Галерах что это значит раб

Как раб на галерах

КАК РАБ на ГАЛЕРАХ

Всем известно это высказывание нашего национального Златоуста. А вот что это значит, мало кто понимает в точности — если бы понимали, то не хихикали бы по этому поводу, а заливались горючими слезами.
Итак, откуда это пошло? Вовсе даже и не из античности, эпохи рабовладения, а гораздо позже это изречение появилось в своём сокровенном смысле – конкретно в эпоху становления капитализма как системы. Капитализм (частная собственность и рынок) были и раньше, но в давние времена, до 15 века включительно, рынок не играл столь алчной роли, и частная собственность не была такой зловещей, как это повелось в Новое время (L`еpoque modern). Капитализм пришёл не на голом месте – абсолютизм уже подготовил, и не где-нибудь, а в самом сердце мировой политической лаборатории — Франции, самые необходимые институты рвущейся к монополии на власть буржуазности. Королём Франции Людовиком Солнце (XIV) (при нём) были заложены основы тоталитарного мышления: архитектура, искусство, поэзия — всё работало на тоталитарную идею. А когда всё необходимое, в этом смысле, было создано, и случилась Великая Французская буржуазная революция – в 1789 году, прошедшая под лозунгом – Свобода, Равенство и Братство. Однако уже через несколько лет Наполеон, благополучно узурпировав власть, послал Равенство и Братство куда подальше, учреждая, под надсмотром английских банкиров, лишь безграничную свободу чисто буржуазного толка, но и эта усеченная свобода, liberte, спустя некоторое время превратилась и вовсе во freedom, то есть полную свободу рук без каких-либо обязательств морально толка. Хотели как лучше, а получилось – как всегда…
Плодами революции воспользовались подлецы, а если корректно – предприимчивые люди всех мастей, создавшие в короткие сроки массовое поточное производство, конвейер.
Так вернёмся же к галерам и рабам, которые прикованы к этим галерам. Капитализм, придя во Францию, равно как и в другие страны Европы, в первую очередь, создал бюрократию и всё необходимые бюрократические институты (которые почему-то называются демократическими, хотя в демократии в смысле «власти народа» они имеют такое же отношение, как и электрошокер в руках полицейского, именуемый в народе демократизатором). В первую очередь была проработана в деталях репрессивная система — каторги, ссылки на заморские территории и галеры, как альтернатива тюрьмы, продержавшаяся почти без изменений почти до 19 века; это было выгоднее и проще, чем обычные тюрьмы, где надо охранять и кормить заключенного, а также содержать в относительном тепле и чистоте помещение заключения. Было и ещё одно преимущество новой репрессивной системы – теперь заключенный (осужденный судом) должен был работать, а не просто отсиживать свой срок на куче соломы в углу камеры.
Первое достижение народившегося капитализма: создание системы принудительного труда. Трудиться должны были все, даже больные и немощные – они могли хотя бы ощипывать битую птицу. Праздность была неизбежно наказуема. Таким образом, не протестантская этика, а именно репрессивная система, созданная в эпоху модерна, принудила и приучила людей работать не покладая рук. Протестантская этика лишь закрепляла этот навык.
На галерах, широко применяемых в Венеции и Генуе, торговых столицах мира, работали наёмные гребцы, но в 16 веке торговая активность этих городов снижается, так как мелкие ремесленники массово разоряются из-за поточного и очень дешевого производства, а те, кто выжил в конкурентной борьбе, переходят на изготовление штучного товара – класса «люкс».
Моряки=профессионалы увольняются, и на место наёмных гребцов приходится массово брать новую рабочую силу. Вопрос: а где же её взять? – решился сам собой. Всего во Франции в то время было 45 галер, на каждое весло надо посадить 3 человека, на одну среднюю галеру требовалось примерно 160 человек, причем во Франции галеры были крупнее, чем в Венеции.
Кольбер пошутил: «Власть, как в зеркале, отразилась в галерах»:
Судам (юридическим инстанциям) разных стран, где уже прошли буржуазные революции, было настоятельно рекомендовано давать как можно чаще наказание в виде принудительных работ на галерах.
За что и кого осуждали? Появилось в то время и такое понятие, как «шьюм» (реестр), смысл этого слова весьма схож со смыслом русского слова «шум», потому что это по факту была гремящая цепь – Ла шен, которой сковывали осужденных на галеры. Тащили в суд кого ни попадя: безработных, дезертиров из армии, гугенотов (с ними обходились совсем уж плохо), шли в ход также мелкие воришки, бродяги, плохие бедняки (хорошие бедняки, те, которые безропотно несли свой крест – терпели нужду и голод, им полагалось некое мизерное пособие, а плохие – те, которые деятельно пытались улучшить свой статус, возмущались и в любой момент могли стать бунтарями, вот их-то и отправляли на галеры — чтобы лишь всех прав, конкретно за бедность, не дожидаясь, пока они реально начнут бунтовать).
Всех осужденных на галеры собирали в Марселе, туда, скованные одной цепью за ногу, они, к кандалах, шли пешком, в жару и стужу, по 25 км в день из всех крупных городов Франции – Парижа, Дижона, Лиона, Авиньона… В среднем весь этот путь составлял 500 км. В пути погибало до половины осужденных. Тех, кого врач не отбраковывал по прибытии, распределяли по галерам и усаживали на лавки, на которых им придётся провести весь свой срок, если только раньше не умрут от работы, а смертельных исходов было тоже до половины – причём за очень короткий срок (2-3 года).
Прикованные намертво к своим рабочим местам, гребцы спали на тех же местах, лёжа на мокром месте по три человека на одной лавке. Те, у кого были деньги, могли заплатить надсмотрщикам, чтобы их не били палками за провинности или сбой в работе. Утративших работоспособность, но ещё живых осужденных вывозили в Америку и там выпускали на дикий берег. Начиналась игра на выживание. Что всё же было лучше, чем галеры: вмокрые, прикованные к лавке, полуголодные (пайка хлеба, 200 граммов варёного гороха в день и пара кружек питьевой воды – скудная суточная норма раба на галерах), в непросыхающей одежде, с окровавленными от лопавшихся мозолей руками, эти люди быстро теряли человеческий облик, превращаясь в полуживотных. За нарушение ритма гребли били палками нещадно даже тех, кто платил отступные надсмотрщикам.

Читайте также:  Что значит если человек кусает губы изнутри

Редкая птица долетит до середины Днепра, но ещё реже осужденные на галеры доживали до конца срока.

В 1748 году Марсельский Шьюм заканчивает своё существование, теперь реестры перебираются в Тулон и Брест. Процедура остаётся неизменной. Можно ли было сбежать с галер? Наверное, можно, но пройти через всю Францию к металлическим кольцом на лодыжке и выжженным клеймом – лилия на плече – незамеченным было практически невозможно.
Вскоре и сами галеры, как торговые суда, прекращают своё существование: наступает 19 век – век пара и электричества.
Однако новые технологии — это ещё не освобождение от рабского принудительного труда под надзором настоящих тюремщиков: вместо галер массово появляются новые места заключения, где осужденные или постояльцы занимаются всё тем же принудительным трудом: одновременно по всей Европе дружно учреждаются так называемые работные дома. Там также собирают самую разную публику, которая бесплатно трудится под надзором охранников с дубинками – после устного замечания те могли бить заключенных работников сколько душе влезет — всякого, кто совершил малейшее нарушение, пусть это будет даже во время еды, кто-то случайно уронил ложку под стол.
Надо отметить, что в работные дома приводили не только осужденных судами за какой-то проступок или за бедность и бродяжничество людей. Но и сами горожане могли приводить сюда как своих ненужных или больных родственников, так и не понравившихся соседей, правда, для этого надо было заранее подать заявление в городские власти с мотивированным доносом, конечно же, достоверность сведений никто особо не проверял. В работные дома также попадали и мужья-драчуны – по жалобе своих жён. Тут и суда не нужно было.
Надо заметить, что в 15 веке, после проведения религиозной реформы, закрылись многие монастыри, в их опустевших помещениях также повсеместно устраивали работные дома, и немало монахов поступали туда в статусе осужденных работников, которые трудились исключительно за еду и кров над головой, денег, даже самых минимальных, никому не платили.
В 19 веке, в связи с распространением в Европе критики капитализма, началась поспешная гуманизация буржуазного общества — в тюрьмах запретили пытки, которые ввела в практику святая Инквизиция. Но остались порки, и они практиковались вплоть до середины 20 века, в том числе, и в школах. Последняя публичная смертная казнь в Европе прошла в Версале, в 1938 году.

Читайте также:  Что значит для пушкина свободы

Так капитализм приобретал человеческие черты своей «морды лица», опасаясь как бы замордованные граждане не возалкали социализма, однако подло подложив Троянского коня под оный – в виде практики массовых репрессий и принудительного труда заключенных. Но именно социализм за это осудил весь продвинутый мир, однако истинную родину тоталитаризма и массовых репрессий в интересах капитала – Европу, никто даже и не помянул незлым тихим словом. А ведь это их самые сокровенные евроценности.

. Возвращаясь к нашим баранам, подумаем и ответим честно, положа руку на сердце:
стоит ли желать человеку, который искренне и не без горечи сам себя ощущает «рабом на галерах», отбывать на них и ещё один срок? Только лишенный сердца сухарь может желать такого.
Люди, будьте же милосердны и отпустите ВоВо ВосВояси.
Он на высшем посту нужен сейчас только тем, кто уже неплохо пригрелся в этой насквозь коррумпированной и бессильной существовать, не продавая государственную (если точно, общенародную) собственность или не залезая в стабфонд, системе, и боится потерять это своё тепленькое местечко в синекуре. Остальному же люду он давно уже осточертел. Его одинаково жалеют как простые, так и сложные люди в нашей великой стране. Но те, кто пишет рейтинги, неизбежно выдвигая Путина на первое место, на самом деле страшнее смерти боятся прихода в России на высший пост независимой от них личности.

Источник

Как на самом деле жили рабы на галерах. Шокирующая правда

Все мы помним историю Древнего Мира. Как для того, чтобы привести в движение корабли, даже просто в домашнем хозяйстве, широко использовался рабский труд. Да, для тех времен это было полностью нормально. Одной из целей любой военной операции был захват рабов. Свободному человеку оказаться в рабстве, вдали от родины и дома было равносильно смерти.

Выражение «пахал как раб на галерах» стало нарицательным. Но так ли тяжела на самом деле была жизнь гребцов? И все ли они были несвободными по умолчанию, считались имуществом хозяина судна?

Разрушение стереотипов

Поскольку ни паровых, ни электрических двигателей тогда не существовало, все корабли в античном мире приводились в движение гребцами. В редких случаях использовались паруса. Но чаще все же были распространены весельные суда. Встречались лодки, галеры и даже громадины, на которых гребцы размещались в три яруса!

У египтян были суда, где одновременно трудилось несколько тысяч рабов, приводивших корабль в движение. Так следует из записей в древних папирусах. Но стоит ли слепо этому верить? Ведь в некоторых городах жителей (половозрелых мужчин) было намного меньше! Судя по всему, автор свитка просто по старой привычке завысил количество гребцов. Увы, такое случалось. Ибо в «исторической литературе» часто описывались деяния каких-то купцов, вельмож, полководцев. Без лести никуда, иначе лишишься работы.

Более правдивыми следует считать данные о количестве гребцов на биремах и триремах: в среднем, около 150 человек. Но все же, если представить корабль с размещенными в несколько ярусов веслами, возникает множество вопросов.

  1. Получается, что гребцы должны быть обучены, действовать слаженно. То есть кто попало на такую работу не годится. Мало того, что нужен сильный, выносливый человек, так еще и поддающийся обучению. Чтобы сделать синхронный гребок одновременно десятками весел, одного желания мало.
  2. На корабле должны быть надсмотрщики и команда. Без этого никак. Кроме того, необходим «загранотряд» из квалифицированных бойцов на случай бунта. А это автоматически снижает грузоподъемность суда и создает лишние проблемы.
  3. Рабство подразумевает дешевый (практически бесплатный) труд. Но его ценность резко падает там, где необходима какая-то квалификация. Невероятно дорого не только обучать «расходный материал» (а в древнем мире рабов приравнивали к вещам), но и держать на боевом судне с полсотни «трутней», которые умеют только грести.

Получается, что все хорошо только в теории. На практике тезис о рабах-гребцах рушится под градом аргументов. Как бы дешево не обходились «живые инструменты», использовать их на один поход экономически невыгодно. Если опять обратиться к боевым кораблям, то там, скорее всего, весь экипаж был универсальным. То есть гребцы, моряки и десант одном лице.

Так были ли они?

Все же полностью сбрасывать со счетов версию об использовании рабов на гребных судах не стоит. Наверняка они там были. Но только специально обученные, тренированные. И до изнеможения они не «пахали». Уставший до бесчувствия гребец не сможет привести корабль в движение.

Если обратиться за примерами в другую эпоху, уже в 19 столетие, и перенестись на американский континент, то этому есть подтверждение. Очень редкий плантатор-самодур позволял себе издевательства, описанные в «Хижине дяди Тома». Скорее рабов берегли как ценный товар. И редко доводили дело до их гибели от побоев или болезней.

Еще один довод – империя викингов. У них рабы были тоже. Но на кораблях присутствовали исключительно воины. Хорошо обученные, тренированные, получающие постоянное питание. Плохой гребец в бою – залог проигрыша. Так что получается, что приведенные в античной литературе, позже перекочевавшие в поздние произведения примеры «зверств» по отношению к рабам-гребцам сильно преувеличены.

Источник

Рассказываю про рабов на галерах (откуда появились и для чего были нужны)

Средневековая история обладает способностью удивлять нас. Человечество сейчас не часто задумывается о том простом явлении, что всего лишь 150 лет назад и многие в своем большинстве были рабами в самом первобытном смысле этого слова.

Галера все средневековье была настоящим флагманом военного флота, используя парусно-гребной способ передвижения.

Кто это вообще такие, откуда появились и для чего были нужны?

Не чурались использовать каторжный труд даже самые просвещенные страны своего времени. Это был на редкость тяжелый, подневольный труд. Сами галеры впервые появились в XII в. , а вот рабов «привлекли» несколькими веками позже (в XIV), хотя и здесь есть расхождения, в некоторых источниках — XV-XVIвв.
Зачастую, плохо гребущих ожидал кнут и другие жестокие наказания.

Но категории гребцов были различны. В Венецианской республике, их было три — каторжники, волонтеры, рабы.

Пожалуй, что каторжникам было очень туго — цепи им не снимали ни днем, ни ночью. Волонтеры попадали сюда по глупости, попавшись в кабалу из-за крупных карточных долгов или же по другим причинам. Рабами были взятые в плен. Нельзя сказать, что их положение было лучше, но вот каторжников брили налысо, ставили клеймо в виде лилии, а также не позволяли снимать цепи вообще никогда. Волонтеры могли, в конечном итоге, выйти из неволи, принимали участие в сражениях и считались едва ли не высшей кастой среди гребцов галер.

Чтобы снизить напряжение мышц на max ходу, рабы были вынуждены брать пробки-кляпы в рот. Это повышало эффективность и спасало от несчастных случаев: прокусывание языка, спазмов, от которых можно было задохнуться (спазмы возникали тогда, когда рабов били кнутами).

В России проблем с каторжниками также не испытывали. Их попросту говоря, сажали на цепь и принуждали к тяжелой работе согласно сроку заключения или же пожизненно. Бесплатная рабочая сила, выполняющая огромную работу (вот для чего они были нужны).

Зачем их просто кормить? Пусть оказывают пользу государству. Ну и другой факт — опираемся на опыт иностранных государств, там это, дескать, обычная практика.

Со временем, число каторжан увеличивалось. Теперь в их число в цивилизованных странах Европы стали входить бродяги, цыгане, албанцы, просто случайные люди, попавшие на галеры по недоразумению.

Очень хорошо помогала в этом деле Франции соседняя Австрия. Хоть сейчас и говорится о том, что Европа — настоящая колыбель демократии, рабский подневольный труд здесь использовали без зазрения совести, это считалось обыденным делом, которое не вызывало ни у кого нареканий.

Пожалуй, в России в этом отношении поступали даже гораздо мягче. Да и сами государи Европы частенько не гнушались обманом, лицемерием и предательством, чтобы воплотить в жизнь низменные намерения.

Каторжников забирали из Баварии.

Судьба людей мало интересовала государство. Гребцы стали востребованы. Инквизиция без проблем отправляла граждан за богохульство, срок заключения равнялся 3-5 годам.

В конечном итоге, текучка заставляла на постоянной основе выписывать и рабов из далекой Африки. Обходились с ними просто ужасно плохо — могли даже пропустить через шеренгу, побивая палками.

Одним словом, гребцы на галерах понимали, что лучше нанести себя увечья, чем погибнуть. У некоторых этот трюк проходил, но получалось это не всегда.

Так, император Австрии сказал, что галерным рабам можно искупить свое преступление, а имеющих увечье проще казнить, чем продолжать их кормить за просто так.

Труд на галерах — дело тяжелое, здесь редко кто мог дожить даже до 45 летнего возраста.

Современные исследователи, все как один говорят о том, что гребцы обладали удивительной развитой мускулатурой, а также работали в самых тяжелых и чудовищных условиях. Приходилось им очень сложно, но подобные зверские обычаи присутствовали даже вплоть до 20 века.

Именно по этой причине, словосочетание «раб на галерах» стало практически нарицательным синонимом выражения тяжелого, рабского и малооплачиваемого труда.

Как вы считаете, много сейчас в мире так называемых «рабов на галере»?

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал «Папа в море»! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓

Источник

Оцените статью