Holding что это значит

Что такое холдинг: особенности структуры

В бизнес-среде понятие холдинга далеко не ново, однако в законодательстве до сих пор нет четкого определения и характеристик подобных организаций. Что такое холдинг простыми словами, в чем его преимущества и недостатки? И какие компании в России, США и Европе относятся к холдинговым? Ответы на эти вопросы вы можете получить в данной статье.

Что такое холдинг?

Холдинг это организация, владеющая контрольными пакетами акций (или значительными долями уставного капитала) других предприятий и способная управлять ими. Также под холдинговой компанией могут понимать всю структуру целиком: холдинг-центр + его дочерние предприятия. Слово «холдинг» происходит от английского holding, что в переводе означает «держать» – такая организация держит дочерние компании под своим контролем.

Первым холдингом считается Бельгийский банк Societe Generalde Belgique, основанный в 1822 году. В середине XIX века он начал активно инвестировать в промышленные компании Бельгии, получив контрольные пакеты акций многих предприятий и возможность влиять на экономику государства в целом. В следующем столетии банк начал постепенно распродавать свои активы, а в конце XX века и вовсе был выкуплен французской транснациональной корпорацией Suez.

Читайте также:  Что значит пассивный семьянин

Сейчас практически каждая крупная компания имеет холдинговую структуру. Большинство из них расположены в США, но вычислить точное число таких корпораций практически невозможно.

Структура холдинга

Цель холдинга, как и любой другой коммерческой организации – получение прибыли. Однако в некоторых случаях он может не вести никакой иной деятельности, кроме управленческой. Холдинг по отношению к подчиненным компаниям будет считаться материнской структурой, а подчиненные по отношению к нему – дочерними. Если подчиненная компания также имеет дочерние организации, которыми может управлять, то по отношению к холдинг-центру они будут внучатыми. Компания может быть дочерней изначально, если она создавалась благодаря капиталу холдинга, а может быть выкуплена у других владельцев.

В некоторых случаях компании включаются в структуру холдинга не только при выкупе их акций. Например, холдинг может брать более мелкую компанию под свое управление на основании договора подчинения: при этом он получает право влиять на управленческие решения «дочерней» компании, а она получает, например, льготные условия при взаимоотношениях с материнской организацией.

Теоретически холдингом может быть фирма любой организационно-правовой формы, однако на практике обычно ими являются акционерные общества. Поэтому управлением холдинга и всеми дочерними компаниями занимаются акционеры и совет директоров материнской структуры. Организация процесса производства строится по одному из двух видов:

1. Вертикально интегрированный

Материнская компания управляет группой предприятий, работающими над различными этапами в производственном процессе. Например, первая дочерняя организация занимается добычей полезных ископаемых, вторая – переработкой, третья – транспортировкой, а четвертая – сбытом. Практически любая крупная нефтегазовая компания представляет собой холдинг с вертикальной интеграцией производства. Такая интеграция часто встречается и у транснациональных корпораций, о которых читайте отдельную статью здесь.

2. Конгломератный

В этом случае головная компания управляет группой предприятий, занимающихся не связанной между собой деятельностью. Например, дочерние предприятия изготавливают продукты различного типа. В последние годы этот вид холдингов начал активно набирать популярность, так как инвесторы всего мира делают все большие ставки на компании, создающие свою экосистему.

Виды холдингов

Классификация холдингов довольно обширна, так как существует множество параметров группировки.

  1. По методу контроля головной организацией выделяют имущественные и договорные холдинги;
  2. В зависимости от стратегии производства он может быть вертикальный и конгломератный (см. выше);
  3. Холдинг может быть смешанным, если материнская компания сама ведет какую-либо производственную или иную деятельность, или чистым, если материнская компания выполняет только управленческие функции;
  4. Производственные холдинги, где делается акцент на совместной деятельности, и материальные, где задача головного центра состоит в объединении капитала нижестоящих структур

Также можно выделить структуры в зависимости от основного вида их деятельности:

  1. Агрохолдинги занимаются сельскохозяйственным производством и сбытом сельхозпродукции. Крупнейшие представители в России: «Продимекс» и Агрокультура с площадью почти 800 тысяч гектаров;
  2. Медиахолдинги контролируют значительное количество медиаресурсов. Например ВГТРК владеет каналами Россия-1, Россия-24 и РТР-Планета, а также крупными радиостанциями «Радио России» и «Вести ФМ»;
  3. Банковские или финансовые холдинги предоставляют финансовые услуги различного плана: банковские, страховые, брокерские и так далее – головной компанией обычно выступает банк. Крупнейшими в этой сфере являются структуры Сбербанка и ВТБ;
  4. Промышленные холдинги представляют собой вертикально интегрированные группы компаний, занимающиеся добычей и переработкой ресурсов и сбытом конечной продукции. Тут лидирует Газпром, о котором еще поговорим ниже

Кроме того, можно разделить классические и перекрестные холдинги.

  1. Классический вид: одна компания является холдинг-центром, владеющим дочерними компаниями.
  2. Перекрестный вид: две компании владеют акциями друг друга.

Второй тип характерен для Японии, где банки и предприятия таким образом могут объединять свои капиталы. Однако в России перекрестное владение акциями запрещено: дочерние организации не могут выкупать акции своего владельца.

Плюсы и минусы холдинговых структур

После понимания того, что собой представляют холдинги, возникает очевидный вопрос: почему компании создают дочерние предприятия, а не дополнительные подразделения? Централизация капитала, масштаб производства, обеспечивающий низкую себестоимость продукции, диверсификация деятельности – все это может быть в рамках одной большой компании. Дело в том, что структура холдинга имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными многопрофильными компаниями:

  • Возможность проводить публичные размещения акций дочерних компаний. Благодаря ей холдинги могут увеличивать собственный капитал и привлекать дополнительные средства для развития наиболее удачных проектов.
  • Возможность осуществлять проекты совместно с другими крупными компаниями, создавая отдельную, подконтрольную им организацию.
  • Ограничение материальной ответственности. Если дополнительное подразделение компании окажется убыточным, то по его долгам придется расплачиваться всей организацией. Если же обанкротится дочерняя компания холдинга, то материнская организация будет нести ответственность только в случае, если именно ее решения стали причиной несостоятельности дочерней компании (ст. 67.3 ГК РФ). В остальных случаях акционеры, в том числе материнская компания, не будут отвечать по обязательствам «дочки».
  • Возможность выбора системы налогообложения. Каждая дочерняя компания может выбирать наиболее выгодную форму налогообложения и получать различные льготы, распространяющиеся только на ее род деятельности. Свежий пример: российское снижение налога на прибыль для IT-сектора

Однако говоря о преимуществах, нельзя забывать и о недостатках структуры:

  • Сложный механизм управления. Документооборот, бухгалтерский учет, аудит – внутри одной многопрофильной организации любой из этих пунктов оказался бы легче, чем для холдинговой группы компаний.
  • Ответственность за деятельность дочерних предприятий. В третьем пункте преимуществ холдингов указывалось, что если холдинг-центр своими решениями приведет дочернюю компанию к банкротству и это будет доказано, то холдинг будет нести субсидиарную ответственность.
  • Двойное налогообложение. Если материнская компания в структуре холдинга получает прибыль в виде дивидендов от дочерних организаций, то возникает двойное налогообложение. Сначала отчисление налогов со своей прибыли совершают дочерние компании, а остаток от этой суммы становится прибылью материнской структуры, с которой также взимается налог. С целью его уменьшения компании могут прибегать к регистрации в офшорных зонах.
  • Если говорить о недостатках для потребителя, то очевидна опасность монополизации отрасли и установления завышенных цен.

Российские и мировые холдинги

Крупнейшим промышленным холдингом России является ПАО «Газпром». Сама холдинговая организация занимается лишь продажей природного газа и сдачей в аренду газотранспортных систем, однако ей принадлежит множество дочерних предприятий, занимающихся:

  • геологоразведкой;
  • добычей газа;
  • хранением, транспортировкой и экспортом газа;
  • переработкой газа и газового конденсата;
  • теплопроизводством и энергопроизводством;
  • предоставлением спутниковой связи и телекоммуникационных систем (АО «Газпром космические системы»)

В 100% владении у «Газпрома» находится 56 компаний. Также ему принадлежат значительные доли компаний «Газпромбанк» и «Газпром нефть», которые занимают лидирующие позиции в своих сферах экономики и сами имеют десятки дочерних предприятий.

Но холдингами могут выступать и не такие крупные компании: например, «Инвестиционный холдинг Финам». Он является крупнейшим розничным брокером России, но сейчас этот вид деятельности приносит лишь около 50% выручки, так как Финам ведет диверсифицированный бизнес. Его активами являются доли следующих компаний:

  • УК «Финам Менеджмент»;
  • «Инвестиционный банк Финам»;
  • «Учебный центр Финам»;
  • «Финам форекс»;
  • Инвестиционный фонд FINAM GLOBAL.

Также Финам в различные периоды своего существования владел долями компаний «Бегун» (система контекстной рекламы), E-generator (медиахолдинг), «Мамба» (сеть знакомств), «Бука», Alawar (издатели компьютерных видеоигр), «Финам FM» (радиостанция).

Одним из крупнейших холдингов США и всего мира считается JPMorgan Chase, образованный в результате объединения около тысячи финансовых институтов. Он является крупнейшим банком «Большой четверки» в США по активам, выручке, прибыли и рыночной капитализации. Основные направления деятельности: потребительский, коммерческий, инвестиционный банкинг и управление активами. Его отделения и дочерние компании есть во всех частях света. А общее число дочерних компаний составляет 52.

Мировые холдинги есть и в Европе: например, французская нефтегазовая компания Total S.A. Деятельность компании не ограничивается нефтегазодобычей и переработкой полученных природных ресурсов. Total владеет сетью автозаправочных станций по всей Европе, предприятиями химической и энергетической индустрии. Дочерние компании:

  • Atotech (производит химикаты и оборудование для нанесения покрытий на металлические изделия и полупроводники);
  • Bostik (производитель гидроизоляционных материалов);
  • Hutchinson (производитель приводных систем);
  • SunPower (специализируется на солнечной электрогенерации);
  • SAFT (разработчик аккумуляторов для промышленного, военного и космического применения);
  • и так далее

Заключение

Холдинговые компании получают множество преимуществ по сравнению с обычными фирмами, поэтому обычно становятся более эффективными и прибыльными. Однако в целом для экономики и людей распространение холдингового типа компаний не всегда положительно: некоторые компании начинают монополизировать рынок, после чего повышаются цены на их товары или услуги и замедляется улучшение их качества.

Источник

Понятными и простыми словами о том, что такое холдинг и как его создать

Что такое холдинг? – Само слово «Холдинг» (Holding) имеет английское происхождение и означает «владеть» или «держать».Холдингом называют структуру, которая включает в себя некоторое количество более мелких компаний, которые напрямую подчиняются материнской компании. Эта материнская компания владеет основным пакетом ценных бумаг холдинга, а остальные акции распределены между дочерними, подчиняющимися более мелкими компаниями.

Что такое холдинг?

Термин «холдинг» происходит от слова «hold» в английском языке, переводится как «держать», «владеть».

Холдинг – это объединение коммерческих предприятий, одна из которых главная (управляющая, материнская) компания, остальные находятся в ее подчинении и называются дочерними организациями или участниками холдинга.

Холдинговая компания – тип бизнеса, который касается конкретно активов, инвестиций и управления, а не предоставления товаров и услуг с целью получения прибыли от производства и продаж. Управляющая компания является акционерной и ее основные виды деятельности связаны с владением активами в другой компании или в нескольких. Активы могут быть в форме акций, интеллектуальной собственности и недвижимости.

Холдинговые компании могут нести ответственность за надзор и управление другими компаниями, помимо владений акциями и получения дивидендов от своих пакетов ценных бумаг. Кроме этих функций, материнская фирма обычно не ведет никакой другой вид деловой активности.

Дочерние компании ведут коммерческую деятельность самостоятельно, но ключевые вопросы управления, например, смена и назначение руководства, решают акционеры холдинга.

Виды холдингов

Существует всего два вида холдинговых компаний и множество типов, в зависимости от признака классификации. К первым относятся финансовые и смешанные холдинги. Финансовый – это структура, где более половины капитала образовано ценными бумагами других компаний.

Т.е. такие объединения являются средоточием не предприятий, а капиталов, поэтому занимается финансовыми операциями. Смешанный отличается тем, что его головная компания ведет собственную предпринимательскую деятельность. Это идеально для предприятий, которые занимаются сложной деятельностью и технологически связаны между собой.

Классифицировать холдинги возможно в зависимости от того, как головная структура осуществляет контроль над дочерними компаниями:

  • имущественный – контроль основан на наличии контрольного пакета акций дочерних компаний;
  • договорной – контроль происходит исключительно на основании договора, заключенного между главой и «дочками».

Исходя из этого разделения, в зависимости от деятельности головной компании, холдинги бывают:

  • чистыми – глава осуществляет только функции контроля, не занимаясь производственной деятельностью;
  • смешанными – глава, помимо контроля, ведет еще и производственную деятельность.

Также холдинг может построить собственную цепочку, это является характерной особенностью нефтяных компаний – они занимаются всеми процессами, от разведки месторождений до продажи продукции нефтепереработки.

Такая структура называется интегрированной. А когда каждая компания структуры занимается собственным видом деятельности, она называется конгломератной.

Особенности, преимущества и недостатки холдингов

Компании, входящие в состав холдинга, ведут бизнес, заключают сделки и подписывают договоры от своего имени. Тем не менее, наиболее важные стратегические вопросы по управлению их коммерческой деятельностью находятся в ведении головной компании. Таким образом, основным преимуществом холдинговой структуры является объединение усилий, опыта и умений в конкурентной борьбе на рынке.

Головная компания определяет общую программу развития холдинга, а также вырабатывает политику в сфере инвестиций и финансирования. Это предполагает также возможности предоставления финансовой помощи и кредитов внутри структуры. Кроме того, главная компания может брать на себя функции по осуществлению деятельности на международных рынках, сосредоточить в своих руках сбыт и закупку.

Успешное управление холдингом заключается в подборе эффективного руководящего персонала и финансовом менеджменте. Контроль за дочерними компаниями при этом осуществляется как с помощью удержания в руках главы преобладающей доли их уставного капитала, так и посредством формирования единой политики ведения хозяйственной деятельности.

Итак, для холдинга характерны следующие черты:

  • в его состав входят компании различных отраслей и направлений хозяйственной деятельности, в том числе организации, территориально находящиеся в разных регионах;
  • это всегда многоступенчатая структура, иногда напоминающая пирамиду;
  • управление осуществляется централизованно головной компанией;
  • глава формирует стратегию долгосрочного развития структуры;
  • осуществляется интенсивное инвестирование новых направлений деятельности «дочек»;
  • упорядочены связи между дочерними фирмами.

Также важно отметить, что управление внутри холдинговой структуры осуществляется по аналогии со стандартным акционерным обществом. Основополагающие решения принимаются советом директоров или собранием акционеров.

Кратко о преимуществах и недостатках холдингов

Преимущества холдингов

К преимуществам холдингов относится имидж солидного предприятия, возможность привлечения ценных сотрудников, стабильность и устойчивое положение и многие компании объединяются в холдинги, и не безосновательно. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:

  • Расширение производства.
  • Простота организации и реструктуризации.
  • Увеличение имеющихся ресурсов.
  • Широкие возможности для повышения конкурентоспособности.
  • Стабильность существования, так как компания не может выйти из холдинга по своему желанию.

Недостатки холдингов

К недостаткам холдингов относят бюрократизацию управленческого аппарата, усложненный оборот документов, сложность управления предприятием-гигантом. Отсутствие конкурентной внутренней борьбы приводит к искусственному сохранению нерентабельных производств, снижению экономической эффективности всей структуры.

Создание холдинга совсем не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:

  • Бюрократия.
  • Усложнение документооборота.
  • Сложно осуществить налоговую оптимизацию, так как налогообложение каждой из компаний отличается.
  • Сложное регулирование трудовых отношений.
  • Нет конкуренции между взаимозависимыми компаниями, что может привести к их нерентабельности.
  • Повышенные транзакционные издержки.

В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.

Особенности работы холдинговой организации

На материнской компании лежит ответственность по контролю работы подчиняемых ей фирм. На объединение ложатся обязанности главного исполнительного органа, который контролирует хозяйственную деятельность. Говоря о влиянии на принадлежащие ему мелкие фирмы, это осуществляется, опираясь на действующее законодательство.

Холдинговое объединение может состоять из нескольких предприятий, которые контролируют транспортный сектор, отвечают за закупку оборудования или товара, а также ответственны за реализацию произведённых товаров.

Крупная коммерческая конструкция формируется за счет слияния нескольких предприятий. За рубежом, объединения могут включать в себя компании внутри страны, а также привлечь те, которые работают за её пределами. Основная организация занимается контролем нижестоящих подразделений, владения активами в размере 5%.

Говоря о вторичных фирмах, у них нет возможности получить акции основного предприятия. В результате объединение получает право управлять фирмами, которые по стоимости могут превышать его имеющийся капитал в несколько. Благодаря концентрации ценных бумаг, материнской компании легче заниматься решением вопросов, касающихся финансового и хозяйственного типа. Благодаря этому, обеспечивается слаженная работа большого количества мелких фирм.

Признаки холдинга

Холдинг всегда можно распознать по конкретным экономическим и управленческим признакам. Один из них, это централизованное управление. Она создается с помощью разработки акционерами глобальной стратегии, а также координированных действий каждой холдинговой коммерческой структуры. Также к признакам относятся концентрация акций подчиняющихся фирм в одном месте. При этом они могут быть задействованы в разных сферах бизнеса, а также находиться в разных регионах и городах.

Типичная черта холдинга, это многоуровневая коммерческая иерархия организаций. Головное предприятие подчиняет себе дочерние фирмы, а также другие организации, которые могут находиться в подчинении друг у друга. Иногда, структура холдингового объединения выглядит как пирамида. На вершине всегда находится компания-основатель. В нижней части пирамиды расположено несколько мелких фирм.

Регулирование на законодательном уровне

Холдингам в нормативных актах практически не уделено внимания, в ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.

ВАЖНО! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.

Кратко о том, как создаётся холдинг

Существует несколько путей создания холдинга. Во-первых, это может быть горизонтальная интеграция. В этом случае происходит объединение в одну структуру компаний, которые ведут предпринимательскую деятельность в одной отрасли (например, это может быть сельское хозяйство, строительство).

Во-вторых, интеграция может быть вертикальной. При таком объединении внутри структуры формируется целый производственный цикл: сырье, проходя через компании холдинга, в итоге становится готовой продукцией. Такой тип интеграции позволяет значительно сократить затраты и повысить стоимость компании на рынке.

Построение новых компаний с целью их дальнейшего интегрирования в структуру, является еще одним способом создания холдинга.

Кроме того, существуют действительно сложные структуры, образованные путем объединения нескольких холдингов.

История развития предпринимательской деятельности в нашей стране доказывает, что нередко холдинговая структура создавалась путем разбиения крупной компании на более мелкие составляющие с дальнейшим изменением ее структуры.

В большинстве случаев, создание холдинговой структуры происходит путем покупки контрольного пакета акций компаний, которые планируется в будущем включить в ее состав, на вторичном рынке.

Распространенные проблемы при управлении холдингом

Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:

  1. Утрата управляемости, бюрократизация. Решением проблемы является уменьшение централизации.
  2. Появление значительных отличий между дочерними компаниями. Эта проблема приводит к тому, что одна из дочерних компаний показывает высокие результаты, однако холдинг в целом от этого не выигрывает. Также группа компаний утрачивает свое «лицо». Фирмы становятся разрозненными. Решение проблемы – разработка общей политики, установление общих целей.
  3. Дочерние компании не являются самостоятельными. Это результат жесткой централизации, неправильного делегирования. Для решения проблемы нужно снизить централизацию, а также нанять профессиональных менеджеров.

Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.

Краткое видео о том, что такое холдинг

Источник

Оцените статью