- Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
- Уличное искусство, или Искусство на улице
- Виды граффити
- Стили граффити
- Творить по кодексу
- Тайный знак Что означают загадочные граффити, появившиеся по всей Москве?
- Искусство или преступление: почему граффити до сих пор не признают
- Любовь Карась
- Сегодня граффити рассматривается как форма концептуального искусства, стрит-арта, который преображает городскую среду. В частности, такие рисунки меняют жилые районы с однообразными многоэтажными домами. В то же время далеко не все изображения на стенах можно отнести к искусству. Некоторые из них считают вандализмом, так как они противоречат нормам «урбанистического» этикета. Т&Р разобрались, какие граффити все же можно считать арт-объектом, а также поговорили с исследователем в области цвета Юлией Грибер о том, как граффити меняют цветовое восприятие города.
- Как разрешали и запрещали граффити
- Как граффити трансформируют городское пространство сегодня
- Юлия Грибер
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Wild style — это то, что ты, скорее всего, не сможешь прочесть с первого раза; взрыв на фабрике алфавитов. Большое количество цветов, переплетений букв, осколков, стрелок — всем этим наполнен данный стиль, что делает его достаточно сложным в выполнении.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?
Источник
Тайный знак Что означают загадочные граффити, появившиеся по всей Москве?
Фото: предоставлено пресс-службой «CHN»
С начала октября на улицах Москвы начали появляться надписи с хештегом
#ОТКАЖИТЕСЬотЛИШНЕГО. Чаще всего их можно было увидеть около мусорных баков и на асфальте рядом с ними. «Лента.ру» узнала, что за этим скрывалось.
На появление надписей первыми обратили внимание сами москвичи. Местные жители начали писать об этом в соцсетях, пытаясь понять, что означает хештег и почему он стремительно захватывает столицу.
Имя активиста не знали даже городские художники, обычно хорошо осведомленные о деятельности конкурентов. Перебирая возможные догадки, москвичи приходили к разным мнениям — одни были убеждены, что это очередной продукт стрит-арта, другие же уверяли, что это баловство молодежи. Была популярна и версия, что происходящее — четко спланированный перформанс анонима, решившего выступить против общества потребления.
Многим казалось, что это своеобразная борьба против чрезмерного потребления — болезни современности, во многом затронувшей и Москву. В наше время человек зачастую покупает гораздо больше вещей, чем нужно. Во многом ониомания, мания покупок, берет начало в стрессе городской жизни и связана с желанием как-то обезопасить себя через приобретение товаров. Может быть, именно против этого и направлен хештег #ОТКАЖИТЕСЬотЛИШНЕГО?
Вскоре пользователи социальных сетей начали транслировать хештег в своих аккаунтах и рассказывать, что он значит для них. В большинстве своем люди протестовали против тех паттернов поведения москвичей, которые неразумно сказываются на городской среде, будь то перенасыщение города личными автомобилями или принципиальный отказ от раздельного сбора мусора. Часто встречалось мнение и о том, что это еще одно напоминание о возможности человека отказаться от негативных привычек, отравляющих жизнь ему и его близким, например, от курения.
Интрига разрешилась спустя несколько дней. Оказалось, что за появлением хештега стоит команда бренда никпаков CHN. Все происходящее было партизанской маркетинговой акцией CHN, которая сумела привлечь внимание и заставить людей задуматься.
Источник
Искусство или преступление: почему граффити до сих пор не признают
Любовь Карась
Сегодня граффити рассматривается как форма концептуального искусства, стрит-арта, который преображает городскую среду. В частности, такие рисунки меняют жилые районы с однообразными многоэтажными домами. В то же время далеко не все изображения на стенах можно отнести к искусству. Некоторые из них считают вандализмом, так как они противоречат нормам «урбанистического» этикета. Т&Р разобрались, какие граффити все же можно считать арт-объектом, а также поговорили с исследователем в области цвета Юлией Грибер о том, как граффити меняют цветовое восприятие города.
Как разрешали и запрещали граффити
Если опираться на перевод этого слова, то все, что нацарапано или нарисовано на стенах в пределах видимости, является граффити (множественное число от Graffito). Слово происходит от греческого γράφειν — графеин, что означает «писать». Первые рисунки на стенах появились несколько тысяч лет назад в пещерах, населенных первыми людьми. За этим последовали греки, римляне и египтяне. Эти изображения позволяют получить много исторической информации. Например, граффити на стенах пирамиды в Гизе предполагают, что рабочие в эпоху фараонов любили работать на короля и их не заставляли и не пытали .
Граффити в привычном для нас виде появилось примерно в конце 1960-х годов в Филадельфии. В основном они использовались для политических заявлений и обозначения территории уличных банд. История граффити малоизвестна, и разные источники дают разную информацию о его эволюции . Однако большинство авторов граффити считают ТAKI 183 вдохновителем этой культуры в . Он использовал маркер и писал свое имя везде. Со временем он стал известен всему городу. В 1971 году он дал интервью для статьи в New York Times. Дети во всем Нью-Йорке, осознав, какую славу и известность можно получить, «помечая» их имена на вагонах метро , начали подражать Taki 183. Пока они соревновались друг с другом, чтобы добиться славы, граффити становилось все больше. Но впоследствии граффити стало больше, чем просто обозначение имени. Авторы старались превзойти друг друга с точки зрения стиля .
Различные стили граффити имеют свои корни и названия. В то время как «тег» — это самый простой вариант написания имени художника, «пьеса» требует, чтобы автор включил в алфавиты стилизованные шрифты с широким диапазоном цветов. Еще одна техника предполагает использование огнетушителя вместо баллончика с распылителем и используется для изготовления меток высотой до 6 метров. Более сложным является «дикий стиль» — форма граффити, обычно включающая переплетенные буквы и точки соединения. Художникам, не занимающимся граффити, зачастую труднее читать эти произведения, поскольку буквы сливаются друг с другом, зачастую неразборчиво.
История граффити связана с сильными политическими и социальными трансформациями. Взволнованная молодежь выходила на протесты и использовала любые средства, необходимые для того, чтобы выразить собственное мнение . Например, в Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза «L’ennui est contre-révolutionnaire», что означает «Скука контрреволюционна».
Однако такое искусство долгое время не принимали. В в 1984 годы городские власти приняли меры и начали ликвидацию граффити по всему городу. Новые рисунки сразу же смывали. Также в 80-ые в Лондоне был создан отдел по противодействию вандализму. В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити — «Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)». Власти отметили, что чаще всего рисунки на стенах появлялись в бедных районах городов, то есть они являлись своеобразным отображением уровня жизни людей .
Как граффити трансформируют городское пространство сегодня
Как правило, художественное произведение рассматривается в контексте социально-культурного символизма. Сегодня поднимается вопрос об институционализации стрит-арта. Теперь эти изображения используют для рекламы, а также для выражения своих политических взглядов. Художники постоянно сталкиваются с последствиями показа своих работ. Многие предпочитают оставаться анонимными. Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. В большинстве стран маркировка или покраска собственности без разрешения владельца считается порчей и вандализмом .
Питер Валлоне, член городского совета Нью-Йорка, считает, что граффити, сделанное с разрешения, может быть искусством, но если работа находится на собственности, оно становится преступлением. «Ваша свобода слова заканчивается там, где начинается моя собственность», — процитировал он. С другой стороны, Феликс, член берлинской группы Reclaim Your City, отмечает, что художники отвоевывают города для публики у рекламодателей, и что граффити олицетворяет свободу и делает пространство ярче.
Постепенно с развитием стрит-арта, который только начинает положительно восприниматься аудиторией, граффити выступает как самостоятельный жанр современного искусства, часть культуры, а также является репрезентацией городской среды. Некоторые рисунки становятся социальной рекламой и отражают сильные политические потрясения.
В сентябре 2014 года, к 12-летней годовщине трагической гибели Сергея Бодрова, группа художников из Витебска «HoodGraff» нарисовала на стене портрет Сергея Бодрова в образе Данилы Багрова. Это произведение стало одним из наиболее известных среди стрит-арта. Творение расположено недалеко от лавры, рядом с остановкой «Проспект Обуховской Обороны».
В то же время официально не закреплено, какие рисунки можно считать вандализмом, а какие — искусством. Так, в в день 80-летия Иосифа Бродского появилось граффити с его изображением. Его разместили на стене школы напротив дома Мурузи, где жил поэт с 1955 по 1972 год. Изображение представляло собой фотографию Бродского, сделанную в Венеции в 1989 году итальянским фотографом Грациано Аричи. Однако на следующий день граффити закрасили. Инициатором стала завхоз школы. В администрации Центрального района Санкт-Петербурга сказали, что школа действовала по закону, и художник мог заранее согласовать создание граффити с властями .
Юлия Грибер
Профессор Смоленского государственного университета и руководитель проекта ColorLab — единственного в России научно-исследовательского центра, который занимается изучением коллективных реакций на цвет больших социальных групп, мужчин и женщин, людей разного возраста и разных профессий.
На мой взгляд, самый главный критерий того, является ли граффити искусством, заключается в том, для чего и где создается изображение. Большинство любительских рисунков на стене вмешиваются в городскую колористику несанкционированно и агрессивно, используются для выражения визуального протеста и поэтому представляют собой особый тип репрезентации, в котором ведущую роль играет не смысл текста (часто его вообще нет), а форма.
Граффити как произведение искусства принципиально другие с точки зрения их функций и языка
С точки зрения цвета граффити в городском пространстве сравнимо со взрывом. Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство граффити образует практически максимальный контраст черных, темно-синих, темно-фиолетовых, темно-зеленых, темно-коричневых рисунков с белой или очень светлой (светло-желтой, светло-зеленой, светло-голубой) поверхностью стены. Или наоборот — на стене из кирпича с или практически черным покрытием размещаются изображения светлого, белого или почти белого цвета .
Причем чем меньше площадь рисунка, тем больше контраст. Интересно, что в современном дизайне использование контраста яркости в маленьких по размеру текстах является практически обязательным правилом, которое непосредственно следует из механизма визуального мышления. Международная организация по стандартизации (The International Standards Organization, ISO) рекомендует соблюдать соотношение не менее чем 3:1 между яркостью текста и фона. Это существенно снижает количество цветов, которые подходят для нанесения надписей. Так как авторы граффити заинтересованы в том, чтобы их текст увидели, они интуитивно используют именно этот вид контраста, делая свое изображение максимально различимым даже на большом расстоянии .
Сегодня граффити нередко является формой социальной рекламы. В пандемию на улицах стали появляться изображения врачей, которые работали в красных зонах. И несмотря на то, что не существует точных критериев искусства, граффити могут являться им как минимум потому, что эти изображения являются осмысленными.
Источник