Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 11:1
Свт. Григорий Богослов
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Еккл. 11:1) , — он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем.
На смерть отца.
Свт. Амвросий Медиоланский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Там поистине слезы есть хлеб, где алчут правды. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Ибо есть такие слезы, которые есть хлеб и укрепляют сердце человека. К этому рассуждению подходит еще и изречение Екклесиаста: Отпускай хлеб твой по водам (Еккл. 11:1) , ибо там хлеб небесный, где вода благодати, ибо те верно принимают сущность слова и пищу разума сокровенного, в чьем чреве текут реки воды живой.
О молитве Иова и Давида.
Свт. Филарет (Дроздов)
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Соломон написал: «посли хлеб твой на лице воды: яко во множестве дней обрящеши его». Что такое говорит творец притчей? Как можно, чтобы хлеб, брошенный на воду, в продолжение многих дней, не уплыл, не размок, не был поглощен рыбою, или склеван птицею? Сим видом невозможности творец притчей изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым, или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду: время течет; доброе дело твое скрывается; может быть, и враги стараются затьмить оное и облагодетельствованные забывают: но придет минута судеб; хлеб твой найдется, и напитает тебя благословением и радостию.
Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких нибудь странников, и, увидя их, бежал им на встречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? – Посещение Господа, и обетование благословеннаго потомства.
И Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских (благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу Деян. 10:2), «творяй милостыни многи людем», не в воду ли бросал хлеб свой, когда милостыни его доставались, то язычникам, то не познавшим Христа Иудеям? И что же обрел? – Явление Ангела, посещение Апостола, познание Христа, дар Святаго Духа.
Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов, декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Прп. Исаак Сирин
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил. Ибо сказано: Поднеси кусок твой к лицу бедного, и немного спустя опять найдешь его (Еккл. 11:1) . Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела.
О духовном совершенстве.
Прп. Никодим Святогорец
Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его», смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Блж. Иероним Стридонский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» (Ис. 32:20), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П.
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6 , второе — в 11:7–10, третье — в 12:1-7. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
Толковая Библия.
Источник
Хлеб по водам что это значит
Урок 16. «Отпускай хлеб по водам» — зачем?
В структуре книги первая часть 11 главы (1-6 ст.) тесно сообщается со второй главой, которая рассказывает нам о достижениях Екклесиаста в этом мире. Во второй главе, как мы уже говорили ранее, достижения направлены на себя, на приобретение себе и поэтому приносят только суету и пустоту. В одиннадцатой же главе мы видим противоположность: достижение, которое говорят нам о благословении.
С первого стиха одиннадцатой главы Екклесиаст вновь использует повелительное наклонение, которое выражается в словах «отпускай» и «давай». Этими словами он дает нам понять, что несмотря на то, что творится вокруг (несправедливость, беззаконие, неправда), а возможно и благодаря тому, что творится вокруг, для тебя лучше сохранить себя – значит давать. И давать безвозмездно.
«Отпускать хлеб по водам» означает тот факт, что ты топишь свой труд. Те усилия, которые ты вложил в то, что тебе досталось, ты растворяешь это в воде жизни, не ожидая, что это может вернуться к тебе каким-нибудь образом. И это «неожидание» является для человека благословением.
Во втором стихе мы стакиваемся с определенной сложностью (семи и восьми). В целом стих понятен и говорит о том, что ты не знаешь того, что может случиться завтра. Поэтому лучше тебе быть щедрым и предусмотрительным сегодня. Существует несколько мнений по поводу семи и восьми. Одни говорят, что исходя из значения цифры 7, отдавай в полноте своей и когда ты в полноте отдаешь, не скупись и прибавь сверху еще одно и получится восемь. Другое мнение говорит нам, что важно дать семи и исполнить в полноте всю заповедь, но следом надо дать еще восьми (в сумме 15), так сказать подстраховаться с избытком. Хотя этот комментарий не вносит какого-либо существенного изменения в смысл текста, а показывает широту сердца дающего.
Далее Екклесиаст приводит ряд природных явлений, или так называемых обстоятельств непреодолимой силы, которые человек не может контролировать и через все эти примеры проводит одну ключевую мысль: то, что ты не знаешь, то, что ты не можешь контролировать – оставь это и занимайся благотворительностью. Не выжидай подходящего момента, а делай. (4 ст.) Используй каждый момент для того, чтобы отдавать! Помни, что суд не за горами.
С 7-10 стихи 11 главы являются началом конца – временем суда. И Екклесиаст использует суд личный и суд космический. О космическом суде речь пойдет в 12 главе, когда будет судиться вся земля. В конце же 11 главы Екклесиаст говорит о суде, относящемся к каждому человеку. В 7 и 9 стихах Екклесиаст использует образы глаз и обращение к тебе: «что за все это Бог приведет тебя на суд». Это обращение является очень личным. С одной стороны это абстрактный юноша, с другой стороны это обращено к тебе, человек.
Когда то жил очень щедрый человек. Однажды, это случилось на Хошана Рабба – жена его дала ему десять Шекел и попросила пойти и купить что-то для детей. Как раз в этот момент на рынке производился сбор в пользу девушки-сироты, собиравшейся выйти замуж. Когда сборщики увидели этого щедрого человека, они сказали: «Вот идет очень добрый человек». Затем они обратились к нему, говоря: «Не примешь ли ты участия в этом достойном деле, потому что мы хотим купить подарок бедной невесте?»
Хороший человек отдал им все десять Шекел. Но теперь он боялся вернуться домой с пустыми руками и пошел в синагогу. Там он увидел детей, игравших с Эсрогами, так как это было на Хошана Рабба. (седьмой день Суккот) и в Эсрогим не было больше нужды. Хороший человек собрал полный мешок Эсрогим и пошел искать счастье. Добравшись до какой-то странной земли, он сел на свой мешок с Эсрогами и задумался над тем, что будет делать дальше. Внезапно к нему подошли царские офицеры и спросили, что он имеет в этом мешке.
«Я – бедный человек и не имею ничего для продажи», он сказал. Они открыли мешок и увидели, что он был полон Эсрогами. «Что это за плод?» спросили офицеры. «Это – Эсрогим, особый плод, которым пользуются Евреи в течение своего праздника Суккот».
Когда это услышали офицеры, они взяли его вместе с мешком и привели во дворец. Только тогда наш хороший человек понял, что собственно от него хотели: царь был очень болен и ему сказали, что вылечить его могут только плоды, которыми пользуются Евреи на свой праздник Суккот. Тщательные поиски не дали никаких результатов и всякая надежда на спасение царя была потеряна, когра внезапно появился наш добрый человек с мешком Эсрогим и это спасло жизнь царя. Когда царь выздоровел он приказал наполнить мешок, в котором добрый человек принес Эсрогим золотыми динарами. В результате наш щедрый человек вернулся домой богато вознагражденным за милосердие, которое он оказывал всю свою жизнь.
Степень великодушия зависит не от того, сколько мы отдаём другим, а сколько ожидаем от них взамен.
Леонид С. Сухоруков
Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.
Лев Николаевич Толстой
Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться.
С. Вивекананда
Мне нравится думать о церкви, как о таком травмопункте: она всегда открыта, ее легко найти, она служит людям, которые испытывают неотложную нужду.
Ф. Янси
На самом деле людей, много добившихся всего в жизни своими силами, не так уж и много в этом грустном мире, полном боли и страданий.
Ф. Янси
Церковь — это маяк благодати, освещающий путь миру, а не цитадель законничества.
Ф. Янси
Церковь — это Божья социальная служба, это учреждение, призванное исцелять слепых, освобождать пленников, кормить голодных, нести Благую весть бедным. Именно так описывал Свою миссию Иисус Христос.
Ф. Янси
Многие церкви похожи на закрытые клубы, организованные только для своих членов. Но новозаветная модель церкви иная: она существует большей частью для блага людей посторонних.
Ф. Янси
«Какой смысл в их жизни? Есть ли он вообще?» — спрашивал себя педиатр Юрген Трогиш, посвятивший жизнь работе с умственно отсталыми детьми. Смысл страдания этих детишек — перемены в жизни тех, кто с ними работает, кто познает истины, которым не может научить ни одно учебное заведение мира. Где еще подростки и студенты могут получить такие неоценимые уроки жизни?
Сверхчувствительность к боли может быть даром, даром неожиданным. Слезы, от которых разрывается сердце, могут оказаться живой водой, помогающей душе стать угодной Богу.
Ф. Янси
Источник
Глава 11
1–6. Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью.
В главах Еккл 9.1 –12дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в Еккл 11.1–6 , второе – в Еккл 11.7–10 , третье – в Еккл 12.1–7 .
Еккл.11:1 . Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду ( «по водам» ). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
Еккл.11:2 . Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
«Сем ь и даже вос емь» указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.
Еккл.11:3 . Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
«Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь» . Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность ( Притч 25.14 ; Сир 35.23 ). И если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, где упадет . В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало.
Еккл.11:4 . Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и облаками.
Еккл.11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
Еккл.11:6 . Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности.
Еккл.11:7 . Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Еккл.11:8 . Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, – суета!
Еккл.11:9 . Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
Еккл.11:10 . И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета.
В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием. «Пусть помнит о днях темных» . Дни темные, в противоположность всем годам прожитой жизни, означают дни пребывания в шеоле. «Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих» , т. е. следуй внушениям сердца и очей, пока это не противно правде Божией. LXX увидели в этих словах противоречие с Чис 15.39 , где запрещается «ходи ть «вслед сердца вашего и очей ваших» , и, потому, перед словами: « в видении оч ей тво их», прибавили отрицание μή (слав. – » не» ). Это отрицание однако излишне, так как из контекста ясно, что Екклезиаст говорит лишь о таких влечениях сердца, которые не противны Божественным заповедям.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга Екклезиаста. 656-700 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на Песнь Песней Соломона – Глава 1 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Переложение Екклезиаста – святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник