Фитр садака: его значение и правила раздачи
«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца Рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения, Ураза-байрам), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр, закятуль-фитр).
Ибн Аббас (радиаллаху анху) рассказывал, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)
Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.
В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:
Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!
Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр» (закятуль-фитр). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:
1. Для принятия поста.
2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.
3. Очищение поста и получение всех благ от него.
4. Празднование завершения поста.
5. Демонстрация величия праздничного дня.
6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.
Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.
Правила раздачи фитр-садаки
Фитр-садака (или закятуль-фитр) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.
Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.
Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.
Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.
Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.
Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.
Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадана. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.
Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.
Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»
Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.
Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.
Фитр-садака запрещено давать следующим категориям родственников: родителям, родителям родителей (и далее), детям, детям детей (и далее), своей семье. Тем не менее, мусульманин имеет право дать садака-фитр своему брату или сестре.
Фитр-садака в 2021 году
Фитр — садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам.
- Сумма Фитра-садака составляет, при расчете на ячмень100 рублей с каждого мусульманина, независимо от возраста и пола, соблюдения или несоблюдения поста.
Людям со средним достатком — 300 рублей.
Состоятельным людям, которым обязателен закят, предпочтительнее исчислять фитра-садака по стоимости фиников или изюма, т.е. в сумме 900 рублей с человека. - Люди, которые по причине преклонного возраста или хронической болезни не могут соблюдать пост, за каждый пропущенный день поста выделяют Фидия-садака, то есть возмещение в сумме 200 рублей в пользу бедных, неимущих и сирот.
- Нисаб – минимальная сумма имущества, обладая которой мусульманин должен выплачивать закят, в 2021 году составляет 310 000 рублей, согласно стоимости золота. То есть, с этой суммы и выше положено выплачивать на благотворительность одну сороковую долю.
Источник
Фитр садака что это значит
«МАЯК НА ПУТИ К ИСТИНЕ»
Что такое садака аль-фитр и когда нужно ее давать?
от Замиль · Май 21, 2020
Сегодня мы хотим посвятить цикл «365 шагов к исламу» теме «Садака аль-фитр».
يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ
«Аллах уничтожает [благодать в любом деле, где присутствует] риба и увеличивает [благодать] пожертвования. И Аллах не любит всех непокорных [Ему] упорных неверующих» (cура «Аль-Бакара», аят 276).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал:
«Посланник Аллаха (мир ему) сделал закят аль-фитр фардом, чтобы очистить постящегося от совершенных им бесполезных дел и сказанных скверных слов, а также чтобы обеспечить нуждающихся пропитанием. Кто заплатит его до праздничного намаза – это будет закятом. Кто заплатит его после праздничного намаза – это будет садакой» (Абу Дауд, Закят, 18; Ибн Маджа, Закят, 21).
«О, Всевышний! Сделай так, чтобы мы полюбили иман и наши сердца украсились иманом. Сделай так, чтобы мы невзлюбили неверие (куфр), непослушание и непокорность. Пусть мы будем из тех, кто нашел праведный путь» (Хаким, Даават, № 1868).
Что такое садака аль-фитр и когда нужно ее давать?
Сакада аль-фитр – это обязательная милостыня в пользу нуждающихся, которую дают обеспеченные мусульмане в благодарность окончания поста месяца Рамадан (Навави, аль-Маджму, VI, 103-105). То, что садака является ваджибом подтверждаются хадисами Пророка (мир ему) (Бухари, Закят, 70-78; Муслим, Закят, 12-16; Абу Дауд, Закят, 18; Ибн Маджа, Закят, 21).
Человеку надлежит давать аль-фитр за себя и своих малых детей. Пророк (мир ему) указал, что данную милостыню необходимо давать вне зависимости от того, раб ты или свободный, взрослый или ребенок, женщина или мужчина (Абу Дауд, Закят, 20).
Желательнее всего давать аль-фитр до наступления праздничного намаза. Или же в первый день праздника Рамадан. Оставлять садаку на более позднее время является нежелательным (макрух).
Главная цель аль-фитр — это помочь нуждающимся, чтобы у них на столах тоже была еда и они вместе со всеми чувствовали радость праздника. Обычно денежный размер аль-фитр определяется суммой, которая необходима для обычного дневного пропитания человека. Человек не может давать аль-фитр обеспеченным людям и близким родственникам: своим родителям, бабушкам, дедушкам, детям, внукам и супруге/супругу.
Всю сумму садаки аль-фитр можно дать как одному нуждающемуся, так и поделив на несколько частей (Маргинани, аль-Хидайа, II, 224). Однако сумма, даваемая каждому человеку, не должна быть меньше установленного размера аль-фитр.
Источник
Закятуль-фитр, или садакатуль-фитр
Аудио версия настоящей статьи:
Закятуль-фитр и садакатуль-фитр — это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.
Закятуль-фитр — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) [1], а точнее — до праздничной молитвы [2]. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.
Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями [3].] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» [4].
«Са‘ », упоминаемый в хадисе, — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых [5]. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс [6].
Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней» [7].
Кто платит
По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения. Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых. Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.
Кто получает
Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят [8]. Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры [9].
Сроки выплат
Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов. Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр). Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы. Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно [11].
Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр
В 2020 году размер фитр-садака:
100 руб. — для малоимущих; 300 руб. — для семей со средним достатком; 500 руб. — для семей с большим достатком.
Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) — один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем. (1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. — Ш. А.], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д. (2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней. Как раз через меру сыпучих тел — са‘ — (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью. Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте. Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са‘» [12].
Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.
«Налог разговения является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман». Я живу в маленьком провинциальном российском городке, где мусульман не так много. Будет ли правильным, если я помогу бедным людям иной религии? Нармин.
Намереваясь выплатить эту обязательную милостыню, найдите малоимущих, неимущих именно среди мусульман. Так как они есть и их немало, такая реализация данной милостыни остается первоочередной.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430–441; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2035–2050 и др.
[2] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 233.
[3] Самое главное, чтобы глава семьи выплатил за свою жену и маленьких детей. Если жена желает выплатить закятуль-фитр самостоятельно из своих сбережений, то такое возможно. Что касается остальных родственников, то здесь все определяется по обстановке и договоренности. Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 1. С. 123; аш-Ширази И. Аль-мухаззаб. В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 302.
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430, хадис № 1503, а также смотрите хадисы № 1508, 1510.
[5] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.
[6] Вы можете встретить цифры, немного отличающиеся от упомянутых. Те, что приведены мной в тексте, взяты из авторитетного словаря богословских терминов.
[7] См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 2. С. 149, 150, хадис № 1609; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 5. С. 243; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 173.
[8] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2048.
[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2048.
[10] Под словами «на пути Господа» подразумеваются все действия, способствующие распространению Слова Господа и Ислама вообще.
[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2047.
[12] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 1. С. 336, 337. Также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2044, 2045.
Источник