Иезуит 11 года что это значит

ИЕЗУИТ ОДИННАДЦАТОГО ГОДА

Чтобы не томить читателя, мы прежде всего поспешим ответить на первый вопрос.

Закутанным в плащ путешественником был Арамис, который, расставшись с Фуке, вынул из саквояжа полный костюм, переоделся, вышел из замка и направился в гостиницу «Красивый павлин», где уже неделю тому назад заказал себе два помещения.

Тотчас же после изгнания Маликорна и Маникана Арамис подошел к францисканцу и спросил его, где он предпочитает остановиться, в большой комнате или же в маленькой.

Францисканец спросил, где расположены эти комнаты. Ему ответили, что маленькая комната на втором этаже, а большая на третьем.

– В таком случае я выбираю маленькую, – сказал монах.

Арамис не спорил.

– Маленькую комнату, – покорно повторил он, обращаясь к хозяину.

И, почтительно поклонившись, пошел к себе.

Францисканца немедленно отнесли в маленькую комнату.

Не правда ли, читателю покажется удивительной почтительность прелата к простому монаху, да еще монаху нищенствующего ордена, которому без всякой с его стороны просьбы предоставили комнату, являвшуюся предметом упований стольких путешественников?

Как объяснить, далее, это неожиданное появление Арамиса в гостинице «Красивый павлин», тогда как он мог свободно поместиться в замке вместе с г-ном Фуке?

Францисканец не издал ни единого стона, когда его поднимали по лестнице, хотя можно было видеть, что он жестоко страдал и что каждый раз, когда носилки задевали о стену или о перила лестницы, все его тела сотрясалось от этих толчков.

Когда, наконец, его внесли в комнату, он обратился к носильщикам:

– Помогите мне сесть в это кресло.

Крестьяне опустили носилки на пол и, осторожно подняв больного, усадили его в кресло, стоявшее у изголовья кровати.

– Теперь, – попросил он, – позовите ко мне хозяина.

Через пять минут на пороге появился содержатель «Красивого павлина».

– Друг мой, – сказал ему францисканец, – рассчитайтесь, пожалуйста, с этими парнями; это вассалы графства Мелун. Они нашли меня без памяти на дороге и, не зная, будут ли их труды оплачены, хотели нести меня к себе.

Но я знаю, во что обходится бедным гостеприимство, оказываемое ими больному, и предпочел гостиницу, где, кроме того, меня ожидали.

Хозяин с удивлением посмотрел на францисканца. Монах осенил себя крестным знамением, сделав его особенным образом. Хозяин перекрестился точно так же.

– Да, правда, – отвечал он, – вас ждали, отец мой; но мы надеялись встретить вас в добром здравии.

И так как крестьяне с удивлением смотрели на эту внезапную почтительность богатого содержателя гостиницы к бедному монаху, то францисканец вынул из глубокого кармана несколько золотых монет и, показав их крестьянам, сказал:

– Вот, друзья мои, чем я заплачу за заботу обо мне. Поэтому успокойтесь и не бойтесь оставить меня здесь. Мой орден, по делам которого я путешествую, не хочет, чтобы я просил милостыню; помощь, оказанная мне вами, тоже заслуживает вознаграждения, поэтому возьмите два луидора и ступайте с миром.

Крестьяне не решались принять деньги; тогда хозяин взял от францисканца две золотые монеты и сунул их в руку одного из парней. Носильщики удалились с вытаращенными от недоумения глазами.

Дверь закрылась, францисканец задумался. Потом он провел по пожелтевшему лбу своей сухой от лихорадки рукой и погладил седеющую курчавую бороду судорожно сведенными пальцами.

Его запавшие от болезни и волнения глаза, казалось, были прикованы к какой-то мучительной, навязчивой мысли.

– Какие доктора есть у вас в Фонтенбло? – спросил он наконец.

– У нас их трое, отец мой.

– Назовите мне их.

– Прежде всего Линиге.

– Кармелит, по имени брат Гюбер.

– Светский врач, по фамилии Гризар.

– А-а-а! Гризар! – прошептал монах. – Позовите мне скорее господина Гризара!

Хозяин почтительно поклонился.

– Кстати, какие здесь поблизости священники?

– Да, каких орденов?

– Есть иезуиты, августинцы и кордельеры; но, отец мой, ближе всего иезуиты. Итак, прикажете позвать иезуитского духовника?

Читатель догадывается, что по знаку креста, которым они обменялись между собой, хозяин и больной узнали, что они оба принадлежат к страшному обществу иезуитов.

Оставшись один, францисканец вынул из кармана связку бумаг и внимательно перечитал некоторые из них. Однако недуг сломил его волю: глаза его помутились, холодный пот выступил на лбу, и он почти лишился чувств, запрокинув голову назад и бессильно свесив руки по обеим сторонам кресла.

Минут пять он оставался без движения, пока не вернулся хозяин, ведя с собой врача, который едва успел одеться. Шум их шагов и струя воздуха, ворвавшаяся в открытую дверь, привели больного в чувство. Он поспешно схватил разбросанные бумаги и своей тонкой иссохшей рукой засунул их под подушки кресла.

Хозяин вышел, оставив больного с доктором.

– Подойдите ближе, господин Гризар, – попросил францисканец доктора, – нельзя терять ни минуты; ощупайте меня, выслушайте, осмотрите и поставьте диагноз.

– Наш хозяин, – отвечал врач, – сказал мне, что я имею честь оказывать помощь члену нашего общества.

– Да, члену общества, – подтвердил францисканец. – Итак, скажите правду: я чувствую себя очень плохо; мне кажется, что я умираю.

Доктор взял руку монаха и пощупал его пульс.

– О! – сказал он. – Опасная лихорадка.

– Что вы называете опасной лихорадкой? – спросил больной, властно смотря на врача.

– Члену первого или второго года я сказал бы: неизлечимая лихорадка, – ответил доктор, вопросительно посмотрев монаху в глаза.

– А мне? – перебил францисканец.

– Посмотрите на мои седины, на мой лоб, изборожденный мыслями, – продолжал монах, – взгляните на мои морщины, по которым я веду счет перенесенным испытаниям; я иезуит одиннадцатого года, господин Гризар.

Действительно, иезуиты одиннадцатого года были посвящены во все дела ордена, это были люди, для которых наука не содержит больше тайн, общество – преград, повиновение – границ.

– Итак, – почтительно поклонился Гризар, – я нахожусь перед лицом магистра?

– Да, и действуйте сообразно с этим.

– И вам угодно знать.

– Мое действительное положение.

– В таком случае, – сказал врач, – я скажу, что у вас воспаление мозга, другими словами – острый менингит, дошедший до высшей точки.

– Значит, нет надежды, не правда ли? – спросил францисканец.

– Я этого не утверждаю, – отвечал доктор, – однако, принимая во внимание возбуждение мозга, короткое дыхание, учащенный пульс, лихорадочный жар, пожирающий вас…

– От которого я уже три раза терял сегодня сознание, – перебил францисканец.

– Вот поэтому я считаю ваше состояние опасным. Но почему вы не остановились по дороге?

– Меня здесь ждали, и я должен был приехать.

– Хотя бы пришлось заплатить жизнью?

– Даже ценой жизни.

– В таком случае, принимая во внимание все эти симптомы, я скажу, что положение почти безнадежно.

Францисканец криво улыбнулся.

– То, что вы сказали, было бы, может быть, вполне достаточно даже для иезуита одиннадцатого года, но для меня этого слишком мало, и я имею право требовать большего. Говорите правду, будьте откровенны, как если бы вы говорили перед лицом самого бога. К тому же я уже послал за духовником.

– О, я все же надеюсь, – пробормотал доктор.

– Отвечайте, – приказал больной, величественным жестом показывая на золотое кольцо, печать которого до тех пор была обращена внутрь, – на ней был выгравирован знак общества Иисуса.

– Тише, – попросил францисканец, – теперь вы понимаете, что вам нужно сказать все.

– Монсеньер, монсеньер, зовите духовника, – прошептал Гризар, – потому что через два часа, когда повторится приступ лихорадки, у вас начнется бред, и вы скончаетесь во время пароксизма.

– Хорошо, – сказал больной, на мгновение нахмурив брови, – значит, в моем распоряжении еще два часа?

– Да, если вы примете лекарство, которое я вам пришлю.

– И лекарство даст мне два часа?

– Я приму его, будь оно хоть ядом, потому что эти два часа нужны не только для меня, но и для славы ордена.

– О, какая потеря! – прошептал доктор. – Какая катастрофа для нас!

– Потеря одного человека, не больше, – отвечал францисканец. – И господь позаботится о том, чтобы бедный монах, покидающий вас, нашел достойного преемника. Прощайте, господин Гризар; это уже господня милость, что я встретил вас. Врач, не причастный к нашей святой конгрегации, не сказал бы мне правды о моем состоянии, а рассчитывая еще на несколько дней жизни, я не принял бы необходимых предосторожностей. Вы – ученый, господин Гризар, это делает честь всем нам; мне было бы неприятно видеть, что один из членов нашего ордена в своем деле посредственность.

Прощайте, господин Гризар, прощайте, пришлите мне поскорее ваше лекарство.

– Благословите меня, по крайней мере, монсеньер!

– Мысленно – да… Ступайте… Мысленно, повторяю вам… Animo, господин Гризар… virbus impossibile[21].

И он снова повалился в кресло, почти потеряв сознание.

Доктор Гризар колебался, не зная, что предпринять: оказать ли ему немедленную помощь или же бежать и приготовить обещанное лекарство Он, очевидно, решил приготовить лекарство, так как поспешно вышел из комнаты и скрылся на лестнице.

Источник

Иезуиты

Иезуи́ты или Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu ), также Орден св. Игнатия (по имени основателя) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году.

Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». [3] Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Сегодня число иезуитов составляет 18 139 человек (данные 2010 года), из них 12 808 — священники [1] . Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к независимому российскому региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Петера Ханса Кольвенбаха. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Содержание

Принципы ордена

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков [кто?] считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

История ордена

Основание

Игнатий де Лойола, основатель «Общества Иисуса», родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя «пути Иисуса». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

В конце 1536 года он с группой товарищей (среди них Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симан Родригиш) отправился в Рим и в ноябре 1537 года поступил на службу церкви.

Теперь, когда их могли разослать по всему миру, сотоварищи предчувствовали, что их группа может распасться. Перед ними встал вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, они приняли решение основать новый монашеский орден и написали проект устава, который представили папе. Папа утвердил его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избрали его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил орденом и составлял его конституции. Ко дню его смерти они были практически завершены. Первая конгрегация, которая избрала его преемника, дополнила этот документ и официально его утвердила.

Распространение учения

Члены Общества, число которых стремительно росло, были разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, потом в Японию и умер в Китае, Нобрега — в Бразилию, прочие — в Конго и Мавританию. Четыре члена общества участвовали в Тридентском соборе, который занимался реформой католической церкви.

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов; в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена, — 13112. Были основаны «редукции» Парагвая.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того, как христианство в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты Маттео Риччи и Иоганн-Адам Шалль (англ. Johann Adam Schall von Bell )) получили от императоров право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Оппозиция иезуитам дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена был заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам орден продолжил своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Восстановление общества

Общество было восстановлено в 1814 году. Первым генералом возрождённого ордена стал российский иезуит Фаддей Бжозовский.

Продолжилась интеллектуальная деятельность, были созданы новые периодические издания (например, французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году). Были созданы центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 году была создана организация «Народное действие» (Action Populaire) для того, чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии.

Многие иезуиты занимались исследованиями в области естественных наук. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Французские иезуиты изучали богословие Отцов Церкви и создали первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое пришло на смену старому изданию отца Миня — собрание «Христианских источников». Другие богословы стали знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: Карл Ранер в Германии, Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Орден активно занимался экуменической деятельностью. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был Августин Беа (впоследствии кардинал).

В 1965 году была созвана 31-я Генеральная конгрегация, которая избрала нового генерала, Педро Аррупе, и обсудила необходимые изменения (формации, образа апостольства, функционирования общества). Через 10 лет Педро Аррупе собрал 32-ю Генеральную конгрегацию. Эта конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире.

В 1960-е годы значительно уменьшилось число членов ордена, особенно в развитых странах (максимальное число было достигнуто в 1965 году — 36038). Позже ситуация несколько стабилизировалась.

Иезуиты в России

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Русское Царство. Иезуиты Перейра (англ. Thomas Pereira ) и Жербильон, входившие в состав китайской делегации в Нерчинске в 1689 году, сыграли значительную роль в заключении Нерчинского договора.

После роспуска общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России, и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквях. Черневич стал генеральным викарием иезуитов в России, затем этот пост унаследовали Габриэль Ленкевич (до 1799) и Франциск Каре.

В 1800 году новый император Павел I передал обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды общества вступали русские: князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Генеральный викарий России Франциск Каре стал генералом Ордена. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения были закрыты, а имущество конфисковано. Российским подданным при условии выхода из ордена было позволено остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом. [4]

Статья 219 устава о паспортах гласила в то время:

иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. .

21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый российский регион «Общества Иисуса».

В конце октября 2008 года в Москве в квартире на Петровке были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого российского региона «Общества Иисуса». [5] Следствие склонялось к бытовой версии убийства. [6] К ордену иезуитов принадлежит ординарий Преображенской епархии в Новосибирске епископ Иосиф Верт, он же ординарий российских греко-католиков.

Критика общества иезуитов

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским». [7] С 1592 по 1946 годы в ряды ордена не принимали лиц из числа так называемых «новых христиан», то есть людей из обращённых еврейских и мусульманских семей. [8]

В то же время во время Второй мировой войны бельгийские иезуиты спасли большое количество еврейских детей, пряча их в зданиях, принадлежащих ордену и выдавая фиктивные документы о крещении. Глава бельгийских иезуитов Жан Батист Янссенс, впоследствии избранный Генералом ордена, был удостоен звания Праведник мира [9] .

Генералы Ордена

  1. Св. Игнатий де Лойола (19 апреля 1541 — 31 июля 1556)
  2. Диего Лайнес (2 июля 1558 — 19 января 1565)
  3. Св. Франсиско Борджа (1565—1572)
  4. Меркуриано (англ.Everard Mercurian) (1573—1580)
  5. Аквавива, Клаудио (1581—1615)
  6. Муцио Виталески (англ.Mutio Vitelleschi) (1615—1645)
  7. Винченцо Карафа (англ.Vincenzo Carafa) (1645—1649)
  8. Франческо Пикколомини (1649—1651)
  9. Алоизий Готтифреди (англ.Aloysius Gottifredi) (1652—1652)
  10. Гошвин Никель (англ.Goschwin Nickel) (1652—1664)
  11. Джованни Паоло Олива (англ.Giovanni Paolo Oliva) (1664—1681)
  12. Шарль де Нуайель (англ.Charles de Noyelle) (1681—1686)
  13. Тирс Гонсалес де Санталья (англ.Thyrsus González de Santalla) (1686—1705)
  14. Микеладжело Тамбурини (англ.Michelangelo Tamburini) (1706—1730)
  15. Франц Ретц (англ.Franz Retz) (1730—1750)
  16. Иньяцио Висконти (англ.Ignaсio Visconti) (1751—1755)
  17. Алоизий Чентурионе (англ.Aloysius Centurione) (1755—1757)
  18. Лоренцо Риччи (1758—1775)
  19. Фаддей Бжозовский (1814—1820)
  20. Луиджи Фортис (1820—1829)
  21. Ян Филипп Ротан (1829—1853)
  22. Петер Ян Бекс (1853—1887)
  23. Антон Андерледи (1887—1892)
  24. Луис Мартин (1892—1906)
  25. Франц Вернц (1906—1914)
  26. Владимир Ледуховский (1915—1942)
  27. Жан Батист Янссенс (1946—1965)
  28. Педро Аррупе (1965—1983)
  29. Петер Ханс Кольвенбах (1983—2008)
  30. Адольфо Николас (с 19 января 2008)

В период с 1801 по 1814 члены ордена продолжали свою деятельность на территории Российской империи, формально орден возглавляли:

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
  • Св. Пётр Канизий (1521—1597) — богослов, Учитель Церкви, деятель контрреформации.
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континента переселенцами из Азии.
  • Иосиф Верт (род. в 1952) — российский католический епископ, ординарий Преображенской Епархии в России, один из основателей Санкт-петербургской католической семинарии «Мария Царица апостолов»
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Северной Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
  • Мансиу Ито (1570—1612) — глава первого японского посольства в Европу.
  • Александр де Род (1591—1660) — основатель иезуитской миссии во Вьетнаме
  • Адам Коханский (1631—1700) — учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон (1631—1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
  • Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в замок Святого Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint» (лат.Пусть будет как есть, или не будет вовсе ).
  • Мишель Корретт (1707—1795) — французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810) — белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780—1803).
  • Крупский Адам (1706—1748) — белорусский и литовский просветитель, профессор философии, прокуратор провинции Ордена Иезуитов в ВКЛ.
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.
  • Энтони Де Мелло (1935—1987) — индийский философ, психотерапевт.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс, Фидель Кастро и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже — «Святые отцы».
  • Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты».
  • Димитр Димов — отец Ередиа, один из главных героев романа «Осуждённые души».
  • Стендаль «Красное и чёрное» — рисует картину иезуитской школы.
  • Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».
  • Отец д’Оржеваль в романе «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон.
  • Джеймс Джойс — главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе.
  • Эжен Сю — «Агасфер».
  • Жюльетта Бенцони — «Марианна», её крестный генерал иезуитов.
  • Ромен Гари — «Корни неба», иезуит расследует дело Мореля.
  • Томас Манн — «Волшебная гора».
  • отец Каррас и Ланкастер Меррин — священники иезуиты в романе «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блэтти
  • Драго Янчар — «Катарина, павлин и иезуит».
  • Пикуль, Валентин — «Псы господни».
  • Умберто Эко — «Пражское кладбище»

Иезуиты и Русский апостолат

В Русском Зарубежье 20 века существовали следующие миссии иезуитов:

  • Неоуния в Альбертине на востоке Польшис1923 года по 1939 год.
  • Миссия и Приход св. Николая в Шанхае и при ней Интернат св. Михаила для мальчиков и Приют св. Софии для девочек в подчинении Католического экзархата восточного обряда в Китае. Здесь работали Яворка, Венделин Михайлович, Мильнер, Иоанн и Вилькок, Федор. В 1949 году она была эвакуирована через остров Тубабао частично в Австралию и страны Латинской Америки, церковная утварь, книги и иконы поступили в Русский центр им. Владимира Соловьева при Фортдамском университете в Нью-Йорке.
  • Священник иезуит Коваленко, Георгий с 1947 года руководил в Риме Папским комитетом помощи русским беженцам, он вместе иезуитом Филиппом де Режис и русскими монахами из ордена мариановГеоргием Брянчаниновым и Андреем Катковым организовал Приют для бездомных и интернат св. Елены для русских девочек в Риме.
  • Миссия в Аргентине, где действовали Общество «Русское Христианское Возрождение» институт Русской культуры в Буэнос-Айресе, Приход Петра и Павла, Гуэмес (Church of the Holy Apostles Peter and Paul: Misión rusa, Güemes 2962), Преображенская церковь, Лос Кардалес (Transfiguration of Christ Skete, El Castillo — Ba. Monteverde, Los Cardales), издавалась газета «За правду!», действовало издательство и собственная типография «Salguero», а также был Итернат св. апостола Андрея Первозванного, Аргентина для мальчиков.
  • Интернат Святого Георгия в Медоне Франция.

Среди известных иезуитов работавших с русскими эмигрантами:

Интересный факт

Став монахами под влиянием биографий праведников, святой Джованни Коломбини основал орден иезуатов, а Игнатий Лойола — орден иезуитов; оба умерли 31 июля (первый близ Сиены в 1367 г., второй в Риме в 1556); орден иезуатов был упразднен папой Климентом IX, а Братство Иисусово — Климентом XIV [10] . Тем не менее, этот факт вполне вписывается в теорию вероятности, и совместная вероятность совпадения числа и месяца для двух смертей и того, что ордена будут распущены двумя папами-тезками, лежит между 1/10³ степени и 1/10^6.

Источник

Читайте также:  Проводить досуг что это значит
Оцените статью