- Глаголом жечь сердца
- Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца» в других словарях:
- глаголом жечь сердца
- Смотреть что такое «глаголом жечь сердца» в других словарях:
- Значение крылатых выражений — Глаголом жги сердца людей, дворянское гнездо, дела давно минувших дней преданья старины глубокой
- Глаголом жги сердца людей
- Глаголом жечь сердца людей что это значит
Глаголом жечь сердца
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца» в других словарях:
глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
Глаголом жечь сердца людей — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики
ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова
«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия
демосфены и Цицероны — (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей , и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом. Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
рыцари духа — (иноск.) крестоносцы идеи Ср. Нужны фанатики света и любви. Но кто создаст их, этих новых рыцарей духа: не я ли сам, спрашивал он себя горькой улыбкой, буду этим пророком, буду глаголом жечь сердца людей? . Ср. (Die) Ritter vom Geiste. Karl… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Юрий Ильясов — Писатель Имя = Юрий Ильясов Оригинал имени = Фото: Подпись = Портрет Юрия Ильясова из книги «Устремление сердца» (1995) Имя при рождении = Рашит Фаттахович Ильясов Псевдонимы = Илья Юрьев(статьи) Дата рождения = 9 сентября 1950 Место… … Википедия
Демосфены и Цицероны — Демосѳены и Цицероны (иноск.) ораторы. Ср. Можно по пальцамъ перечесть отечественныхъ демосѳеновъ (изъ адвокатскихъ знаменитостей), способныхъ «глаголомъ жечь сердца людей», и тронуть удачнымъ повышеніемъ голоса, картиннымъ жестомъ. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Источник
глаголом жечь сердца
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «глаголом жечь сердца» в других словарях:
Глаголом жечь сердца — Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, убѣждать, распространять свѣтъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ раздѣляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
Глаголом жечь сердца людей — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики
ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова
«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия
демосфены и Цицероны — (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей , и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом. Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
рыцари духа — (иноск.) крестоносцы идеи Ср. Нужны фанатики света и любви. Но кто создаст их, этих новых рыцарей духа: не я ли сам, спрашивал он себя горькой улыбкой, буду этим пророком, буду глаголом жечь сердца людей? . Ср. (Die) Ritter vom Geiste. Karl… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Юрий Ильясов — Писатель Имя = Юрий Ильясов Оригинал имени = Фото: Подпись = Портрет Юрия Ильясова из книги «Устремление сердца» (1995) Имя при рождении = Рашит Фаттахович Ильясов Псевдонимы = Илья Юрьев(статьи) Дата рождения = 9 сентября 1950 Место… … Википедия
Демосфены и Цицероны — Демосѳены и Цицероны (иноск.) ораторы. Ср. Можно по пальцамъ перечесть отечественныхъ демосѳеновъ (изъ адвокатскихъ знаменитостей), способныхъ «глаголомъ жечь сердца людей», и тронуть удачнымъ повышеніемъ голоса, картиннымъ жестомъ. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Источник
Значение крылатых выражений — Глаголом жги сердца людей, дворянское гнездо, дела давно минувших дней преданья старины глубокой
«Глаголом жги сердца людей«
Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», 1828 год.
«Глагол» (устаревшее) — слово.
Употребляется обычно в художественных и публицистических произведениях как призыв к деятелям культуры и, прежде всего, к писателям — писать смело, ярко, вдохновенно, чтобы слово доходило до сердца читателя. Глагол жечь может стоять в различных формах.
Пример из литературы:
Он был писатель по природе, но ничего выдающегося не произвёл и не «жёг глаголом сердца людей» (М. Салтыков-Щедрин, «Имярек»).
«Государство — это мы«
Выражение В. И. Ленина из Политического отчёта Центрального Комитета Коммунистической партии на XI съезде партии 27 марта 1922 года: «…когда мы говорим государство, то государство это — мы, это — пролетариат, это — авангард рабочего класса». В своём выступлении В. И. Ленин употребил это выражение, перефразируя известное изречение «Государство — это я». Ещё в 1917 году В. И. Ленин писал в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством.. Но мы, требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (Полное собрание сочинений, том 34, страница 315).
Пример из литературы:
…если вы своевременно переплетёте книгу, она прослужит более долгий срок, принесёт людям больше пользы, сохранит государству расход бумаги: небрежное отношение к книге в наши дни при огромных тиражах приносит государству очень крупные убытки, а государство — это мы (М. Горький, «Беседы о ремесле»).
«Дворянское гнездо«
Название романа И. С. Тургенева, 1859 год.
Употребляется в качестве образного определения дворянской усадьбы — большого дома с садом в сельской местности. Обычно говорится о старых усадьбах дореволюционной России, в которых жило несколько поколений одной семьи.
Пример из литературы:
— Здесь очаровательно, — сказал Смольков. — Мне давно хотелось пожить в старом дворянском гнезде, — очаровательно (А. Н. Толстой, «Чудаки»).
«Дела давно минувших дней, предания старины глубокой«
Выражение из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». 1820 год, песнь 1.
«Предание» — переходящий от поколения к поколению рассказ о прошлом, легенда.
Говорится обычно о событиях, которые произошли очень давно.
Пример из литературы:
1) — Мне было тогда лет двадцать, — начал Н. Н., — дела давно минувших дней, как видите (И. Тургенев, «Ася»);
2) Теперь всё это уже «дела давно минувших дней и предания старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать (Н. Лесков, «Левша»).
Источник
Глаголом жги сердца людей
У Александра Пушкина есть одно прекрасное стихотворение. Называется оно «Пророк». В нём непревзойдённый русский поэт приводит смысл Божьего воззвания к своему пророку:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Сегодня повеление Бога, доведённое до всего человечества через любимца Всевышнего и Его Пророка Мухаммада ﷺ , продолжает зажигать сердца миллионов людей по всему миру. Освещённые светом религии, они приносят добро и радость в свои дома и семьи, служат примером для подражания, опорой для всего человечества.
Это послание через наследников Порока ﷺ – алимов и имамов – звучит каждый день и в тысячах мечетей по всему Дагестану.
Но, к сожалению, есть ещё те, чьих сердец не коснулось пламя, сжигающее невежество. Им очень трудно смириться и принять истину.
На днях прочитал в сети сообщение одной уроженки нашей республики, которая, восхищаясь новой школой, построенной между Каспийском и Махачкалой, выразила непонимание того, что в этом же районе «на деньги народа строят самую большую мечеть на Северном Кавказе».
Это мнение не ново. «У нас мечети на каждом углу. Лучше бы построили школу или детский садик», — нередко можно услышать от людей, которые не то что само учебное заведение, забор к нему не построили…
Казалось бы, в чем проблема? Кто ж вам мешает строить? Готовьте проекты, выходите с инициативой, ищите инвестора, согласовывайте с чиновниками, стройте школы, больницы или даже аэродромы. Россия – свободная страна, чего ж вы стоите?
Да разве кто против?
Правда, нас, как говорил герой одной классической советской комедии, терзают смутные сомнения. Маловероятно, что за народные средства удастся построить школы и садики.
Мечети возводить получается. Это факт. И не потому, что наш народ так «ударился» в религию, что и слышать не хочет об образовании. Ничего подобного, родители вне зависимости от того, какую религию исповедуют, мечтают дать своим детям всё самое лучшее, в том числе образование. Дело в том, что у людей, которые возводят мечети, есть авторитет и доверие народа. А вот школы аналогично сооружать не получается. Нужно объяснять, почему?
Строительство мечети (или любого другого культового сооружения), в отличие от школ, которые государство обязуется строить на деньги налогоплательщиков, дело сугубо личное. Хочешь – помогай, не хочешь – проходи мимо.
Эти разговоры никогда не прекращались и, наверное, будут продолжаться до самого Судного дня. Но факт остается фактом. Когда доходит до дела – мы сразу бежим к имаму. На днях в Центральной мечети по просьбе дагестанских газовиков просили всех вовремя платить за газ…
Нужно будет построить школу на народные деньги – уверен, первым об этом попросят объявить того же имама. Ведь он в своих проповедях обращается к умам и сердцам людей, разжигая в них искорку надежды… И люди ему верят.
Саидмухаммад Курбанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Глаголом жечь сердца людей что это значит
1.1.1. Почему Червяков так настойчиво извиняется перед генералом Бризжаловым?
1.2.1. Что означает фраза «Глаголом жги сердца людей»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. Войдя в приёмную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал приём прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.
— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, вашество, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и. нечаянно обрызгал. Изв.
— Какие пустяки. Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит. Нет, этого нельзя так оставить. Я ему объясню. »
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
—Вашество! Ежели я осмеливаюсь беспокоить вашество, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
— Да вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма, Пришлось на другой день идти самому объяснять.
— Я вчера приходил беспокоить вашество, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с. а смеяться я и не думал. I Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам. не будет.
— Пошёл вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошёл вон!! — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и. помер.
А. П. Чехов «Смерть чиновника»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую во двинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
1.1.2. Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова?
1.2.2. Зачем А. С. Пушкин использует в данном стихотворении многочисленные церковнославянизмы и устаревшие слова?
1.1.2. Тема маленького человека, униженного своей социальной ролью, разменявшего собственную жизнь на страх перед сильными мира сего, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы по-новому решается Чеховым. Генерал в рассказе ведет себя в высшей степени «нормально», а вот поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив, сам «накручивает» себя, чувство раболепия в нем настолько сильно, что несовместимо с самой жизнью.
1.2.2. Важная для Пушкина тема пророческого служения поэта людям раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом, изобилующим церковнославянизмами и устаревшими словами. Это связано, прежде всего, с тем, что в основу сюжета стихотворения легла библейская легенда о пророке Исайе, своеобразно переосмысленная поэтом. Передать замысел Пушкина — показать поэта как пророка, проповедника Всевышней воли на земле — и помогает особый язык стихотворения, обращающий нас к упомянутой части Библии — книге пророка Исайи.
1.1.1. Чехов по-новому решает излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы: если генерал ведет себя в высшей степени «нормально», то поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив — так в жизни не бывает. Главным объектом осмеяния в рассказе Чехова стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рассказе сочетается смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
1.2.1. В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро. В этом и заключается смысл фразы «Глаголом жги сердца людей».
Источник