- Мастер-класс Фруктовый сад души
- Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»
- Содержание
- Фруктовый сад души или Применение психодраматических техник в образовательной практике
- Автор
- Аннотация
- Актуальность
- Немного истории
- Психодрама в работе с детскими группами
- Использование психодраматических техник в преподавании психологии в школе
- Психодраматические упражнения в работе с педагогами и родителями
- Полезные ресурсы
- Заключение
- Синонимы к словосочетанию «фруктовый сад»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Связанные слова и выражения
- Связанные слова (по тематикам)
- Ассоциации к слову «фруктовый»
- Ассоциации к слову «сад»
- Предложения со словосочетанием «фруктовый сад»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «фруктовый сад»
- Сочетаемость слова «фруктовый»
- Сочетаемость слова «сад»
- Значение слова «фруктовый»
- Значение слова «сад»
- Афоризмы русских писателей со словом «сад»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «фруктовый»
- Значение слова «сад»
- Предложения со словосочетанием «фруктовый сад»
Мастер-класс Фруктовый сад души
Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»
Содержание
Фруктовый сад души или Применение психодраматических техник в образовательной практике
Автор
Павлова Елена Владимировна, педагог-психолог, сертифицированный психодраматерапевт МБОУ гимназия №9 , г.о. Коломна
Участник Фестиваля-конкурса Педагог-психолог XXI века
Аннотация
Замечательная метафора В.Маяковского помогает понять суть профессии психолога. Мы – садовники, многое знающие и умеющие, помогающие и поддерживающие, решительные и сдержанные, рекомендующие, но не настаивающие. Приглашаю коллег погреться под лучами ослепительного солнца воображения, посетить фестиваль самых известных садовников, познакомиться с новым способом исследования конфликтов и получить эксклюзивный подарок.
В упражнении «Фестиваль садовников», используя технологии психодрамы, каждому представится возможность найти свое место в волшебном саду, почувствовать всемогущество сказочного садовника, получить внимание и восхищение от коллег. Мы поразмышляем о том, какие инструменты и удобрения использовать для того, чтобы фруктовый сад души щедро плодоносил, посетив урок «Ослепительное солнце воображения». Подумаем о том, как передать свои знания, используя ресурсы психодраматических практик воспитания.
Кто не против побродить в саду? Пожалуйста, представьтесь: нажмите на значок в правом верхнем углу «править», а по окончании правки — «сохранить страницу».Если Вы хотите зарегистрироваться, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь
Актуальность
Считается общепризнанным: чтобы обучение имело развивающий характер, деятельность школьников должна быть творческой. Однако остается актуальным вопрос о средствах и методах, с помощью которых можно вовлечь каждого ученика в процесс творческой деятельности. Богатый своими традициями и историей, имеющий в своей основе оригинальный философский взгляд на мир, психодраматический метод Я.Л. Морено, продуктивно применяется в решении целого комплекса задач оказания психологической помощи, развития, обучения, реабилитации и представляет сегодня широкую гуманитарную практику.
Немного истории
«История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы. Необычность же его личности во многом связана с тем, что, подобно Андерсену, говорившему о сказке своей жизни, Морено мог бы сказать: игра моей жизни (игра в самом широком понимании этого слова)»,- И.Б. Гриншпун, доцент кафедры психологии развития МГУ, сертифицированный специалист по психодраме.
Если Вам интересно, предлагаю ознакомиться с основными событиями в мире психодрамы в России и за рубежом, используя ленту времени:
Адрес сервиса, который помогает создать свою ленту времени: [1]
Обучающая презентация, отражающей основные шаги по созданию ленты времени.
Психодрама в работе с детскими группами
Задача первых занятий, т.е. начальной фазы развития детской группы:
- исследование пространства и правил игры,
- создание у детей ощущения безопасности,
- формирование доверия к группе и ведущему,
- сплочение группы.
Положительный опыт этой фазы образует базу для проработки конфликтов на последующих занятиях, благотворно влияет на мотивацию детей продолжать участие в группе. Перечисленные выше задачи реализуются в структурированных упражнениях «Парад героев», «Фестиваль садовников», «Цветок дружбы» и т.д.
Упражнение «Фестиваль садовников» (Л. Могунова, Н. Горовец)
Внимание! Внимание! Начинаем трансляцию с ежегодного Фестиваля всемирно известных садовников, которые съехались сегодня из разных уголков Вселенной, чтобы продемонстрировать нам свои достижения. Они привезли с собой необычные растения и поделятся с нами секретами их выращивания!
1) Вообразите, что вы – известнейший садовник, приехавший на Фестиваль. Представьтесь: как вас зовут, откуда вы прибыли и какое необычное растение привезли на Фестиваль.
2) Расскажите о том, как выращивать ваше растение и какой особенный уход за ним нужен?
3) Создадим общую клумбу растений Фестиваля. [2]
Поделитесь, с какими чувствами Вы работали в саду:
А еще, на досуге можно создать портрет известного садовника: [3]
Чтобы сохранить рисунок, жмем кнопку Print Screen, оккрываем Paint, Правка, Вставить, Сохранить как jpeg, и . знакомьтесь
В упражнении могут использоваться карандаши, краски, подручные средства, природный материал, разнообразный реквизит. Во время рассказов о себе и своем растении, все остальные, поддерживаемые ведущим, выражают восхищение и гордость за каждого садовника. Затем каждый садовник находит место для своего растения и обустраивает его. Все садовники вместе с ведущим подходят к каждому мэтру, и тот рассказывает, как вырастить его растение и как за ним ухаживать. Задача ведущего и группы дать каждому достаточно внимания и восхищения. На заключительном этапе создается общая клумба необычных растений фестиваля.
К сожалению литературы по детской психодраме практически нет. Для тех кто интересуется этой темой полезно обратиться к книгам А.Айхингера и В. Холла «Психодрама в детской групповой терапии» и «Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе».
Упражнение «Фестивальсадовников» разработали Могунова Лариса и Горовец Наталья — сертифицированные психодраматисты с опытом ведения детских психодраматических групп более 8-ми лет. Они ведут обучающие группы в Москве и готовят книгу, обобщающую опыт их работы с детьми.
Использование психодраматических техник в преподавании психологии в школе
В настоящее время многие специалисты, прошедшие обучение психодраме, отмечают , что использование психодраматических техник в преподавании предметов влияет не только на эмоционально-волевую сферу детей, но и способствует повышению успеваемости ребят по таким предметам как физика, английский язык. химия, математика.
Применение психодраматических техник в образовательной практике обладает многими потенциальными возможностями и может помочь в решении актуальных задач обучения и воспитания. Психодрама как высокоэффективный метод разрешения сложных ситуаций и разработки новых творческих форм работы может найти широкое применение и активно использоваться специалистами в области образования. Ролевое проигрывание можно использовать на различных уроках, групповых занятиях, при разрешении различных конфликтных ситуаций.
Видеофрагмент урока-экспедиции «Ослепительное солнце воображения»
Содержание предмета психология открывает широкие возможности для использования психодрамы при изучении различных тем.
Давайте вместе подумаем, для изучения и закрепления знаний по каким темам психологии возможно и целесообразно использовать опыт действия, реализующийся в психодраме:
Психодраматические упражнения в работе с педагогами и родителями
Психодрама, как метод действия, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими методами.
Во-первых, она работает с реальными ситуациями из жизни и деятельности участников, а это значит, что она максимально приближена к действительности.
Во-вторых, психодраматический процесс протекает не в рассуждении, а в действии, что позволяет активно задействовать не только интеллект, восприятие и память, но и эмоционально-чувственные и телесно-двигательные составляющие поведения человека.
В-третьих, в отличие от обычного тренинга навыков, такой способ работы позволяет затрагивать более глубокие личностные пласты. А это означает, что появляется возможность, с одной стороны, искать и прорабатывать внутриличностные препятствия эффективной деятельности (барьеры, стереотипы, страхи и т. п.). С другой стороны, такая работа помогает раскрытию внутриличностных ресурсов, повышению спонтанности и творческого потенциала человека.
Исходя из вышесказанного психодрама эффективна для решения проблем, связанных с детско-родительскими отношениями, профессиональным выгоранием преподавателей, повышением уровня коммуникативной компетентности участников образовательного процесса.
На родительских занятиях психодраматические упражнения дают возможность подключить родителей к поиску идей и подходов к проблемным для них зонам взаимодействия с детьми. Одновременно, родители могут пробовать, тренироваться, исследовать, делиться друг с другом своими воспитательными находками.
Психодраматическое упражнение «Веревка» (Л.Могунова, Н.Горовец)
Цель упражнения: опытный поиск родителями ходов, моделей или приёмов в разрешении детско-родительских конфликтов. Для этого моделируется ситуация конфликта в виде перетягивания верёвки. После выбора ролей «Родителя» и «Ребёнка», участников просят взять концы верёвки (2-2,5 метра) и начать тянуть их в противоположные стороны до возникновения в верёвке достаточно сильного напряжения. Таким образом, символически строится пространственная «скульптура» конфликта. Иногда, по желанию участников, родитель, играющий роль «Ребёнка» садиться на маленький стульчик, тем самым, усиливая ощущение субординации.
Находясь в ситуации натяжения верёвки, «Родитель» и «Ребёнок» по-очереди исследуют эту ситуацию, отвечая на вопросы:
― Какая ситуация из жизни приходит на ум сейчас?
― Чего ждёшь от ребёнка (от родителя)?
― Чего ожидаешь от ситуации?
― Как относишься к «верёвке»?
― Какие чувства и желания возникают в этой ситуации?
С помощью этого опроса участники с одной стороны, разогреваются и настраиваются на процесс, с другой стороны, тренируются лучше осознавать себя и свои цели, с третьей – для каждого из них больше «проявляется» партнёр. После этого переходим к практическому поиску решения.
Инструкция: «Сейчас мы будем экспериментировать. Отнеситесь к этому первоначально как к физическому упражнению. Данное задание для родителя. Мы знаем сейчас чувства и ожидания обеих сторон. Попробуйте сделать одно или несколько действий (движений) с верёвкой, чтобы это привело к достаточно «хорошему» разрешению этой ситуации. Мы будем периодически останавливаться, чтобы выяснить реакции ребёнка и родителя на изменяющуюся ситуацию. Оставайтесь собраны и чувствительны. Экспериментируйте!»
Опыт показывает, что у этого упражнения нет единственно верного решения, как и нет решения – панацеи на все случаи жизни. Некоторые родители осторожно пошагово двигаются в этой ситуации, и у нас есть возможность посмотреть, как каждый шаг влияет на ситуацию и ощущения участников конфликта. Другие, наоборот, делают целый каскад действий, и в зависимости от обратной связи «Ребёнка» и самого «Родителя», мы исследуем, что происходило. Если надо, возвращаемся в начало и поэтапно разбираем использованный приём, используя «стоп-кадр». Иногда, бывает, что в упражнении родители не приходят к законченному решению. При этом анализ испробованных ходов, базирующихся на обратной связи из роли «Ребёнка», даёт много информации, о том, как влияет поведение в конфликте родителя на ребёнка. Например, что чувствует ребёнок, если в руках у него оказывается «два конца верёвки». К чему может привести ситуация, если родитель в конфликте резко выбрасывает свой конец верёвки и отворачивается или уходит и т.д. Призываем родителей не бояться делать новые попытки, использовать нестандартные ходы, при этом опираться скорее не на мысли, а на физические и эмоциональные ощущения в ходе упражнения. Также, наблюдающие родители могут включиться в поиск, предлагая свои варианты.
С целью повышения уровня психологической компетентности учителей в рамках школьного методического объединения классных руководителей МОУ гимназии №9 в 2009-2010 учебном году был проведен цикл занятий «Стать взрослым среди взрослых», посвященный изучению основ транзактного анализа и использованию практик в педагогическом взаимодействии. Психодраматические упражнения составляли основу данного курса. Например, разыгрывались сказки Д.Соколова «Фиолетовый котенок», «История голубого города» и др.
Видеофрагмент занятия с педагогами «Стать взрослым среди взрослых»
Полезные ресурсы
На сайте можно найти свежие новости о психодраматических событиях, терапевтических и учебных группах. На нем собрана разная информация о психодраме: тексты, статьи, описания техник и разогревов. На сайте можно задавать любые вопросы, рассказывать о том, что вам интересно и находить людей, которые разделяют ваши интересы.
Заключение
» Ролевая игра, театр импровизации и психодрама — это игра… Мы говорим об игре света и красок, об игре мышц рук и ног, слов и даже об «игре мира», подразумевая под этим способ существования.» Г. Лейтц
Уважаемые коллеги, какие плоды выносите Вы с этой прогулки, напишите:
Источник
Синонимы к словосочетанию «фруктовый сад»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мастиковый (прилагательное):
Связанные слова и выражения
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: садовник, садовод, огородник, утопающий, воспитательница
- Места: сад, цветник, садик, розарий, лужайка
- Предметы: гроздь, виноградинка, йогурт, сироп, сухофрукты
- Действия: насаждение, поливка, озеленение, цветение, подрезка
- Абстрактные понятия: садоводство, акр, спелость, сладость, осень
Ассоциации к слову «фруктовый»
Ассоциации к слову «сад»
Предложения со словосочетанием «фруктовый сад»
- Перед гостиницей был мощёный дворик, большой фруктовый сад тянулся от дома до самой воды.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «фруктовый сад»
- Ни парков, ни даже фруктовых садов , хоть бы в качестве доходной статьи, не существовало.
Сочетаемость слова «фруктовый»
Сочетаемость слова «сад»
Значение слова «фруктовый»
ФРУКТО́ВЫЙ , —ая, —ое. Прил. к фрукт (в 1 знач.). Фруктовый запах. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «сад»
САД , -а, предл. о са́де, в саду́, мн. сады́, м. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами, обычно с проложенными дорожками. Фруктовый сад. Закладка садов. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «сад»
- Мангалочный дворик,
Как дым твой горек
И как твой тополь высок…
Шехерезада
Идет из сада…
Так вот какой, Восток!
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «фруктовый»
ФРУКТО́ВЫЙ , —ая, —ое. Прил. к фрукт (в 1 знач.). Фруктовый запах.
Значение слова «сад»
САД , -а, предл. о са́де, в саду́, мн. сады́, м. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами, обычно с проложенными дорожками. Фруктовый сад. Закладка садов.
Предложения со словосочетанием «фруктовый сад»
Перед гостиницей был мощёный дворик, большой фруктовый сад тянулся от дома до самой воды.
Выйдя из дома, они устроились рядышком на скамеечке в дощатой беседке, стоявшей посреди небольшого фруктового сада.
Сегодня трудно представить, что когда-то на месте этой вполне современной городской улицы с электрическим освещением и модными бутиками росли фруктовые сады.
Источник