Турецкий народный танец — традиции в движении
История народного турецкого танца уходит своими корнями в далекое прошлое и является результатом взаимодействия большого количества культур и традиций разных народов, проживавших на одной территории в давние времена. Танцы сильно отличаются в зависимости от региона, где их танцуют.
В настоящее время народные турецкие танцы исполняются на свадьбах, семейных мероприятиях, фестивалях, а также на религиозных и государственных праздниках. Порой, в искусно исполненном танце, благодаря языку тела и профессиональным движениям исполнителя, может быть рассказана история целой жизни.
Танец живота
Турецкий танец живота берет свое начало на Востоке. Во времена правления Османской империи этот танец был широко распространен и исполнялся не только женщинами, но и мужчинами. В древние время существовали объединения мужчин-танцовщиков, которые переодевались в женские юбки или шаровары и исполняли страстный танец живота. Музыкальным сопровождением для танца служат ритмичные звуки кларнета, гобоя, цимбал и барабанов. Артистичной и вызывающей манерой исполнения танца, вероятнее всего, является конкуренция в гаремах времен Османской империи, когда и зародился этот танец. Сейчас танец живота исполняется девушками в красивых ярких нарядах, подчеркивающих их идеальную фигуру.
Танец дервишей
Даже тот, кто никогда не бывал в Турции, видел танец дервишей, которые вращаются под завораживающую музыку. Первоначально танец представлял собой ритуальный обряд, который исполнялся членами суфийского ордена. Сейчас танцуют профессиональные танцоры, одетые в традиционные костюмы дервишей: шапка в виде колпака цилиндрической формы символизирует надгробный камень, белый костюм с длинной юбкой обозначает саван, а накидка черного цвета, в которой исполнители выходят на сцену, а во время кульминации танца снимают, является символом могилы. Танец представляет поистине впечатляющее зрелище.
Зайбек
Словом Зайбек во времена Османской империи называли милицейские отряды. Само слово переводится как «брат», «друг». Этот танец считается турецким танцем мужчин. Первая часть танца носит название «прогулка» — мужчины неспешно и гордо шагают под музыку. Когда музыка становится громче и активнее, начинается основная часть, сопровождаемая выкриками. Основными движениями являются приседания и повороты. Зайбек исполняется под игру барабана и свирели. Также танцоры могут сопровождать движения звуком деревянных ложек в такт основной музыке.
Халлай
Это танец, без которого не обходится ни одно торжество. Турецкий народный танец Халай считается одним из самых красивых. Название происходит от слова, означающего единение, контакт. Танец чем-то напоминает хоровод. Танцующие сначала становятся в ряд, а затем образуют круг. Традиционно танец исполняется под сопровождение барабана и свирели. У ведущего танцора в шеренге в руках находится яркий платок, которым он размахивает в такт звучащей музыке.
Хорон
Народный турецкий танец Хорон является типичным для регионов, расположенных вдоль линии Черного моря. Его название дословно переводится как «пляска». Хорон сопровождается активной музыкой и веселыми песнями. Во время исполнения танцующие выстраиваются в ряд или формируют круг. Основными движениями является работа плечами, изгибания тела, опускание на колени и активные махи ногами вперед.
Большая группа народны турецких танцев, которые были распространены на территории Восточной части Турции, объединена под названием Бар. Во время исполнения люди стоят в ряд, касаясь друг друга плечами и взявшись за руки. Как правило, сопровождается танец инструментальной игрой и пением. Некоторые части танца исполняются двумя людьми, в этом случае они держатся за руки, но чаще всего в нем участвует большое количество мужчин и женщин.
Танцы с ложками
Данный вид танца получил широкое распространение на юге страны. Танцоры становятся в два ряда и задают себе ритм, стуча деревянными ложками одна об другу. Ритмичный и активный танец исполняется под барабанную музыку.
Колбасти
Колбасти — относительно молодой танец, который полюбила турецкая молодежь. Колбасти переводится как «задержание полицией с поличным». Динамический и активный танец, в котором многие движения имитируют удары, чаще всего исполняется вдвоем и напоминает пьяную драку с полицией.
Джепикли
Одной из разновидностей народного турецкого танца, исполняемого на свадьбах, является Джепикли. Этот танец символизирует бесконечное счастье молодоженов. Ведет танец представитель сильного пола. Движения танцоров, стоящих друг напротив друга, являются очень энергичными и активными.
Рассказы про турецкие народные танцы можно слушать бесконечно. Но полностью окунуться в их атмосферу и прочувствовать турецкую культуру, выраженную в танцевальных движениях, можно, только увидев, а лучше станцевав один из танцев.
Источник
Турецкий танец жениха и невесты на свадьбе
Музыка на свадьбах была и остается даже более важной, чем свадебный торт и некоторые другие аксессуары, которые были переняты с Запада. В старые времена свадебные церемонии проводились в двух разных местах. Раньше женщины праздновали отдельно, в сопровождении слепого скрипача, чтобы не стесняться демонстрировать свои танцевальные навыки, не будучи замеченными мужчинами. Мужчины обычно проводили церемонию на открытом воздухе в саду в сопровождении группы из двух частей «Zurna» (деревянный инструмент, немного похожий на кларнет) и большого барабана.
Отметим с самого начала, что следующая информация о свадебных церемониях относится к старым, сельским и консервативным традициям в Турции. Свадьбы сегодня в городах и более современных кругах намного больше похожи на свадьбы в западном стиле, со свадебным банкетом или приемом, объединяющим семью и гостей.
Турецкий национальный свадебный танец и халай
В ночь с хной невеста и жених танцуют не так, как свадьба. Они танцуют друг напротив друга, играя традиционную музыку. После ухода жениха вечер хны продолжается традиционными танцами. Самый популярный турецкий традиционный народный танец «халай» является обязательным во всех видах праздников, таких как помолвки, свадьбы и вечера хны. Как вы видели на видео, группа людей танцует с одинаковыми фигурами, держа руки в кругу. В Турции халай можно танцевать с разными фигурами под разную музыку в разных регионах. Даже способ, которым люди держатся за руки, может отличаться в разных регионах. Особенно Черноморский регион, Фракия, Восточная и Юго-Восточная Анатолия имеют различные типы халая, чем другие регионы.
Хна ночи не длятся долго. Это обычно заканчивается после танцев, так как невеста не должна сильно уставать и должна готовиться к свадьбе. В Турции обычно нет особого праздника для жениха перед свадьбой. Иногда можно увидеть, как жених празднует со своими друзьями, как «мальчишник», но в Турции это не обычный ритуал.
Халай – самый распространенный танец во всей Анатолии. Почти каждая деревня в большинстве частей Центральной Анатолии, Восточной Анатолии и Юга имеет собственный танец (галау) со своей особой мелодией. Танцоры обычно ставят себя в линию или полукруг, держа друг друга за руки или за плечи. Один танцор выступает в качестве их лидера. Он регулирует шаги и направляет фигуры, а иногда он отрывается от линии и исполняет сольные танцы лицом к линии. Там танцуют мужчины и женщины вместе; Тем не менее, есть праздники, которые выполняются только мужчинами или женщинами, и они меняются по манере, стилю и фигурам.
Как только музыканты начинают свою игру, гости танцуют (Halay) , традиционный анатолийский танец, в котором невеста, жених и друзья образуют круг, связывая свои мизинцы пальцами и делая замысловатые шаги вперед и назад. И первый, и последний танцоры в очереди закручивают платок или платок в свои свободные руки.
В основном турецкие свадьбы основаны на большом количестве народных танцев. Всю ночь все танцуют как сумасшедшие. В деревнях семья жениха традиционно предоставляет обед для гостей, но в большинстве городских браков – обеда нет, только чипсы и орехи. Почти ни в одном турецком браке не подают алкоголь. Есть две причины отсутствия алкоголя: большинство турецких людей не пьют, а алкоголь очень дорогой в Турции. Кто-то, кто хочет выпить, идет в бар, чтобы купить алкоголь, если свадьба организована в отеле.
В основе каждой турецкой свадьбы лежит турецкий танец жениха и невесты. Хотя музыканты обычно исполняют музыку из любого региона, откуда родом жених и невеста, в данном случае с Черного моря, в репертуаре группы, тем не менее, есть около десятка песен, которые все знают. Хотя часто будут электрический саз (гитара в анатолийском стиле) и клавиатура, всегда присутствуют зурна, трубчатый кларнет с упорами вместо клавиш и давул, без которых многие не могут обойтись без турецкой свадьбы. Музыканты (зурне и давул) сопровождают невесту из ее дома в свадебный салон, и есть даже истории об отмене свадеб, потому что музыканты не появлялись по каким-то причинам.
Как только музыканты начинает свою работу, гости танцуют турецкий национальный свадебный танец (Halay) , традиционный анатолийский танец, в котором невеста, жених и друзья образуют круг, связывая свои мизинцы пальцами и делая замысловатые шаги вперед и назад. И первый, и последний танцоры в очереди закручивают платок или платок в свои свободные руки. Если вы на свадьбе в Айдыне, они играют что-то, что называется «Зейбек». Это медленный и мужской тип турецкой музыки, который имеет тенденцию ускоряться.
Конечно, турецкий свадебный и народный танец имеет давнюю традицию. Однако в последние годы набирает популярность относительно молодой вид танцев под названием «Колбасти», появившийся в 1930-х годах в городе Трабзон. Колбасти воодушевляет, и в этом танце традиционные и современные движения гармонируют друг с другом, поэтому танец стал настолько популярным среди молодежи.
Источник
Хырмандалы танец что это значит
Türk Külübü Moskova’da
—>
—> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —>
—>
История народного танца Турции начинается в глубоком прошлом и уходит корнями в далёкие языческие времена. Определить некие общие истоки танцевальных традиций, очень непросто, так как история Анатолии – это история множества народов: это и фригийцы, и хетты, и лидийцы, и тюрки, и османы, и греки, и цыгане… Народные турецкие танцы — это результат взаимопроникновения различных культур и традиций: кочевых, земледельческих, военных – в течение нескольких тысяч лет. Однако, танцы, которые мы называем одним словом «турецкие», могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от региона страны – образно говоря, ствол один, ветви разные. Например, в Эгейском регионе и Западной Анатолии традиционный танец – зейбек, в Центральной и Южной Анатолии преобладает халай, Черноморье – территория хорона, в Восточной Анатолии предпочитают танец бар, а любимый танец Тракии – хора. Конечно, это не значит, что в каждом регионе танцуют исключительно «свои» танцы: мы можем, например, наблюдать танец «хора» и в некоторых местах Западной Турции, таких, как, скажем, Чанаккале. Познакомимся же с ними несколько подробнее. Зейбек (zeybek): В старину слово «зейбек» (в Центральной Анатолии – «сеймен») означало «воин»; позже так стали называть бойцов народного ополчения в дни войн. Затем это слово осталось только в фольклоре. Это «мужской» танец, но иногда принимать в нём участие могут и женщины. Зейбек может быть как парным, так и групповым. Начинается танец с медленных движений, затем резко убыстряется вместе с музыкой. Основная фигура танца – поворот на одной ноге с одновременным выпадом второй ноги, согнутой в колене: это движение символизирует богатырскую силу. В некоторых версиях танца танцоры размахивают кинжалами или короткими мечами. Музыкальное сопровождение: давул (барабан) и зурна (вид свирели), в некоторых областях – баглама и саз (струнные инструменты). Халай (halay): История этого танца начинается со времён Ассирийского царства. Слово «халай» первоначально могло означать тягу бечевой. В настоящее время это танец, подобный хороводу. Танцы этого типа условно делятся на степной халай, Чукурова (по названию местности, где он пользуется наибольшей популярностью) халай и восточный халай. Фигуры и движения весьма разнообразны и в разных регионах могут иметь многие варианты, но в основном во время пляски танцоры (мужчины или / и женщины) образуют круг или ряд. Ведущие берут друг друга за палец или за плечо, иногда под руки, а замыкающие держат в руках большой разноцветный платок, который называется «мендиль». Музыкальное сопровождение – очень ритмичное, постепенно становящееся всё быстрее. Инструменты: давул, зурна, баглама, различные виды свирелей. Районы распространения: Битлис, Бингёль, Диярбакыр, Элязый, Малатья, Кахраманмар, Газиантеп, Эрзурум, Эрзинджан, Сивас, Мардин, Муш, Йозгат, Чорум, Адана, Анкара, Сиирт, Хатай, Токат, Шанлыурфа. Хорон (horon): Типичный танец Черноморского региона. Название его происходит от греческого слова Χορός, что переводится просто как «пляска». Это групповой танец. Танцуют как мужчины, так и женщины. Участники образуют круг или полукруг и танцуют, изгибаясь и кружась, а также вприсядку, выбрасывая ноги вперёд и притопывая. Музыкальное сопровождение – в очень быстром темпе. Инструменты: преимущественно давул и зурна; в некоторых районах тулумба, мей, джура (виды свирелей) и кеменче (смычковый инструмент). Районы распространения: Трабзон, Самсун, Артвин, Орду, Ризе. Бар (bar): Танец, популярный в Восточной Анатолии. Танец бар бывает женским и мужским. Мужчины обычно танцуют группами по 16 человек, женщины по – 12. Участники берут друг друга за руки, подобно тому, как это делается в халае, и танцуют, выстроившись в линию. Существует «закрытый» вариант бара (танцующие приближаются друг к другу почти вплотную) и «открытый» (на некотором расстоянии). Женский бар танцуется более плавно и может сопровождаться песнями, мужской – более жестко и ритмично. Музыкальное сопровождение: давул, зурна, кеменче. Районы распространения: Эрзурум, Карс, Аары, Ардахан, Гюмюшхане, Байбурт, Эрзинджан. Хора (hora): Общее название танцев, распространённых в области Тракия и некоторых районов Западной Анатолии. Для этого танца характерны очень быстрый темп и ритмичность. Мужчины или женщины выстраиваются в ряд, сплетают руки, и пляшут, приседая и выбрасывая ноги вперёд. Музыкальное сопровождение: давул, зурна. Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Чанаккале. Каршилама (karşılama или karşılıklı oyunları): Название этого типа танцев можно условно перевести как «танцы взаимного приветствия». Это парный танец, фигуры которого могут варьироваться в зависимости от региона. Начинается в медленном ритме, темп возрастает постепенно. Мужчины и женщины в два ряда двигаются порознь, то поворачиваясь лицом к лицу, то обходя друг друга, опускаясь на колени и хлопая в ладоши. Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Измит, Адапазары, Чанаккале, Бурса, Биледжик. Кашик (kaşık): «Кашик» переводится как «ложка». Танцы с ложками популярны во многих регионах Турции — от Запада до Юга Анатолии. Танцуют либо в два ряда лицом друг к другу, либо в кругу. Часть участников может также и сидеть, образуя полукруг. Как танцующие, так и сидящие, но отбивают ритм деревянными ложками, по одной в каждой руке. Музыкальное сопровождение: давул, баглама, кеменче и вокал (песни). Районы распространения: Эскишехир, Афьон, Кютахья, Биледжик, Кыршехир, Конья, Мерсин, Анталия, Болу, Бурса. Бенги или бенг (beng(i): «Bengi oyunu» значит «пляска без конца». Круговой танец хороводного типа, похожий на халай и хорон. Танцующие образуют круг и пляшут – сперва медленно и плавно, а затем всё быстрее; движения становятся резче. Часто сопровождаются песнями или куплетами. В различных районах Турции распространены танцы, основанные на подражании движениям животных и птиц — «Утки» (Болу), «Буйволы» (Кыркларели), «Голуби» (Эрзурум), а также изображающие различные ситуации с участием животных – «Петушиные пляски» (Йозгат), «Медвежьи пляски» (Битлис), «Волк и ягнёнок» (Диярбакыр) и т. п. Во многих анатолийских танцах разыгрываются маленькие сценки из повседневной жизни, рассказывающие об отношениях между людьми, о быте, о природных явлениях: халай «Работа» (Сивас), «Ревнивец» (Карс), бар «Кинжал» (Эрзурум), «Полоскание» (Кютахья), «Дождь идёт» (Невшехир), «Туман в горах» (Гиресун) и многие другие. Среди танцев подобной тематики выделяется черноморский танец «Колбасты». Танец этот достаточно современный – он зародился в Трабзоне в 30-е годы. Должна отметить, что ни к какой «колбасе» его название, разумеется, отношения не имеет. Дословный его перевод – kol bastı – «стукнул по плечу», то есть, «застукали (поймали)». Как говорят, это название придумали трабзонские портовые хулиганы, на которых устраивала облавы полиция. В их песнях (а разве могла классика турецкого блатного фольклора возникнуть не у Чёрного моря?) повторялись слова: ‘Geldiler, bastılar, vurdular..’ «Пришли, застукали, побили…» Когда в пивную он входил, надо думать. Что Одесса для нас, то для турок – Трабзон. Народу танец понравился, он быстро стал популярным не только в Трабзоне, но и во всей Турции, а если мы посмотрим начало видеоролика, то и в других странах. Самые ранние религиозные танцы на территории Турции – это различные ритуальные пляски с участием шаманов (kam). Интересно, что шаманизма как религии на этой земле не было. Была вера в единого небесного Бога (Gök Tanrı), и шаманы пели свои песнопения и посвящали ритуальные танцы (которые исполняли, кружась вокруг костра) духам земли, огня, воды воздуха, однако молились тюрки только Божеству, творцу земли и небес — не грозному, не карающему, но несущему в мир любовь и свет. С приходом в VI веке исламских завоевателей началась жестокая борьба с тюркскими традициями: арабские военачальники сжигали тюркские книги, убивали шаманов и запрещали обряды. Тюркская культура подверглась гонениям, впоследствии она частично исламизировалась, частично ушла в подполье, но искоренить её арабам оказалось не под силу. Шли столетия, рождались новые обряды, но и прежние не были преданы забвению. Сема (sema): В ХII веке персидский религиозный философ и поэт Джелялеттин Руми (Мевляна), многие годы живший в Конье (Центральная Анатолия) основал суфийский орден Мевлеви. У дервишей – членов ордена был своеобразный ритуальный танец «сема» («небеса»), в котором танцующие его кружились, подобно древним жрецам тюркского культа. По преданию, Руми, проходя по базару, услышал доносящийся из мастерской ювелира тонкий звон молоточка. Звук был настолько мелодичен, что философ (а ведь он был и поэтом!) закружился в танце, произнося стихи о поиске смысла бытия. После кончины Мевляны этот кружащийся танец был усовершенствован и принят в ордене Мевлеви как выражение духовного поиска и единения со Всевышним. Танец состоит из четырёх частей. Первая называется çark («колесо») и символизирует начало жизненного пути – «весну» человеческой жизни, её первые 20 лет. Танцующие (semazen) медленно совершают круговые движения вокруг своей оси. Во второй части (raks) начинает звучать музыка, в знак начала поиска Истины (продолжение жизненного пути человека — от 20 до 40 лет). Движения становятся резче и быстрее. Третья часть (muallak; слово арабского происхождения, означающее нечто вроде чистилища) символизирует переход от молодости к зрелости, от 40 до 60 лет – этот период у Мевлеви считается лучшим временем в жизни, когда душа созревает для познания. Заключительная, четвёртая часть называется pertav (персидское слово, его смысл – всплеск или разлив). Плавные, гармоничные движения символизируют достижение возраста полной зрелости — после 60 лет. Это период постижения Истины, по окончании которого земному пути человека суждено завершиться. Танцор всегда поворачивает голову слегка вправо, а правую руку поднимает вверх, левую же – вниз (в знак Божественного происхождения человека, и конечности его земного бытия). Семазены одеты в развевающиеся одежды, называемые tennure. Одежды эти – белого цвета, что символизирует свет высшего познания и свет Небесный. Круговые движения танца призваны олицетворять бесконечность Вселенной. Один из танцующих (Semazenbaşı) всегда находится в центре круга, символизируя Солнце, вокруг которого совершают оборот планеты, но глубинный смысл его роли – создание образа Бога, к которому приближен каждый человек, постигший Истину. Танец сема танцуют и в наши дни. Семах (semah): Ритуальный танец другого суфийского ордена – Бекташи, основанного дервишем Хаджи Бекташ-и-Вели – соотечественником и современником Руми. Основополагающая идея его учения – любовь к Богу, проявляющаяся в любви к людям. В этом учении ислам переплетается с древними тюркскими верованиями. Свои религиозные взгляды последователи Хаджи Вели выражали в стихах и музыке. Их танец назывался, почти так же, как и у Мевлеви – семах. В старину его танцевали тайно. В отличие от Мевлеви, в нём могли принимать участие и женщины. Закрытые собрания, где собственно танец перемежался беседой, назывались Cem («джем», то есть «сборище»). Церемонии Бекташи, в отличие от Мевлеви всегда велись не на персидском — принятым в то время поэтическим языке — а на турецком. Источник |