Гордыня что это значит

Что такое гордыня: понятие, примеры, причины появления

Приветствую Вас, друзья!

Гордыня – это отрицательная черта личности, не вызывающая симпатии и осуждаемая большинством религий. В отличие от гордости, которую обычно отождествляют с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, самоуважением и моральными принципами, гордыню ассоциируют с заносчивостью, высокомерием и эгоистичной самовлюблённостью. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, как проявляется, почему возникает и как от неё избавиться.

Что такое гордыня?

Гордыней называется черта характера, проявляющаяся в непомерной гордости, убежденности в собственном превосходстве над другими, высокомерии и постоянной жажде похвалы. Горделивый человек значительно переоценивает свои заслуги и достоинства, но при этом склонен принижать чужие положительные качества.

В голове у такого человека все знакомые выстраиваются в определенной иерархии. На самом верху находится он сам, а «старшинство» остальных определяется тем, как он воспринимает их достоинства. Разумеется, выше всех в этой пирамиде находятся те, кого он сам уважает и кто демонстративно уважает его в ответ, регулярно хваля и превознося его заслуги.

Смежным понятием является тщеславие – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, постоянно слышать лесть и похвалу. Разница заключается в том, что тщеславный человек нуждается в лестном отношении, горделивый же и так уверен, что он лучший. Гордыня – это потребность чувствовать своё превосходство, а тщеславие – желание выглядеть лучшим в глазах окружающих.

Читайте также:  Что значит уклонение от особых атак бдо

Гордыня подразумевает неадекватную оценку собственной личности. Человек абсолютно убежден, что он лучше большинства людей. Он думает, что у него отличные спортивные данные, высокий интеллект, а в его голову постоянно приходят потрясающие идеи. И если бы у него были финансовые возможности, он давно обогнал бы по успехам Илона Маска. К сожалению, из-за неадекватной самооценки горделивые люди часто совершают ошибки или топчутся на месте, полагая, что успех скоро придёт к ним сам благодаря их талантам.

Признаки гордыни

Горделивый человек не замечает у себя данной особенности. Окружающие могут осуждать его высокомерие, чванливость и прочие негативные черты характера. Но именно он является тем, кто больше всего страдает от своей гордыни. Поэтому важно уметь вовремя обнаружить эту особенность и по возможности ослабить её влияние на свою жизнь.

Основные признаки гордыни:

  1. Стремление во всём быть первым. Горделивый человек уверен в своём превосходстве и считает, что всё самое лучшее должно доставаться только ему.
  2. Пренебрежение чужим мнением. Ради приличия он может выслушать близкого человека, но всё равно не придаст значения его словам.
  3. Эгоизм и эгоцентризм. Горделивый человек считает себя образцом для подражания и «достойнейшим из достойных». Поэтому он всегда ведёт себя эгоистично, считая, что ему должен доставаться самый большой и вкусный кусок.
  4. Необоснованная критика других людей.Поддавшись иллюзиям о собственном величии, горделивый человек становится более придирчивым к окружающим и критикует их за каждую мелочь.
  5. Неспособность к благодарности. Такие люди принимают как должное любые хорошие поступки, добрые слова и знаки внимания, не испытывая при этом благодарности. В их восприятии все окружающие должны хотеть сделать им что-то хорошее.
  6. Хвастливость. Гордыня делает человека хвастливым. Он любит рассказать о своих добродетелях, достижениях, карьерных успехах и любовных похождениях. Разумеется, эти истории всегда сильно приукрашены и поданы в максимально выгодном для гордеца свете.
  7. Избыток пафоса. Рассказывая о собственных достоинствах, горделивые люди бросаются пафосными фразами, любят использовать редкие слова, смысл которых сами не понимают. Так они пытаются продемонстрировать образованность, начитанность и красноречие. Мысль о том, что собеседник может знать значения слов, употребляемых ими невпопад, им в голову обычно не приходит.

Причины гордыни

Формирование данной черты характера всецело зависит от воспитания и жизненного опыта человека. При этом наибольшее значение имеют такие факторы как:

  1. Ошибки воспитания. Если родители с детства убеждают ребёнка в его исключительности, он вырастет эгоцентричной личностью, уверенной в своей непогрешимости и превосходстве над окружающими.
  2. Удачливость (реальная или мнимая). Бывает, что у человека формируется уверенность в своем необычайном везении. Он верит, что ему всё даётся легко – благодаря таланту и удаче. В итоге он зазнается и начинает верить в свою исключительность.
  3. Привлекательная внешность. Симпатичным парням и девушкам в молодые годы всё даётся легко. Благодаря этому у них укрепляется уверенность в своем превосходстве над сверстниками.
  4. Аристократическое происхождение. В России довольно много семей с аристократическими корнями. И для современных молодых людей знатное происхождение нередко становится причиной гордыни.
  5. Заниженная самооценка. У человека с комплексами и заниженной самооценкой гордыня может развиваться как защитная реакция. Он боится быть осмеянным, поэтому действует на опережение и ставит себя выше других.

Независимо от того, по каким причинам сформировалась гордыня, такой человек обычно не очень приятен в общении. Демонстрируя свои сильные стороны, он может произвести хорошее впечатление при знакомстве. Однако хорошим другом, с которым хочется проводить время, ему не стать.

Отличия гордыни от гордости

Чтобы лучше понять, что такое гордыня, необходимо разобраться, чем она отличается от гордости. Это однокоренные слова, но их смысл сильно отличается. Если гордыня считается отрицательным явлением, производящим неприятное впечатление на окружающих, то гордость – это скорее положительное переживание. Чтобы лучше понять, чем гордыня отличается от гордости, сравним их по нескольким направлениям:

Объект на который направлено чувство. Гордость можно испытывать за себя, за проект в котором участвуешь, за достижения своих детей, учеников и друзей. При этом гордость не отрицает скромность. Гордыня всегда связана только с собственными достоинствами, как правило, сильно преувеличенными.

Сопутствующие эмоции и черты характера. Гордость связана с самоуважением, высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и твердыми моральными принципами. Гордыня обычно сопровождается лицемерием, завистью и лживостью.

Эмоциональный эффект. Гордость мотивирует, вдохновляет, повышает веру в себя и свои идеалы, помогает двигаться вперёд. Гордыня не мотивирует. Как правило, горделивый человек менее старателен и склонен преувеличивать свои успехи на словах вместо того, чтобы в действительности добиваться большего.

Чем так плоха гордыня?

Гордыня – это разрушающее чувство, которое отравляет душу и делает человека малоприятным для дружеского общения. На него нельзя положиться, с ним не хочется быть откровенным. Если приятель делится с ним своими успехами, горделивый человек сразу же переходит к критике и умалению его заслуг. Такую реакцию вряд ли можно назвать дружеской.

Если же кто-то посетует на проблемы, гордец обязательно порадуется, что вокруг одни неудачными, а он так успешен и самодостаточен, что никогда не жалуется. Он не склонен к эмпатии и не способен к сочувствию. Потешаясь над близкими людьми, горделивый человек даже не чувствует, как отталкивает их от себя.

Как избавиться от гордыни?

Разобравшись, что такое гордыня, мы можем с уверенностью сказать, что это отрицательная черта личности, от которой необходимо избавляться как можно быстрее. Для этого можно воспользоваться несложной программой из нескольких шагов:

  1. Определите свою цель. «Потому что это плохо» – недостаточная причина для эффективной мотивации. Поставьте перед собой цель, которая будет по-настоящему мотивировать. Например, «Избавившись от гордыни, я смогу прекратить ссориться с любимым человеком».
  2. Интересуйтесь чужим мнением. Попросите близкого человека составить ваш словесный портрет и записать его на бумаге, честно указав и сильные, и слабые стороны. Обязательно поблагодарите его за результат, даже если в нём присутствуют обидные тезисы. В дальнейшем этот человек охотнее будет помогать вам советами.
  3. Работайте над собой. Вооружившись списком, полученным на предыдущем этапе, начинайте совершенствоваться. Нужно подчеркивать и закреплять свои сильные стороны, а от минусов по возможности избавляться.
  4. Улучшайте навыки общения. Учитесь слушать людей, понимая не только слова, но и то, что стоит за этими словами. Учитесь видеть уникальную, особенную личность в каждом собеседнике. Читайте также: как стать более общительным?
  5. Расширяйте границы. Попробуйте сделать что-то, что вам ранее мешала делать гордыня. Например, начните здороваться с сотрудниками офисного здания в котором работаете: с коллегами, начальниками, посетителями, охранниками, уборщицами – со всеми.
  6. Будьте щедрее на добрые слова. Говорите приятные вещи окружающим. Хвалите их, поощряйте успехи, если просите о чем-то – делайте это вежливо и не забывайте о благодарности.

Методично выполняя перечисленные упражнения, можно значительно ослабить влияние гордыни на свою жизнь, а со временем и вовсе избавиться от данной черты характера. Это поможет значительно улучшить взаимоотношения с семьей, друзьями и коллегами.

Заключение

Гордыня разлагает психику, меняет представления о морали и нравственности, мешает строить хорошие отношения. Если вы признали наличие у себя данной черты, значит, вы сделали первый шаг на пути её искоренения, ведь фактически это признание своего несовершенства. Теперь остаётся только методично выполнять рассмотренные упражнения, и со временем можно стать по-настоящему душевным человеком, с которым всем и всегда будет приятно общаться.

Источник

Что такое гордыня

Часть 1. Отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Что такое гордыня

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Читайте также — Зависть — русский грех

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

Читайте также

Источник

Оцените статью