- Смысл фильма Город зеро 1988
- О чем фильм «Город Зеро»
- Смысл фильма «Город Зеро»
- Смысл финала фильма «Город Зеро»
- О чем фильм «Город зеро»?
- Основной смысл фильма «Город зеро»
- Сюжетные особенности кинокартины
- Смысл финала фильма
- «Город Зеро»: манипуляция сознанием в СССР
- 1. Снятие культурных табу.
- 2. Разрушение исторической памяти.
- 3. Авторитет науки.
- 4. Абсурд на крови.
- Материалы по теме
- А вот ещё:
- Кто убил Джона Кеннеди?
- Визит президента
- Три выстрела
- Под подозрением
- …Прошло три года
Смысл фильма Город зеро 1988
Советский фильм легендарного Карена Шахназарова «Город Зеро» появился в 1988 году. Изначально кинокартина была комедией абсурда. Но в ходе съемок по словам самого режиссера в фильм был заложен более глубокий смысл.
О чем фильм «Город Зеро»
Герой — московский инженер высочайшего класса. Алексей Варакин отправился в служебную поездку в небольшой городок. Именно здесь находится завод, поставляющий необходимую продукцию в Москву уже 15 лет. Алексей должен уладить несколько вопросов относительно дополнительных деталей для кондиционеров. Это сложный и высоко технологичный процесс.
Герой, чтобы пройти на завод, заказал пропуск. Однако на проходной к указанному времени его не оказалось. Это было очень странным и нелепым. Далее различные несуразности увеличивались. Обнаженная секретарша директора не вызывала никаких вопросов со стороны работников. Более того, для всех это было нормой поведения. 8 месяцев назад скончался главный инженер. Секретарь сказала: «Утопился». Однако директор был не в курсе этого.
Алексей зашел в местный ресторан. Но посетителей в нем не оказалось. В гордом одиночестве Варакин сделал заказ. Алексею предложили весьма странный подарок от шеф-повара — торт в виде его головы. Герой был возмущен столь нелепым предложением, что сразу отказался от него. Официант всеми силами пытался убедить его принять подарок, намекая на то, что повар непременно обидится и сведет счеты с жизнью. Но Варакин был непреклонен. Повар все-таки сдержал свое обещание и застрелился.
На вокзале билетов нет ни на одно направление, дороги ведут в никуда. Варакин просит таксиста доставить его на железнодорожную станцию. Но вместо этого он оказался в полузаброшенном поселке. В нем зачем-то находился краеведческий музей. Смотритель местной достопримечательности демонстрирует Алексею невероятную экспозицию, состоящую из удивительных деталей. В ней произошло смешение разных эпох и наций.
Герой попросился на ночлег к местному электрику. У работника был маленький сын. Миша сообщил Алексею странную и пугающую информацию: во-первых, инженер никогда не покинет это место, во-вторых, он точно назвал его основные данные, предсказал дату смерти, в-третьих, он перечислил имена дочерей, которые установят ему могильной надгробие на местном кладбище.
Но и на этом несуразные события не закончились. Для Варакина все вокруг казалось полным бредом. Однако местные жители так не считали. Постепенно и Алексей привык к иррациональному ходу действий.
Смысл фильма «Город Зеро»
Резко меняющиеся, странные 90-е года. Время неопределенности, которое и пугало, и завораживало. Что будет дальше? Наверное, все жители задавались этим вопросом. 90-е годы — время перелома, время перемен. Разрушение старого, высмеивание общепринятых устоев. Все новое же было слишком зыбким.
Фильм о том, что ждет страну в это непростое время. Что является правильным? Почему идет смена ценностей и приоритетов? Почему сейчас вызывает усмешку то, что раньше считалось единственно верным? Спектр вопросов, которые затрагиваются в кинокартине, достаточно широк. Абсурдность тоталитарной системы, ирония относительно советского населения, несуразные мысли о будущем. В это сложное для страны время многие надеялись покинуть ее в поисках лучшей жизни.
Странные события, обыденность в действиях людей. Герой так и хочет им закричать: «Вы слепцы! Почему вы не замечаете абсурдных вещей?!» Однако его мало кто услышит и поймет.
Многие критики сходятся во мнении, что «Город Зеро» — фильм, который показывает нелицеприятные стороны перестройки. Бессмысленные картинки, абсурдные ситуации, странные образы складываются в один объемный рисунок, который наглядно демонстрирует проблемы и ценности того непростого времени. В лице главного героя режиссер показывает настрой, взгляды, мысли всего народа. Попав в нестандартную и даже нелепую ситуацию, Алексей испытывает самый настоящий шок. Но со временем даже самые глупые и несуразные вещи становятся обыденностью, которую простой человек воспринимает как данность.
Герою пытаются навязать даже новое имя — Махмуд. Изначально он с яростью отрицает все попытки людей обратиться к нему таким образом. Но вот прошло немного времени и он уже произносит прощальную речь отцу на памятном вечере от имени Махмуда — его сына.
Как сказал сам режиссер Карен Шахназаров, этот фильм о том, что «наше прошлое непознаваемо, так как оно постоянно мистифицируется».
Смысл финала фильма «Город Зеро»
Глубоко интеллектуальный, увлекательный фильм «Город Зеро» не имеет разгадки. Это шарада, которую каждый зритель интерпретирует по своему. В финале кинокартины герой попытался уплыть на лодке, в которой не оказалось весел. Человек оказался в пугающем, быстро изменяющемся и нелогичном мире. Новая действительность больше напоминала страшный сон. Но куда бежать? Где выход из сложившейся абсурдной ситуации?
«Утрясти» вопрос с производственным процессом Алексею так и не удалось. Кто же затеял этот не поддающийся здравому определению кошмар? Кто манипулирует сознанием простых людей? Эти вопросы так и остались без ответа. Безумие взглядов на реальность пугает и заставляет задуматься всех о своей собственной жизни.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 39
Источник
О чем фильм «Город зеро»?
Основной смысл фильма «Город зеро»
«Город Зеро» — фантасмагорический художественный фильм советских времен, который появился на экранах в 1988 году. Режиссер кинокартины – Карен Шахназаров.
Время странных и непредсказуемых 90-х годов. Период неопределенности, который одновременно настораживал и манил.
Что же будет потом? Наверное, каждому человеку было это интересно. 90-е годы – переломный период, когда жизнь резко поменялась. Все старое ушло на задний план, общепринятые устои не поддерживались. Все новое было непривычным.
Фильм рассказывает о том, чего стоит ожидать стране и ее жителям в это сложное время. Что считается правильным? Почему меняются приоритеты и ценности? Почему сейчас смеются над тем, что раньше было естественным? В художественном фильме затрагиваются эти и многие другие вопросы.
Нелепый тоталитарный строй, ирония касаемо советских жителей, бредовые мысли о будущем. В этот тяжелый период люди хотели уехать из-за страны и найти лучшие условия для жизни.
Непонятные события, обыденность в поступках населения. Герой так и жаждет закричать, чтобы услышали все: «Вы слепцы! Как вы можете не видеть таких элементарных вещей?». Но вряд ли он будет услышан и понят.
Большинство критиков придерживаются одной точки зрения, что кинокартина демонстрирует одни из самых неприятных моментов перестройки.
Бессмысленные эпизоды, глупые ситуации, абсурдные образы складываются в единую большую картину, которая очень понятно отражает проблемы и ценности этого времени.
Режиссер вложил в главного персонажа настрой, взгляды, мысли людей. Оказавшись в глупой и непривычной ситуации, Алексей чувствует себя в шоковом состоянии.
Но в скором даже все абсурдное и глупое становится привычным, и люди воспринимают происходящее как данность.
Персонажу даже хотят присвоить другое имя – Махмуд. Сначала он категорично и злостно реагирует на людей, которые называют его другим именем. Но спустя время у могилы отца он говорит прощальные слова от имени Махмуда.
Как утверждает режиссер, фильм рассказывает о неопознанном прошлом времени.
Сюжетные особенности кинокартины
Главный герой работает инженером в Москве. Алексея отправляют в командировку в маленький городок. Именно здесь работает завод, откуда на протяжении 15 лет в столицу поставляется необходимая продукция.
Герою нужно решить несколько проблем касаемо необходимых деталей для производства кондиционеров. Чтобы попасть на завод, Алексею понадобился пропуск.
Но на проходной в установленное время он не появился. Это выглядело очень глупо. После странных моментов становилось все больше.
Секретарша в обнаженном виде спокойно воспринималась работниками. К тому же, для всех такое поведение считалось нормальным.
Чуть больше полугода назад умер главный инженер. Секретарша сказала: «Утопился». Но директор не знал об этом.
Алексей отправился в один из ресторанов, который оказался совсем пустым. Он сделал заказ. От шеф-повара ему преподнести достаточно странный презент – торт, который выглядел как его голова. Герой был в бешенстве от такого несуразного подарка и не принял его.
Официант как только не пытался убедить его взять подарок, ссылаясь на то, что повару будет неприятно, и он может покончить с собой. Но Алексей был непоколебим. Повар сдержал слово и застрелился.
Придя на вокзал, он не обнаруживает билетов. Все дороги ведут в никуда.
Герой обращается к таксисту с просьбой доставить его на ж/д станцию. Но его доставили в полупустой поселок.
На удивление, в нем работал краеведческий музей. Его смотритель показывает Варакину удивительную экспозицию, которая состоит из странных элементов. В ней объединены сразу несколько времен и наций.
Алексей попросил у местного электрика остаться на ночь. У того был маленький сын. Миша говорит Варакину очень страшные слова, что он навсегда останется в этом месте, он рассказал о нем самую важную информацию и даже день, когда он умрет. Также он сказал, как зовут его дочек, которые его похоронят.
Это далеко не все несуразные вещи, которые происходили в фильме. Алексей воспринимал все вокруг полным бредом.
Смысл финала фильма
Кинокартину «Город Зеро» можно назвать очень захватывающим и интеллектуальным фильмом. Каждый зритель воспринимает увиденное по-своему. В завершении Алексей пробовал уплыть на лодке, но в ней не было весел.
Герой попал в очень странный, пугающий и непонятный мир. Все вокруг казалось страшным сном, который все никак не заканчивается. Как же выбраться?
Варакину так и не удалось уладить проблемы производственного процесса. Чья же была идея затянуть его в такое жуткое положение?
Кто управляет здравым смыслом обычных людей? На эти вопросы так и не были даны ответы. Происходящее приводит в страх и заставляет задуматься о своей жизни.
Посмотрите видео: «Город Зеро»: обзор фильма и интересные факты:
Источник
«Город Зеро»: манипуляция сознанием в СССР
В 1988 году на экран вышел фильм Карена Шахназарова «Город Зеро», который до сих пор остается почти неизвестным широкой публике.
В своей книге «Манипуляция сознанием» (2000) Сергей Кара-Мурза называет «Город Зеро» «волшебной флейтой перестройки», указывая на то, что методы доведения до абсурда, показанные в фильме, применялись при сломе сознания советских людей до и после развала Советского Союза.
«В нём [фильме — прим. автора] показано, как можно за два дня довести нормального и разумного человека до состояния, когда он полностью перестаёт понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, в нём парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И всё это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства»*.
Однако масштаб фильма выходит за рамки узкого исторического периода, а методы манипуляции общественным сознанием, показанные открыто и намеренно утрировано, а потому пугающе, остаются актуальными и по сей день.
В одном из своих интервью Шахназаров утверждал, что «Город Зеро» был задуман как комедия абсурда, но потом перерос первоначальный замысел.
Об обратном свидетельствует практически финальная сцена, где все герои собираются под дубом, который разламывают при попытке сорвать с него ветку. Этот дуб является вовсе не аллегорией «дерева Российской государственности», как утверждает Кара-Мурза, а прямой отсылкой к «Золотой ветви» Джеймса Фрэзера (1890), в которой автор описывает не только тайный ритуал смены власти в древности, но и то, как этот ритуал постепенно вырождался, а власть теряла свой сакральный характер**.
Сюжет фильма как таковой крайне прост. Инженер Варакин приезжает из Москвы в провинциальный город, чтобы согласовать технические детали изменения кондиционеров, которые производит местный завод. Далее за этим следует череда невероятных и нелепых событий, однако выбраться из города Варакину так и не удается.
Итак, какие же методы разрушения сознания обычного человека описаны в фильме? Назовём лишь основные из них. Желающие узнать больше могут посмотреть сам фильм.
1. Снятие культурных табу.
Человек оказывается в ситуации, которая противоречит всем его убеждениям, но которая обществом воспринимается или демонстрируется как нормальная. Возникает диссонанс между собственными понятиями человека и общепризнанными.
Заметим, что табу — это не закон, т. е. не внешний запрет, который требует внешнего же осуждения.
Табу — это собственные убеждения личности, сформированные в результате его общения с обществом, эти запреты не сформулированы напрямую, но их соблюдение гарантирует как устойчивость психики самого человека, так и стабильность того общества, в котором они сформировались.
2. Разрушение исторической памяти.
Переписывание истории происходит не в каких-то отдельных неудобных моментах, нарушается само основание, что невозможно до применения первого метода манипуляции.
Речь идёт об изменении не столько недавней истории, сколько об отрицании событий, произошедших давно, — чем с более раннего момента начнётся переписывание истории, тем большую силу данный метод возымеет на общество. Чтобы выстроить новое здание, нужно начать с нового фундамента.
Эти два метода являются практически шоковой терапией и не могут применяться длительное время — человек как существо разумное стремится к порядку и, получив время для размышления и осознания, осознает всю абсурдность происходящего.
Для закрепления эффекта необходимо применить один из следующих методов (возможно применение и обоих сразу, хотя они и прямо противоположны).
3. Авторитет науки.
Придание абсурду вразумительной формы. Современная наука настолько сложна, что практически непонятна простому обывателю. Проверить выкладки в бытовых условиях или путём логических размышлений невозможно, а структурирование информации, пусть даже и мнимое, оказывает успокаивающий эффект. А именно это необходимо человеку, испытавшему на себе первые методы манипуляции.
4. Абсурд на крови.
Введение в систему элемента, на фоне которого абсурд теряет своё значение. Для любого нормального человека смерть и страдания себе подобного являются тем приоритетом, ради которого можно пожертвовать всем остальным, даже собственными убеждениями.
В фильме это показано наглядно: главному героя Варакину приносят торт в виде его собственной головы и говорят, что повар застрелится, если Варакин этот торт не попробует. Тот, естественно, отказывается. Но когда повар действительно стреляется, ситуация уже не кажется такой абсурдной — что значит попробовать какой-то там торт по сравнению с жизнью человека?
И, напоследок, само название фильма. Зеро — такая позиция в рулетке, когда казино выигрывает всё, ставки всех игроков буквально «обнуляются». Тот, кто задумал игру, обыгрывает всех и сразу.
В то же время «зеро» — это «ноль», точка отсчёта на координатной прямой и приведение к этой точке означает начало построения новой системы.
Материалы по теме
А вот ещё:
Кто убил Джона Кеннеди?
Официальным подозреваемым в убийстве президента считается Ли Харви Освальд. Но во время единственного судебного процесса по этому делу обвиняемым был Клей Шоу.
Как только ни называют убийство 35-го президента США Джона Кеннеди — и самой большой загадкой 20-го века, и заговором ЦРУ и ФБР; различных версий того, кто именно стрелял в Далласе, десятки. Окончательного мнения по поводу личности убийцы нет до сих пор.
А вот хроника преступления известна буквально по минутам. Мы не только хорошо знаем, что именно произошло в Далласе 22 ноября 1963 года, но и можем это увидеть. Бизнесмен Абрахам Запрудер решил снять проезд президентского кортежа на кинокамеру, а в итоге снял убийство. Так покушение было задокументировано, а плёнка тут же передана спецслужбам. Восстановим картину и мы.
Жаклин Кеннеди и один из охранников президента сразу после выстрела. Источник: gazeta.ru
Визит президента
Итак, в ноябре 1963 года Кеннеди прибыл в Техас. Это поездка была запланирована в рамках подготовительной кампании к президентским выборам 1964 года. Сам глава государства отмечал, что для него очень важно победить в Техасе и во Флориде. Кроме того, вице-президент Линдон Джонсон был местным уроженцем, и поездке в этот штат придавалось особое значение.
А вот представители спецслужб визита опасались. Буквально за месяц до прибытия президента в Далласе совершили нападение на представителя США при ООН Эдлая Стивенсона. Ранее во время одного из выступлений здесь Линдона Джонсона его освистала толпа… домохозяек. Накануне приезда президента по городу расклеили листовки с изображением Кеннеди и надписью «Разыскивается за предательство». Обстановка была напряжённая, и неприятностей ждали. Правда, думали, что на улицы выйдут демонстранты с плакатами или забросают президента тухлыми яйцами, не более.
Листовки, расклеенные в Далласе перед визитом президента Кеннеди. Источник: rulit.me
Местные власти были более пессимистичны. Вот что пишет в своей книге «Убийство президента Кеннеди» Уильям Манчестер, историк, журналист, написавший хронику покушения по просьбе семьи президента: «Федеральный судья Сара Т. Хьюз опасалась инцидентов, прокурор Бэрфут Сандерс, старший по рангу чиновник министерства юстиции в этой части Техаса и представитель вице-президента в Далласе, сказал политическому советнику Джонсона Клифу Картеру, что, учитывая политическую атмосферу в городе, поездка туда представляется «нецелесообразной». Городские власти с самого начала этой поездки испытывали дрожь в коленях. Волна враждебности к федеральному правительству на местах достигла критической точки, и они знали это».
Но предвыборная кампания приближалась, и план президентских поездок менять не стали. 21 ноября в аэропорту Сан-Антонио (второй по численности населения город Техаса) приземлился президентский борт. Кеннеди посетил медицинскую школу ВВС, побывал в Хьюстоне, выступил там в университете, побывал на банкете Демократической партии.
На следующий день президент отправился в Даллас. С разницей в 5 минут в аэропорт Dallas Love Field прибыл сначала самолёт вице-президента, а затем Кеннеди. Примерно в 11:50 кортеж первых лиц двинулся к городу. Супруги Кеннеди находились в лимузине, который шёл четвёртым. В одной машине с президентом и первой леди находились агент секретной службы США Рой Келлерман губернатор Техаса Джон Конналли с женой, за рулём был агент Уильям Грир.
Три выстрела
Первоначально планировалось, что кортеж поедет по прямой Мэйн-стрит — на ней можно было не снижать скорость. Но по какой-то причине маршрут был изменён, и машины поехали по Эльм-стрит, на ней автомобилям приходилось замедляться. Кроме того, на Эльм-стрит кортеж оказался ближе к складу учебной литературы, откуда и велась стрельба.
Схема движения кортежа Кеннеди. Источник: libmir.com
Выстрелы раздались в 12:30. Очевидцы приняли их то ли за хлопки шутихи, то ли за звук выхлопа, даже спецагенты сориентировались не сразу. Всего выстрелов было три (хотя даже это вызывает споры), первым Кеннеди был ранен в спину, вторая пуля попала в голову, и эта рана стала смертельной. Через шесть минут кортеж прибыл в ближайшую больницу, в 12:40 президент скончался.
Положенные судебно-медицинские исследования, которые надо было сделать на месте, произведены не были. Тело Кеннеди незамедлительно отправили в Вашингтон.
Работники склада учебной литературы сообщили полиции, что выстрелы были сделаны из их здания. На основании ряда показаний час спустя полицейский Типпит попытался задержать работника склада Ли Харви Освальда. У того оказался пистолет, из которого он застрелил Типпита. В итоге Освальда всё же схватили, но через два дня он тоже погиб. Его застрелил некий Джек Руби в момент, когда подозреваемого выводили из полицейского участка. Таким образом он хотел «оправдать» родной город.
Джек Руби. Источник: gazeta.ru
Итак, к 24 ноября президент был убит, основной подозреваемый тоже. Тем не менее в соответствии с указом нового президента Линдона Джонсона была сформирована комиссия, которую возглавил председатель Верховного суда США Эрл Уоррен. Всего в ней было семь человек. На протяжении долгого времени они изучали показания свидетелей, документы, и в итоге сделали вывод, что покушался на президента убийца-одиночка. Джек Руби, по их мнению, тоже действовал в одиночку и имел для убийства исключительно личные мотивы.
Под подозрением
Чтобы понять, что произошло дальше, надо перенестись в Новый Орлеан, родной город Ли Харви Освальда, где он последний раз побывал в 1963 году. Вечером 22 ноября в местном баре произошла ссора между Гаем Банистером и Джеком Мартином. Банистер руководил здесь небольшим детективным агентством, Мартин работал на него. Причина ссоры не имела никакого отношения к убийству Кеннеди, это был чисто производственный конфликт. В пылу спора Банистер вытащил пистолет и несколько раз ударил им Мартина по голове. Тот крикнул: «Ты меня убьёшь так, как вы убили Кеннеди?»
Полицейские ведут Ли Харви Освальда. Источник: Wikimedia Commons
Фраза вызвала подозрения. Мартина, который попал в больницу, допросили, и он сказал, что его начальник Банистер знаком с неким Дэвидом Ферри, а тот, в свою очередь, неплохо знает Ли Харви Освальда. Дальше пострадавший утверждал, что Ферри убедил Освальда напасть на президента с помощью гипноза. Мартина сочли не совсем нормальным, однако в связи с убийством президента ФБР отрабатывало каждую версию. Ферри тоже допросили, но никакого дальнейшего хода дело в 1963-м не получило.
…Прошло три года
Как ни странно, показания Мартина не были забыты, и в 1966 году окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон возобновил расследование. Он собрал свидетельские показания, которые подтверждали, что убийство Кеннеди стало результатом заговора с участием бывшего пилота гражданской авиации Дэвида Ферри и бизнесмена Клея Шоу. Конечно, несколько лет спустя после убийства некоторые из этих показаний были не вполне надёжными, но всё же Гаррисон продолжал работу.
Он зацепился за то, что в отчёте комиссии Уоррена фигурировал некий Клей Бертран. Кто он такой — неизвестно, но сразу после убийства он звонил новоорлеанскому адвокату Дину Эндрюсу и предлагал защищать Освальда. Эндрюс, правда, помнил события того вечера очень плохо: у него была пневмония, высокая температура и он принял много лекарств. Однако Гаррисон счёл, что Клей Шоу и Клей Бертран — это одно и то же лицо (позже Эндрюс признался, что вообще дал ложные показания относительно звонка Бертрана).
Освальд и Ферри. Источник: 21stcenturywire.com
Шоу, между тем, был в Новом Орлеане фигурой известной и уважаемой. Ветеран войны, он вёл в городе успешный торговый бизнес, участвовал в общественной жизни города, писал пьесы, которые ставили по всей стране. Гаррисон полагал, что Шоу был частью группы торговцев оружием, которые имели целью обрушить режим Фиделя Кастро. Сближение Кеннеди с СССР и отсутствие последовательной политики, направленной против Кубы, по его версии, и стали причиной убийства президента.
В феврале 1967 года подробности этого дела появились в газете New Orleans States Item, не исключено, что следователи сами организовали «слив» информации. Через несколько дней Дэвид Ферри, которого считали главным связующим звеном между Освальдом и организаторами покушения, был найден у себя дома мертвым. Мужчина умер от кровоизлияния в мозг, но странным было то, что он оставил две записки сумбурного и спутанного содержания. Если бы Ферри покончил с собой, то записки можно было бы посчитать предсмертными, но на самоубийство его смерть похожа не была.
Клей Шоу. Источник: jfk-assassination.net
Несмотря на шаткие улики и доказательства против Шоу, дело удалось довести до суда, слушания начались в 1969 году. Гаррисон полагал, что Освальд, Шоу и Ферри вступили в сговор в июне 1963 года, что стрелявших в президента было несколько и что убила его не та пуля, которую выпустил Ли Харви Освальд. На суд вызвали свидетелей, однако приведённые аргументы не убедили присяжных. Им понадобилось меньше часа, чтобы вынести вердикт: Клея Шоу признали невиновным. А его дело осталось в истории как единственное, доведённое до суда в связи с убийством Кеннеди.
Источник