Гурзуф что значит название

Значение слова гурзуф

Топонимический словарь Крыма

один из старейших поселков Крыма, в античные времена здесь уже было поселение, в VI веке византийцы построили крепость Гурзувита, около которой вырос приморский городок, существовавший почти тысячелетие. После разгрома турками генуэзской крепости он пришел в упадок. В XIX веке селение начало расти. В настоящее время сохранилось исторически сложившееся ядро с разнообразной живописной застройкой; как и другие старые города Крыма, Гурзуф был застроен невысокими каменными домами с лавками и кофейнями на первом этаже, жилыми помещениями вверху, обращенными на улицы и дворы деревянными эркерами или закрытыми галереями, покрытыми пологими крышами с черепичной кровлей. Выше, на склонах, сформировался новый микрорайон с типовыми маловыразительными домами. «Прекрасны вы, брега Тавриды», — писал А. С. Пушкин через 10 лет после своего пребывания в Гурзуфе, где он гостил с семьей генерала Н. Н. Раевского, работал над поэмой «Кавказский пленник», написал ряд стихотворений. В 1962 году в санаторном парке был установлен бюст поэта работы скульпторов В. Минькова и К. Кошкина. Долгие годы в Гурзуфе работал выдающийся русский живописец К. А. Коровин. В 1910-1912 годах он построил по собственному проекту дачу-мастерскую «Саламбо». Геометрические объемы здания свидетельствовали о наступлении конструктивизма в архитектуре. Эту дачу еще до 1917 года посещали многие деятели культуры. Одним из корпусов Дома творчества стала и дача А. П. Чехова, приобретенная писателем в 1900 году.

Энциклопедический словарь

поселок городского типа на Юж. берегу Крыма, в 10 км к северо-востоку от Ялты. 11,6 тыс. жителей (1991). Приморский климатический курорт. Музеи А. П. Чехова, А. С. Пушкина. Остатки крепости 6 в. Вблизи Гурзуфа — «Артек».

Читайте также:  Тактичный значит было за что

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— небольшая татарская деревня Таврической губернии, Ялтинского уезда, в 14 вер. от Ялты, на крутых склонах скалистого холма, обрывающегося к морю. Жителей обоего пола 894. На краю обрыва — развалины старинной крепости, построенной по повелению Юстиниана I в VI в., одновременно с крепостью в Алуште, и названной у Прокопия крепостью Горзувитов. Доныне заметны остатки бастионов и стены, спускавшейся к морю, где был устроен мол, защищавший порт; по-видимому, стена ограждала все греческое селение (или город) того времени. В XIV в. город и крепость перешли во власть генуэзцев, поставивших здесь отдельного консула и свою администрацию. На итальянских картах город назывался Grasui, Gorzanium и т. п. Нубийский географ Идризи называет его «Гарура». После генуэзцев городом завладели турки, поместившие в крепости свой гарнизон. Они заселили город потомками греков, принявших магометанство, и изменили старое название в Г. Около 1468 г. в Г. побывал известный русский путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, возвращавшийся из Индии. По занятии Крыма русскими Г. принадлежал сначала кн. Потемкину, после герц. Ришелье, затем кн. Воронцову, от которого перешел к сенатору Фундуклею; по смерти последнего наследники продали это имение Губенину. Теперь Г. оживленное дачное место, ежегодно посещаемое тысячами приезжих. Церковь, три большие гостиницы, лавки, электрическое освещение. В обширном парке много редких растений. Показывают платан и кипарис Пушкина , под которыми поэт любил отдыхать, когда гостил здесь, в семействе ген. Раевского, в 1820 г. Тут были написаны им несколько известнейших стихотворений, как «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда» и др.

Большая Советская Энциклопедия

посёлок городского типа в Крымской обл. УССР. Расположен на южном берегу Чёрного моря, вблизи г. Аюдаг (Медведь-гора), в 16 км к С.-В. от Ялты. Климатический приморский курорт. Мягкая зима (средняя температура февраля 2 ╟С) и очень тёплое лето (средняя температура июня 23 ╟С); осадков 565 мм в год. Лечение больных с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера, нервной и сердечно-сосудистой систем. Санатории, дома отдыха. Купальный сезон с июня по октябрь. Вблизи Г. ≈ пионерский лагерь Артек .

Читайте также:  Что значит доводить до белого каления значение фразеологизма

Источник

Название Гурзуф вовсе не восточное. Какое европейское слово настолько исказили крымские татары?

Действительно, название Гурзуф воспринимается на слух как тюркское, доставшееся от османов или крымских татар. Когда гуляешь по улочкам посёлка, постоянно ощущается атмосфера востока, — то в старинных домиках, то в названиях местной кухни.

Однако топоним Гурзуф, как оказывается, это всего лишь очень сильно искажённое европейское наименование. В летописях зафиксированы такие варианты Горзув, Горзовиум, Грузуи и, наконец, у Пушкина, который здесь бывал, мы читаем — Юрзуф. Вот это произношение, пожалуй, и есть самое близкое к оригиналу.

Всё дело в главной достопримечательности этих мест. Огромная гора, образующая мыс, уж очень похожа на медведя, который припал на передние лапы и пьёт воду из моря.

Этот образ как раз использован на городском гербе вместе с античной галерой. Подплыв на такой к крымским берегам и увидев гору, древние римляне воскликнули Ursus, что на латыни и означает Медведь.

Однако, не только европейцы из Рима заметили схожесть горы с косолапым зверем. Греки, которые бывали здесь ранее, основали поселение Артек, — на его месте сейчас распростерся одноименный детский лагерь. Так вот по-гречески Медведь звучит как Арктос. Как видите, у эллинов возникла та же ассоциация.

Спустя много веков, крымские татары просто трансформировали римское Ursus в Гурзуф, а гору прозвали на свой лад – Аю-Даг. Догадайтесь, как это переводится? Правильно, Медведь-гора.

Источник

История Гурзуфа

История Гурзуфа

Начать историю Гурзуфа логичней всего с прохождения названия. Существует несколько переводов и обозначений поселка Гурзуф, но самым популярным является перевод с латинского языка – медведь. Это объясняется еще и тем, что вблизи Гурзуфа находится гора под названием Медведь-гора.

Раскопки на скале Дженевез-Кая указывают на то, что долина, на которой расположился Гурзуф, была заселена еще с давних времен. При раскопках была найдена посуда, которая свидетельствует о начале истории поселка Гурзуф с заселения поселка в третьем тысячелетии до нашей эры и остатки посуды таврской культуры периода 7-6 века до нашей эры.

Благодаря раскопкам на перевале Гурзуфское седло было доказано, что там располагалось таврское святилище с 3 века до нашей эры по 3 век нашей эры. Но эта была не единственная находка, были обнаружены остатки средневекового христианского храма. Все эти находки обнаружились случайным образом, когда началось строительство газового канала на перевале, работники наткнулись на исторические предметы.
В долине Гурзуфа проживали также византийцы, которые построили крепость на величественной скале Дженевез-Кая. Данная крепость оказалась важным сооружением, так как не один раз упоминалась в становлении истории Гурзуфа.

По мнению историков, первые записи о Гурзуфе были сделаны в середине 6 века.
Византийцами было не зря выбрано именно это местоположение крепости. Это объясняется тем, что с крепости были видны абсолютно все горы, расположенные вблизи Гурзуфа, просматривалась долина, морская бухта, перевал Гурзуфское седло – все направления, с которых можно было ожидать нападения. Немаловажным был факт, что до самой крепости было тяжело добраться, так как ее окружали с трех сторон скалы. На сегодняшний день на месте крепости величественно стоит гостиница «Скальная», которая имеет прекрасный панорамный вид, и просматривается с любой точки набережной Гурзуфа.
Следует отметить, что размещение построек в центре Гурзуфа не изменилось со времен поселения средних веков. Также размещены улицы поселка и дома.
Несмотря на могущество и труднодоступность крепости, в конце 15 столетия она была разрушена.
После военных действий за Крым, он стал принадлежать Российской империи. Также как и другие населенные пункты Крыма, Гурзуф с окрестной территорией пополнил императорскую казну России.

Первым хозяином Гурзуфа стал генерал-губернатор Арман Эммануэль де Ришелье в начале 19 века. На тот момент он был одним из основателей города Одесса. Ришелье на протяжении трех лет строил дом, состоящий из 2-х этажей в европейском стиле. После столь длительного строительства генерал-губернатор жил в данном доме совсем непродолжительное время.
После кончины Армана Эммануэля де Ришелье, Гурзуф вместе с домом перешли в собственность известному любителю крымских красот, князю Воронцову М.С. Он сделал многое для облагораживания южного побережья Крыма. Особенно это касается транспортной развязки: он был инициатором постройки дорожных путей, которые соединяли Симферополь с городами Ялтой и Алуштой.
В 40-х годах 19 столетия имение купил киевский губернатор Фундуклей И.И. Ему очень нравилось отдыхать практически каждое лето в Гурзуфе и заниматься развитием винного дела. В течении семи лет по указанию Фундуклея были засажены плантации виноградников лучшими сортами, привезенных с юга Европы. Также был построен достаточно большой погреб для хранения вин.
В 61 году 19 века киевский губернатор начал заниматься обновлением и улучшением имения и близ лежащего парка. Он отреставрировал дом, и было посажено многочисленное количество растений для улучшения и разнообразия парковой зоны. Благодаря проделанным работам, парк Гурзуфа был признан самым красивым и живописным во всем Крыму в 19 столетии.

После трехлетнего владения имением племянницами Фундуклея И.И., хозяином стал Губонин П.И., который сделал неоценимый и самый большой вклад в развитие Гурзуфа. Он, прежде всего, развивал его как курортную зону, так как считал климатические условия и местный ландшафт наиболее удачными для курорта.
Губонин начал активную постройку гостиниц, ресторанов и занялся благоустройством набережной. В парке были построены небольшие мостики через реку Авунда и несколько живописных фонтанов. Некоторые из них по сегодняшний день украшают парковую зону своим видом и манят туристов прохладной струящейся водой.
Железнодорожный магнат занимался развитием Гурзуфа не только как курорта, но и развитием инфраструктуры. По его инициативе было построена аптека, почта, электростанция и больница. Стоит отметить, что аптека действует по сей день.
После проведенных работ Губонин добился притока туристов в Гурзуф. Здесь покупали участки и строили дачи известные писатели и художники, которые приезжали за отдыхом и вдохновением.

После стремительного расцвета поселка Гурзуфа под чутким руководством Губонина, он перешел во владения его сына, Сергея Губонина. Сын не справился с ведением дел и Гурзуф начал переходить от одного хозяина к другому, что пагубно сказалось на общей картине курорта.
В 1925 году был основан легендарный лагерь «Артек» вблизи горы Аю-Даг, который действует по сей день и пользуется большой популярностью у детей всего мира. Гурзуфу было присвоено звание поселок городского типа в 1926 году. История Гурзуфа довольно интересна и поучительна, сыграла важную роль в развитии южного берега Крыма.

Источник

ИСТОРИЯ ГУРЗУФА

Происхождение названия Гурзуф достоверно не установлено. Некоторые исследователи считают, что оно происходит от лат. Urzus «медведь» (рядом с городом расположена «Медведь-гора» — Аю-Даг). Другие полагают, что название Горзув, Горзувиты имеет таврские или гото-аланские корни и расшифровывают его как «гор дзакхь» — горная долина, долина среди гор. Постепенно топоним «Горзувиты» трансформировался в Курсаиты, Горзовиум, Юрзуф, Гурзуф.
Гурзуфская долина была заселена с давних времен. Во время археологических раскопок середины 1960-х годов на скале Дженевез-Кая был обнаружен культурный слой с остатками примитивной лепной керамики периода раннего энеолита (III тысячелетие до н. э.). Там же был обнаружен таврский культурный слой VII—VI век до н. э. с остатками чернолощеной лепной посуды.
Это, пожалуй, наиболее древние следы обитания человека, найденные в Гурзуфской округе. В гораздо большем объеме археологами выявлены следы пребывания здесь тавров, проживавших в Крыму с IX в. до н. э. по III в. н. э. Тавры занимали горную часть полуострова и Южный берег Крыма. До сих пор нет единого мнения о происхождении тавров. Все же наиболее вероятной версией многие считают то, что тавры — потомки коренных жителей Крыма эпохи энеолита (так называемых «кемиобинцев»). О таврах упоминают многие античные авторы — Геродот, Страбон, Плиний Старший. Загадкой остается название «тавры» созвучное греческому слову «таврос» — бык. Однако многие современные историки более склонны к мнению, что древние греческие колонисты, осваивавшие берега Крыма, Тавром называли Главную гряду Крымских гор, по аналогии с горным хребтом Тавр в Малой Азии. Отсюда и пошло античное название Крымского полуострова — Таврика или Таврида, а население, обитающее в горах, греки стали называть таврами, хотя вполне вероятно, что самоназвание этой народности было иное.
Археологический материал дает довольно узкое представление о культуре тавров. Наиболее изучены погребальные сооружения тавров — так называемые «каменные ящики», обычно расположенные на возвышенности. Захоронения совершались на боку с поджатыми ногами и перекрывались массивными каменными плитами. Главное занятие тавров — охота и рыболовство. У тавров существовал обряд человеческих жертвоприношений, при котором (по версии Геродота) — после удара дубинкой по голове жертву сбрасывали со скалы. Многие античные историки упоминают о том, что в Таврике находился храм Девы — богини, особо почитаемой таврами. Издавна ищут археологи этот храм Девы. Одно из вероятных мест, где он мог находиться — это гора Аю-Даг и прилегающая к ней с востока Партенитская долина. Очень хотелось бы связать недавнюю находку таврского святилища на перевале Гурзуфское седло (об этом будет сказано ниже) с легендарным храмом, однако пока такие предположения не подтверждаются.
В Гурзуфской долине имеются многочисленные следы пребывания тавров. На скале Дженевез-Кая, на том месте, где позднее существовала средневековая крепость, археологи под руководством О. И. Домбровского обнаружили таврский культурный слой VII–VI вв. до н. э. с остатками чернолощенной лепной посуды. Летом 1963 г. в урочище Осман у западного склона Аю-Дага было раскопано большое таврское поселение, просуществовавшее с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Среди находок этого поселения преобладают лепные сероглиняные горшки, обломки привозных амфор и краснолаковых сосудов. Были найдены также позднеантичные монеты. Недалеко от этого таврского поселения, на холме Тоха-Дахыр еще в 90-е годы XIX в. археологом Н. И. Репниновым были обнаружены таврские «каменные ящики» с захоронениями.
Начиная с VI в. н. э. Крым попадает в сферу влияния Византийской (Восточноримской) империи. Возвышение Византийской империи в VI в. приходится на время царствования императора Юстиниана I (527–565 гг.). Большую ценность представляют свидетельства византийского историка времен Юстиниана I Прокопия, уроженца города Кесарии палестинской. Советник крупнейшего юстиниановского полководца Велизария Прокопий Кесарийский (500–565 гг.) участвовал в его военных походах. Одно время Прокопий Кесарийский был градоначальником Константинополя. Ему принадлежат два сочинения: «О войнах», в котором описаны военные походы византийцев, и «О постройках».
Византийцами в Гурзуфе была построена крепость, которая сыграла значительную роль в дальнейшей истории Гурзуфа. От местных краеведов, экскурсоводов можно слышать стандартную фразу: «Первое письменное упоминание о Гурзуфе относится к середине VI в.». Это несомненно правильно. Но ведь середина VI в. — понятие растяжимое. Какой же год считать годом рождения Гурзуфа? В последнее время развернулась широкая полемика по поводу определения точного возраста городов Южного берега Крыма. Особенно это коснулось Ялты и Алушты, которая в 2002 г. будет отмечать 100-летие со дня присвоения ей статуса города. Но до сих пор эта полемика почему-то обходит стороной Гурзуф, хотя он на 6 столетий старше Ялты и наравне с Судаком (основанным аланами в 212 г. н. э.) и Алуштой является, пожалуй, одним из самых древних поселений на ЮБК, существующих и поныне. Во всей краеведческой литературе, посвященной Гурзуфу, до сих пор не была конкретизирована дата его основания. Однако, на мой взгляд, это сделать не так уж и сложно.
Безусловно, первым по времени письменным источником, в котором упоминается Гурзуф, является трактат Прокопия Кесарийского «О постройках». Кстати, письменных упоминаний о Гурзуфе (как и обо всем Южном береге Крыма) до конца XVIII в. очень мало. Связано это, в первую очередь, с некоторой изолированностью Южного берега Крыма в средние века из-за отсутствия удобных дорог через горные перевалы, а также с тем, что средневековые крымские архивы до наших дней не сохранились.
Надо отметить, что вплоть до середины XIX в. Южный берег Крыма был очень мало заселен. В первую очередь это объясняется труднодоступностью этой части Крымского полуострова из-за отсутствия удобных дорог через горные перевалы. В античные и средневековые времена дороги через перевалы представляли собой труднопроходимые тропы, по которым едва продвигались небольшие повозки. К тому же на Южном берегу Крыма мало земли, пригодной для сельскохозяйственной обработки, ну а курортный отдых в средние века по понятным причинам был явлением абстрактным. К концу XVIII в. население Крыма составляло всего около 100 тысяч человек. Связано это с тем, что после присоединения Крыма к России в 1783 г. около 300 тыс. татар из Крыма добровольно эмигрировали в Турцию, а в 1778 г. по инициативе императрицы Екатерины II все христианское население Крыма, а в основном это были крымские греки, было переселено в Приазовье. Там они основали новые поселения, давая им привычные крымские названия. Так, греки из Гурзуфа основали деревню под названием Гурзуф. Этот населенный пункт существует и сейчас на юге Донецкой области. Надо сказать, что крымские греки, переселившиеся в Приазовье, составляли значительную часть населения Гурзуфа в XVI–XVIII вв. Об этом свидетельствует тот факт, что в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. турки летом 1774 г. высадили многочисленный десант в районе Алушты. Часть десанта направилась в сторону Ангарского перевала, где потерпела сокрушительное поражение от гренадеров под командованием Мусина-Пушкина. Другая часть десанта направилась вдоль побережья в сторону Ялты. Турки в Гурзуфе устроили массовую резню греков, казнив около 1.500 человек. Несчастных сбрасывали со скалы на горе Балготур в районе нынешнего пансионата «Геолог». После массовой казни и переселения оставшихся греков в Приазовье, Гурзуф практически обезлюдел. По свидетельству крымского исследователя П. Сумарокова, в начале XIX в. в Гурзуфе насчитывалось около 40 заселенных домов. В это время основную часть населения Гурзуфа составляли крымские татары.
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году земли в районе Гурзуфа перешли в императорскую казну. В начале XIX века они были пожалованы герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье, одному из основателей Одессы, бывшему тогда генерал-губернатором Новороссийского края. Герцог Ришелье в период с 1808 по 1811 годы построил в Гурзуфе дом. Это было каменное двухэтажное здание, в то время — наиболее монументальное здание в европейском стиле на Южном берегу Крыма.
Этот дом Ришелье с незначительными переделками сохранился до наших дней. Он находится на территории парка санатория «Пушкино» примерно в 100 м от моря. Именно в этом доме в 1820 году три недели прожил великий русский поэт А. С. Пушкин.
После смерти герцога Ришелье имение в Гурзуфе перешло к князю Михаилу Семеновичу Воронцову, который много сделал для развития Крыма и особенно южнобережья. В частности, по его инициативе были проложены новые дороги Симферополь-Алушта-Ялта (1825—1837 гг.) и Ялта-Севастополь (1845—1848 гг.). При строительстве дороги Алушта-Ялта по указанию Воронцова был проложен также спуск от нее до Гурзуфа.
В 1840 году М. С. Воронцов продал свое имение И. И. Фундуклею, который тогда был киевским губернатором. В отличие от Ришелье и Воронцова, И. И. Фундуклей проводил в Гурзуфе каждое лето (за исключением периода Крымской войны 1853—1856 годов). Большое внимание И. И. Фундуклей уделял развитию виноградарства в Гурзуфе. Им были завезены из Испании и Португалии лучшие сорта винограда и заложены обширные плантации виноградников. В 1847 году в Гурзуфе был построен большой винный подвал. В 1861 году был капитально отремонтирован дом, построенный Ришелье. И. И. Фундуклей много сделал для обустройства парка в гурзуфском имении, где при нем было посажено много экземпляров редких растений. В середине XIX века это был один из лучших парков на Южном берегу Крыма.
После смерти И. И. Фундуклея в конце 1878 года имение перешло к двум его племянницам — Врангель и Краснокутской, а в мае 1881 года его приобрел железнодорожный магнат Петр Ионович Губонин. К участку, купленному у Фундуклея, Губонин вскоре прибавил землю князя Барятинского в устье речки Авунда.
Именно П. И. Губонин положил начало развитию Гурзуфа как курорта. Со свойственной ему предприимчивостью, Губонин рьяно взялся за дело, в парке были построены семь гостиниц, ресторан, благоустроена набережная. Русло реки Авунда, протекающей по парку, было обложено камнем. Через реку проложены пешеходные мостики. В парке были установлены пять фонтанов, из которых до наших дней сохранилось два — фонтаны «Богиня Ночь» и «Рахиль». Сейчас в здании ресторана размещается столовая военного санатория.
Кроме обустройства имения и курорта, Губониным много было сделано и для самого Гурзуфа — построены электростанция, аптека, почтово-телеграфная станция, больница. Аптека, открытая в сентябре 1888 года, функционирует до сих пор. В разное время дачами здесь обзавелись многие, в том числе художник К. А. Коровин, А. П. Чехов.
После смерти имение Гурзуф перешло во владение сына Сергея Губонина. Вести дорогостоящее заведение оказалось не по силам потомку предпринимателя, и в 1902 году имение было приобретено «Акционерным обществом курорта Гурзуф». Курорт, переходя из одних рук в другие, зачах.
В январе 1921 года курорт был национализирован и передан в ведение крымского Курортного управления. В 1922 году здесь начало функционировать гурзуфское отделение крымской военно-курортной станции. Сейчас это — Гурзуфский военный санаторий.
В 1925 г. у подножия горы Аю-Даг появились первые брезентовые палатки пионерского лагеря «Артек». Решающим фактором при выборе места лагеря были чрезвычайно здоровый климат, богатая природа и живописная местность.

Профессиональная

фотовидеосьемка

детских праздников.

Индивидуальные

фотосессии.

СТО «УНИВЕРСАЛ-СЕРВИС»

Источник

Оцените статью