Формованный янтарь это что значит

Что такое формованный янтарь?

Уважаемые эксперты, подскажите пожалуйста, что такое формованный янтарь и как отличить изделия из него от натуральных и прессованных?

Александр, устоявшегося термина формованный (molded, shaped, formed) янтарь ни в России ни в Мире нет. Если брать английский термин, наиболее близкий к смыслу русского слова формованный — molded, то он относится, скорее к металлургии, где он означает слова, родственные литью, отливкам и прочее. А такой «переплавленный», отлитый янтарь действительно на мировом рынке присутствует, причем в самых разнообразных формах и в огромных количествах.

Этот янтарь, который далее мы будем называть ПЕРЕПЛАВЛЕННЫМ, действительно получен методом литья в формы. Формы бывают «ювелирными, художественными», и после остывания такой янтарь лишь подправляется до нужной кондиции полировкой или срезанием заусенцев и поступает на следующий технологический этап обработки. Обычно это закрепка в изделиях, сверление и др.

Ранее такой метод литья использовался лишь для переплавки мелких кусочков янтаря, не годных для дальнейшей обработки из-за трещин и крупных включений биологического и не биологического происхождения. Переплавляли и мелкие кусочки с трещинами и деловые отходы янтарного ювелирного производства. Все изменилось лет 20 назад. Огромные, средние и мелкие предприятия Китая начали производить до 500 тонн различного «литого» материала, 95% объема которого к янтарю не имеет совершенно никакого отношения. То есть, это пластмассы.

Читайте также:  Данный вид связи недоступен для абонента что это значит билайн

Во всех «янтарных» странах большое количество янтаря облагораживается методом автоклавирования. Этот янтарь так и называется автоклавированный. Конечно, и переплавка мелкого янтаря и его отходов осуществляется сегодня также в автоклавах — емкостях, позволяющих проводить технологические операции под высоким давлением. Однако это все таки янтарь, пусть и переплавленный. А вот производители пластмассовых имитаций автоклавы не используют — дорого и не нужно. Пластические массы подбираются так, чтобы они не «вскипали» в процессе литья, и в объеме материала не образовывались бы пузыри. Такие технологии для почти всех видов пластмасс давно отработаны.

Автоклавирование используется на янтарных «комбинатах» массово и для «облагораживания» хорошего, качественного делового янтаря. Речь идет о нагреве кусков янтаря до температур его пластичности и даже небольшой текучести, но не расплавления. Обычно куски янтаря отделяю друг от друга фольгой во избежании сплавления. В процессе автоклавирования повышают прозрачность янтаря, переводят его «молочные» мутные разности, так сильно любимые китайцами, которые безосновательно считают мутность признаком натуральности, в высокопрозрачный янтарь с видимой внутренней структурой. Становятся видны многие биологические включения: насекомые, стебли, травинки и даже остатки мелких ящериц и птиц, наличие которых повышает стоимость янтаря в десятки и сотни раз. При этом в процессе автоклавирования без расплавления внедрить все эти артефакты в объем янтаря не удается, так как он не расплавляется. Как отличить.

1. Массовые подделки янтаря из пластических масс, даже если при их производстве были использованы ароматические хвойные смолы, можно легко по ОДНОРОДНОМУ распределению цвета камней и одинаковым почти повторяющимся рисункам структуры. То есть, если есть цвет, то последний однороден по всему камню, бусине или ювелирной вставке. Если есть завихрения или структуры течения в «янтаре», то они однородны и повторяются в любых участках камня. Конечно, лучше использовать лупу, причем можно использовать не только лупу х10, но и приспособления с гораздо меньшим увеличением.

Читайте также:  Что значит витамины для нашего организма

2. В объеме такого янтаря всегда есть мелкие пузыри, так как стоимость производства не позволяет использовать автоклавы. На поверхности бусин, «резных» изделий можно всегда увидеть или литьевые, штамповочные швы или совершенно отчетливые следы их спешного удаления.

3. Отличить автоклавированный янтарь высокого качества от не облагороженного янтаря надежно можно только с помощью дорогостоящего оптико-спектрального оборудования. И в том и в другом материале могут встречаться «отдельные достаточно крупные пузыри» размеров 2-5 мм в том числе и неправильной формы. Твердости наиболее древних видов янтаря и автоклавированных разностей также примерно одинаковы. Конечно, если янтарь ВЕСЬ мутный, то он точно не автоклавирован. Зато он запросто может оказаться пластмассовой подделкой. Последнее, что нужно помнить.

4. Процесс автоклавирования без расплавления это убыстренный процесс выстаривания янтаря. То, что происходит в янтаре столетиями: залечивание трещин и спаек диффузией, осветление объема за счет полимеризации и упорядочивания молекул, — все это происходит в автоклаве под давлением и при высоких температурах за считанные часы. Но процессы, происходящие на атомно-молекулярном уровне, одни и те же. Вот почему облагороженный, автоклавированный янтарь так сложно отличить от не обработанного.

Пять лет назад 90% янтаря облагораживалось автоклавированием. При этом доля не автоклавированного прозрачного янтаря была самой высокой в Балтийском красно-желтом камне. Структура предложения в настоящее время существенно изменилась. Из-за китайцев. Те упрямо верят, что мутные желтые камни это всегда «натура». Ну что же. Блажен, кто верует. Им бы всем в свой Шень Зень съездить. Там такого мутного янтаря производится 200 тонн в год. И еще тысячи тонн других янтарных разностей. Правда все тысячи тонн не пахнут ничем, кроме горелой пластмассы. Но китайцы не стоят на месте. Готовые изделия покрывают специальным хвойным лаком, ведь весь объем то ароматизировать дорого. Поэтому, если пахнет — сразу смотрите на тонкое место или по касательной к окружности бусины — слой лака должен быть виден.

Резюмируем. 99.9% литьевого (формованного) янтаря на мировом рынке это пластмассовые подделки с однородным распределением цвета и повторяющимся декоративным рисунком. Лишь 0.1% разностей представляют собой переплавленный мелкий янтарь.

Кстати прессованный янтарь на рынке практически отсутствует. Это дела давно минувших дней. Последний раз мы видели кольцо с таким янтарем среди находок археологов. Но даже в 17 веке такой янтарь был не прессованным, а спеченым, о чем ясно свидетельствовали не только мелкозернистая структура со множественными кавернами и порами, но и частички золы из костра. Кстати, за счет серых частичек пепла был очень красивый. А китайцы то не знают . Успехов Вам.

Может кто нибудь описать технологию прессовки янтаря в тонкостях, подробностях и ньюансах?

Владимир, если Вы ВНИМАТЕЛЬНО прочитали предыдущее сообщение, то должны понимать, что НИКТО вам не расскажет технологию прессования янтаря даже без «тонкостей и нюансов». Людей, которые это знали, давно уже нет. Эта технология давно уже не используется. Лет эдак 50, а может и больше. Прессовать янтарь, даже из мелкой пыли значит погубить даже эту мелкую пыль. Другое дело спекание и придание формы янтарю методом автоклавирования. Но Вы об этом не спрашиваете. Вы даже не удосужились прочитать, то что уже написано по данному вопросу. Надеемся на Ваше понимание, Успехов Вам.

Почему же так сразу. Я всё прочитал прежде чем спрашивать.

Могу сказать что в автоклаве янтарь не спекают, а осветляют, меняют цвет, выгоняют из него влагу.

В какой то степени это облагораживание. А прессовка она как была,так и сейчас есть.Сколько угодно.Прессуют и из порошка и из мелкой фракции и из более крупной.Меня интересуют, тонкости. Которые нарабатывают на практике. Чтобы на одни и те же грабли не наступать.Мало кто хочет делится этим.

Владимир, автоклавирование предназначено НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ УДАЛЕНИЕ ВЛАГИ ИЗ ЯНТАРЯ, резко увеличивается его просвечиваемость, повышается декоративность. Вне всякого сомнения это облагораживание. Но если Вы считаете, что прессованный янтарь это не облагороженный материал, то Вы сильно ошибаетесь. По всем «КНИГАМ» CIBJO это даже не облагороженный материал, а природно-синтетическая имитация янтаря. Поэтому, если Вы таким образом пытаетесь уйти от облагораживания, то Вам, вне всякого сомнения этого не удастся сделать.

Теперь далее по пунктам. Если янтарь во время прессования не нагревается хотя бы до предплавильных температур, то как огранизуется связь между частицами? Конечно, прессование янтаря происходит при повышенных температурах — много выше, чем температурах пластического течения янтаря — температура автоклавирования. В ином случае нужно добавлять посторонние вещества — клеи или растворители внешних слоев частиц. Наконец, если Вы не уничтожили границы между прессуемыми зернами, то цена такому янтарю будет три копейки, так как это будет зернистая разноцветная абсолютно непрозрачная масса. Так как распространение света в таком агломерате происходить свободно не будет. На каждом незаполненном янтаре пространстве свет будет претерпевать преломление. Так что нужно высокая температура. Хотя бы предплавильная. Настаиваем, Владимир, Вы не на правильном пути, или называете желаемый процесс НЕПРАВИЛЬНО. Сейчас или литьё или автоклавирование при разных температурах. Кстати, одной из целью автоклавирования является нагревание в вакууме, для усиление процессов диффузии и вытягивания из пластичного камня не только влаги, но и мелких пузырьков воздуха. Это происходит долго в условия невыссокого вакуума при непрерывной откачке. Не ищите того, чего нет, или того, что совсем не в том виде, в котором Вы желаете это осуществить. На Вашем пути не кучка экспертов и мнений, а препятствующие созданию хорошего материала ЗАКОНЫ ФИЗИКИ, ХИМИИ и ФИЗИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ. Оговоримся, другое дело, если Вам нужен материал совсем не декоративного, а технического качества, который необходим для сугубо технического применения. Тогда Ваша настойчивость приведет к успеху. Имейте только в виду, что прочность (вязкость) подобных брикетов янтаря, спрессованного без спекания, будет стремиться к нулю. Центр всяких технологий Калининградский комбинат. Хотя сейчас там с технологиями также не все просто по разным причинам. Однако, вокруг Комбината кормятся разные люди, конечно не участники форумов. Может быть Вам туда. Прессование янтаря в ювелирных целях невозможно. Возможно только НАЗВАНИЕ ПРЕССОВАНИЕМ некоторой технологии, которая с необходимостью включает высокие температуры. Время затратили много на очевидные вещи. Но если все таки будете продолжать искать — Успехов Вам. С уважением.

Посмотрите патент РФ номер «Способ обработки янтаря». Температуры не высокие, технологические операции расписаны, и давление — вакуумирование, а не нагнетание. Тип насоса указан, схема установки прbведена. В описании есть ссылки на другую патентную литературу. Впрочем, поиск в интернете может дать вам гораздо больше. Успехов

На всякий случай номер патента удалили. То ли реклама, то ли научный спор с помощью ссылки на не научный документ. Говорили на разных языках. Особенно нас позабавила ссылка на интернет — пристанище для чайников и профанов. Всем рекомендуем научную литературу: периодические издания и монографии, которые только постепенно перетекают в интернет с бумажных носителей. Всем успехов, но не уповайте только на интернет.

При уважении к участникам обсуждения в частности к г-ну Аметистову, очень хотелось бы вмешаться. С позволения. Я понимаю, о чем спрашивает Владимир, так как живу Калининграде. Я сам обработчик, но с янтарем не работаю из-за личной нелюбви. Автор вопроса разделяет «формованный» и «прессованый» янтарь. Здесь формованным называют прессованый из пыли, которая осталась после обработки и не любят с ним связываться, так как в этой пыли часто остаются зерна с наждачки. Прессованый называют янтарь спрессованный по технологии из очищенной от окислов мелкой фракции, а также «обрезков» янтаря без добавления композитор, клеев, красящих веществ. Прессование производится по технологии. Процесс исключает высокие температуры. Происходит сильное размягчение с прессованием в 2 этапа. При этом происходит отвод окисленного материала «перегоревшего». Такой янтарь считается не утратившим структуры, он сохраняет все физические свойства янтаря. Также «выкупается» опытным глазом. Умения технологов, в том числе гаражных самоучек (уважение им) растут, но спайки наиболее заметные в прозрачном прессе никуда не деваются, не уходят они от опытного глаза и в пейзажном и матовом сорта. То есть пресс есть «хороший» и другие варианты. В пейзажном и матовом характерны резкие переходы от полупрозрачной структуры к непрозрачной (например очевидный элипс полуматового янтаря в матовом), пузыри, зернистость и пр. В прозрачном прессе конечно же спайки на просвет. Прессованый янтарь затем автоклавируется и, в случае с прозрачными сортами, конечно же, имеет абсолютно однородной цвет. Полуматового пресса я вроде не видел, когда большая часть кабошон прозрачная и равномерно переходит в матовую структуру. О переплавленном даже особо ничего не слышал. Делают лишь сувениры на холодильник. Готовят какой-то состав с композитами. Большинство производства это пресс, так как цена доступна у него. Всё оборудование доступно и здесь и в Польше. Какие-то фирмы закрываются и распродают его. Технологий полно на соответствующих сайтах. Заниматься этим вряд-ли выгодно, не живя там, где его добывают. Китайцы последнее время скупают тоннами янтарь именно мелких фракций, так что в самом Китае видимо идёт процесс производства качественного пресса по полной. Поэтому заниматься, если к этому есть тяга и призвание, лучше здесь, так что милости просим!

Сергей, спасибо. Все интересно, четко и понятно. =

Источник

Что такое ПРЕССОВАННЫЙ ЯНТАРЬ

Прессованный янтарь часто встречается на ювелирных прилавках. Такие изделия содержат крупные и красивые камни, а цена их на порядок ниже, чем у цельного янтаря.

Можно ли считать прессованный камень натуральным, каково его происхождение и чем он отличается от цельного — эти вопросы мы рассмотрим в статье под руководством эксперта Марка ВОРКУТИНСКОГО из калининградской компании AMBERSTEIN.RU.

ВИДЫ ПРИРОДНОГО ЯНТАРЯ

Выделяют 3 основных вида природного минерала:

Цельный Природный
Прессованный Из мелких кусочков
Формованный Заводские формы

Цельные, прессованные или формованные янтари имеют в основе окаменевшую смолу деревьев, однако особенности их обработки различны, поэтому эти виды минерала имеют свои сходства и отличия.

Прессованный

Его еще называют амброидом, или реконструированным янтарем.

Формованный

Тот же прессованный, только изделие формируют из крупных отборных кусков сырья, а не из муки. Состав — тоже 100% янтарь.

Главное отличие формованного янтаря — наличие инклюз: включения настоящие, а не подсадные.

Окончательная обработка заключается в шлифовке или срезании заусенцев, после чего минерал пригоден к изготовлению ювелирных изделий и бижутерии.

Цельный

Тот самый «кусочек солнца», который подразумевают под классическим янтарем. Обрабатывается любыми специалистами-камнерезами, которые этому учились. Перед обработкой янтарь обогащают, насыщают, меняют цвет, если необходимо.

КАК ОТЛИЧИТЬ ПРЕССОВАННЫЙ ЯНТАРЬ

Во время покупки перед покупателем стоят 2 основные задачи: установить натуральность янтаря и отличить прессованный минерал от цельного.

Отличия от имитации

Имитация янтаря, в отличие от амброида, является подделкой. Однако современная промышленность придумала много способов качественно имитировать минерал.

Натуральные и искусственные смолы для имитации:

каури
  • ископаемая смола;
  • для самых качественных имитаций;
бакелит
  • фенолформальдегидная бесцветная смола;
  • раскрашивается добавлением красителей;
фатуран
  • смесь отходов янтарного производства и растительных смол;
целлулоид
  • используется в изготовлении ручек столовых приборов, дверных ручек;
акрил
  • высокопрочное органическое стекло;
ресолан
  • уже не используется из-за канцерогенности;
полиэстер
  • применяется редко из-за дороговизны и трудоемкости производства;
новолак
  • производство затихло во второй половине 20 века.

Отличия натурального самоцвета:

Амброид обладает большинством физических свойств цельного камня, что позволяет отличить его от синтетического янтаря:

  1. Амброид быстро электризуется и легко притянет к себе ворсинки шерсти, маленькие клочки бумаги.
  2. Настоящий камень ощущается теплым в руке.
  3. Для прессованного янтаря характерны малые вес и плотность: опущенный в соленую воду камень всплывает.

Отличия от цельного

Только специалист может с высокой точностью установить амброид. Но по некоторым признакам даже непосвященный человек может реконструированный камень от цельного.

Только специалист может с высокой точностью установить амброид. Однако даже непосвященный человек может по некоторым признакам отличить реконструированный камень от цельного.

Амброид обладает большинством физических свойств цельного камня, что позволяет отличить его от синтетического янтаря:

  1. Амброид быстро электризуется и легко притянет к себе ворсинки шерсти, маленькие клочки бумаги.
  2. Настоящий камень ощущается теплым в руке.
  3. Для прессованного янтаря характерны тот же вес и плотность, что и у сырья: опущенный в соленую воду камень всплывает .

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕССОВАННОГО ЯНТАРЯ

Сейчас многие знают, что такое прессованный янтарь. Амброид на 100% состоит из янтарной муки высшего качества.

Это значит, что прессованный янтарь можно по праву назвать натуральным камнем высокого сорта.

  • насыщенный цвет;
  • возможность получать при формовке любые формы;
  • крупные размеры украшений;
  • низкая цена.

Комментарий специалиста

У поставщиков прессованный янтарь закупают по цене 3,5$ за грамм, а в магазинах Москвы натуральные образцы можно найти по цене от 6$ за грамм. Оптовая цена на имитацию — 30 руб./гр.

Как получают прессованный янтарь

Мелкое сырье, очищенное от грязи и шлака, размалывают в муку, которая затем помещается в специальные емкости и нагревается. Нагрев происходит под давлением в отсутствии воздуха.

Если используются отходы янтарного производства (осколки и стружка), это уже не янтарь, а имитация. В этом случае в расплав могут также добавлять красящие вещества.

Обычно используются следующие технологии:

метод Требича:
  • янтарную муку помещают в нагреваемый металлический цилиндр, давление создается поршнем;
  • масса вытекает снизу через отверстия, находящиеся внизу цилиндра;
метод Шпиллерса:
  • муку и мелкие частицы засыпают в стальную форму, которую плотно закрывают,
  • после чего опускают в расплавленный глицерин или парафин.

Теперь эту массу можно превращать в вещи любого вида и формы.

Особенности использования

Амброид применяется в промышленности и электротехнике, используется для ювелирных изделий: бус, вставок, сувениров. Благодаря свойствам реконструированного минерала (низкая смачиваемость и способность замедлять распад эритроцитов) из него делают оборудование для переливания и хранения крови.

Источник

Оцените статью