Горе тебе вавилон город крепкий что значит

Глава 18

Статья пятьдесят пятая

Об ином Ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде

Откр.18:1 . После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

Указывается на светлость небесных сил и их чистоту, превосходящую много сияние звезд и светил.

Откр.18:2 . И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

Подобное же пророчествовал и Исаия о Вавилоне, столице халдеев, взятой Киром и персами, что он будет в запустении и наполнится зверями и нечистыми духами ( Ис. 21:9 ), ибо зверям и нечистым духам по человеконенавистничеству свойственно стремление в пустыню в силу Божественного Промысла, освобождающего людей от их вреда. Этот Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния, потому что был их руководителем во всяком преступлении закона и посылал за дары подчиненным ему народам в лице начальников и правителей врагов правды и истины.

Откр.18:3 . и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Этот город вследствие избытка своего неправедного богатства, пребывая в роскоши, гордости и пренебрежении к излишнему, сам был причиною обогащения земных купцов.

Читайте также:  Что значит словосочетание мочи было

Откр.18:4 . И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

Откр.18:5 . ибо грехи ее дошли до неба, и Бог вспомянул неправды ее.

«Изыдите из нея, людие Mои». Как и Лоту говорил в Содоме: «спасая спасай душу твою» ( Быт. 19:17 ), и у Исаии: «изыдите отсюду и нечистоте не прикасайтеся, изыдите из среды его» ( Ис. 52:11 ), так и здесь говорится, потому что нужно избегать сожительства и пребывания вместе с оскорбляющими Бога.

Откр.18:6 . Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.

Откр.18:7 . Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.

«Воздадите ей. сугубо по делом ея». Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиною большего наказания своих мучителей, или же этими словами указывается на переход к другим лицам, то есть от наказываемых к наказывающим святым силам, которые из-за любви к Богу и обиды, нанесенные рабам Его, считают за собственные. Чаша называется «сугубою» или потому, что грешники и нарушители закона подвергнутся страшному наказанию в жизни этой и будущей, или что вместе будут мучиться душа и тело их, у которых общие деяния, или же потому, что наказания за грехи будут не только внешние, но и внутренние, в виде угрызений совести.

Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»

«И рыдания не имам видети». Ибо как благодушествующим и живущим в славе, которые забыли страх Божий, свойственно говорить: «не подвижуся во век» ( Пс. 29:7 ), так же говорит о себе и этот город.

Откр.18:8 . За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

«Един день» указывает или на внезапность и краткость времени, когда от меча, голода и язвы на этот город сойдет плач, разрушение и сожжение огнем, или же на течение того дня, в который пострадает этот город по предсказанному. Когда враги завладевают городом, то бывает достаточно одного дня, чтобы причинить побежденным всякого рода притеснения и многоразличные виды смерти. А Бог всемогущ как для того, чтобы спасти благоугодивших Ему, так и для того, чтобы наказать нераскаянных грешников.

Откр.18:9 . И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,

Откр.18:10 . стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Мы думаем, что «царями земными» называются начальники, как и Псалмопевец сказал об Иерусалиме: «се, князи его собрашася» ( Пс. 2:2 ). Он говорит о них, отступивших от Божественных заповедей, что они восплачут, видя или слыша об опустошении его и сожжении и ужасаясь внезапно случившемуся в столь короткое время.

Откр.18:11 . И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,

Откр.18:12 . товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы,

Ибо излишне будет покупать и злоупотреблять этим, когда живущие в могуществе и пресыщении погибнут.

и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,

Откр.18:13 . корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец,

После этих слов нужно разуметь: никто не покупает. А мы должны рассудить и подумать, какому городу обычна торговля этими предметами и какие люди обыкновенно стараются приобретать излишнее для неумеренного наслаждения.

и коней и колесниц, и тел

Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне. «Колесницы» – это всякого рода экипажи, потому что латинское слово redium означает повозку. Из родительного падежа множественного числа этого слова и вышло в сокращении греческое слово редан.

и душ человеческих.

Откр.18:14 . И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

«И душ человеческих». Не будешь, говорит, обращать в рабство свободных, торговать душами человеческими, и не вернется к тебе наслаждение прежним блеском и довольством.

Откр.18:15 . Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая

Откр.18:16 . и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,

Откр.18:17 . ибо в один час погибло такое богатство!

«Горе, горе, град великий». Указывается на страдания этого Вавилона, плачем о котором обращается внимание на величину несчастий и злоключений, которыми он будет наказан после прежней гордости царским достоинством.

И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали

Откр.18:18 . и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!

Откр.18:19 . И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!

«Имущий корабли в море». В переносном смысле морем, может быть, называется настоящая жизнь, подвергающаяся постоянным волнениям, а купцами – плавающие в житейском волнении подобно рыбам. Но возможно и то, что этот пострадавший город, находясь недалеко от обыкновенного моря, причинит своим разрушением горе плавающим на нем, от которых он раньше покупал все. И купцы всемирного Вавилона, то есть смешения, должны также пострадать при кончине мира и скорбеть безутешно о жизненных удовольствиях, которых они будут лишены, и от укоров своей совести.

Откр.18:20 . Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

«Небо» означает Ангелов и святых, живущих на нем. Апостолам и пророкам повелевается веселиться с ними, ибо отомщено обидчикам и притеснителям за бесчестие проповедников между жителями этого города чрез преступление ими заповедей Божиих или за избиение служителей слова Божия властителями земли. Так были иудеями избиты пророки, язычниками – апостолы за свою к ним проповедь. Радуются они наступлению наказаний не злобно, а по своему пламенному желанию прекращения греха, чтобы служащие ему чрез эти наказания в будущей жизни подверглись меньшим мучениям.

Откр.18:21 . И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

Откр.18:22 . И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

Откр.18:23 . и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

Откр.18:24 . И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Как «жернов» погружается в море, так же быстро произойдет и падение Вавилона; оно будет так внезапно, что после него не останется никакого признака, на это указывает исчезновение играющих на свирелях, гуслях и т. п. Причиною этого является то, что своим сладкопением и волхвованиями город этот прельстил все народы и был приятелищем крови пророков и святых. Все это, вероятно, указывает на нечестивый Вавилон персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он пролил кровь многих святых и увеселялся, прельщая других волхвованиями. Поэтому будем желать и молиться, чтобы этот город получил указанное возмездие за гордость против Христа и его рабов. Но, как мы думаем, этому несколько противоречит мнение древних учителей Церкви, которые относили эти предсказания к Вавилону римскому, потому что у Рима, четвертого зверя, были десять рогов, из которых высший искоренит три, а другие подчинит себе, и явится как римский царь будто бы для того, чтобы усилить и восстановить их власть, а на самом деле, чтобы совершить окончательное опустошение. Поэтому правдоподобно будет мыслить и тот, кто будет понимать под ним, как сказано раньше, мирское царство, владычествующее как бы в одном теле от начала доныне и пролившее кровь апостолов, пророков и мучеников. Ибо говорят: одно войско и один город, хотя лица, из которых они состоят, переменяются; так и царство называется одно, несмотря на его разделения и распределения по многим местам в разные годы.

Источник: Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [Текст] : в 24 словах и 72 главах : [12+] / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийской; [пер. с греч. В. Юрьева]. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. — 347, [1] с. : ил.; 18 см.; ISBN 978-5-906793-42-3

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XVIII – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ – архиепископ Аверкий (Таушев)
  3. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – святитель Андрей Кесарийский
  4. Тайны книги Апокалипсис – иеромонах Серафим (Роуз)
  5. Руководство к изучению Нового Завета. Апокалипсис – профессор Александр Васильевич Иванов
  6. Толкование на Апокалипсис – протоиерей Геннадий Фаст
  7. Толкование на Апокалипсис (перевод 5-ти глав) – священномученик Викторин Петавийский
  8. Беседы на Апокалипсис – протоиерей Олег Стеняев
  9. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса – Матвей Васильевич Барсов
  10. Толкование на послание к Евреям – Глава тринадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

В чем смысл фразы? горе тебе вавилон город крепкий

В чем смысл фразы? горе тебе вавилон город крепкий, По литре оч надо объяснить этот эпиграф

Эпиграфом к первому изданию рассказа были взяты строки из
Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» , в последнем
издании Бунин снял этот эпиграф. А эпиграф очень точно отражает
идею рассказа . Писатель как бы подчеркивает, что судьба нынешнего капиталистического мира схожа с судьбой Вавилона, утопавшего в роскоши и исчезнувшего бесследно.
Эту обреченность Бунин показывает на судьбе своего героя: всю жизнь
он посвятил накоплению богатства, и когда «почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец» , его неожиданно настигла смерть.
Перед лицом судьбы слабы и безоружны все владыки мира, утверждает Бунин.
И корабль, плывущий по водам океана, — не ковчег спасения, а город Вавилон,
погибшая цивилизация.

Намек на вавилонскую башню

. не спасут крепкие стены и могущество самоуверенных жителей этого города, всех живущих не по Закону истинного Бога от разрушения и гибели !

город крепкий хрен кто нападёт

Это значит, что смолит Вавилоном!

Капитализм тут не причем.
Рухнул СССР, а не капитализм.
Он, СССР и был Вавилоном.
Ибо в один час пришел суд твой.
Эти слова должен был хорошо знать семинарист Сосо Джугашвилли, вошедший в историю под именем Сталин.

Источник

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»

Баб-Элои (по-аккадски – Баб-Илу), «Врата Бога», Вавилон возвысился на Земле совершенно симметрично нашему времени относительно универсальной точки исторического отсчета – Рождества Христова. К 2000 году до этого Рождества люди Ближнего Востока за предыдущие семь тысячелетий освоили «Плодородный полумесяц» – выделенный человеку огромный серп благодатных земель, лежащих между пустынями и морями. Полумесяц простирался от восточного побережья Средиземного моря – от того, что позже станет Финикией, а потом – Палестиной, от знака «козы», которым отделяет Красное море, безуспешно стремящееся пробиться к морю Средиземному, Африку от Аравийского полуострова (позже между стрелой Красного и лужицей Средиземного пророют ручеек Суэца), до Междуречья Тигра (это то, что на карте справа) и Евфрата (а это – то, что слева). Там было все, что нужно древнему человеку: дикие пшеница и ячмень, первобытные зубры, овцы, козы и кабаны, и уже за 9000 лет до Новой эры ближневосточный человек начинает возделывать в Месопотамии землю.

Через тысячелетие Иерихон (ныне в 20 километрах от Иерусалима) превратится в процветающий город с двухтысячным населением. Еще через тысячу лет люди будут знать гончарное дело, прядение, ткачество и медь. Через новую тысячу в городе Чатал-Хююк (Анатолия) будут прекрасно уживаться 5-6 тысяч человек. Спустя тысячелетие, и до самого возвышения Вавилона, развернув боевые штандарты Ура, в Двуречье встанет великая Шумерская цивилизация, которая научится плавить золото, около 3400 г. изобретет колесо, а еще через сто лет – и письменность на глиняных табличках. Расцветшие параллельно с Шумером Аккадское царство и более позднее Государство хеттов мы оставим за скобками этого повествования, ибо наши дороги сегодня ведут под стены вавилонские.

Вся слава Месопотамии, которая получилась после Шумера, была относительно Шумера пришлой. Обладатель самого впечатляющего медного профиля древности, семитский царь Аккада Саргон Древний (ок. гг. до н. э.) впервые объединил все Двуречье, но и его аккадский трон пал под ударами пришельцев – сначала гутиев, а потом других семитов – амореев.

Шумерская цивилизация рухнула, на месте старых городов возникли новые владения, и мы, наконец, получаем Вавилонское и Ассирийское царства, могущественные и великолепные.

Вавилон как город был поначалу столицей одного из этих аморейских государств. В 1894 г. до н. э. Сумуабум основал Вавилонское царство, и уже при Хаммурапи Вавилон завладевает Аккадом, а потом и всей Месопотамией, и мы упираемся взглядом в один из первых сводов законов в истории – в черную диоритовую стелу, на стволе которой выбиты установления вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг.), властителя Междуречья.

Что выстроили в Месопотамии

Природа повелела строить в Двуречье так, чтобы на нее приходилось постоянно оглядываться. Равнина Тигра и Евфрата лишена леса и почти лишена камня (и первое и второе есть лишь на севере и на востоке, в горных районах), разливы рек, подобные морям, методически стирали постройки с лица земли, и поселения поэтому возводились на возвышенностях, что вело к нескончаемой строительной эстафете – для новых сооружений использовали развалины старых зданий. Использовали кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы были вот такими сыростроенными, и лишь иногда здания облицовывали кирпичом обожженным, а хижины и хозяйственные постройки делали из тростника. Древесина поначалу использовалась одна – низкокачественное пальмовое дерево, но и она была редкостью; жилец, переезжающий с места на место, таскал за собой дверь дома. Потом в дело пошли привозные сорта дерева – сосна и кедр: надо же было из чего-то делать балки-перекрытия.

. У той горы, которую за пяток тысяч лет навалила на Землю человеческая культура, все же есть основание, хотя и почти невидимое ныне под нагромождением мусора и новостроя. И основание это должно быть крепким, иначе гора-башня – обрушится. Оно должно быть прочным и уверенным в своих силах, оно должно быть красивым, ибо, как известно, уродливые самолеты не летают, а некрасивые здания долго не живут. Таким был город-и-символ Вавилон, таким был его легендарный зиккурат, Вавилонская башня. После череды войн и завоеваний он смог оставить на память нынешнему невежественному миру всего горсть золотых зерен, которые назовет любой, – стелу с выбитыми на ней законами Хаммурапи, глиняные таблички с клинописью, сияющие берлинской лазурью глянцевые врата богини Иштар. Строившуюся людьми, и Богом разрушенную башню. Всяк сущий на Земле язык.

Хаммурапи в законе

Французские археологи нашли стелу Хаммурапи в Сузах (ныне в Иране), в столице древнего Элама, в самом начале прошлого века. Как это часто бывает, завоеватели принялись корректировать историю, и твердость носителя информации были им в этом деле не помехой: часть надписей на лицевой стороне столба отбита. Столб, захваченный эламитами в результате успешного набега на Месопотамию, был ценен как трофей, а на зачищенном участке планировалось выполнить победную надпись. На голове стелы нашему взору открывается сам Хаммурапи, стоящий перед «Судьей богов», солнечным божеством Шамашем; от Шамаша же он и принимает свод законов. Точно так же позже примет скрижали завета от Саваофа Моисей. Остальная стела забита клинописью, которой выполнены введение, сами законы и заключение, – в лучших традициях логического построения официальных текстов. Всего законов 282.

Вавилонский царь Хаммурапи имел все основания прославлять себя и диктовать Месопотамии, как жить, ибо он был красой и гордостью того, что историки позже назовут «Старовавилонским периодом» (конец XX – начало XVI вв. до н. э.). Выдающийся «государственник», Хаммурапи был полководцем, ведомым глубокой верой в свою провиденциальность. После почти двухвекового господства амореев, снова расколовших объединенное «царство Шумера и Аккада», после нескольких лет владычества над Месопотамией пришлых эламитов, Хаммурапи идет походом против Элама и в буквально смысле принимается воевать со всеми остальными царствами Междуречья, поднимая на штандарты лозунги восстановления общемесопотамской державы Шумера и Аккада. Где-то к 1755 г. дерзкий вавилонянин одерживает полную победу, объединяет земли Тигра и Евфрата, между делом уничтожает единственное государство, которое помогало ему в войне, – Мари, и присоединяет к Вавилону даже кусок ненавистного Элама, в котором находилась столица страны Сузы.

Тут-то и пришла пора закона. Хаммурапи, человек двадцатого века, справедливо рассудил, что ему, устроителю и объединителю земель месопотамских, сами боги вложили в руки право на упорядочивание жизни между двух рек. Хаммурапи не попирал основ современного ему общества, он их просто причесал и авторизовал. Второе тысячелетие до Новой эры. Вавилон. Что же выбито на этой черной стеле на классическом вавилонском диалекте аккадского языка? Что повелел своему народу этот человек с уставшим лицом и кругами возле глаз?

«. Когда высокий Анум и Эллиль, владыка небес и земли, определили Мардуку владычество над всеми людьми, возвеличили его, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля, – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы воссияла справедливость в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения.

Я – Хаммурапи, пастырь, скопивший богатство и изобилие, сделавший все связи небес и земли, заботливый попечитель, могучий царь, очистивший ритуалы. Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки; семя царственности, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугаль. »

Хаммурапи еще долго перечисляет свои титулы и заслуги, и, право же, само перечисление это – песня. «Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий, укрепивший фундамент Сиппара, одевший зеленью часовню Айи, поднявший храм Эбарру, подобно небесному чертогу. Владыка, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению, высоко поднявший главу Эанны, скопивший богатство для Анума и Иштар. Дракон среди царей. Западня для врагов. Ярый буйвол, попечитель, Бог царей, знающий мудрость. Владыка, достойный жезла и короны, которого сделала совершенным мудрая богиня Мама, укрепивший границы города Кеша. » через несколько абзацев, излагает свои постановления, значительная часть которых рифмуется словами «должен быть убит». Вавилонское государство не знало, что убийство от лица государства называется «казнью». Преступников не казнили, а убивали.

Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он – лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.
Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь».

Однако вслед за уложениями уголовного права идут спокойные уложения экономического характера:

«Если жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.
Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей».

«Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена.
Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.
Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.
. Если она не блюла себя, была гулящей, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду».

В общем, все приблизительно как сейчас.

Составители что Ветхого, что Нового Заветов не любили Вавилон – ни его строения, ни его царей, ни его религию, которая, по словам Иоанна Богослова, уподоблялась блуднице: «облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откровение Иоанна. 17:1-6). Библия же сообщает нам и имя первого легендарного царя Вавилона, Нимрода (Немврода), который, как и положено герою, был огромен, мощен физически и прославился тем, что защищал соплеменников от диких зверей: «Нимрод был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом» (Быт. 10:8-9). А где есть централизованная борьба с бездушными силами природы, там есть и государство. Царство Нимрода и есть то первое царство, которое упоминается в Библии. Возвысившийся над людьми сильный Нимрод, оказывается «сильным» и против библейского Бога. пишет: «Это был Нимрод, кто возбудил людей к такому оскорблению и презрению Бога. Он также изменил прежнюю форму правления в тиранию, не видя другого способа отвратить людей от страха Божьего. Люди были хорошо подготовлены, чтобы повиноваться Нимроду, и они построили башню, не обращая внимания на боль, не проявляя ни в малейшей степени небрежности в работе, и по причине множества рабочих рук она выросла очень высоко. Место, где они построили башню, сейчас называется Вавилон».

— башня (столп) высотой до небес, которую, согласно библейской легенде, начали строить внук Хама Нимрод (Нимврод) и другие потомки Ноя, чтобы было где укрыться в случае нового всемирного потопа.

Другим мотивом послужила непомерная гордыня людей, их стремление «сравняться с богами».

В переносном смысле — грандиозное предприятие, окончившееся неудачей из-за внешних обстоятельств либо просчетов авторов.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, [люди] нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола (ил) вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:1-7).

Не понимая друг друга, люди перестали строить Вавилонскую башню и рассеялись по всей земле, а это место получило название Вавилон — «смешение».

Эпизод со строительством Вавилонской башни породил и продолжает рождать массу исторических и философских ассоциаций, нашедших отражение в мировой литературе. Великий русский писатель усмотрел в нем связь с идеями атеизма и социализма:

«Социализм есть не только рабочий вопрос, или так называемого четвертого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю» («Братья Карамазовы»).

Фраз.: «говорить на разных языках» — не понимать друг друга; «сделать (составить) себе имя» — прославиться; «вавилонское столпотворение».

Изобр.: Питер Брейгель, «Вавилонская башня»,1563. Г. Доре, «Вавилонская башня», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Вавилонская башня», 1850-е.

Лит.: Моррис Уэст, «Вавилонская башня». Сигурд Хуль, роман «У подножия Вавилонской башни». Тэйлор Колдуэлл, «Столп нерушимый» (жизнеописание Цицерона).

К небу тащите каменья, рабы!

Стройте над сводами своды;

Там будут жалкие ваши мольбы

Ближе к Владыке природы.

Стройте, пока царь бичами вас бить

Не отменил повеленья.

Мысли великой должны вы служить,

Мысль эта — столпотворенье.

Пусть мой Творец топит мой Вавилон,

Пусть утучняет костями

Мой вертоград — я поставлю мой трон

Над облаками с звездами.

Выше громов я воссяду на нем

И, не смущаемый ревом

Хлябей морских, буду с гневным Творцом

Я говорить с тем же гневом.

Иегова длань простер и зовет

Глас его — гром. Одеянье —

Туча, которую буря несет.

Гнев его — молний сверканье.

Ужас настал — помутились умы,

День почернел от испуга.

Ненависть нас разобщила, и мы

Не понимаем друг друга.

Из берегов выступает Евфрат,

Треснула башня, подмостки горят.

Зла переполнилась чаша.

Слышится вопль — пал наш гордый пророк.

Плачущих жен мы уводим.

Запад, прими нас! Прими нас, восток.

Боже! Спаси нас — уходим.

Не только страх перед стихийными и прочими бедствиями побуждает людей объединяться. Большую роль играет также потребность в чувстве причастности к великой идее, принадлежности к группе, общности, сплоченной единым великим делом. Однако последствия грандиозных свершений бывают непредсказуемыми, страшными. Став «царем природы», человек вдруг с удивлением осознает себя рабом идеи, рабом общества, рабом однообразия. И тогда центробежные силы берут верх над центростремительными; стремление к объединению сменяется тягой к обособлению, многообразию, самопознанию и самоутверждению. Двадцатый век видел яркие, удивительные примеры объединения и разъединения людей, возникновения и распада империй. Во всех этих процессах не последнюю роль играли и продолжают играть языки.

. Все выше и выше их башня растет

И вот уж вершиной ушла в небосвод.

Поспешней движенье. быстрее топор,

Но скоро подъемлются крики и спор.

Один просит камень — другой подает

Просящему спелой смоковницы плод,

И каждый другого не может понять,

И, чужды друг другу, все стали роптать.

Замолкла работа, не носится груз

К вершине по белым ступеням.

Заспорили — рухнул великий союз,

Конца нет упрекам и пеням.

Рассыпались люди нестройной толпой,

Как птиц окрыленных испуганный рой.

Им стали отчизной чужие места,

И гордая башня осталась пуста.

Как сон за мечтой, за волною волна —

Идет век за веком. Сурово

Враждуют в неравной борьбе племена.

Придется ль сдружиться им снова,

Придется ль сплотиться во имя труда?

Во имя какого? Когда?

Есть в башне некий свет возвышенной дороги,

Ведущей в глубь небес по неземной траве.

И на ступень взойдя, мы все — немножко боги,

А выше правит Он — немножко человек.

Свой путь на небеса не все стремить умеют

(Известно, вертикаль для пеших нелегка).

И вавилонский блуд, и дерзкую идею,

И материализм перенесли века.

Возрадуется день грядущий и вчерашний

Эпохой новых дел, но не закатом Рыб,

И люди, наконец, поймут — под небо башню

Не гордостью они, а верой возвели б.

Источник

Оцените статью