Какие бывают гармони
Гармонь (гармошка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка»(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).
Однако,существуют и некие данные,что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что,есть вероятность,что она гораздо старше,чем мы думаем.
У человека,имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос:а почему,собственно,эта гармонь называется хроматической,если звукоряд её основан на мажорной гамме,которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей,кроме трех,вынесенных в самый верх правой клавиатуры?Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью!Так же,как не называются хроматическими многие другие разновидности гармоней,такие,как саратовская,например, тоже имеющие несколько хроматических ступеней,вынесенных вверх клавиатуры.
Всё дело в том,что во времена,когда гармонь-хромка начинала активно распространяться (начало 20-го века),был изобретен баян,который, на самом деле,и есть истинно хроматическая гармоника без всяких допущений и поблажек,так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов- 7 основных(входящих в мажорную гамму) и 5 дополнительных.Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки».Для них это было практически одно и тоже,только на баяне «звуков поболе». Во так и закрепилось за этой разновидностью гармони название «хромка».
Ну есть еще и шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает-потому и хромка.
Впрочем,здесь нужно сделать небольшую,но важную оговорку:сейчас мало,кто из рядовых гармонистов об этом знает,но ещё до Великой Отечественной Войны существовали модели гармони-хромки,имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре,а не 25 (что давно принято за стандарт).Вверх были вынесены не три полутона,а целых пять,что давало ей значительно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками.Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами,имеющими расширенный звукоряд.Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко,который написал немало произведений именно для такой,расширенной,хромки.
Но в последующие,когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней и выбор был остановлен именно на хромке,как наиболее удобной для игры и простой в освоении разновидности гармоник,кто-то железным решением сверху постановил,что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки,хватит и оставшихся трех,а для более требовательных существует баян.Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве на Руси (частушки,плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда,но,наверное,стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать,где их использовать,а где-нет.
Кстати,существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25,которое при наличии некоторых навыков, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части,нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки (естественно,придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры,но они и так редко используются) и «поставить» на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки,добавляющие еще две хроматические ступени.Сделать это может любой,кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки,но лучше,конечно,обратиться к мастеру.
Устройство гармони-хромки в разрезе
Так же,попытки расширить звуковые возможности хромки,предпринимались многими мастерами.Например,мастер-конструктор А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки,имеющую полный хроматический звукоряд,и напоминающюю уже,скорее,баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой).Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.
Запуск в массовое производство именно хромки, фактически, стал началом конца для всех остальных видов русской гармони,которые с наводнением рынка дешевыми и,как уже говорилось,простыми в освоении гармонями,стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной в стране,вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми,гармони,как русская венка(или гармонь русского строя),тальянка,ливенка, саратовская,елецкая и другие. Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши,которые наиболее полно и красочно звучали только на них,а при исполнении на хромке теряли свой колотит.Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха,волей-неволей приходится делать акценты там,где на хромке их чаще всего нет,и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям,особенно-плясовым и частушечным.
Но на данный момент,из всех видов гармоней,именно хромка доминирует и на сцене и в быту.
Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей,отличающихся как внешним оформлением,так и звучанием.Особенно выделяются из них гармони-хромки: нижегородская(или горьковская),вятская(или кировская) и кирилловская.Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр,позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой.Все эти гармони и сейчас довольно хорошо распространены.
В 1840-х годах в Вятской губернии появляется довольно крупный центр,где производились гармони.Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенского Орловского уезда Данила Нелюбин.Как и большинство крестьян,не имевших пахотных земель,семья Нелюбиных занималась бурлачеством.Отец Данилы служил на одной из купеческих барж,и Данила плавал с ним на ярмарку в Нижний Новгород,где отец и купил ему первую гармонику(было ему тогда шестнадцать лет).
Гармошка эта сломалась через несколько дней.За помощью Данила обратился в лавку,где был куплен инструмент,и хозяин лавки,Аким Воронцов,починив сломанный голос,объяснил Даниле,как устроена гармонь и рассказал о способах устранения различных поломок и дефектов.
Данила,будучи очень любознательным и способным пареньком,схватил эту науку слёту и очень быстро прослыл наплохим мастером,чинившим инструменты по всей округе.Недостатка в клиентах у Данилы не было,так как,распространённые в то время тульские гармошки часто ломались.Изучив на деле все детали гармоник,их назначение и устройство,Нелюбин в начале 1844 года приступил к самостоятельному изготовлению инструментов.Сделать копию тульских голосовых планок Данила не смог,так как они изготавливались из толстого железного листа,сделать проёмы в котором было невозможно,не имея под рукой специализированных приспособлений.Голосовые планки в то время делались с помощью двух кованных зажимов-шаблонов,имеющих сквозные проёмы. Голосовые проёмы в планке,зажатой между этими шаблонами,выбивались с помощью специального зубила-пробойника,имеющего ширину проёма.У Нелюбина не было таких средств,чтобы заказать кузнецу эти приспособления. Даже,если бы он знал о их существовании. Он просто выбил голосовые проёмы на обухе топора обыкновенным зубилом,использовав в качестве голосовых планок более тонкие латунные полосы.В дальнейшем,история развития гармони показала правильность такого решения,потму что латунные планки имели много преимуществ перед железными:они не ржавели,лучше переносили перпады температур,легче поддавались обработке,дольше сохраняли правильный строй.Но самое главное,латунные планки лучше звучали:инструмент с такими планками издавал более чистый и сильный звук.Тульские мастера тоже стали исползовать для изготовления планок медь,но только для дорогих штучных гармоней.В дальнейшем,когда вятский гармонный промысел получил широкое развитие,вятские мастера тоже стали использовать медные планки.
На звучную и прочную вятскую гармонику люди стали смотреть уже не как на игрушку,в отличие от тульской гармошки,а как на полноценный музыкальный инструмент.Молодые парни отдавали предпочтение именно местным гармоням,даже несмотря на то,что они были значительно дороже тульских.
Делая свои гармоники,Данила Нелюбин имел хороший доход и,опасаясь потерять его,никому не разглашал свои секреты.В то время по окрестным сёлам бродил мальчик-калека Иван Крылосов,имевший прозвище Иван Жоржа(за картавость).Часто заходил он и к Нелюбину и подолгу сидел у него,наблюдая за работой мастера.Тот не считал его за конкурента и временами,незаметно для себя,рассуждал вслух,тем самым ознакомив мальчика со многими подробностями своего мастерства.Спустя некоторое время,Иван Крылосов начал работать самостоятельно,став впоследствии знаменитым мастером.Крылосов и Нелюбин потом сами рассказывали эту историю и,несмотря на конкуренцию,стали давать советы и указания начинающим мастерам.
Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе:1-гриф,2-клавиши,3-сетка,4-клапаны,5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше,6,8-основные голосовые планки,7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже,10-подвижная кожаная петля для большого пальца
Новым промыслом занимались крестьяне нескольких деревень Шалеговской волости.В деревне Новосёлы,под городом Орловым,производством гармоник занялся Степан Федотович Новосёлов,работавший с учениками.Его мастерская вскоре заняла лидирующие места по числу производимых гармоник.В Вятском уезде промысел наладил крестьянин Семён Евсеевич Шельпяков из деревни Шельпяки,занимавшийся ранее изготовлением точёной деревянной посуды и умевший играть на скрипке.В 1856 году гармоники начал делать и Иван Вараксин из деревни Вараксино.Его сыновья и внуки тоже стали известными мастерами.Таким образом,Вятский и Орловский уезды становятся центром гармонного
Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее
промысла в Вятской губернии.
Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее Мастера продолжали
совершенствовать свои инструменты.Например,начали производить гармони,имевшие одинаковый звук на сжим-расжим мехов,с сохранением строя натурального мажора.А чтобы сохранить широкий диапазон звучания инструмента,увеличили количество клавиш до двенадцати.Также претерпел изменения характер звучания:мастера стали делать двухголосые гармоники,с настройкой «в розлив»,что сделало звучание более сильным и красочным.Также,к этим планкам стали добавлять голоса,звучащие на октаву выше или ниже или,даже,голоса,настроенные в квинту к основным.Вятские гармоники снабжались и регистровыми движками(до пяти штук),позволявшими менять окраску и силу звука,путём отключения или включения голосов в различных комбинациях.Левая сторона гармоники практически не изменилась.Там звучал аккомпанемент бас-аккорд,добавился лишь подголосок-пискун.Позднее,в начале 20-го века,в верхней части левого полукорпуса делались два колокольчика,звеневших при нажиме специального рычажка.При смене направления движения меха,левая сторона звучала по разному:при расжиме звучал тонический-бас аккорд,при сжиме-доминантовый.
Использовалась вятская гармоника без плечевых ремней,как и большинство гармоник того времени.За грифом правой клавиатуры был небольшой ремешок под большой палец,который двигался вверх-вниз за кистью играющего.А левая часть имела ремень,охватывающий запястье.
Производство гармоник распространилось из Вятской губернии в Казань.Там производство наладили мастера-братья Половниковы,до 1883 года занимавшиеся промыслом в Вятской губернии,а потом перенёсшие производство в Казанскую губернию:ими была открыта гармонная мастерская в Казани.Именно здесь вятская гармоника превратилась в татарскую,которая распространена и в наше время.
Красивый,сочный,своеобразный звук вятской гармоники не оставил равнодушными и другие народы России:в частности,целая группа кавказских гармоник повторила основные элементы вятской гармоники.
Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях и прилегающих территориях у старых гармонистов и в самодеятельности.
Ливенская гармоника-одна из самых простых,как по доступности для музыканта,так и по конструкции,разновидностей гармоник.Точная дата её рождения неизвестна,но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны(отсюда и название),Орловской губернии,когда тульскими мастерами уже было налажено производство гармоник на основе образцов с немецким строем,имевших разный звук на сжим-расжим мехов.Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений,по сравнению с тульскими,главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.
На её основе ,позже были созданы такие образцы,как вятская и елецкая рояльная гармони,а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина,Л.Толстого,Н.Лескова,И.Тургенева и других.
В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш,расположенных в один ряд.Как уже упоминалось,звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда — трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушен специальным устройством(наподобие ломаной деки,применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука (см. схему).Это дает специфическое звучание.
Поперечный разрез правого полукорпуса ливенской гармони
Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 — гриф, 2 — кнопки, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — верхняя голосовая планка, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 — резонаторный канал (Cosotto), 7 — отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 — кожаная петля, скользящая по металлической скобке.
В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных «лапок»,которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу.Это делалось для того,чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2-3 «лапки».
На задней части корпуса находились 2-3 клавиши,звучавшие во второй или первой малой октавах.Там же,но в верхней части корпуса,находилась ещё одна «лапка»-писчик,звучащая во второй октаве, и клапан «шестерик»,звучавший по разному на сжим и расжим).
Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней.Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках,на тыльной стороне грифа она имела кожанный ремешок для большого пальца правой руки.В левой части имелся узкий ремешок,охватывающий кисть левой руки.
Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен.Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от ноты «соль» первой октавы,до ноты «Соль» второй октавы.Другие,с 12-ю клавишами-от ноты «до» первой октавы,до ноты «соль» второй октавы.
Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники(примерно 25см в высоту и 8 см в ширину),мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин(складок меха).У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса!Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность.К тому же у неё очень оригинальное звучание басов,словно гармонисту аккомпанируют рожок,сопелка или жалейка.Это-заслуга специальной конструкции басового строя,включающего «хрипунчики»,»барабанчики»,»пискунчики».Все эти названия басов очень точно описывают их звучание.
Ливенская гармоника очень быстро завоевала популярность,благодаря своей дешевизне(а,следовательно,и доступности) и простоте конструкции.
В 1964 году сын Ивана Занина(одного из последних мастеров,делавших ливенскую гармонику) — Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки».Инструменты для первого состава ансамбля он собирал по сёлам и деревням. Позже в с.Беломестном нашелся ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником К. Ф. Кудрявых. Они возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник,ставших базой для созданного ансамбля.
Ансамбль очень быстро стал популярен и в 1970 году он был впервые приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. А с 1975 года начались и выступления ансамбля в других странах.
Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е. И. Москвин, а затем В. М. Демидов. В нынешнее время ансамбль не ведёт активной концертной деятельности. Но он по-прежнему существует, а вместе с ним существует и ливенская гармонь.
На гармонях-ливенках и сейчас играют гармонисты,такие как Павел Уханов,Геннадий Калмыков и другие.
Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века.Конструкция их была Саратовская гармоникаразработана на основе русской «семиклапанки»,но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов).Концертные инструменты,впоследствии,имели до 12 кнопок.Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно,гармоника стала пятиголосой,что теперь является установившимся стандартом.Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности.Левая клавиатура имела четыре кнопки,вместо двух на «семиклапанке». Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса,которые звенели при нажиме крайних клавиш.Также,в левом полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху,под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов.Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу
Звукоряд саратовской гармоники
Устройство саратовских гармоник довольно интересно.В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом:основная планка и планка,настроенная на октаву ниже,стояли на резонаторе,имевшем выход в особый резонаторный канал,который придавал звуку характерный тембр.Планка,настроенная на октаву ниже основной,могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости.Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки,настроенные на октаву выше основной,устанавливались прямо на деку.Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными,один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки,второй-в резонаторном канале.Таким образом,нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.Подобная конструкция в последствии получила название «ломаная дека» и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах,как баянах и аккордеонах,так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались «в разлив»,что было их характерной чертой.
Источник