Галгай мокх что значит

BERG. man Tbilisi

Ингуши (галгай) — почему их так называют? Ингуши и чеченцы — в чем отличие? Фото

После небольшого экскурса в историю в материале на КУ:

решил продолжить тему и рассмотреть основные версии по поводу того, почему ингушей называют ингушами, и кто они?

Ингуши́ (ингуш. ГIалгIа́й) — народ на Северном Кавказе, коренное население Ингушетии и Пригородного района Северной Осетии. Общая численность ингушей во всем мире — 700 тыс. человек.

Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.

Согласно археологу Е. Крупнову, в XVII веке у ингушей ещё не было единого названия. Этноним «ингуши» произошел от названия ингушского селения Ангушт, которое по свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVIII в. являлось крупным селением в Тарской долине (современный Пригородный район).

Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» — башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах.

По поводу этимологии. посмотрел, и в различных СМИ по этому поводу пишут: «этноним «ингуш» этому народу дали русские, от имени селения Ангушт. С ингушского языка название села дословно переводится как «место, с которого виден горизонт». Ныне это село Тарское в Пригородном районе Северной Осетии. Сегодня, большую часть жителей села составляют осетины. А между тем, несколько столетий назад это было крупнейшее ингушское село, одним из первых основанных ингушами сёл».

Читайте также:  Как бы мне не хотелось что значит

Понятное дело, в комментариях, при первом же упоминании Пригородного района тут же разразились виртуальные бои между осетинами и ингушами.

По поводу самоназвания ингушей тоже не все однозначно:

Самоназвание ингушей

Самоназвание ингушей – галгай. Однако, как отмечают исследователи, в прежние времена у них существовало другое самоназвание – ламур, что означает «житель гор». Считается, что самоназвание «галгай» закрепилось за ними лишь в начале XX века. Этот термин, в свою очередь, связан со словом «гал», означающий башню или крепость.

Ингушетия – это действительно страна башен.

Много прочитал на эту тему, но, задам вопрос, без своего мнения:

Ингуши и чеченцы: в чем отличие?

Если вам интересны разные версии, то они здесь — https://cyrillitsa.ru/narody/69945-ingushi-i-chechency-v-chem-otlichie.html

Ну и напоследок, если кому-то интересно про антропологический тип. У ингушей это северокавказский вариант европиоидной расы. Антрополог В. Бунак утверждал: «Среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов.»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание ингушей:

По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу чёрный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты.

Что можете добавить вы к изложенным в материале основным версиям?

Источник

Правда о том, почему ингуши называют себя «гIалгIай»?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня статья будет не очень большая, но зато интересная. На данный момент я являюсь заместителем командира роты (читайте об этом — здесь) и по роду своей деятельности очень часто общаюсь с представителями (солдатами и контрактниками) различных народов и этносов.

Так как я являюсь коренным кавказцем, то наибольший интерес у меня вызывают кавказские народы и их молодые защитники. Хотя, давайте признаемся, что порой попадаются такие «горе – защитники» с Северного Кавказа, что мне даже жаль становится родителей этих «бойцов». Но, проблему кавказцев в армии мы обсудим с вами в следующих статьях. Сегодня же в объектив моего пристального внимания попали ингуши.

Сразу же хочу сказать, что я не буду здесь говорить о конфликте с осетинами, так как не очень хочется политизировать свой блог и превращать его в арену для выяснения отношений. Тем более, время от времени я заглядываю на форумы ингушей и осетин, и вижу, как они обливают друг друга грязью. Тема статьи абсолютно мирная – мы с вами разберемся, почему же ингуши называют себя галгай (гIалгIай)?

Ингуши – кто они и почему называют себя галгай (гiалгiай)?

Интерес к ингушскому народу у меня появился после того, как в наш батальон прибыли служить 20 юношей этого народа. Признаюсь, раньше я ни разу с ними не контактировал. Оно и понятно, так как в Дагестане (особенно в моем родном Дербенте) их практически нет. Это обстоятельство еще больше подогревал мой интерес к ингушам, так как все говорили, что они отличаются от, например, жителей республики Дагестан.

Сразу же хочу сказать, что «не такой волк и страшный, как его малюют». Вполне нормальные ребята, с которыми можно и нужно работать. Просто нужно учитывать особенности воспитания, уклада жизни и прочее. Для того, чтоб это уметь делать, нужно знать историю народа, их нравы, культуру и традиции. Многие же офицеры не хотят этого делать. Ведь, намного легче заявить, что «ингуши абсолютно неуправляемые». Я же решил разобраться, кто такие есть ингуши и может ли любой ингуш назвать себя галгай?

Давайте я дам небольшую справочную информацию, чтоб ввести вас в курс дела. Слово галгай (если писать на ингушском языке, то получится «гIалгIай») – это самоназвание ингушского народа. Родственным народом для ингушей являются чеченцы. И те, и другие входят в так называемую вайнахскую семью народов. Подробнее об этом можно прочитать в статье «История вайнахов». Кстати, если республику Дагестан называют «страной гор», то Ингушетию – «страна башен». В конце статьи есть классное видео об этом.

Сегодня в мире насчитывается от 700 тысяч до 1 млн ингушей. Спросите, почему такая большая разница? Дело в том, что основная масса ингушского народа проживает на территории родной республики (порядка 400 тысяч), но в Турции обитает большая ингушская диаспора – орстхойцы (карабулаки). Хотя, назвать их «чистыми ингушами» язык не поворачивается, так как многие демографы и этнографы называют этих людей «ингушская общность».

Так вот, численность орстхойцев составляет порядка 350 тысяч человек, и говорят они на ингушском языке. Поэтому, принято считать, что и они являются ингушами. Ислам ингуши приняли примерно 200 лет назад. Но и тут не все гладко проходило, так как местное население очень упорно не хотело менять свою религию. А распространено в то время среди местного населения было христианство и язычество.

Принято считать, что Ингушетия вошла в состав России в 1810 году, но это не совсем так. Ведь, в Кавказской войне 1817—1864 годов многие ингуши воевали против царской России. И в основном, кстати, это была восточная часть ингушского общества. Кстати, некоторые очень противоречиво оценивают вхождение республики в состав империи. Я тоже так считаю. Например, если в начале 30-х годов прошлого столетия только 3% ингушей были грамотными, то в 1940 году их стало свыше 90%.

Но, нельзя здесь не сказать и о насильственной депортации целого народа. Хотя, на фронтах Великой Отечественной войны воевали свыше 6000 ингушских парней. Более 2000 из них погибли или пропали без вести, а 12 ингушей были удостоены звания Героя СССР. Но, в ноябре 1944 года республика была упразднена, ее территории передали соседней Осетии. Уже потом была история с возвращением целого народа, созданием автономии, вооруженный конфликт с Осетией.

Прежде чем мы начнем разбирать самоназвание ингушей, предлагаю вам прочитать несколько строк о значении слова «ингуш». Вообще, на данную тему столько мнений высказывают, что человек может просто не разобраться. Я приведу здесь самое распространенное мнение историков. Итак, предками ингушей принято считать дзурдзуков – племенное образование вайнахов, которое существовало было 1500 лет назад.

Не буду вдаваться в подробности и рассказывать о племени дзурдзуков, но для справки дам небольшой отрывок из Википедии:

С. Джамирзаев, посвятивший реконструкции данного этнонима специальную статью, пишет: «Дзурдзуки в грузинских источниках упоминаются как воины, поэтому первая часть этого слова сопоставляется с чеченском словом сур — „войско“, а вторая с дзукъ — „хребет“, то есть „войско хребта“».

По мнению ингушских историков наименование Дзурдзук или Дурзук по одной из версий является искаженное произношение грузинами ингушского предания о Дардза къуньгиш (сыновья вьюги). Так же существует версия, говорящяя о том что Дзурдзук был историческим лицом, пришедшим в Джейраховское ущелье через Грузию из страны в средневековье именуемой Шаме (Сирия — арабск.), однако, самые ранние упоминания о нём датируются VI—V веками до н. э. в период, когда данную территорию населяло племя урартов.

Само же слово «ингуш» произошло от названия селения Ангушт (ныне станция Тарская в Северной Осетии). Данное селение являлось самым крупным из 20 вайнахских поселений, которые были образованы между реками Терек и Сунжа в средние века. В дословном переводе Ангушт значит «место, откуда виден горизонт».

А теперь давайте разберемся, что же значит слово «галгай»? На территории современной Ингушетии есть так называемая Ассинская котловина. Когда здесь обитала одна из вайнахских групп, именуемых «гIалгIай». В силу того, что «гIалгIай» были самой крупной и сильной этнографической группой, это название распространилось и на соседние группы. Так образовался ингушский народ.

Осталось разобраться в значении слова «гIалгIай». Существует много предположений. Одни считают, что слово произошло от греческого «гелий» — «солнце». Другие утверждают, что этноним образован от имени одного из первопредков ингушей — «гIа». Но, на мой взгляд, наиболее верным является предположение, что «гIалгIай» — «жители башен». Доказательством тому служит большое скопление архитектурных памятников в Ассинской котловине.

Друзья, на этом я заканчиваю нашу сегодняшнюю статью. Очень надеюсь, что не только ингуши, но и все остальные получили нужную и ценную информацию по интересующему вопросу. Я и дальше буду радовать вас интересными и полезными статьями. Подпишитесь на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свой e-mail (как подписаться?). Да, и не забудьте оставить свое мнение по поводу этой статьи в комментариях.

Источник

Страницы истории

 5 4881 01:16 13.06.2016 Рейтинг темы: +0

1.) Энциклопедические источники царской России о горцах северного Кавказа.

Ингуши — народ чеченского племени в Терской области, ок. 155 т. челов., магометане, частью христиане. (Стр. 831).

2.) Ингуши — народ чеченского племени, живущий в Терской области, в Ингушском округе, занимает пространство до 1000 кв. в. Сами себя ингуши называют Ламур; их называют также Галгай или Назрановцы. В Xl в. Ингуши зависели от Грузии, с первой же четверти XY в. подпали под зависимость кабардинцев. Постоянные притеснения заставили ингушей в 1770 г. отдаться под покровительство России. Всех ингушей 15. 500 душ обоего пола. Они отличаются от других чеченских племён склонностью к мирным занятиям, из коих главные: хлебопашество и скотоводство. В нравах и обычаях они имеют немало сходство с осетинами. Большая часть ингушей (до 11. 970) магометане, но между ними есть до 3. 540 христиан; впрочем, и те и другие мало исполняют свои религиозные обряды. И даже христиане придерживаются многоженства, платя за жён калым (орду)

Русский энциклопедический словарь, изд. И. Н. Березиным, СПБ. 1877 г. том 2-й, стр. 386, 387. БАН, эн. 03/ Березин.

3.) Карабулаки (Аршты), народ чеченский в Кавказских горах, на реке Сунже и Ассе; l 990 чел. Стр. 35. Русский энциклопедический словарь, изд. И. Н. Березиным, СПБ, 1878 г. том 3-й

4.) Кистинцы, народ чеченского племени в Терской обл. в долинах рек Макальдона и Аргуна, числом до 2. 000. Стр. 176. Русский энциклопедический словарь, изд. И. Н. Березиным, СПБ, 1878 г. том 3-й

5.) Руслан Султанович. Плиев: «Ингушский язык не существует, как и самого народа, употребляемый ингушами говор, это Чеченский язык Орстхоевского диалекта».

6.) А. Ждановский: «ингуши, это отделённое от чеченцев племя, которое стало развиватся под крылом русской империи».

7.) В.Шнирельман: «Имперская Русь, против непокоримого чеченского народа предприняла коварные планы, покорение этого народа огнём не было возможным, видя обстоятельство, Россия начала разделять чеченцев на умеренный и агрессивных, а под конец, назрел план ударить в сплочённость, этим самым разделив и обрaзовав ингушский народ, исключительно из чеченских племён»

8.) Ряд последующих авторов, оперируя главным образом этими тезисами, основанными па языковых данных, также относили ингушей к восточнокавказской семье народов и считали их одной из ветвей чеченского народа

a.) Г. К. Казбек. Военно-статистическое описание Терской области, ч. 1. Тифлис, 1888, стр. 107.

b.) Западноевропейские языковеды (Р. Эркерт, А. Дирр, Н. Трубецкой, А. Тромбети и др.) тоже объединяли чеченский, ингушский и тушинский языки в единую чеченскую, или кистинскую, группу

c.) М. Я. Яемировский. Из прошлого и настоящего кавказской лингвистики. ИИНИИК, т. I. Владикавказ, 1928, стр. 299—348.

В 1915 г. акад. Н. Я. Марр выделил ингушский язык вместе с чеченским и цова-тушинским (бацбийским) диалектами в особую чеченскую групп

И. Я. Марр. Племенной состав населения Кавказа. Пг., 1920, стр. 44.

9.) Чеченцы Акинцы (прибавлю от себя — самый воинственный, непокорный народ) вечно беспокоили прочих ингушей и были непримиримой вражде с ними. // Б. К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892—1894 гг.». Москва: «ИМЛИ РАН», 2008. С. 75

10.) В.И.Морковин: «Процесс образования ингушского народа, завершился в конце 19 века».

11.) Ингуши отличаются от других чеченских племён склонностью к мирным занятиям, из коих главные: хлебопашество и скотоводство. В нравах и обычаях они имеют немало сходство с осетинами. Большая часть ингушей (до 11. 970) магометане, но между ними есть до 3. 540 христиан; впрочем, и те и другие мало исполняют свои религиозные обряды. И даже христиане придерживаются многоженства, платя за жён калым (орду)

Русский энциклопедический словарь, изд. И. Н. Березиным, СПБ. 1877 г. том 2-й, стр. 386, 387. БАН, эн. 03/ Березин.

12.) Как отмечает Г. Вертепов, «под именем ингушей известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких отдельных групп или обществ, которые входили в состав бывшего Ингушевского округа Терской области. К ним относятся: джейраховцы, кистины (кисты), галгаевцы (галагаевцы), назрановцы и галашевцы. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов (селений), долин, гор и рек, на которых они обитают, причем перенесение сельских правлений из одного аула в другой в некоторых случаях влекло за собою и перемену названия самого общества» (204, с.71).

13.) B 1888 году Л.П.Загурский отмечал о том, что чеченцы проживают от Дарьяла до самого истока реки

Акташ, владея большой территорией. // (Загурский Л.П. Этнологическая классификация кавказских народов. – Б.М. 1888. С. 6)

14.) «Чеченцы занимали весь западный Дагестан, расположившись на востоке от осетин и кабардинцев. // (Реклю Элизе. Земля и Люди. Восточный Кавказ. Чеченцы, дагестанцы. Т. 6. – СПб. 1883. С. 108)»

15.) В 13-15 веках часть адыгских племен с Северо-Западного Кавказа продвинулась в бассейн Терека, на опустевшие после ухода алан земли.

Здесь, на территории Центрального Предкавказья стала формироваться кабардинская народность, и возникло крупнейшее политическое

16.) Cо слов Мелентия Яковлевича Ольшевского, русского военного писателя, генерала, участника Кавказской войны. Его мемуары «Кавказ с 1841 по 1866 год» впервые целиком были напечатаны в 2003 г. в СПб:

«Настоящие жители не называют себя чеченцами и как бы стыдятся этого имени. Они называют себя или по имени своего родоначальника Нохчэ, или по имени его сыновей.

— Мы Нохчэ, народ Божий, – отвечали мне всегда с некоторым озлоблением старики, когда в разговоре с ними приходилось их называть чеченцами. Да и молодое поколение недолюбливает, когда их называют чеченцами».

17.) А.П. Берже в книге «Чечня и чеченцы» (Тифлис, 1859 г.), перечислив 20 нахских обществ с запада на восток, от Дарьяла до Ауха, заключает этот перечень следующими словами (стр. 67):

Назрановцы, карабулаки, галашевцы, джерахи, кисты, галгаевцы, цоринцы, акинцы, пшхой или шопоши, ичкеринцы, качкалыки, мичиковцы, ауховцы, чеченцы терекские, чеченцы сунженские, чеченцы брагунские. Въ строгомъ же смысле деление это не имъетъ основание.

«Вот исчисление всех племен, на которые принято делить Чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим Чеченцам оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют Нахче, т.е. «народ» и это относится до всего народа, говорящего на Чеченском языке и его наречиях. Упомянутые же названия им были даны или от аулов, как Цори, Галгай, Шатой и др., или от рек и гор, как Мичиковцы и Качкалыки. Весьма вероятно, что рано или поздно все или большая часть приведенных нами имен исчезнут и Чеченцы удержат за собою одно общее наименование».

18.) Галгаевцы или Галгаи — общество чеченского племени; обитают в Владикавказском округе, Терской области, в верховьях реки Ассы и по реке Тоба-Чочь. Живут обыкновенно по 3 — 4 двора вместе.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Нет никакого сомнения в том, что если бы чеченцы не выступили против России и, как ингуши, мирно пристроились бы в обоз их военной машины, второго вайнахского народа сегодня бы не было. Не было бы лишь потому, что Россия, в таком случае, не препятствовала бы завершению естественного процесса консолидации всех близкородственных нахских обществ в один чеченский народ, а не разбивала бы его искусственно на части в своих политических целях. Как не препятствовала она, к примеру, объединению лояльных себе иронцев, дигорцев и кударцев в один осетинский народ.

Источник

Оцените статью