- «Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло
- Третьего не дано
- Рана зарастёт
- Чтобы победить, нужно сострадать
- Гнев и страх
- Читайте также
- Гнев и чувство вины
- Гнев и вспыльчивость
- Страх страхов: страх, что меня не любят
- Миф 5. Примитивные реакции (страх, гнев, ревность, агрессия) подавляют высший мозг, и человек тут бессилен
- ГЛАВА 18 ГНЕВ
- Гнев, раздражительность, оскорбления
- 13. Гнев, страх… и еда
- Экспрессия разжигает гнев
- Гнев убивает
- Уложите свой гнев!
- Порвите гнев!
- Смягчить гнев противника
- Заговор, укрощающий гнев
- Страх и гнев, любовь и игра
«Кто сострадает, тот побеждает в сражении»: священники объясняют, как отвечать на зло
Как реагировать, если по отношению к тебе совершили несправедливость? Как отвечать с любовью на зло? Приводим мнения приснопоминаемого протоиерея Димитрия Смирнова, а также иеромонаха Макария (Маркиша) и иерея Игоря Сильченкова.
О том, что обидчику нужно подставить другую щеку, в Писании читали все мы. И все же, вопрос о том, как правильно реагировать на зло, всякий раз ставит нас в тупик. Ко встрече с ним мы никогда не бываем готовы. Сталкиваясь с неправдой, мы цепенеем в растерянности и порой не знаем, что предпринять дальше.
Особенно много таких ситуаций бывает в семейной жизни. Самые болезненные раны наносят те, кого мы любим: супруги, родители, дети, и тогда в семье вместо мира надолго водворяется разлад. Ссоры и злоба подтачивают основания домов.
Между тем, никакого тупика нет, жизнь продолжается и предлагает нам иные выходы. Какие? Отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Третьего не дано
«Есть две духовные природы во Вселенной: добро и зло; Бог и сатана; Царствие Небесное (рай) и ад. Третьего не дано.
И если кто-то злобится на нас, то мы должны побеждать зло добром, как сказал апостол Павел в Послании к Римлянам.
Если кто-то находится в гневе по отношению к тебе или ненавидит, или даже ударил тебя, то в каком состоянии находится этот человек?
Он находится в состоянии зла. Он находится во грехе. Как победить этого человека?
Вернее, победить не человека, а зло, которое внутри него?
Многие люди, которые живут без креста, без Бога, без молитвы, считают сказанные Иисусом слова «если ударят по правой щеке, подставь левую…» трусостью.
А сможет ли трусливый человек так сделать? Не озлобиться, не возненавидеть?
Трус убежит или накинется в ответ с палкой, он будет агрессивно защищаться. Только очень смиренный и близкий к Богу человек сможет подставить вторую щеку.
Он не озлобится, не затаит обиду или ненависть.
Самая главная победа добра над злом происходит в самом человеке, которого ударили.
Потому что, когда нам причиняют зло, в нашей душе может родиться гнев, ненависть, обида. То есть те же самые чувства, что и в нашем обидчике.
Но если мы сумеем себя обуздать, победить гнев, победить страх, который гонит нас схватить палку и отомстить обидчику, это означает, что мы одержали победу над злом.
В этом случае возможно также победить зло, которое находится и в обидчике. Если человек нанёс нам удар, но вместо ответной агрессии увидел смирение, то, возможно, он успокоится и увидит, что был не прав.
Но если ответить ударом на удар, то завяжется драка. Драка выльется в ненависть и злобу.
В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном человеке, и теперь она поселилась в другом. Они обменялись злом, и оно умножилось.
Подставить другую щеку – это евангельская высота. И взять её сходу очень трудно. Возможно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»
(Иерей Игорь Сильченков, миссионер).
Рана зарастёт
«Злоба, гнев, ненависть, раздражение – это всё страсти человеческие, которые мучают душу. Нужно обращаться к Спасителю.
Он и пришёл на землю, чтобы нас от этого освободить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас освободил от этих пагубных страстей. Если мы будем усердно просить, то ненависть уляжется.
Все наши беды происходят от незнания Священного Писания. Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас». Если человек молится за того, кто причинил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.
Каждый раз на молитве поминайте обидчика, желая ему и доброго здравия, и спасения души. Ведь всегда, когда мы молимся за какого-то человека, он становится нам родным и близким.
Если мы будем целенаправленно бороться со злопамятством, то эта рана обязательно зарастёт».
(Протоиерей Дмитрий Смирнов (1951–2020 гг.), церковный и общественный деятель).
Чтобы победить, нужно сострадать
«Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Здесь, как в капельке воды, отражается вся евангельская нравственная мудрость: побеждай зло добром, потому что источник добра – Бог, и воплощение воли Божьей на земле – это добро».
Этот принцип – побеждай зло добром, а не давай злу победить себя – общий не только для христианского сознания, но и практически для всех подлинных религиозных конфессий.
Мы знаем, что Ветхий Завет содержит в себе всякие истории, в том числе жестокие и кровопролитные. Но это вовсе не значит, что религия Ветхого Завета этому учит.
А чему учит Ветхий Завет? В Книге Притч Соломоновых есть такие строчки: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя».
Действительно, есть такая христианская установка – владей собой, не пытайся владеть другими.
И потом, храбрость – это, конечно, доблесть, но гораздо более существенная доблесть для подавляющего большинства из нас – это способность терпеть.
Интересно, что древние мудрецы Китая говорили о том же самом. Лао-Цзы, живший за пятьсот лет до Христа, писал: «Кто сострадает, тот побеждает в сражении».
Вот ведь парадокс: для того, чтобы победить в сражении, оказывается, нужно иметь сострадание»…
(Иеромонах Макарий (Маркиш), церковный публицист, миссионер).
Источник
Гнев и страх
Другая пара эмоций — гнев и страх — связана с переживанием или предвосхищением боли. Их возникновение совпадает с развитием мышечной системы. Уже на первом году жизни ребенок начинает реагировать на боль и недомогание произвольными движениями. Этому предшествуют исключительно непроизвольные реакции в виде плача, изгибаний и извиваний тела и беспорядочных ударов ногами. Эти действия выражают чувство раздражения, которое позднее сменяется гневом. Эмоция гнева постепенно вытесняет плач как средство разрядки напряжения. Однако гнев маленького ребенка, как правило, не способен повлиять на ситуацию и обычно переходит в плач, который является базовым механизмом высвобождения напряжения.
Вообще, гнев является более эффективной реакцией, чем плач, поскольку он направлен на устранение причины боли. Для этого соответственно необходимо обладать способностью распознавать причину и понимать, на какой именно объект следует направить гнев. В то время как плач сопровождается ощущением собственной беспомощности в сложившейся ситуации, гнев преодолевает это чувство.
В состоянии гнева мышцы вдоль спины заряжаются возбуждением, мобилизуя тело для атаки. Гнев ощущается как волна, движущаяся вверх по спине, к голове и рукам. Такой прилив эмоции сопровождается мощным притоком крови к этим частям тела. При наличии торможений и напряжений, блокирующих этот поток чувства, может возникнуть головная боль. С другой стороны, плач переживается как отток. Во время плача заряд покидает мышечную систему и напряжение выходит наружу через конвульсивное рыдание. Гнев во многих отношениях подобен грозе: после разрядки чувства через интенсивные движения сознание проясняется и возвращается хорошее самочувствие, тогда как плач можно сравнить с тихим дождем.
Гнев и страх относятся к эмоциям, возникающим в чрезвычайных ситуациях, они активируют симпатико-адреналовую[31] систему, чтобы обеспечить дополнительную выработку энергии для борьбы или бегства. В том и другом эмоциональном состоянии мышечная система заряжается и мобилизуется к действию. В случае гнева организм готовится к нападению на источник боли. При возникновении страха организм настраивается на отступление и бегство от опасности. Эти два противоположных направления движения отражают то, что происходит в теле. Движение, направленное вверх вдоль спины, которое у собаки поднимает шерсть дыбом вместе с подачей головы вперед и опусканием плеч, представляет собой подготовку к нападению. Результатом движения вниз вдоль спины становится втягивание нижнего отдела позвоночника и заряжение ног к бегству. В состоянии страха человек разворачивается и бежит. Если бегство невозможно, то возбуждение застревает в области спины и шеи, плечи поднимаются, глаза широко раскрываются, голова отводится назад, таз поджимается. Являясь типичным выражением страха, такая поза тела указывает на то, что человек находится в постоянном состоянии страха, не зависимо от того, сознает он это или нет.
Движение потока возбуждения вдоль спины к голове в момент гнева, вероятно, объясняется тем фактом, что у человека, как и у большинства млекопитающих, основными средствами выражения агрессии служат рот и зубы. Импульс укусить — это архаичная форма выражения гнева. Почти все дети в определенном возрасте кусаются, а иногда это делают и взрослые, в основном женщины. Это весьма эффективная форма атаки, поскольку вызывает сильную боль, но ее недостатком является необходимость близкого контакта. Поэтому удар, который не столь требователен к дистанции и допускает большую маневренность, вытеснил кусание, став основным физическим способом выражения гнева. Тем не менее, когда человек сильно злится, его лицо часто принимает выражение оскала, которое ассоциируется с укусом.
Я убежден в том, что сдерживание импульса укусить во многом ответственно за многие нарушения в в сфере эмоционального выражения. Эти нарушения принимают форму неспособности рассердиться, истерических вспышек и постоянного чувства раздражения. Гнев, подобно другим базовым эмоциям, является выражением эго. Он не прорывается, подобно истерическим реакциям, вопреки сознательным намерениям, он направляется эго и нацелен на позитивный результат, а именно — устранение причины фрустрации или боли. Гнев — это не враждебность, ибо разозлиться не значит отвернуться или охладеть. Сдерживание импульса укусить препятствует движению возбуждения в голову и челюсть и блокирует естественное переживание этой эмоции.
Неспособность человека «хвататься зубами за жизнь» или «вгрызаться в землю» когда это необходимо, является одним из результатов подавления импульса укусить. Я не призываю поощрять укусы в процессе воспитания детей, однако их не следует наказывать за то, что они кусаются или каким-то иным образом выражают свой гнев. Человек, которому отказано в праве выразить гнев, оказывается незащищенным. Будучи доведен до состояния страха и беспомощности, он будет пытаться преодолеть их, манипулируя своим окружением. Биоэнергетическая практика ясно показывает, что за хроническими чувствами страха и беспомощности скрывается подавляемый гнев.
Отношение между страхом и гневом заключается в том, что одно сменяется другим. Если испуганный человек повернется лицом к опасности и решит нападать, то он разозлится и перестанет бояться. Это происходит потому, что поток возбуждения в его теле меняет направление. Его новое чувство — не что иное, как восприятие этой перемены. Когда нападающий человек начинает отступать, он по той же причине становится испуган. Чувство гнева находит разрядку в движениях нападения. Чувство страха разряжается через бегство.
Страх развивается, когда источник боли представлен превосходящей с виду силой. Предосторожность советует человеку отступить, чтобы избежать боли, однако предосторожность является голосом разума, а эмоции не подчиняются сознательному контролю. Выберет ли человек борьбу или бегство, будет зависеть от его характера и от ситуации. Несмотря на превосходящие силы агрессора, человек может реагировать на насилие гневом в тех обстоятельствах, когда отступление физически или психологически нецелесообразно. Праведный гнев прибавляет человеку немало сил и часто оказывается достаточным, чтобы компенсировать недостаток роста или веса. Человек, испытывающий гнев, как правило, подкрепляет себя убеждением в справедливости или оправданности своего состояния.
С другой стороны, в ситуациях, когда гнев не может быть мобилизован, вследствие того что источник опасности неясен, неизвестен или безличен, естественной реакцией оказывается страх. Так, дети боятся, когда их оставляют в темноте одних. Они чувствуют себя беззащитными и либо убегают, либо начинают плакать. По той же причине взрослые боятся неизвестного. Говорить ребенку, что ему не следует бояться темноты, глупо. Ему можно объяснить, что никакой реальной опасности в данной ситуации не существует, но при этом следует понимать, что его страх является биологической реакцией, которую нельзя подвергать осуждению. Мы наносим непоправимый вред своим детям, когда называем их трусами и заставляем стыдиться своих естественных реакций. Такое иррациональное отношение со стороны некоторых взрослых — следствие незнания ими сути эмоциональных реакций. Кроме того, это в определенной степени представляет собой отреагирование на своих детях того способа обращения, с которым они столкнулись сами, будучи маленькими и беззащитными.
Хотя у испуганного человека спонтанно возникает импульс к бегству, он может быть заблокирован усилием воли. Воля является механизмом, действующим в чрезвычайных ситуациях, находящимся под контролем эго и способным иногда брать верх над эмоциональной реакцией. В некоторых ситуациях это даже может спасти человеку жизнь. Воля, тем не менее, не снижает чувство страха. Она позволяет человеку отстаивать свою позицию или двигаться вперед, невзирая на страх. Хотя это может быть и проявлением безрассудства, как в тех случаях, когда посредством воли страх подавляется ради удовлетворения эго.
Когда эго идентифицировано с телом, оно поддерживает эмоциональные реакции тела и направляет их в эффективные действия. Если человек испытывает страх, то все действия эго будут направлены на то, чтобы избежать опасности. В отсутствии контроля эго, который поддерживается благодаря идентификации с собственными чувствами, страх может легко перерасти в панику. Сходным образом, когда человек разгневан, поставленные эго ограничения сводят его поведение к самым необходимым действиям, обеспечивающим прекращение или предотвращение боли или физического вреда. Эго добавляет элемент рациональности к гневу и не дает ему выйти из-под контроля. Поскольку гнев обычно утихает с прекращением негативного внешнего воздействия, его нельзя считать деструктивным действием. Иное дело — ярость. Когда идентификация эго с телом снижается, приводя к ослаблению контроля, то волна гнева часто прорывается в виде ярости, часто оказывающей разрушительное воздействие на самого человека и его окружение.
Подобно большинству других проявлений личности, паника и ярость полярно взаимосвязаны друг с другом. В обоих случаях человек чувствует себя словно в ловушке. Столкнувшись с непреодолимой опасностью, на которую нельзя ответить бегством или борьбой, человек почувствует панику или ярость. Если это паника, его порывом будет отчаянное, бесконтрольное желание убраться прочь от опасности любой ценой. Если такая возможность возникнет, он побежит без оглядки, даже не пытаясь оценить возникшую ситуацию; налицо полное отсутствие контроля со стороны эго. Если бегство невозможно, его реакцией будет ярость,
Ярким примером паники является поведение людей, оказавшихся в горящем помещении. Ослепленные стремлением выбраться из угрожающей ситуации, они часто не замечают имеющихся путей спасения и действуют саморазрушительным способом. Паника часто наблюдается во время военных действий, когда люди слепо бегут от приближающегося врага. Но нам сложно представить, что паника может охватить ребенка, которому угрожает разгневанный родитель. Он буквально оказывается в ловушке, поскольку ни борьба, ни бегство для него невозможны. В такой ситуации паника может принять форму истерического крика.
Дети, живущие в условиях постоянной угрозы, развивают хроническое состояние паники, С возрастом они научаются подавлять это чувство, но эффективность подобного подавления весьма относительна. Подавленное чувство прорывается позднее, причем в ситуациях, которые, хоть и являются стрессовыми, не оправдывают, с рациональной точки зрения, такой интенсивной реакции. Некоторые люди настолько близки к состоянию паники, что боятся выходить из дома в одиночку. Мне приходилось сталкиваться на практике с несколькими подобными случаями. У других паника скрыта внутри. Это, как правило, проявляется в чрезмерно поднятой, надутой грудной клетке и затрудненном дыхании. Человек в состоянии паники чувствует, что ему не хватает воздуха. И наоборот, когда человек чувствует, что не получает достаточно воздуха, он впадает в панику. Затрудненное дыхание скрывает за собой заблокированный крик. Если с помощью терапии крик выпустить на свободу, то дыхание становится свободнее и чувство паники снижается.
Реакцией человека на угрожающую ситуацию также может быть ярость, особенно при наличии объекта, на который ее можно направить. При этом мышечное возбуждение становится чрезмерным, и человек теряет контроль над своими действиями. Подобно панике, ярость слепа. Человек в ярости бросается в атаку очертя голову, не осознавая деструктивных последствий своего поведения. В отличие от гнева, ярость связана не столько с конкретным внешним стимулом, сколько с внутренним ощущением безвыходности.
Как можно объяснить ярость, которую некоторые родители иногда направляют на своих детей? Трудно представить, что ребенок может стать для родителя причиной подавляющего страха. Объяснение следует искать в предположении, что ребенок может вызвать у родителя чувство безысходности. Прежде всего, мать привязана к своему ребенку. Она знает, что обязана обеспечить ему постоянный уход и внимание, в которых тот нуждается. Если уровень ее энергии снижен, то ребенок станет для нее непосильной ношей. В ситуации неблагополучно складывающихся отношений с супругом ребенок станет для нее цепью, удерживающей ее в этих отношениях и, стало быть, причиной ее страданий. Если ее собственные детские потребности не удовлетворялись, она будет с возмущением отвергать исходящие от собственного ребенка требования любви. Если материнство не становится для нее источником удовольствия и радости, она будет чувствовать себя в пойманной в ловушку взятых на себя обязательств. И в моменты сильного стресса она будет направлять на ребенка свою ярость.
Родительская ярость повергает ребенка в ужас. К подробному описанию этого состояния я перейду ниже, а сейчас хотел бы заметить, что не только открытое выражение ярости или насилие оказывает подобное воздействие. Скрытая жестокость родителя, которую чувствует ребенок, воздействует на него точно так же. Выражение ярости на родительском лице — это то, что ребенок не в силах понять и с чем не способен справиться. Это прямая угроза его существованию. Мне приходилось видеть выражение лиц родителей, с яростью глядящих на своих детей. При этом родители, которые находились в этот момент в моем офисе, даже не осознавали того, что написано у них на лицах. Лицо матери становилось темным, как если бы черная туча нависла у нее над бровями. В положении челюсти читалась беспощадность. Глаза были холодны и жестоки. Это был взгляд убийцы. При встрече с таким взглядом ребенка парализует ужас.
Б подобном состоянии наступает паралич мышечной системы, исключающий любой вид борьбы или бегства. Ужас представляет собой еще более интенсивную форму страха, чем паника, и развивается в ситуациях, когда любое усилие, направленное на сопротивление или бегство, кажется безнадежным. Ужас — это одна из форм шока; ощущения отводятся от периферии тела, снижая чувствительность организма в ожидании наступления последней агонии. Это уход в себя.
У ребенка, испытывающего ужас в отношениях с собственными родителями, формируется шизоидная личность. В его теле проявляются все соответствующие признаки: оно становится жестким и скованным или дряблым, со слабым мышечным тонусом. Поверхность тела недостаточно заряжена. Глаза обычно пустые, на лице застывшее, словно маска, выражение. Дыхание сильно ограничено спазмами мышц горла и бронхов. Вдох поверхностный, а грудная клетка удерживается в позиции выдоха. Недостаток движения приводит к деперсонализации, то есть отделению восприятия эго от тела.
Когда превалирующим чувством является паника, тело принимает другое выражение. Оно становится напряженным, будто готовится к побегу. Грудь надута и зафиксирована в положении вдоха. Испуг вынуждает человека всасывать воздух, обеспечивая организм дополнительным кислородом для борьбы или бегства. В состоянии паники происходит задержка воздуха, горло смыкается, и человек, кажется, не может дышать. Эта неспособность полностью выдохнуть способствует поддержанию состояния паники точно так же, как неспособность полностью вдохнуть поддерживает состояние ужаса.
Этот спектр простых эмоций и их описание не являются полными и всесторонними. Это лишь схема, представляющаяся удобной для того, чтобы обрисовать существующую биологическую систему и показать механизм ее функционирования. В следующей главе я расскажу о том, как мы искажаем свою эмоциональную жизнь.
Читайте также
Гнев и чувство вины
Гнев и чувство вины Гнев – эмоция, присущая всем людям. Одни справляются с гневом лучше, другие хуже; некоторые вообще отрицают, что испытывают это чувство. При определенных обстоятельствах братья и сестры детей с нарушениями могут испытывать гнев чаще и, возможно, в
Гнев и вспыльчивость
Гнев и вспыльчивость Беспокойство и раздражительность; больной бывает вне себя; озлобленность — Нукс Вомика.Гнев, последствие которого колика и другие заболевания — Колоцинт.Гнев, вызывающий менструальную колику — Хамомилла.Последствия гнева у раздражительных людей
Страх страхов: страх, что меня не любят
Страх страхов: страх, что меня не любят Материализм преподал человечеству урок властвования над женщиной. Властвование есть негативность. Для того чтобы жизнь складывалась хорошо, нужно привести физический и духовный мир в состояние равновесия.Наипервейшая сторона
Миф 5. Примитивные реакции (страх, гнев, ревность, агрессия) подавляют высший мозг, и человек тут бессилен
Миф 5. Примитивные реакции (страх, гнев, ревность, агрессия) подавляют высший мозг, и человек тут бессилен Сегодня многие знают, что первые четыре мифа не соответствуют действительности. Однако к пятому мифу это не относится.Под тот факт, что людьми движут примитивные
ГЛАВА 18 ГНЕВ
ГЛАВА 18 ГНЕВ Сдерживать гнев или давать ему выход? Подавлять его или находить отдушину для него? Медленно накаляться или вскипать? Какие бы формулировки мы ни находили, гнев и различные формы его проявления – часть нашей жизни.Но до недавнего времени у женщин – по крайней
Гнев, раздражительность, оскорбления
Гнев, раздражительность, оскорбления В Пуранах по этому поводу говорится:«Те, кто оскорбляют других, общаясь с ними, например, постоянно прерывают собеседника, причиняют им разочарование позорят их публично, лишают их собственности, получают болезненно чувствительный
13. Гнев, страх… и еда
13. Гнев, страх… и еда МарлаУже столько всего сказано в предыдущих главах, однако мы с вами обсудили далеко не всё. Приступая к написанию книги, мы спрашивали себя, что хотим дать читателям. Конечно, прежде всего, наша цель — научить вас делать Шажки и создавать Ритуалы,
Экспрессия разжигает гнев
Экспрессия разжигает гнев Д-р Тэврис одобряет эту стратегию. «Психологическое обоснование взрыва эмоций как клапана для сброса гнева, подвергнутое тщательной экспериментальной проверке, теряет свое правдоподобие, – говорит она. – Выражение гнева заставляет вас
Гнев убивает
Гнев убивает Эмоции буквально «протекают» сквозь тело, непосредственно влияя на состояние здоровья человека. Любая эмоция, испытываемая человеком, записывается водой, содержащейся в организме, и поддерживается. Если человек наполнен радостью – то отступают
Гнев Поговорим теперь о несколько обратной ситуации. Предположим, что человек очень уверен в себе и хочет что?то делать. Хочет быть полезным, хочет зарабатывать деньги, хочет, чтобы «колесики крутились», а они все никак не закрутятся. То ли у человека недостаточно опыта, то
Уложите свой гнев!
Уложите свой гнев! Еще в XIX веке французская графиня и «по совместительству» неплохая писательница София Сегюр тонко заметила: «Гнев – это оружие бессилия».Признайтесь, кто из вас готов демонстрировать перед другими собственное бессилие? Думается, что практически никто
Порвите гнев!
Порвите гнев! Как дома, так и на работе держите всегда под рукой размноженные на ксероксе (с увеличением до размеров стандартного бумажного листка) «Листы гнева».В ситуации, когда вы готовы уже и руки приложить к чьей-то враждебной физиономии, лучше заставьте себя сесть и
Смягчить гнев противника
Смягчить гнев противника Перед иконою «Умягчение злых сердец» читайте молитву: Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши: на Твой бо святый образ взирающе, Твоим состраданием и милосердованием о нас
Заговор, укрощающий гнев
Заговор, укрощающий гнев Если ваш начальник гневлив и вы его боитесь, заговорите платок и оботрите им свое лицо в тот момент, когда он снова станет на вас кричать. Увидите сами, что после этого нехитрого обряда он изменит свое к вам отношение к лучшему. Заговор
Страх и гнев, любовь и игра
Страх и гнев, любовь и игра Наши наиболее примитивные негативные эмоции развились еще у рептилий. Так что именно телесный, рептильный мозг содержит в себе центры, контролирующие страх и агрессию – самые древние и примитивные эмоции. Убийство добычи, защита своей
Источник