Гарри с трумэн что значит с

91. Гарри Трумэн, страница 11

ЗАГАДОЧНОЕ «С» В ИМЕНИ ТРУМЭНА

В середине полного имени Трумэна стоит буква «С». Использование такого инициала, означающего второе имя человека, — широко распространенный в американском обществе обычай. Однако с инициалом «С» в середине имени Трумэна связана интересная история.

Когда он родился, его родственники принялись обсуждать, каким должно быть второе имя мальчика. Оба деда, Андерсон Шипп Трумэн и Соломон Янг, хотели, чтобы мальчика назвали в их честь. Родители Трумэна, желая угодить обоим дедам, вставили в середину имени сына букву «С», но она не была инициалом, поскольку после нее не стоя

ла точка. Тем не менее, каждый из дедушек мог считать, что его желание исполнено: их имена начинались с буквы «Б»: Шипп (Shippe) и Соломон (Solomon). Правда, изучая подписи Трумэна на разных документах, можно обнаружить, что иногда после буквы «С» он все же ставил точку.

Став президентом, он с семьей часто проводил отпуск в доме, известном как «Маленький Белый дом Трумэна» в Ки-Уэсте на юге Флориды. Теперь это здание превратилось в музей. На табличке перед входом в него в имени «Гарри С Трумэн» после буквы «С» точка отсутствует.

удар по его политической карьере. Среди членов демократической партии имелись другие сильные кандидаты, желавшие занять его место: например, Ллойд Старк, хорошо зарекомендовавший себя на посту губернатора штата Миссури; Морис Милли-ган окружной прокурор, выдавший ордер на арест Пендергаста.

Но к тому времени Трумэн набрался кое-какого политического опыта и не нуждался в помощи своего давнего покровителя. День за днем он разъезжал по штату, откровенно беседуя с людьми. На предварительных выборах кандидата от демократов Трумэн обошел Миллигана и Старка, расколовших лагерь противников Пендергаста. На основных выборах он на 40 ООО голосов обошел Ман-вела Дэвиса, сохранив тем самым за собой кресло в Сенате.

Читайте также:  Эритропоэтин анализ повышен что значит

Дом в Ки-Уэсте, где Трумэн проводил отпуск вместе с семьей.

▼ Пожары в Лондоне во время Второй мировой войны. После падения Франции Англия подверглась массированным бомбардировкам германской авиации.

Второй сенаторский срокТрумэна пришелся не период, когда международная обстановка обострилась до предела. В сентябре 1939 года, после вторжения фашистской Германии в Польшу, началась Вторая мировая война. В 1940 году германские войска разгромили Францию, и возникла угроза их вторжения в Великобританию. 22 июня 1941 года Гитлер начал войну против СССР. В Азии широкие наступательные операции развернула Япония, союзница фашистской Германии. В декабре того же 1941 года японская авиация нанесла удар по американской военно-морской базе Перл-Харбор, и Соединенные Штаты получили повод для вступления в войну.

Президент Рузвельт прекрасно осознавал неизбежность этого шага и уже несколько лет вел активную подготовку к войне. В этой связи у конгрессменов возникло желание проверить законность принимаемых в этой сфере политических решений и торговых сделок. Сенат образовал чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства, во главе которого встал Гарри Трумэн.

Как полагают, Трумэновский комитет помог американскому правительству сэкономить за время войны как минимум 15 миллиардов долларов. Трумэн зорко следил также за тем, чтобы выделяемые на войну средства использовались строго по назначению. Именно благодаря этой его деятельности его имя стало известно рядовым американцам.

Источник

Гарри С. Трумэн

Гарри С. Трумэн (1884 — 1972)

Гарри С. Трумэн (Harry S. Truman) — 33-й президент США — родился 8 мая 1884 года в Ламаре (штат Миссури), умер 26 декабря 1972 года в Канзас-Сити (штат Миссури). Президент США с 12 апреля 1945-го по 20 января 1953 года.

В свое время Гарри С. Трумэн, был чрезвычайно непопулярным президентом. В декабре 1951 года только 23% американцев положительно оценили его деятель­ность. Даже Ричард Никсон на самой низкой точке Уотер­гейтского скандала с 24% имел более высокий показа­тель. Когда президент в 1953 году покинул свой пост, только 31% населения были согласны с его правлением, в то время как 56% отвергали его. Противоположностью этим цифрам является оценка Трумэна историками и общественностью после его смерти. Опрос мнения среди историков в 1982 году отвел ему восьмое место в списке американских президентов. В опросе Гэллапа в 1980 году он занимал даже 3 место после Джона Кеннеди и Фран­клина Д. Рузвельта. Нелюбимый, непопулярный прези­дент возвысился таким образом после смерти до американского народного героя. Если о президентстве Трумэна имеется очень много исследований, то годы его вступле­ния в должность президента в Вашингтоне, когда он был сенатором в Миссури, исследованы значительно хуже.

Гарри Трумэн родился семье мелко­го фермера. В 1890 году его отец Джон Эндерсон Тру­мэн поселился в Индепенденсе (штат Миссури), где Гарри окон­чил школу. Он не получил шанса посещать колледж, так как его отец все потерял на спекуляциях на зерновой бирже и был вынужден продать дом в Индепенденсе и переехать в Канзас-Сити, где нашел работу на элевато­ре. Трумэн вместе со своим братом решил избрать дея­тельность банковского служащего. С 1906 по 1907 год вместе со своим отцом и братом работал на ферме бабуш­ки. Когда отец умер в 1914 году, Трумэн взял на себя руководство предприятием и явно добился успеха. В отличие от других фермеров этого региона Трумэн ввел севооборот и начал разводить крупный рогатый скот. Вместе со своим партнером он одновременно инвестиро­вал цинковые и свинцовые рудники в Оклахоме и участ­вовал в нефтяных скважинах, которые, однако, оказа­лись небогатыми. В это время в нем проснулся интерес к политике. Он приветствовал избрание Вудро Вильсона президентом США, вступил в национальную гвардию и воевал во время мировой войны под командованием ге­нерала Першинга на фронте во Франции. В апреле 1919 года уволился из армии в чине капитана, женился на Элизабет Уоллес Ферман, своей юношеской любви из Индепенденса, которая всегда держалась на заднем плане и позже почти не участвовала в общественной жизни в Вашингтоне, но которую Трумэн всегда информировал о важных политических решениях. Вместе со своим парт­нером Трумэн открыл на своей родине магазин мужско­го платья. Экономический спад 1921 — 1922 гг. привел к закрытию магазина. После этого осталось 25 000 долла­ров долга, которые Трумэн должен был выплатить в последующее десятилетие.

После краха коммерческого предприятия Трумэн вос­пользовался возможностью быть избранным чиновником управления. Трумэн был ужасно плохим оратором, но у него было и много преимуществ: он являлся сторонником демократов, мощнейшей партии Юга, его знали в изби­рательном округе и его поддерживали бывшие сослуживцы по полку. Его главная деятельность как «председа­тельствующего судьи» в округе Джексон охватывала ответственность за содержание дорог округа, отвод сточ­ных вод и управление домом для престарелых и нужда­ющихся в посторонней помощи граждан, В тесном сотрудничестве (а возможно, в зависимости) с местным партийным руководством демократов под предводитель­ством Тома Пендергеста ему удалось создать современ­ное управление округом. Таким образом, Трумэн вошел в тесный контакт с покровительственной системой амери­канских партий того времени. В 1934 году, Трумэну удалось выдвинуться сенатором на выборы 1934 года.

В возрасте 50 лет Трумэн будучи сенатором штата Миссури приехал в Вашингтон. У него не было опыта в федераль­ной политике, но как «председательствующий судья» крупного округа он видел, что может сделать федераль­ное правительство для нуждающегося населения в пери­од депрессии. Первая встреча с президентом Рузвельтом прошла успешно, и Трумэн оказался убежденным сто­ронником «нового курса». Он с головой окунулся в работу, и ему повезло с назначением в один из комите­тов. Так, например, он участвовал в формулировании закона о регулировании воздушного сообщения, сделал себе имя при преследовании нелегальных махинаций среди менеджеров на железной дороге и вместе с Бертом Уилером из Виргинии подготовил закон о транспорте 1940 года. После его переизбрания с небольшим преиму­ществом в 1940 году он возглавил чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства. Благодаря этой деятельности, которая после японского нападения на Перл-Харбор приобрела большое значение, Трумэн добился все-таки националь­ной известности, открывшей ему в 1944 году дорогу к посту вице-президента. Комитет Трумэна, как он вскоре стал называться, контролировал американскую военную деятельность, осуществлял конструктивную, не вызыва­ющую сенсаций критику и вскоре был принят различны­ми политическими группировками и институтами. Пред­седатель открыто высказывался по внешнеполитическим вопросам и выступал за американское участие в между­народных организациях после окончания войны, что в частично изоляционистской стране вовсе не было само собой разумеющимся.

Основной причиной подъема Трумэна на пост вице-президента было то, что демократическое партийное ру­ководство решительно высказывалось против повторного избрания вице-президента Генри Уоллеса, которого рас­сматривали как приверженца левого крыла и мечтателя, не имеющего никакого влияния на сенат. Вице-президентство Трумэна после победы демократов с относительно небольшим преимуществом в ноябре 1944 года проходи­ло без сенсаций, Он не принимал участия в военных конференциях и его не информировали о проекте Манхеттен, создании атомной бомбы.

Когда Трумэн после смерти Рузвельта 12 апреля 1945 года вступил в должность президента, то столкнулся с драматической ситуацией. Война в Европе шла к концу. Советско-американские отношения на последней конференции значительно ухудшились. Начались кон­фликты по развитию Восточной Европы и по системе передачи взаймы или в аренду, которую Трумэн закон­чил за несколько дней до немецкой капитуляции. С другой стороны, Трумэн продолжал важнейшие полити­ческие и экономические проекты администрации Руз­вельта: создание и построение Объединенных Наций, Всемирного банка и Международного валютного фонда. Трумэн был заинтересован в хороших отношениях со Сталиным и одновременно, как и Рузвельт, имел про­блемы с политикой британского премьер-министра Уинстона Черчилля. О своей первой встрече со Сталиным на Потсдамской конференции он положительно высказался в своем дневнике. После избрания британским премьер-министром Клемента Эттли, которого он считал слабым человеком, Трумэн начал ценить его предшественника, в то время как его положительное отношение к Сталину быстро уменьшилось. Он был рассержен советско-поль­ской договоренностью относительно линии Одер — Ней­се. Коммунистическую систему считал полицейским го­сударством, которое было ничуть не лучше, чем Германия Гитлера или Италия Муссолини. Когда он находился на борту крейсера «Аугуста» на обратном пути в США, то получил 6 августа сообщение о взрыве первой атомной бомбы в Хиросиме. Трумэн информировал Сталина еще 24 июля о новом оружии, не говоря четко, что речь идет об атомной бомбе. Ему было ясно, что этим война против Японии будет значительно сокращена, возможно, закон­чится раньше, чем русские осуществят свое объявление выступить против Японии. В своем Потсдамском дневни­ке президент писал: «Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества. Это оружие будет при­менено против Японии. так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети. Даже если японцы дикие — беспощадны, жестоки и фа­натичны, то мы как руководители мира для общего блага не можем сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу».

Впоследствии сброс бомбы на Хиросиму и Нагасаки часто критиковали. Возможно, было бы лучше предуп­редить японцев, провести пробный сброс или, по край­ней мере, между двумя применениями оставить больше времени. Но эти аргументы не учитывают того, что в распоряжении было только две атомные боеголовки, ис­пытания могли не удаться, а бомба создавалась, чтобы ее использовать. Возможно, на Трумэна, как показывает цитата, большое впечатление произвело японское веде­ние войны: японское нападение на Перл-Харбор было внезапным ударом, на Филиппинах японцы проводили смертельные марши пленных, и во время войны появи­лись многочисленные сообщения об истязаниях военно­пленных. Сам Трумэн считал, что не должен сожалеть о решении, так как оно, по его мнению, спасло жизнь сотням тысяч американцев и японцев, которые были бы убиты при вторжении. Однако он постоянно занимался этой темой. Когда генерал Мак-Артур в 1951 году потре­бовал расширения войны в Корее, Трумэн отказался дать разрешение. Его мысли постоянно кружили вокруг при­менения атомной бомбы, особенно, когда Китай вступил в войну на стороне Северной Кореи. Но, как во время Берлинской блокады 1948 годуа когда министр армии Кеннет Ройалл одобрил превентивный удар, он откло­нил это по моральным и стратегически-дипломатическим причинам. Трумэн видел в атомной бомбе, прежде всего политическое оружие, которое в будущем можно будет применять только в прямой военной конфронтации с Советским Союзом, если речь пойдет о существовании Соединенных Штатов.

По окончании мировой войны обнаружилось, что аль­янс победителей невозможно сохранить. Правда, были свободные выборы в Венгрии и в Чехословакии, но не в Польше, Румынии и Болгарии. Вместе с французской оккупационной властью советское управление в Герма­нии не подчинялось центральному экономическому управлению в оккупированной Германии. Также односто­роннее перенесение территорий восточнее Одера и Нейсе к Польше до мирного договора способствовало обостре­нию напряжения. Подобные конфликты возникли в Ко­рее, где Советский Союз выступал за государство-сател­лит, и в Иране, где он пытался приобрести сферы особых интересов. Советское правительство отказывалось от сотрудничества во Всемирном банке и в Международном валютном фонде, институтах, которые предусматрива­лись американскими плановыми органами как централь­ные для восстановления мировой экономики.

Конечно, причинами этих трений были не одни толь­ко действия Сталина, но для Трумэна было бесспорно, что ему противостоит государственный деятель, который не держит своего слова. Из этого Трумэн сделал вывод, что Советский Союз ни в коей мере не намерен коопери­роваться с Западом для сохранения равновесия сил, а будет пытаться распространить свою власть повсюду, где только возможно. Тоталитарные государства, так думал Трумэн, а вместе с ним и большинство американ­цев, полагаются на военную силу или угрозу насилия, чтобы осуществить свой интерес. Образование в 1947 году Коминформа, казалось, указывало на то, что Советский Союз и дальше хочет действовать как политическое и идеологическое острие копья коммунистической мировой революции.

Развитие в Восточной Европе и успехи коммунисти­ческих партий в Западной Европе, на Балканах и в Китае поддержали эту интерпретацию. Хотя американ­ский дипломат Джордж Кеннен, блестящий знаток рус­ской истории, никогда не пытался объяснить советскую внешнюю политику с чисто идеологической точки зре­ния, но его «длинная телеграмма» из Москвы в январе 1946 года все-таки способствовала ужесточению позиции Вашингтона. Кеннен видел в Советском Союзе государ­ство — преемника царского режима с его самодержавны­ми институтами и тенденцией к изоляции от внешнего мира. Также опубликованная Кенненом в 1947 году в журнале «Форин Аффеарс» ра­бота о причинах советского поведения подтверждала эту оценку положения и произвела впечатление на Трумэна.

От предположения советской угрозы для Западной Европы, каким бы односторонним и проблематичным оно ни было, было недалеко до необходимости поддерж­ки и обеспечения безопасности Западной Европы в инте­ресах национальной безопасности США. Западной Ев­ропе и Японии было отведено стратегическое значение для защиты Соединенных Штатов. Ни Пентагон, ни го­сударственный департамент, ни секретные службы, ни сам президент Трумэн не ожидали прямой военной кон­фронтации с Советским Союзом. Советский Союз тяже­ло пострадал от немецкого нападения и войны, и потре­буются годы для восстановления страны. Более значимым казался факт, что советская политика должна была при­вести к психологическому влиянию на население в той же мере ослабленных западных демократий. Для Трумэ­на существовала прямая зависимость между экономичес­ким благосостоянием, психологическим самосознанием и обороноспособностью. Если не удастся вселить европей­цам уверенность в скором восстановлении, то можно было предвидеть, Москва приобретет массовое влияние.

Из этих соображений возникла «политика сдержива­ния», которая сначала как «двойное сдерживание» была направлена против Советского Союза и Германии. Она должна была установить глобальное военное равновесие держав и одновременно образовать в Европе и Японии новые силовые центры, которые могли в будущем закре­питься против советской политики. Советские и ревизио­нистские историки в США и других странах утверждали в 60-х и 70-х годах, что США перереагировали в отноше­нии советской политики. Как показывают новые иссле­дования, не исключено, что Запад прекратил попытки кооперации раньше, чем это сделал Сталин. Новые ис­следования британской политики, однако, показывают, что как консервативное правительство Черчилля, так и лейбористское правительство Эттли еще до американских руководителей пришли к мнению, что с Советским Союзом невозможно сотрудничать долгосрочно.

Никто из американских президентов не повлиял так решительно на развитие в Европе в послевоенное время, как Трумэн. В 1947 году он провозгласил «Доктрину Трумэна», когда призвал Конгресс оказать Греции и Турции военную и экономическую помощь, чтобы убе­речь их от якобы грозящего коммунистического захвата власти. Так как Великобритания была больше не в со­стоянии выступать в качестве противовеса относительно Советского Союза в этом регионе, то США стали доми­нирующей силой в районе Средиземноморья и обязались предоставить весь свой экономический потенциал для сдерживания коммунизма.

Еще большее значение имел план Маршалла. В качестве главных целей плановые органы в Вашингтоне наметили предотвратить дальнейший экономический застой в Запад­ной Европе, прекратить экономический хаос, который считали питательной средой для распространения ком­мунистической идеологии, и побудить демократию в За­падной Европе к экономической и политической коопера­ции. Ревизионистские историки упрекали Трумэна в том, что планом Маршалла он крепко привязал Западную Германию к Западу, придав законную силу разделению Германии и Европы. Эти документы предстают после по­литического поворота в мире 1989 — 1990 гг. в новом свете.

Как с избранием Джорджа Маршалла министром ино­странных дел в 1947 году, точно так же Трумэну повезло с назначением его преемником Дина Эйксона в 1949 году. Маршалл и Эйксон лояльно поддерживали политику Трумэна, были убеждены в особом значении Западной Европы в глобальном конфликте с Советским Союзом и помогали защищать внешнюю политику во внутриполи­тических столкновениях.

Решение о создании НАТО (1947 г.) также пришлось на первый срок пребывания Трумэна на посту президен­та. Подобно Берлинскому «воздушному мосту» — развитие НАТО наглядно показало, что Трумэн осознал психологическое значение политических решений. Создание НАТО и Берлинского «воздушного моста» следовало понимать как политические сигналы Советскому Союзу. В обеих акциях речь шла об оборонительных мероприя­тиях. У народов Западной Европы нужно было создать впечатление, что Соединенные Штаты тесно связали свою судьбу с дальнейшим развитием демократии.

В послевоенное время можно было определенно гово­рить об американской гегемонии в Западной Европе. Трумэн не поддался первоначальному импульсу срочно сократить заокеанскую активность, а проводил внеш­нюю политику, которая брала на себя экономические и военные обязательства и одновременно действовала как катализатор политического объединения Европы. Эта роль Америки была бы невозможна, если бы США не нашли, особенно в Великобритании, в странах Бенилюк­са и после образования Федеративной Республики Гер­мании в Бонне, партнеров, которые бы понимали при­сутствие американцев в Европе как необходимость для национального выживания. С этой точки зрения следует рассматривать также и план Маршалла и связанную с ним американскую кампанию производства.

Несмотря на общую риторику, Трумэн не имел ни намерения, ни военных средств использовать США как «мирового жандарма». «Длинная телеграмма» и статья «Мистера Х» не содержали конкретных рекомендаций, а являлись настоятельной просьбой автора Джорджа Кеннена, обратить внимание американской общественности на глобальные проблемы политики безопасности после 1945 года и напомнить ей о возросшей ответственности. Более этого ничего сначала и не произошло. В политике безопасности администрации Трумэна до 1950 года речь шла о политике экономического сдерживания действи­тельных или мнимых советских экспансионистских устремлений. Были введены двусторонняя экономиче­ская помощь, санкции, либерализация торговли и ва­лютная политика, чтобы остановить рост советского влия­ния. Но пока еще не предпринималось расширение военных структур и структур политической безопаснос­ти, Доктрина Трумэна предназначалась, главным обра­зом, для оказания влияния на американскую обществен­ность и сопротивляющийся Конгресс, который должен был предоставить финансовые средства для экономичес­кой стабилизации в Европе.

Главную цель плана Маршалла также следует рас­сматривать в контексте политики безопасности. Это была попытка пресечь подрыв Западной Европы, осуществля­емый посредством распространения голода, нищеты и безнадежности. План Маршалла сменил неудавшуюся двустороннюю помощь европейским государствам и дол­жен был создать равновесие сил в Европе. Переворот в ЧССР весной 1948 года и советская блокада Берлина еще не привели к значительному расширению военного во­оружения. Передислокация бомбардировщиков Б-29 в Англию являлось, в первую очередь, способом ведения психологической войны, так как эти самолеты совсем не были пригодны для атомного оружия. Сдержанность Трумэна в расширении военной активности проявлялась также в его решении ни в коем случае не вмешиваться американскими наземными войсками в конфликт между Мао Цзе-дуном и Чан Кай-ши. Ограниченность финан­совых ресурсов требовала концентрации усилий на Ев­ропе, которая и была осуществлена.

На этом фоне создание НАТО означало не столько образование военного альянса, хотя и это имело место, сколько политическое дополнение к политике экономи­ческого сдерживания. Исходным моментом были требо­вания Великобритании и Франции об американской под­держке. Договор НАТО не содержал автоматических обязательств защиты Европы, а ставил такие действия в зависимость от согласия Конгресса. Только с 1951 года НАТО располагало американскими войсками. Ни воен­ные, ни Трумэн не исходили из того, что с созданием НАТО связано постоянное присутствие США в Европе.

Политика администрации Трумэна, однако, измени­лась под впечатлением от успешных испытаний первой советской атомной бомбы и после ставшего известным как NSC 68 (1950 г.) анализа американской политики безопасности, проведенного Национальным Советом Без­опасности. Решающей вехой для Трумэна было, однако, северокорейское нападение на Южную Корею в июне 1950 года, и конфликт был интерпретирован как «вто­рая Греция» и как начало военной агрессии по инициа­тиве Советского Союза. Это, возможно, явилось сверхре­акцией, так как ситуацию в Азии в действительности трудно было сравнить с ситуацией в Европе. Но для Трумэна и его советников стало ясно, что Советский Союз проводит совместно с Китаем глобальную экспан­сионистскую политику,

В политике по отношению к Палестине существовали серьезные разногласия между Белым домом и министер­ством иностранных дел. Трумэн положительно относил­ся к созданию Израильского государства в Палестине, так как сочувствовал жертвам массового уничтожения. Он полагал, что государственный департамент слишком вступается за арабские государства и американские неф­тяные интересы, и в поддержке еврейской иммиграции в Палестину он видел возможность завоевать еврейские голоса для выборов в сентябре 1948 года. Решение Тру­мэна о признании государства Израиль в мае 1948 года еще вовсе не означало американскую гарантию выжива­ния, но оно отмечало начало вхождения США в развитие Ближневосточного кризиса.

В последние годы внутренняя политика администра­ции Трумэна привлекла в себе усиленное внимание. Тру­мэн идентифицировал себя с «новым курсом», но у него были большие трудности с либеральными советниками Рузвельта, которые упрекали его в том, что он запустил наследство президента или не расширяет его. В конечном счете, речь шла скорее о проблеме личного стиля в политике, чем о существенных разногласиях, и в 1948 году многие либеральные сторонники «нового курса» поддерживали Трумэна в предвыборной борьбе за президентст­во. После того как республиканцы уже в промежуточных выборах 1946 года завоевали большинство в обеих палатах Конгресса, шансы Трумэна в 1948 году были чрезвычайно плохи. Демократическая партия находилась в кризисе, и президент получил конкуренцию из соб­ственных рядов как от консервативных южан, которые не доверяли его расовой политике, так и от левых сил вокруг бывшего вице-президента Уэллеса. Хотя исследо­ватели общественного мнения и пресса уже «похорони­ли» Трумэна и объявили победителем республиканского противника Томаса Е. Дьюи, под впечатлением Берлин­ского кризиса президенту удалось сенсационное возвра­щение в форме минимального с 1916 года преиму­щества голосов.

К большим путеводным внутриполитическим рефор­мам Трумэна принадлежала отмена расового деления в армии. Не будет неверным считать началом движения за гражданские права время правления Трумэна, так как помимо армии президент заботился об интересах цветно­го населения в обществе. Еще сенатором выступал за равноправие цветных граждан в мире труда. Он прого­лосовал за отмену избирательного налога в отдельных штатах, поддерживал основанный на законе запрет лин­чевания и заботился об интересах своих цветных избира­телей в Миссури. Как президент предложил Конгрессу создать постоянную комиссию для обеспечения равных шансов образования и получения профессии для черных. Но из-за сопротивления консервативных демократов из южных штатов, так называемых «Dixiecrats», дальней­шее проведение реформ стало очень сложным. Принци­пиально Трумэн верил в гражданские права для всех американцев, в общественную «честную сделку», как он это называл. Хотя ему в конце концов не удалось полу­чить согласие Конгресса на свою систему реформ, при­мечательно то, что ревизионистские историки при всей остроте критики его внешней политики совершенно по­ложительно оценивают его политику гражданских прав.

Отношения Трумэна с лидерами крупных профсо­юзов подвергались сильным колебаниям. Сразу после войны, когда в связи с переходом от военной к мирной экономике возник конфликт по поводу повышения зар­плат и мероприятий по стабилизации, они были скорее ожесточенными. Улучшение наступило во время предвы­борной борьбы за пост президента 1948 года, когда Трумэн смог воспользоваться своим вето против закона Тафта — Хартли, изданного консервативными силами Кон­гресса с целью снижения влияния профсоюзов. Ухудше­ние наступило опять, когда Трумэн во время корейской войны выступил за контроль зарплат и цен.

Если отношения между президентом Трумэном и проф­союзами часто были противоречивыми, то не лучше было его отношение и к крупной промышленности. Когда в 1952 году возник конфликт в сталелитейной промыш­ленности, причиной которого, по мнению президента, была негибкая позиция промышленников, недолго думая, 8 апреля 1952 года, Трумэн распорядился передать стале­литейные заводы в распоряжение правительства до раз­решения конфликта. Верховный суд объявил эту чрезвычайную меру в начале июня 1952 года противоречащей конституции, и все длилось до конца июля, пока работо­датели и профсоюзы не пришли к компромиссу.

К самым спорным внутриполитическим решениям Тру­мэна относится программа лояльности, попытка обеспе­чить национальную безопасность Соединенных Штатов также посредством контроля левых политических дисси­дентов. Это привело не только к ограничению гражданс­ких свобод и идеологической травле предполагаемых ком­мунистов в государственном управлении под руководством сенатора Джозефа Маккарти, но и к отравлению внут­риполитического климата в США. В этом контексте Тру­мэна часто обвиняют в том, что он излишне акцентиро­вал советскую угрозу для Соединенных Штатов, чтобы завоевать Конгресс для поддержки своей политики в Европе и Азии, и тем самым развязал антикоммунисти­ческую травлю. Против такой интерпретации в послед­нее время появились возражения, что американская об­щественность, самое позднее с 1946 года, все больше настраивалась антисоветски, реагируя таким образом на советскую политику в Восточной Европе, и что Трумэн только пытался контролировать Конгресс. Несмотря на это, «направленная по ошибочному пути программа лояльности», как она была названа, остается самой про­блематичной главой президентства Трумэна.

Отношения между Гарри Трумэном и американским Конгрессом были отягощены многими факторами: после его избрания президентом в 1948 году он представил охва­тывающую 25 пунктов программу «Справедливый курс». Она охватывала контроль цен, кредитов, промышлен­ных продуктов, экспорта, зарплат и квартирных плат. Обещала расширение гражданско-правового законода­тельства, дешевое жилье, минимальную зарплату в 75 центов в час, отказ от закона Тафта — Хартли, обязатель­ное страхование на случай болезни, лучшее обеспечение социальной безопасности и федеральную помощь для системы образования. Ввиду республиканского большин­ства в Конгрессе эта честолюбивая программа не могла быть выполнена, но она указывала направление расши­рения соответственно европейским стандартам все еще не развитой американской социальной системы.

Конфликты между Трумэном и Конгрессом участи­лись во время второго срока пребывания Трумэна в должности президента, так как республиканцы припи­сывали президенту в резкой форме «проигрыш Китая» коммунистам Мао. За время двух сроков Трумэн проти­востоял 4 Конгрессам, в которых каждый раз большин­ство было справа от его внутренней политики. Трумэн не стеснялся широко пользоваться правом на вето, чтобы отражать республиканские инициативы и придерживаться своего курса. К крупнейшим успехам его президентства, бесспорно, относится то, что ему удалось обязать контролируемый республиканцами 80-й Конгресс 1946 — 1948 гг. к надпартийной внешней политике». Ввиду возрастаю­щей внутриполитической критики, Трумэн весной 1952 года заявил о своем отказе от следующего выдвижения канди­датом. Конгресс к этому времени уже принял 22-е дополнение к конституции, которое ограничивало прези­дентство двумя сроками. Трумэна это бы все равно не коснулось, так как он только б лет исполнял обязаннос­ти президента. Своим преемником он избрал губернато­ра Иллинойса Эдлая Стивенсона, который, однако, явно уступал популярному генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру. В мемуарах Трумэн писал, что быть президентом означа­ет быть «одиноким, очень одиноким во время больших решений». Из Индепенденса, где в 1957 году была от­крыта библиотека Гарри С. Трумэна, экс-президент вни­мательно следил за политическими событиями и был рад, когда в 1961 году в лице Джона Ф. Кеннеди в Белый дом вновь вошел демократ и когда при Линдоне Б. Джонсоне с 1964 года были осуществлены многие из его планов и реформ.

Трумэн умер 26 декабря 1972 года в возрасте 88 лет в Канзас-Сити. На похоронах Джонсон оценил его как «великана двадцатого века», который, как никто дру­гой до него, оказал влияние на мир — оценка, которую сегодня разделяют большинство американских истори­ков. Этой посмертной положительной оценке не в послед­нюю очередь способствовало то, что с открытием архивов все яснее становится, что Трумэн, вопреки многим лич­ным нападкам, обладал твердой волей, в трудных ситу­ациях сам принимал все решения, даже если они не были популярными, и никогда не отступал от принятого.

При подготовке материала использовалась статья Германна-Йозефа Рупипера «Непопулярный творец послевоенного мира».

Источник

Оцените статью