Излюбленный геральдический мотив — изображения разнообразных животных. Сегодня они могут быть чётко разделены на фантастических и реальных, но в прошлом наука не ставила под сомнение существование таких животных как дракон, единорог, грифон и других. В Средние века и долгое время после, представления о животном мире основывались на трудах античных авторов и более поздних, пропитанных мистицизмом и символизмом произведениях, таких как «Физиолог», создававшихся на основе легенд, мифов, рассказах путешественников. Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия. Они делятся на животных-охотников (лев и другие хищники) и животных-жертв (к примеру, олень). Надо заметить, что есть некоторые геральдические существа, которые носят названия реальных животных, но практически не имеют сходства с ними. К примеру, геральдический тигр выглядит скорее как лев или волк. Ниже приводится список наиболее распространённых в геральдике типов животных, естественных и фантастических. Будет интересно коротко рассказать о некоторых из них.
Наиболее распространённые типы животных (естественные): Четвероногие животные Лев — символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия. Бык — символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства. Конь — совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы. Собака — Telbot (мастиф), а также Alaund и Greyhound — символ преданности и повиновения. Кошка — символ независимости. Овца (ягнёнок) — символ кротости. Лань — символ робости. Волк — символ злости, прожорливости и алчности. Медведь — символ предусмотрительности и силы. Олень — символ воина, перед которым бежит неприятель. Кабан (вепрь) — символ мужества. Слон — символ долгой памяти. Антилопа Кролик Птицы Птицы часто встречаются в геральдике, в общем выражая идею активной жизни. Вот перечень наиболее распространённых птиц. Орёл — символ власти и господства, великодушия и прозорливости. Павлин — символ тщеславия. Пеликан — символ родительской любви. Ворон — символ долголетия. Журавль (с камнем в одной лапе) — символ бдительности. Сокол — часто встречается в геральдике; изображался также с охотничьими атрибутами — кожаным колпачком с бубенчиком и ремешками (jessed, hooded and belled), с добычей, пучком стрел в когтях. Лебедь — иногда изображался короной на шее (точнее, на горле), и в этом случае обозначался термином «cygney-royal» (англ. «cygnet» — молодой лебедь). Сова — символ мудрости. Страус Аист Грач Попугай Утка Ласточка Насекомые Пчела — символ трудолюбия. Муравей — также символ трудолюбия. Бабочка — эмблема непостоянства. Морские животные Дельфин (Swift)- эмблема силы. Морская раковина (Escallop) — первоначально раковина служила знаком того, что носитель герба совершил паломничество к христианской святыне Св. Яго в Компостелле, Испания (Sant-Jago de Compostella), но позже символизировала участие предъявителя герба или его предка в дальнем паломничестве или в Крестовом походе. Змеи Змей, который может быть и драконом — символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий — символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши — символ медицины. Фантастические животные (Изображения и описания фантастических животных представлены в Бестиарии) Растения Дуб — символ крепости и силы. Оливковое дерево — символ мира. Пальма — символ долговечности.
Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — Bestia в переводе с латыни — зверь, а бестиарием назывался в древнем Риме боец с дикими зверями на арене цирка. Позднее, в Средние века, это название получили нравоучительные трактаты, в которых на примере мнимых и реальных животных рассматривались различные христианские понятия. Одним из главных источников для подобных трудов был «Физиолог» или «Нравописание зверей» — сборник, появившийся, видимо, во II веке в Александрии, который со временем расширялся и переводился на разные языки, в том числе на древнерусский. В «Физиологе» в духе христианской религии разъяснялось символическое значение нравов животных. Вот как, к примеру, трактовался в «Физиологе» онокентавр, сочетавший в себе, по мнению авторов, две природы — возвышенную и низменную, олицетворяя двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов: «Таковы люди непостоянные, идущие по двум путям, таковы те, кто, посещая церковь, не оставляют греховных помыслов. У них вид прямодушный, но они далеки от того, чем прикидываются. Они умеют соблазнять, подобно еретикам, которые проникают в сердца невинных и слабых».
Геральдических животных много, поскольку любой зверь может быть избран геральдической эмблемой. В этом «Маленьком бестиарии» коротко рассказать лишь о некоторых из них. Здесь мы рассмотрим прежде всего фантастических существ, попавших в геральдику из мифологии, или специально для нее созданных.
ЛЕВ И ЛЕОПАРД Лев — царь зверей, а также его разновидность — леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов. В Англии король Генрих I (1070-1135) использовал льва в орнаменте своего щита. Из 918 баннеретов короля Эдварда II (1285-1327) 225 имели на своих гербах льва.
Первоначально геральдические изображения были довольно примитивными, без детальной прорисовки (с XIII по XVI век в геральдике преобладал готический стиль, затем стиль барокко, а в XVIII веке — стиль рококо). При этом лев не отличался от леопарда — оба изображались удлинёнными, сухими и поджарыми, у льва не было гривы. Разница между ними была и остаётся не зоологической, а чисто геральдической, поэтому леопарда как отдельного геральдического животного фактически не существует. Классический геральдический лев должен стоять на задних лапах, и быть повёрнут в профиль. Если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом (если голова такого леопарда повёрнута в профиль, он становится леопардовым львом). Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом.
ОРЁЛ Орёл — царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты. В религиях многих народов орлы — спутники богов или сами являются богами. С давних времён эта величественная птица служит имперским символом.
Двуглавый орёл, весьма популярное геральдическое существо, возник, видимо, на востоке как символ соединения Мидийского царства с ассирийским, которое произошло в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи — Восточная и Западная, имевшие в гербах одноглавого орла. Восточно-Римская империя до своего падения имела в гербе чёрного двуглавого орла с червлёными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Таким путём он попал и в Россию, когда в 1472 году состоялся брак царя Иоанна III (1440-1505) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей).
Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm», когда без ног — «serpent». С опущенной головой он называется побеждённым драконом.
Разновидностью дракона является Вайверн — двуногий крылатый дракон с телом, переходящим в длинный остроконечный хвост, обыкновенно свернутый кольцом.
Единорог — великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании, где он появился благодаря королю Джеймсу I (1566-1625), а ранее он был эмблемой английской «королевы-девственницы» Елизаветы I (1558-1603). Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу. Самые ранние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры, в частности на печатях из древних городов долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппы. Единорог фигурирует в священных индийских текстах «Махабхарата» и «Атхарваведы». Влиянием этой позднейшей индийской традиции исследователи объясняют появление Единорога в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая и Римская традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией или Африкой. Ещё в конце XIX века находились учёные, верившие в реальность единорога (в качестве примера приведён рисунок из чешского гербовника — герб рода Смичковых).
Феникс — известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями.Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой (badge) английской королевы Елизаветы I.
Мартлет (martlet) — мифическая безногая птица-вестник, напоминающая ласточку или стрижа; на гербе она изображается с двумя пучками перьев вместо ног. Распространённое геральдическое изображение, использующееся для обозначения четвёртого сына. Так же в рыцарской геральдике мартлетты символизируют дочерей рыцаря.
Грифон — древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота. Величественный грифон, сочетающий в себе льва — царя зверей и орла — царя птиц, был популярным геральдическим животным
Василиск — экзотический монстр, убивающий взглядом. Историк и натуралист I века Плиний Старший в своей Естественной истории рассказывал о василиске как о небольшой змее с тремя выступами на голове, образующими что-то наподобие диадемы. Отсюда происходит и его название basiliscus-regulus (др.греч. базилевс — царь) и титул короля змей. Но в Средние века к описанию Плиния прибавились подробности происхождения василиска, что вызвало перемены в его облике — появилась разновидность василиска, названная «кокатрис». Считалось, что он рождался под звездой Сириус из круглого яйца, снесённого семилетним петухом и высиженного в навозной куче жабой. Столь невероятное совпадение факторов давало исключительный результат: василиск получался небольшим, с кошку, злобным существом с головой и ногами петуха, крылатым туловищем ящерицы (или жабы) и заострённым хвостом змеи. Он мог взглядом убивать людей и животных, от его смертоносного дыхания высыхала трава и растрескивались камни, а свист обращал в бегство даже ядовитых змей. Плиний описывает случай, когда всадник, убивший василиска длинным копьём, погиб вместе с лошадью от яда, дошедшего до него через древко. Но, по словам Плиния, дабы в природе ничто не оставалось без противовеса, имелся способ уничтожить монстра — стоило лишь показать ему зеркало, и тогда василиск умирал от отражения собственного взгляда. Некоторые источники предлагали и дополнительный способ: василиск мог погибнуть, если человеку удавалось заметить его раньше, чем монстр заметит его самого. Кровь василиска, смешанная с киноварью, может служить предохранительным средством от ядов и болезней, а также придаёт силу молитвам и заклинаниям.
Алхимия утверждала, что с помощью василиска можно превращать медь в золото. Для этой цели можно было вывести василиска искусственно. Вот какой способ разведения василисков предложен германским монахом Теофилом Пресвитером в труде «О различных искусствах», написанном в конце XI — начале XII века: «Есть . подземная темница, обложенная камнем и сверху, и снизу, и со всех сторон, с двумя столь малыми оконцами, что свет сквозь них едва проникает. Пускают сюда двух петухов двенадцати или пятнадцати лет и дают им еды обильной. Как разжиреют они, то от пыла, вызванного тучностью, спариваются и откладывают яйца. Когда яйца отложены, убивают петухов, и сажают жаб высиживать те яйца, и кормят их хлебом. Когда яйца насижены, вылупляются петушки, во всем подобные цыплятам, рожденным от курицы, но через семь дней вырастают у них змеиные хвосты». Затем следовало сжечь детенышей, смешать пепел с кровью рыжего человека и уксусом, и полученной смесью обработать медь (на рисунке из чешского гербовника — герб рода Враждовых).
Йейл (ял, йель) — это животное также впервые описал Плиний Старший. Некоторыми чертами и размерами йейл напоминает антилопу. Шкура у него чёрная или рыже-коричневая. Главные его особенности — кабаньи клыки и длинные загнутые рога, которые можно было направлять в разные стороны, так как они были подвижными. Йейл был очень популярен в Средние века в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых «королевских животных».
Саламандра — очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности.
Энфийлд (Enfield)- животное с головой и хвостом лисицы, задними ногами и туловищем волка, имеющее вместо передних ног орлиные лапы. Очевидно, впервые это существо появилось в навершии герба рода Келли, которое приведено на рисунке. Так же это животное изображено на гербе лондонского округа Энфилд.
Геральдический тигр, которого называют «tyger», чтобы отличить от настоящего тигра (tiger), встречающегося в геральдике, имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. По легенде, тигрица — грозная мать, готовая яростно защищать свое потомство, но человек может похитить ее детеныша, если будет держать перед собой зеркало — тигрица будет загипнотизирована собственным изображением и потеряет бдительность. Поэтому геральдические тигры иногда изображаются смотрящими в зеркало.
Геральдическая антилопа, называемая также «Agacella», мало походит на настоящую — это животное с головой геральдического тигра, кабаньими клыками, зазубренными рогами, с гривой на спине, телом антилопы и хвостом льва. Это существо было эмблемой (badge) короля Генриха V.
Альфин (Alphyn) очень похож на геральдического тигра, но с более плотным и волосатым телом, густой гривой, вытянутыми ушами, длинным тонким языком и перекрученным хвостом. Передние лапы у альфина орлиные.
Геральдическая пантера всегда изображается «incensed», то есть огнедышащей (разъяренной), с пламенем, вырывающимся изо рта и ушей. Существо описывается как прекрасное и доброе. Когда пантера пробуждается ото сна, она издает приятное высокое пение, и восхитительный поток приятно пахнущего дыхания доносится из ее рта, так, что все звери следуют за ней (кроме дракона, который боится пантеры и убегает прочь). Пантера была эмблемой (badge) королей Генриха IV и Генриха VI. Иногда она изображается как обычное животное типа пантеры, иногда (особенно в немецкой геральдике) как существо с четырьмя рогами, коровьими ушами и длинным красным языком в виде пламени.
Морской пес, возникал в воображении тех, кто никогда не видел настоящего морского котика, но слышал о нем от мореходов. Так морской пес был зачислен в семейство морских химер вместе с русалками, козерогами и прочими монстрами. Это существо использовалось в качестве эмблемы моряками и портовыми городами.
ДРУГИЕ МОРСКИЕ СУЩЕСТВА
Рыбий хвост может быть «приставлен» к любому животному или человеку. Полученные таким образом существа, нижняя половина которых изображалась в виде рыбьего хвоста, назывались «Marined». Таковы показанные здесь «морской человек» (Merman) и «морской конь» — гиппокамп.
Пегас — белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Изящный пегас был избран в качестве эмблемы Тамплиерами. Он символизировал славу, красноречие и созерцание.
Кентавр — существо из античной мифологии, имевшее человеческую голову, руки и торс, переходящий в лошадиное тело. Существует и онокентавр — разновидность кентавра. Это получеловек-полуосёл, имевший не четыре, как кентавр, а только две ноги. В Средние века онокентавров изображали с луком и стрелами, также изображается и зодиакальный знак Стрельца (на рисунке из чешского гербовника — онокентавр на гербе Некчовых).
Гарпия (называемая также «Jungfraunadler») — существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). Слово «гарпия» связано с древнегреческим глаголом «арпадзо» — «хватать, похищать». В геральдике гарпия выражает понятие «свиреп, когда спровоцирован», но может быть истолкована и как символ порока и страстей (если подразумевается побежденный враг).
При блазонировании очень важно точно описывать животное, иначе, как и в случаях со многими другими геральдическими объектами, может возникнуть путаница. Для сокращения и упрощения описания животных были выработаны специальные термины. Важно отметить, что существует ограниченное и строго определённое число положений, в которых — и только в них — может изображаться животное в гербе. В геральдике принято изображать не конкретные предметы, а предметы обобщённые, иначе говоря, идею предмета, а не сам предмет. Геральдика — суть система военных опознавательных знаков, поэтому гербы должны нести на себе именно знаки — упрощённые образы, обнажающие суть предмета. Применительно к животным это означает, что изображаются только обобщённые виды существ, без учёта их породы и видовых особенностей — просто лев, просто медведь, просто конь, просто ворон и т.д., и т.п.
Животное идентифицируется, кроме собственно названия, по двум признакам — позе и атрибутам. Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; принятые в геральдике позы и положения животных подробно рассматриваются ниже. К атрибутам относятся различные предметы, дополняющие фигуру животного — обычно это какие-либо вещи, которые животное держит во рту, несёт на себе или сжимает в лапах.
Стандартное положение геральдического животного, почти всегда изображаемого в профиль, есть обращённое геральдически вправо, поэтому специально не блазонируется. Животное, обращённое в противоположную сторону — геральдически влево — блазонируется как «обращённое».
Для льва стандартное, принятое по умолчанию, положение — вздыбленное. Для орла — обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз. Во всех остальных случаях поза, положение геральдического животного должно быть описано с использованием принятой терминологии.
Бегущий (англ. Courant) – изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности
Вздыбленный (англ. Rampant) – изображается стоящим на задних конечностях, причём правая выставлена вперёд, с передними конечностями, выставленными перед собой, причём правая несколько поднята вверх, а левая – вниз. Эта поза считается нормальной только для льва, поэтому при его описании не уточняется, но при блазонировании всех остальных животных должно быть упомянуто (например, «вздыбленный грифон» и т.п.).
Впрям (англ. Affronty) – изображается повёрнутым передней своей частью к зрителю, анфас; это относится как к целым животным, так и к отдельным их головам; человек в гербах почти всегда изображается впрям.
Впрям смотрящий (англ. Guardant) – изображается с головой, повёрнутой к зрителю, так что видны оба глаза.
Всплывающий (англ. Haurient) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб».
Завязанный узлом (англ. Nowed) – применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым на подобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту).
Кровоточащий (англ. Vulned или Distilling drops of blood) – может применяться к геральдическому пеликану, кормящему птенцов кровью из своей расклёванной груди, или к отдельным частям тела человека или животного (голове, руке или лапы), изображаемых с капающей с них кровью (также см. «раненый»).
Летящий (англ. Volant) – применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями, оторвавшимся от поверхности.
Ныряющий (англ. Urinant) — применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб» (ср. «всплывающий»).
Обернувшийся (англ. Reguardant) – изображается оглядывающимся назад, то есть с головой, повёрнутой в противоположную сторону.
Обращённые (англ. Contourne) – применяется к фигурам, изображаемым развёрнутыми передней своей стороной влево, то есть противоположно нормальному геральдическому расположению.
Отдыхающий (англ. Couchan) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой.
Плывущий (англ. Naiaint) применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо; однако такое положение рыбы есть нормальное, поэтому может вовсе не блазонироваться (ср. «всплывающий»).
Пожирающий (англ. Vorant) – изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти; часто так изображается геральдический дельфин, пожирающий небольшую рыбу, но самый известный пример – герб Герцогства Миланского со змеем, пожирающим младенца (хотя в действительности – в соответствии с легендой, иллюстрацией к которой является герб – змей не заглатывает, а наоборот – изрыгает из себя младенца).
Пронзённый (англ. Enfiled) – проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева.
Противоидущие (англ. Counter Passant) – применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причём правое обращено головой вправо, а левое животное – головой влево; или, как это чаще бывает, к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, из коих верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее – влево.
Противопоставленные (англ. Combattant) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции).
Противопоставленные обращённые (англ. Addorsed) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу задними сторонами, а к краям щита — передними сторонами.
Прыгающий (англ. Salient) – изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и несколько вверх.
Раненый (англ. Vulned) – изображается с пятном червлёной крови, причём указывается место, где находится рана (например, раненый в плечо, раненый в грудь и т.п.) (также см. «кровоточащий»).
Сидящий (англ. Sejant) – изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности; но имеется исключение из этого правила для белок и мышей, которые изображаются сидящими с передними лапками поднятыми перед собой, наподобие «вздыбленно-сидящего льва» (см.).
Согнутый (англ. Embowed) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально и несколько согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте.
Соединённые (англ. Conjoined) – применяется ко всем фигурам, расположенным так, что касаются друг друга.
Спящий (англ. Dormant) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой.
Стоящий (англ. Statant) – изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях.
Шествующий (англ. Passant) – изображается ступающим на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а задняя левая несколько вытянута назад.