие в 1173 и 1190 годах опу­сто­ши­тель­ные набеги на Киев­ские земли.

И при обсле­до­ва­нии тела Ильи Муромца спе­ци­а­ли­стами судеб­ной меди­цины выяс­ни­лось, что былин­ный герой стал жерт­вой одного из таких набе­гов. По версии Сергея Хвед­чени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), про­изо­шло это печаль­ное собы­тие в 1203 году во время опу­сто­ши­тель­ного набега на Киев объ­еди­нен­ных войск Рюрика и полов­цев. Город тогда взяли при­сту­пом, Киево-Печер­ский мона­стырь и Софий­ский собор раз­гра­били, боль­шую часть сто­лицы сожгли дотла. По сви­де­тель­ству лето­пис­цев, «такого разо­ре­ния в Киеве дотоле не бывало». К тому году бога­тырь на склоне лет принял мона­ше­ство в Киево-Печер­ском мона­стыре, так что, веро­ятно, там и стал Илья по про­звищу «Муро­мец» при постриге – истин­ное его имя в цер­ков­ных хро­ни­ках не сохра­ни­лось. И есте­ственно бывший воин не мог оста­ваться в сто­роне, защи­щая символ древ­не­рус­ского пра­во­сла­вия и свою оби­тель.

Про­ве­ден­ная уже в XX веке меди­цин­ская экс­пер­тиза муми­фи­ци­ро­ван­ных остан­ков героя пока­зала, что, судя по его ране­ниям, он не стал легкой добы­чей врагов. На теле Ильи Муромца было обна­ру­жено несколько ран, из кото­рых серьез­ной ока­за­лась лишь одна – на руке от копья, а роко­вой – тоже копей­ная, но в обла­сти сердца. Отсут­ствуют лишь обе ступни ног. Кроме глу­бо­кой округ­лой раны на левой руке видно такое же зна­чи­тель­ное повре­жде­ние в левой обла­сти груди. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что герой при­крыл грудь рукой, и ударом копья она была при­гвож­дена к сердцу. Мощи обла­чены в мона­ше­скую одежду. Над гроб­ни­цей нахо­дится образ свя­того Ильи Муромца.

Первое иссле­до­ва­ние остан­ков бога­тыря про­во­ди­лось в 1963г. Тогда, в ту совет­скую ате­и­сти­че­скую эпоху, комис­сия сде­лала заклю­че­ние, что мумия при­над­ле­жит чело­веку мон­го­ло­ид­ной расы, а ране­ния ими­ти­ро­ваны мона­хами лавры. В 1988г. Меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия Мин­здрава УССР про­вела экс­пер­тизу мощей свя­того Ильи Муромца. Для полу­че­ния объ­ек­тив­ных данных при­ме­ня­лась самая совре­мен­ная мето­дика и сверх­точ­ная япон­ская аппа­ра­тура. Резуль­таты иссле­до­ва­ний пора­зи­тельны.

Любо­пытно, но еще в 1701 году посе­тив­ший ката­комбы Киево-Печер­ской лавры стран­ству­ю­щий свя­щен­ник Иван Лукья­нов отме­чал: «… видел храб­рого воина Илью Муромца в нетле­нии под покры­ва­лом златым, рука у него левая про­бита копием». Другую рану на груди палом­ник не мог видеть из-за золо­че­ного покры­вала.

Мед­экс­перты дати­ро­вали останки с честью пав­шего в бою рат­ника XII веком, и по версии Сергея Хвед­чени вре­мен­ной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С совре­мен­ной точки зрения, росту бога­тырь был чуть выше сред­него – 177 см, но в XII веке такой муж­чина счи­тался вели­ка­ном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, про­ез­жий львов­ский купец Мартин Грю­не­вег был пора­жен «мощами вели­кана» древ­не­рус­ской исто­рии).

Впро­чем, тело­сло­же­нием Илья Муро­мец дей­стви­тельно отли­чался от обыч­ных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как гова­ри­вали в ста­рину. Фено­ме­наль­ная сила бога­тыря пере­да­лась по наслед­ству и его дале­ким потом­кам – роду кара­ча­ров­ских селян Гущи­ных, кото­рые вполне могли, как их вели­кий предок, в про­шлом веке сдви­нуть груз, кото­рый был не под силу и лошади.

Ана­томы отме­тили в пояс­нич­ном отделе тела Ильи искрив­ле­ние позво­ноч­ника вправо и явно выра­жен­ные допол­ни­тель­ные отростки на позвон­ках, затруд­няв­шие дви­же­ние бога­тыря в моло­до­сти вслед­ствие ущем­ле­ния нервов спин­ного мозга. О том же, кстати, повест­вуют былины, отме­чая, что «трид­цать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хож­де­ния». И только «калики пере­хо­жие» – народ­ные цели­тели – впра­вили Илье позвонки и отпо­или целеб­ным тра­вя­ным отва­ром, бла­го­сло­вив его на ратные подвиги.

Факт нали­чия почи­та­е­мых мощей зна­ме­ни­того бога­тыря нашел отра­же­ние и в самих эпи­че­ских текстах. Так инте­ре­сен конец былины «Илья Муро­мец и Калин царь» в испол­не­нии ска­зи­теля Щего­лен­кова: «от этих татар да от пога­ных, ока­ме­нел его конь да бога­тыр­ской, и сде­ла­лись мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с дет­ства, что калики пере­хо­жие про­ро­че­ство­вали зна­ме­ни­тому бога­тырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в были­нах и сказ­ках о кон­чине героя повест­ву­ется раз­лично: то он каме­неет один, либо с дру­гими бога­ты­рями; то живой ложится в гроб и там оста­ется навеки; то вместе с Доб­ры­нею на Соколе Корабле куда-то уплы­вает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как пока­зала экс­пер­тиза мощей, про­ро­че­ство калик, к сожа­ле­нию, не свер­ши­лось.

Воз­раст былин­ного бога­тыря спе­ци­а­ли­сты опре­де­лили в 40–45 лет плюс 10 лет ввиду его спе­ци­фи­че­ского забо­ле­ва­ния. По методу рекон­струк­ции мягких частей лица по черепу извест­ного антро­по­лога М. М. Гера­си­мова веду­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, кри­ми­на­ли­стом и скуль­пто­ром С. Ники­ти­ным был вос­со­здан скульп­тур­ный порт­рет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хвед­чени: «порт­рет мастеру явно удался. В нем вопло­ще­ние спо­кой­ной силы, муд­ро­сти, вели­ко­ду­шия и уми­ро­тво­ре­ния. В его глазах нет рас­ка­я­ния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Силь­ные руки бога­тыря опи­ра­ются не на булат­ный меч, а на мона­ше­ский посох как символ послед­них лет его жизни, про­ве­ден­ных в мона­стыре».

Источник

Был ли реальным персонажем главный былинный русский богатырь Илья Муромец

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Был ли у Ильи Муромца реальный прототип, и кем был этот человек?

Первые исторические свидетельства о великом воине Илье появляются в 1574 году благодаря литовскому воеводе Кмите Чернобильскому.

Спустя 20 лет немецкий путешественник Эрих Лясота, прибыв в Киев, делает в своих записях заметки о часовне с усыпальницей знаменитого богатыря Ильи Муровлянина, которая находилась за пределами Киево-Печерской лавры. Исследуя монастырь глубже, в Антониевой пещере, Лясота посетил мощи другого Ильи – по прозвищу «Чеботок».

Записи Лясоты, в одно время, дали повод предполагать, что существует два разных Ильи: один – великий руський воин, второй – его боевой товарищ и побратим. А тот, которого сегодня обычно называют Муромцем, на самом деле был Чеботоком. Так, фигуры двух исторически реальных личностей слились в одну. Однако ни господин Лясота, ни сторонники этой теории не могут дать ответ, куда же исчезли останки знаменитого воина Ильи?

Это наводит на мысль, что мощи из капеллы Ильи Муровлянина поместили в Антониевы пещеры, после разрушения его гробницы. Афанасий Калфонийский, с легкой руки которого загадочный Илья был канонизован в 1643 году, дает сведения именно об Илье Муромце, который «почитался в народе как Чеботок». Илья «Чеботок» жил во времена Владимира Мономаха, и, по-видимому, был близок к высокопоставленным лицам.

Анализ мощей, осуществленный в 1988 году, показал, что покойный страдал редкостной болезнью, которая не позволяла ему полноценно передвигаться. На костях и тканях святого были обнаружены следы многочисленных ран.

Мужчина сильно отличался от своих тогдашних соотечественников. Подтвержденное учеными описание героя доказывает, что рост воина был около 180 см, а значит –превышал средний рост среди мужчин на Руси практически на 15 см.

Эксперты, исследовавшие останки монаха в середине 70-х годов прошлого века, определили приблизительный возраст его смерти – около 50 лет (к слову, мало кто мог дожить до такого возраста). Исходя из этих фактов, можно полагать, что святой Илия Печерский был прообразом могучего героя всея Руси.

Пожалуй, это основные данные, которыми могут оперировать историки и фольклористы, исследуя личность этого исторического деятеля. А в том, что он был таковым не остается сомнений. Впрочем, можно добавить, что Илья Русский встречается в германских героических поэмах и норвежских сагах. На старости лет он принял обет и постригся в монахи. До того у Муромца, скорее всего, была семья, ведь он оставил после себя сыновей, от которых пошел знатный род Чеботковых.

Былинный Илья Муромец: почему он стал самым знаменитым фольклорным героем

Богатырь всея Руси известен под многими именами, например Илья Моровлин, Муровец, Муромлян, но его полное имя – Илья Муромец сын Иванович. Он родился приблизительно между 1150 и 1165 годами.

Легенда гласит, что Илья был сыном крестьянина, и до 33 лет был прикован к постели неизличимой болезнью. Однажды он был исцелен мудрецами-странниками («каликами перехожими»), или точнее, – волхвами, которые попросили воды. Сидящий на печи Илья ответил, что не может встать. Когда старцы попросили питья во второй раз, мужчина смог встать. Он принес своим гостям воды из колодца. Волхвы велели Илье выпить воды, которая придала ему нечеловеческую силу. Тогда мудрецы наказали мужчине отправиться в столицу, и стать на защиту Киевской Руси.

В кратком житьесказании святого объясняется его прозвище «Чеботок». Согласно легенде, половцы, ворвавшись в монастырь, застали воина врасплох, когда тот обувался. Илья успел надеть только один сапог, поэтому так и в нем защищался от нападавших. В былинах неоднократно подчеркивается благородство богатыря. Он пользовался своей недюжей силой исключительно в бою с врагами, защищая русичей.

Однажды, когда враг приближался к монастырю, Илья почувствовал, как ноги, впервые, с тех пор как он не мог встать с печи, предали его, и был смертельно ранен в грудь.

Исходя их архивов, защитника Руси проводили в последний путь с большими почестями. Его образ был воплощен в 15 из 53 героических былинах киевского цикла.

Чей Илья: почему ведутся споры на счет национальности богатыря

Носить звание родины великого богатыря претендуют, по крайней мере, три страны – Украина, Россия и Беларусь. Принято считать, что Илья Муромец родился в деревне Карачарово, недалеко от Мурома во Владимирской области (Россия). Более того, в отдельных сказаниях Илья Муромец совершенно не ассоциируется с Киевом или князем Владимиром, а является борцом с разбойниками.

Однако в XIX столетии ряд исследователей выдвинули гипотезу о том, что Илья Муромец является выходцем из городка Моровийск (на сегодняшний день – село Моровск Козелецкого района Черниговской области, Украина). Это предположение основано на том, что впервые этот герой в части южной Руси упоминается под именем Моровлин или Муравленин.

В Беларуси существует версия, что Муромец пришел с их земель. Это можно объяснить тем, что Кмит Чернобильский, который, впервые упоминает о таком богатыре, по одним данным, являлся старостой белорусского города Орша. Кроме того, существует множество вариантов названия деревни, где родился Муромец, один из которых, Карчево, соответствует названию города в Беларуси.

В 2010 году исследователь-любитель Николай Чубрик создал карту различных возможных маршрутов Ильи Муромца. Он считал, что богатырь приехал в Киев через Полесье, так как прошел «грязи великие», упомянутые в легенде. Чубрик пришел к выводу, что Илья Муромец ехал именно с территории нынешней Беларуси, поскольку других мест с обширными болотами на пути в Киев не было. Однако эта теория не получила широкого распространения и признания у фольклористов.

Образ Ильи Муромца по сей день остается загадкой древнерусского фольклора. Как не передавай – через народные былины, картины именитых художников или современный кинематограф, – он хранит тот самый волевой и могучий дух, которым издавна славился русский народ. И, наверное, фольклористику не следует отметать на задворки наук, ведь именно она рассказывает о подвигах славных героев, или, как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью