- «Горящая вакансия» — в чем подвох?
- Вся правда о горящих вакансиях
- А что думают у нас?
- И что в итоге?
- «Принцип светофора»: как оценить, стоит ли откликаться на вакансию?
- Список ожиданий и оценка предложения
- Как самостоятельно проверить благонадежность работодателя
- Стоп-сигналы в вакансии: «красный свет»
- Повод насторожиться: «желтый свет»
- Признаки вакансии, которая заслуживает внимания: «зеленый свет»
«Горящая вакансия» — в чем подвох?
Эксперты из бизнес-школы Insead выяснили, что дедлайны при найме сотрудников — это не только хорошо, но еще и плохо. Чем может грозить спешка при закрытии вакансии, рассказывается в статье, опубликованной на knowledge.insead.edu.
Финансовый кризис, хоть и случился целых три года назад, но рынок труда все еще потряхивает. В странах Евросоюза и в США было уволено около 9% работающего населения. Теперь же работы у рекрутеров хоть отбавляй. При этом, давая объявление о вакансии, компании нередко устанавливают жесткие сроки, желая закрыть ее как можно скорее.
Проблему изучали специалисты бизнес-школы Insead — кандидат в доктора наук Нельсон Лау, а также профессоры Нил Берден и, кстати, наш соотечественник, Илья Цетлин. Внимательно изучив «горящие» предложения, ученые пришли к выводу, что установление жестких сроков нередко тащат за собой хвост нелицеприятных последствий. Доказано: нанятый в срочном порядке человек относится к своей работе совершенно иначе. Под «иначе» эксперты подразумевают недостаточную преданность как должности, так и самой фирме.
— Близорукость в этом вопросе совершенно неуместна, — говорит Нил Берден. — Задача работодателя не заканчивается решением, берем мы этого человека на работу или нет. Нужно еще тщательно рассмотреть, насколько именно этот человек целесообразен именно на этой работе. Ведь если отношения с нанятым сотрудником закончатся плохо из-за того, что плохо начались, фирме придется начинать все заново. А это может оказаться для компании очень дорогим мероприятием.
Несмотря на то, что «горящие» предложения имеют и свои плюсы (например, вопрос с «зависшей» должностью не будет мертвым грузом лежать на плечах рекрутеров), условие взаимного интереса здесь играет более важную роль. Сможет ли новичок стать преданным сотрудником, справится ли он с работой, подойдет ли коллективу?
— У меня отношение к «горящим» вакансиям, как у специалиста по подбору, неплохое. У каждого рекрутера есть индивидуальный план, и срочный «заказ» иногда очень кстати — «горящие» вакансии всегда быстро закрываются, — говорит Оксана, менеджер по работе с клиентами компании Cileman Services. — Режим работы в случае с такими вакансиями тоже меняется: по-другому расставляются приоритеты в зависимости от сроков уже имеющихся в работе проектов.
— А как вы смотрите на исследование экспертов школы INSEAD?
— Ситуации, конечно, могут быть разными. В случае, если речь идет о редком специалисте, времени на его поиск придется потратить больше.
— «Горящая» вакансия — это сколько по времени?
— Около двух недель.
Недавно Оксане пришлось поработать с «горящей» вакансией.
— Я нашла четырех кандидатов, подходящих под требования клиента, но в самый последний момент компания — заказчик неожиданно заявил о решении продвигать одного из своих сотрудников. Предвидя все возможные варианты событий, я предложила не торопиться отказываться от найденных кандидатов. Решение было правильным: сотрудник клиента отклонил предложение. Правда, к тому моменту, когда выяснился этот факт, остался только один кандидат, главный «недостаток» которого заключался в его возрасте — компания искала более взрослого сотрудника. Сроки закрытия вакансии подходили к концу, компания-клиент приняла решение рассмотреть его кандидатуру повторно и, в конечном итоге, сделали ему предложение о работе. В результате соискатель не только успешно прошел испытательный срок, но и заслужил репутацию компетентного специалиста, несмотря на свой возраст.
В итоге все до такой степени индивидуально, что спорить можно до бесконечности. Мало ли в мире людей, которым, чтобы выйти на работу мечты, мешает какая-нибудь мелочь. А тут — хороший стимулирующий фактор определяться скорее. Особенно это касается России, где спрос повышается обратно пропорционально предложению: чем скорее «товар» заканчивается, тем больше он нужен. И хотя заграничные эксперты опасаются, что выбор в таком случае определен не желанием работать, а желанием не остаться без работы, бывает ведь и иначе?
Источник
Вся правда о горящих вакансиях
Эксперты из выяснили, что дедлайны при найме сотрудников — это не только хорошо, но еще и плохо. Чем может грозить спешка при закрытии вакансии?
Финансовый кризис, хоть и случился целых три года назад, но рынок труда все еще потряхивает. Согласитесь, сложно так быстро оклематься, если даже в странах Евросоюза и в США было уволено около 9% работающего населения. Теперь же работы у рекрутеров хоть отбавляй. При этом, давая объявление о вакансии, компании нередко устанавливают жесткие сроки, желая закрыть ее как можно скорее.
Проблему изучали специалисты бизнес-школы INSEAD — кандидат в доктора наук Нельсон Лау, а также профессоры Нил Берден и, кстати, наш соотечественник, Илья Цетлин. Внимательно изучив «горящие» предложения, ученые пришли к выводу, что установление жестких сроков нередко тащат за собой хвост нелицеприятных последствий. Доказано: нанятый в срочном порядке человек относится к своей работе совершенно иначе. Под «иначе» эксперты подразумевают недостаточную преданность как должности, так и самой фирме.
— Близорукость в этом вопросе совершенно неуместна, — говорит Нил Берден. — Задача работодателя не заканчивается решением, берем мы этого человека на работу или нет. Нужно еще тщательно рассмотреть, насколько именно этот человек целесообразен именно на этой работе. Ведь если отношения с нанятым сотрудником закончатся плохо из-за того, что плохо начались, фирме придется начинать все заново. А это может оказаться для компании очень дорогим мероприятием.
Несмотря на то, что «горящие» предложения имеют и свои плюсы (например, вопрос с «зависшей» должностью не будет мертвым грузом лежать на плечах рекрутеров), условие взаимного интереса здесь играет более важную роль. Сможет ли новичок стать преданным сотрудником, справится ли он с работой, подойдет ли коллективу?
А что думают у нас?
— У меня отношение к «горящим» вакансиям, как у специалиста по подбору, неплохое. У каждого рекрутера есть индивидуальный план, и срочный «заказ» иногда очень кстати — «горящие» вакансии всегда быстро закрываются, — говорит Оксана, менеджер по работе с клиентами. — Режим работы в случае с такими вакансиями тоже меняется: по-другому расставляются приоритеты в зависимости от сроков уже имеющихся в работе проектов.
— А как вы смотрите на исследование экспертов школы INSEAD?
— Ситуации, конечно, могут быть разными. В случае, если речь идет о редком специалисте, времени на его поиск придется потратить больше.
— «Горящая» вакансия — это сколько по времени?
— Около двух недель.
Недавно Оксане пришлось поработать с «горящей» вакансией.
— Я нашла четырех кандидатов, подходящих под требования клиента, но в самый последний момент компания — заказчик неожиданно заявил о решении продвигать одного из своих сотрудников. Предвидя все возможные варианты событий, я предложила не торопиться отказываться от найденных кандидатов. Решение было правильным: сотрудник клиента отклонил предложение. Правда, к тому моменту, когда выяснился этот факт, остался только один кандидат, главный «недостаток» которого заключался в его возрасте — компания искала более взрослого сотрудника. Сроки закрытия вакансии подходили к концу, компания-клиент приняла решение рассмотреть его кандидатуру повторно и, в конечном итоге, сделали ему предложение о работе. В результате соискатель не только успешно прошел испытательный срок, но и заслужил репутацию компетентного специалиста, несмотря на свой возраст.
И что в итоге?
А в итоге все до такой степени индивидуально, что спорить можно до бесконечности. Мало ли в мире людей, которым, чтобы выйти на работу мечты, мешает какая-нибудь мелочь. А тут — хороший стимулирующий фактор определяться скорее. Особенно это касается стран СНГ, где спрос повышается обратно пропорционально предложению: чем скорее «товар» заканчивается, тем больше он нужен. И хотя заграничные эксперты опасаются, что выбор в таком случае определен не желанием работать, а желанием не остаться без работы, бывает ведь и иначе?
Юлия Судакова, «Российский бизнес»
Источник
«Принцип светофора»: как оценить, стоит ли откликаться на вакансию?
Инна полтора месяца вела диалог с маркетинговым агентством по поводу вакансии финансового директора. Пять интервью, большое тестовое задание и проверка рекомендаций. Итог — отказ. «Мы приняли решение не торопиться с открытием позиции, давайте вернемся к обсуждению осенью этого года».
Сергей вышел на новую работу, казавшуюся интересной по описанию в вакансии, а вечером того же дня уволился. Причины — нет никаких инструкций и регламентов, ненормативная лексика на совещании, жалобы клиентов.
Елена думала, что устраивается в стабильную серьезную компанию, но в первый месяц работы выяснилось, что бизнес находится на грани банкротства, есть перебои с выплатой зарплаты, будущее туманно, старые сотрудники бегут, новички тоже не задерживаются.
Можно ли избежать подобных ситуаций еще на стадии знакомства с вакансией? Конечно, предсказать со стопроцентной вероятностью, что вас ждет у того или иного работодателя, невозможно, но некоторые тревожные признаки помогут минимизировать риск потери времени на бесперспективный отклик.
Список ожиданий и оценка предложения
Наталья Дубинникова, основатель и генеральный директор в кадровом агентстве Favourite Partners, рекомендует подходить осознанно и тщательно к поиску нового места работы, чтобы не разочароваться в первые же дни.
«Определитесь, какую работу вы хотите, — советует Наталья. — Имеются в виду не только суть работы, но и коллектив, корпоративная культура, в которую вы попадете. Опишите для себя идеальное место работы: задачи, тип руководителя, коллектив. Напишите, что вы категорически не приемлете: например, серая зарплата, жесткий график работы. Может быть, вы категорически против курящего босса, потому что у вас аллергия на табак, или вы не можете работать в коллективе с авторитарным стилем управления и формальным отношением друг к другу. Сравните вакансии, которые вы находите, с вашим «черным списком». Если будете отсекать то, что по большему количеству принципиально важных для вас пунктов не подходит, значительно сэкономите время».
Как проверить работодателя на наличие неподходящих вам признаков, если в вакансии пишут далеко не про всё, что имеет значение? Поищите информацию о компании в других источниках, посмотрите отзывы сотрудников. Такая проверка позволяет отсечь не только предложения, которые не подходят лично вам, но и в целом неблагонадежных работодателей. Времени эта проверка занимает немного, а вот сэкономить поможет и время, и нервы.
Как самостоятельно проверить благонадежность работодателя
- Проверьте отзывы о компании от ее сотрудников, а также клиентов. Наличие негативных отзывов — само по себе нормальное явление, не бывает идеальных мест работы, которые устраивают абсолютно всех. Важно количество негативных отзывов и то, насколько они конструктивные. Если речь идет о довольно крупной компании, обращайте внимание на то, в каком подразделении работал человек, написавший отзыв. Возможно, недостатки, о которых он упомянул, — проблема одного отдела и департамента.
- Проверьте в своих социальных сетях, нет ли у вас друзей и знакомых из этой компании. Что они могут сказать о ней?
- Если название компании не на слуху, постарайтесь узнать, сколько лет она на рынке и какая у нее репутация. Для начала проверьте компанию по ЕГРЮЛ — это делается бесплатно, за пару минут, достаточно знать официальное наименование или ИНН, ОГРН — что-то одно. На hh.ru всех работодателей, когда они регистрируются на сайте, проверяет внутренняя служба. Но, если вакансия попалась вам где-то в социальных сетях, мессенджерах и других непроверенных источниках, будет совсем не лишним удостовериться в реальности существования потенциального работодателя. И «пробейте» компанию по интернету, просто указав ее наименование в поисковике, — что о ней писали за последние год-три?
- Проверьте на сайте Государственной трудовой инспекции вашего региона, нет ли этой компании в списке недобросовестных работодателей — туда включают тех, кто допускает долги по зарплате. Вот, например, списки недобросовестных работодателей по Москве и по Санкт-Петербургу. А в Картотеке арбитражных дел можно проверить по наименованию компании, ее ИНН или ОГРН, какие у нее были судебные споры в арбитражных судах. Трудовые споры с работниками сюда не попадают, но можно увидеть споры компании с трудовой инспекцией.
Что касается текста самой вакансии, то прежде всего обратите внимание, насколько полно она описана. Задачи, требования, информация об условиях работы — всё это изложено четко и подробно? Туманные, слишком обобщенные и краткие описания — плохой признак.
Сравните предлагаемые условия с тем, что предлагают в среднем по рынку. Сказочно прекрасные условия зачастую обещают мошенники.
Присмотритесь, нет ли в вакансии типичных признаков недобросовестного предложения.
Стоп-сигналы в вакансии: «красный свет»
Эти признаки с высокой долей вероятности сигнализируют, что с вакансией что-то серьезно не так:
- Неадекватно привлекательные условия для стандартной позиции. Например: личный помощник, без опыта, свободный график, зарплата от 300 000 рублей. За такими анонсами прячутся сетевые компании, пирамиды и прочие места «сравнительно честных способов отъема денег у населения».
- В описании уровня дохода присутствует фраза «бонус без потолка» или указан слишком широкий диапазон премиальных выплат. Нередко за такими условиями прячется стремление компании сэкономить на зарплате сотрудников, с одной стороны, привлекая высокими бонусами, с другой — выставляя заведомо недостижимые планы (KPI).
- Много негативных отзывов о компании. Если часто пишут про одни и те же конкретные проблемы, упоминают похожие проявления пренебрежительного отношения к персоналу, а положительные отзывы никакой конкретики не содержат («Прекрасная компания! Отличный коллектив! Мое лучшее место работы»), то это серьезный повод насторожиться.
- В описании вакансий пропущен важный блок (например, нет внятного описания задач). Это означает, что вакансия подготовлена небрежно, второпях. Высок риск того, что будет хаос и в самих задачах, а процессы в компании неструктурированы.
Повод насторожиться: «желтый свет»
Заметили один из перечисленных ниже признаков? Значит, стоит разузнать о компании тщательнее, прежде чем откликаться на вакансию.
- Одним из требований к должности указана готовность к ненормированному рабочему дню, хотя характер работы этого не предполагает (должность не управленческая и не связана с услугами в условиях внезапных наплывов заказов). Переработками сейчас мало кого напугаешь, но важно понимать, в чем их причина, и четко отдавать себе отчет, готовы ли эти причины принять. Часто за предупреждением о ненормированном рабочем дне скрывается желание нанять одного сотрудника на функционал для двоих-троих. Другие возможные причины — хаос в рабочих процессах или «сложный» начальник, из-за которого вынуждены задерживаться все подчиненные. Если вы решили откликнуться на такую вакансию, ваша задача — постараться выяснить истинные причины во время общения с рекрутером.
- Требуется «супермен» или «многорукий многоног». Например, ищут управленца, но чтоб «работал руками» (скорее всего, окажется, что должность чисто номинально управленческая, а управлять на самом деле некем). Или из описания функционала ясно, что придется совмещать несколько участков работы. Возможно, у вас есть резон на это согласиться. Но постарайтесь смотреть в глаза реальности: как долго вы сможете выдержать такую нагрузку в ежедневном темпе? Предлагаемый уровень дохода перекрывает ваши неудобства?
- Вакансия привлекательная, но «висит» больше полугода, либо на протяжении длительного срока она то появляется, то снова исчезает. Причем ищут не какого-то уникально редкого специалиста (в таких ситуациях долгий поиск — нормальное явление), но в то же время вакансия не относится к массовым — продавцы, кассиры, операторы кол-центра (в этом случае постоянно открытая вакансия — тоже норма). Обычно так бывает, когда работодатель никак не определится, открывать должность или нет, и просто присматривается к кандидатам. Или у руководителя завышенные ожидания, и он не может ни на ком остановиться либо расстается с людьми во время испытательного срока. Вариант, что люди сами сбегают, столкнувшись с крупными недостатками работодателя, тоже не исключен. Еще возможная причина: зарплата ниже рынка, а требования высокие. Достойные кандидаты находятся, но они отказываются от предложения. Во всех подобных случаях вы рискуете зря потратить время.
- Компания появилась совсем недавно — год с небольшим или и того меньше. Это ни в коем случае не означает, что все стартапы — зло, просто работа в начинающем бизнесе связана с определенными рисками. Важно адекватно их оценивать. Компания еще находится в поиске своего продукта, клиентов, инвесторов, места на рынке. Если стартап взлетит, то и работа у его истоков может стать началом быстрой карьеры и за короткий срок дать много ценного опыта. Но возможен и другой сценарий: кассовые разрывы, нехватка средств и рабочих рук, конфликты между основателями из-за неотстроенных процессов управления, текучесть кадров, как следствие — переработки с задержками зарплаты, стресс и быстрое выгорание.
Признаки вакансии, которая заслуживает внимания: «зеленый свет»
С большей долей вероятности перед вами продуманное предложение от вполне надежной компании, если:
Источник