Финансовый менеджмент что это значит

Содержание
  1. Что такое финансовый менеджмент? Роль финансового менеджмента для современного предприятия
  2. Понятие финансового менеджмента
  3. История финансового менеджмента
  4. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента
  5. Какую роль играет финансовый менеджмент в организации
  6. Финансовый механизм
  7. Объекты и субъекты финансового менеджмента
  8. Цели и задачи финансового менеджмента
  9. Функции и методы финансового менеджмента
  10. Методы финансового менеджмента
  11. Информационное обеспечение финансового менеджмента
  12. Проблемы финансового менеджмента
  13. Оценка эффективности финансового менеджмента
  14. Базовые показатели финансового менеджмента
  15. Что такое финансовый менеджмент простыми словами
  16. Понятие финансовый менеджмент
  17. В каких направлениях действует финансовый менеджмент
  18. Главные цели
  19. Как разрабатывается система менеджмента
  20. Роль финансового менеджмента

Что такое финансовый менеджмент? Роль финансового менеджмента для современного предприятия

Финансовый менеджмент – это направление, которое занимается формированием капитала в компании, а также ведает вопросами его рационального использования с целью увеличения прибыли.

Понятие финансового менеджмента

Сегодня финансовый менеджмент – это совокупное понятие, которое состоит из несколько областей:

  • высшие вычисления в сфере финансов;
  • анализ бюджета;
  • анализ вложенных средств;
  • работа с рисками;
  • управление в кризис;
  • оценка акций организации.

Как деятельность менеджмент принято рассматривать с трех сторон:

  • управление бюджетом организации;
  • орган управления;
  • вид деятельности, связанный с предпринимательством.

Ответ на вопрос что изучает финансовый менеджмент очень прост – управление бюджетом предприятия, его грамотное ведение, распределение средств, а кроме того анализ и оценка имеющейся схемы работы с капиталом.

История финансового менеджмента

Финансовый менеджмент начинает свою историю в США в начале двадцатого века. Изначально он занимался вопросами бюджетирования молодых компаний, позже в эту же сферу вошли инвестиции финансов в новые направления развития, а также проблемы способные привести к банкротству.

Считается, что первый существенный вклад в науку внес Марковиц. В пятидесятых годах прошлого века он разработал портфель инструментов на уровне теории. Через два года тройка ученых Шарп, Линтнер и Моссин на основе разработок Марковица создали метод оценки активов. С его помощью можно сопоставить риски и доходы конкретной организации. Дальнейшие работы в данной области позволили создать ее ряд инструментов, которые помогают проводить оценку ценообразования, рынка и других необходимых сфер бизнеса.

Читайте также:  Что значит корень папки

Следующим этапом развития стали разработки Модильяни и Миллера. Они вплотную занялись исследованием строения капитала, а также стоимостью возможных поступлений финансирования. В 1985 году выходит книга «Стоимость капитала», которая становится своего рода рубежом.

«Стоимость капитала» раскрывает теорию портфеля инструментов финансирования и структуру капитала. Упрощенно можно сказать, что книга позволяет получить ответы на вопрос – где взять деньги и куда их грамотно вложить.

Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента

Финансы любой компании – это система хозяйственных отношений внутри и за ее пределами. Иными словами, отношения, возникающие при использовании денежных ресурсов, относятся к финансовой деятельности.

Каждый бюджет имеет свою специфику, которая зависит от многих параметров – объем, его структура, длительность цикла производства продукции, затраты, экономические условия и даже климатические аспекты.

Какую роль играет финансовый менеджмент в организации

Финансовое управление – это система работы с бюджетом предприятия. Она, как и любая система имеет свои методы, формы и приемы управления. Любое решение принимается после сбора и обработки необходимой информации.

Вполне очевидно, что эффективно использовать финансы, а прежде их получить невозможно без проработанной системы управления ими.

Стоит отметить, что финансовый менеджмент на предприятии – самый важный вид управления, так как от его эффективности зависит конкурентоспособность и устойчивость компании на современном нестабильном рынке (см. Менеджмент как искусство управления).

Финансовый механизм

Управление финансами осуществляется с помощью механизма, который в свою очередь включает методы формирования, планирования и стимулирования работы с денежными ресурсами.

Финансовый механизм делится на четыре составляющих:

  1. Контроль деятельности предприятия государством.
  2. Регулирование рынком.
  3. Внутреннее регулирование.
  4. Приемы и методы конкретного характера, выработанные после получения информации и ее трактовки.

Объекты и субъекты финансового менеджмента

Финансовый менеджмент, как система делится на две подсистемы – субъект и объект.

Объект – это то на что направлена деятельность. Объектами финансового менеджмента являются деньги предприятия, их оборот, а также денежные отношения между разными структурами одного предприятия.

Субъекты финансового менеджмента – это то откуда исходит любая деятельность. А именно это группа лиц или один менеджер, которые обрабатывает поток информации и вырабатывает систему управления. Кроме того это лицо занимается контролем и оценкой эффективности выбранной стратегии. Также в его сферу деятельности входит работа с инвесторами, оценка рисков и все что касается доходов и расходов.

Цели и задачи финансового менеджмента

Цели и задачи – это два взаимосвязанных понятиях. Если говорить в общем, то задача всегда вытекает из цели. Цель – это более глобальное действие, достижение которой осуществляется путем решения конкретных задач. Таким образом, цель имеет большую протяженность во времени, а задача маленькую. Цели и задачи финансового менеджмента всегда идут бок о бок, и одно не может достижимо без другого.

Для каждой цели обычно прописывается несколько задач, которые помогают ее осуществить.

Цели финансового менеджмента:

  • рост стоимости организации на рынке;
  • увеличение доходов компании;
  • закрепление положения организации на нынешнем рынке или захват новых территорий;
  • избегание крупных финансовых затрат или банкротства;
  • повышение материального достатка не только руководства компании, но и сотрудников;
  • осуществление возможности вкладывать бюджет компании в новые области, например, науку.

Наиболее распространенные задачи финансового менеджмента:

  1. Рост рыночной стоимости компании. Для того чтобы акции компании выросли необходимо добиться крепких позиций рынке. Для этого необходимо наладить грамотную работу финансирования не только хозяйственной части. Не маловажным моментом является инвестирование в прибыльные проекты или области. Кроме того необходимо позаботиться об оптимизации финансовых дел компании и привлечения источников бюджетирования не только посредством собственной прибыли (см. Покупка акций компаний. Как и где купить? Налогообложение акций).
  2. Оптимизация финансовых потоков компании. Здесь задача решается грамотным подходом к платежеспособности и ликвидности. Все свободные финансы компании должны быть направлены в дело, чтобы исключить возможность их обесценивания. Кроме того это позволит нарастить прибыль.
  3. Уменьшение рисков связанных с потерей финансов. Задача решается путем разработки эффективной системы выявления и оценки рисков. А также разработка действий по их минимизации или компенсации возможных потерь.
  4. Рост прибыли. Задача решается за счет оптимизации использования денежных потоков. Важным моментом является грамотные расчеты оборотных и внеоборотных активов.

Функции и методы финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента:

  • организация отношений со сторонними организациями, контроль отношений;
  • получение и рациональное использование материальных ресурсов;
  • способы размещения капитала компании;
  • анализ и корректировка денежных потоков предприятия.

Финансовый менеджмент также имеет стратегию и тактику. Стратегия – это общее направление, то есть к чему движется компания, тактика – краткосрочное направление, то есть то, как будет реализована стратегия. Процессы аналогично целям и задачам. Можно провести аналогию: стратегия – это формирование целей, тактика – формирование задач.

Методы финансового менеджмента

Исходя из вышесказанного, существуют следующие методы финансового менеджмента, которые позволяют выполнять функции:

Планирование:

  1. создание финансовой политики компании, составление целей на долгосрочный и краткосрочный период, составление плана бюджетирования организации;
  2. создание ценовой политики, анализ продаж, прогнозирование поведения рынка;
  3. налоговое планирование.

Создание структуры капитала, расчет его стоимости:

  1. поиск потребностей бюджетирование подразделений компании, поиск альтернативного финансирования, разработка структуры капитала, которая обеспечит рост прибыли;
  2. расчет стоимости капитала;
  3. создание потока инвестиций таким образом, что прибыль от них перекрывала амортизацию;
  4. анализ инвестиций (см. Кто такие бменеизнес-ангелы? Чем занимаются? Как найти и привлечь?).

Разработка политики инвестиционных вложений:

  1. поиск точек роста и вложения свободных финансов, анализ возможных вариантов, выбор наиболее прибыльного с меньшим количеством рисков;
  2. разработка инвестиционных инструментов, управление ими, анализ эффективности.

Управление оборотным капиталом:

  1. на основе прогнозируемых точек роста, выявление потребностей в отдельных финансовых активах для них;
  2. разработка такой структуры активов, чтобы деятельность компании была ликвидной;
  3. увеличение эффективности использования оборотного капитала.
  4. анализ денежных операций, их контроль и проведение.

Работа с рисками:

  1. поиск рисков;
  2. анализ и способы избежать риски (см. Риск-менеджмент финансовых процессов);
  3. разработка способов компенсации финансовых потерь от рисков.

Информационное обеспечение финансового менеджмента

Финансовый менеджмент не может быть эффективным без работы с информацией. Вся информация, поступающая в отдел финансового менеджмента, приходит по двум каналам – внутренним и внешним. В целом информацию необходимую для эффективной работы подразделения можно разбить на несколько типов:

  1. Общеэкономическое развитие страны (необходимо для стратегического планирования).
  2. Конъюнктура рынка, то есть конкурентоспособность товаров (необходимо для разработки портфеля краткосрочных инвестиций).
  3. Информация об эффективности работы конкурентов и контрагентов (важно для принятия управленческих решений ближайшего действия).
  4. Информация о нормативах и регулировке деятельности.
  5. Показатели о финансовой деятельности самого предприятия (отчеты о прибылях и убытках, так называемый P&L отчет).

Проблемы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент, как и любое другое направление управления на предприятии имеет ряд проблем. В России было проведено исследование, на основании которого удалось выявить основные проблемы. Были опрошены генеральные и финансовые директора более чем 250 предприятий самого разного размера. Некоторые из них включают не более 30 сотрудников, в других персонал достигает нескольких тысяч человек.

Проблемы, с которыми сталкивается финансовый менеджмент:

  • управление финансами и дефицит денежных средств;
  • составление плана работы;
  • обучение управлению финансами;
  • антикризисное правление;
  • разработка стратегии финансирования;
  • управление статьями расходов;
  • организационная структура финансового отдела;
  • иные задачи финансового менеджмента.

Оценка эффективности финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – это работа с деньгами предприятия, соответственно эффективным считается такой вид менеджмента, при котором прибыль и рентабельность предприятия растут.

Оценить эффективность финансового менеджмента можно путем анализа нескольких групп:

  • рентабельность и прибыльность компании;
  • деловая активность и капиталоотдача;
  • рыночная стоимость компании.

Для получения рентабельности и прибыльности компании анализируют несколько показателей:

  • насколько эффективно предприятие получает прибыль от своей основной деятельности;
  • хватает ли собственного бюджета (без привлечения сторонних капиталов) для осуществления деятельности;
  • сопоставляется чистая прибыль к активам на счетах (самый эффективный способ оценки);
  • сравнивается прибыль полученная от реализации товара с затратами на ее производство и реализацию;
  • сколько каждый рубль приносит прибыли.

Деловая активность и капиталоотдача показывают эффективность использования привлеченных средств и вложенных собственных финансов в другие направления. Оценивается прибыль от этих действий.

Рыночная стоимость компании – это показатель для внешних компаний, например, партнеров. С его помощью сторонние организации могут делать выводы об эффективности деятельности предприятия, а также принимать решения относительно начала совместной деятельности и партнерства.

Базовые показатели финансового менеджмента

В настоящее время на российском рынке приняты стандарты западного ведения бизнеса. Базовыми показателями финансового менеджмента являются:

  • добавленная стоимость;
  • брутто-результат эксплуатации вложений во внешние источники;
  • нетто-результат эксплуатации вложений во внешние источники;
  • экономическая рентабельность активов.

Добавленная стоимость – формируется путем вычета из стоимости всей произведенной продукции (не только проданной) за отчетный период стоимости услуг, материалов и сторонних организаций. Этот остаток и является чистой добавленной стоимостью. Чем он выше, тем успешнее предприятие.

Брутто-результат – из предыдущего показателя отнимаются зарплаты и все связанные с ними расходы (налоговые и пенсионные отчисления и прочее). Данный показатель показывает прибыль без амортизации, налога на прибыль и издержек по заемным финансам. Описывает насколько успешно компания ведет свою финансовую деятельность. Помогает прогнозировать дальнейшее развитие.

Нетто-результат – от предыдущего показателя отнимаются все затраты на восстановление собственного баланса (без учета оплаты процентов по кредитам, налога на прибыль, займы и прочее). Показывает балансовую прибыль организации.

Экономическая рентабельность – чистая прибыль со всеми вычетами расходов, как своих трат, так и заемных средств.

Источник

Что такое финансовый менеджмент простыми словами

Финансовый менеджмент – довольно часто встречающееся словосочетание. Его сегодня весьма модно использовать, причем не только в отношении финансов компании и предприятия, так и в отношении личных финансов.

А говоря простыми словами, это явление недалеко ушло от управления финансами, по крайней мере, управление входит в менеджмент в качестве одной из важнейших его частей.

Но раз уж мы заговорили о финансовом менеджменте, почему бы не углубиться в эту тему, и не постараться понять, что это такое и для чего служит.

Понятие финансовый менеджмент

Грамотная стратегия поведения и управления на сегодняшний день – залог успешного продвижения и развития бизнеса. Сама же эта стратегия включает в себя финансовый менеджмент. Не обойдемся и без определения.

  • Финансовый менеджмент – это деятельность, направленная на управление финансами с применением методов и приемов, которые направлены на максимальное увеличение прибыли и минимизацию рисков финансовых потерь.

Цель финансового менеджмента — получить максимальную финансовую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.

Эта определенная система методов, приемов, принципов, которые корректно регулируют финансовую деятельность компании или предприятия, делая его в кратчайшие сроки привлекательным для инвестиций и вложений.

Он же направлен на верный выбор активов и направлений для инвестирования и поиск средств для финансовых вложений. То есть, менеджмент отвечает на вопросы «Где взять деньги?» и «Куда их вложить для получения прибыли?»

Так что финансовый менеджмент – это не просто модное слово, это актуальный инструмент для работы в условиях современного, постоянно изменяющегося рынка. Успешное предприятие просто не может стоять на месте, когда вокруг все меняется.

А чтобы эти изменения были поняты, приняты и адаптированы под работу бизнеса, и используются инструменты финансового менеджмента.

В каких направлениях действует финансовый менеджмент

Под направлениями стоит понимать области деятельности менеджеров, у каждого из которых свои функции и задачи. Исходя из этого, направлений можно выделить несколько:

  • разработка стратегии;
  • бюджетное управление;
  • финансовый учет;
  • планирование и управление финансовыми потоками;
  • финансовый анализ;
  • анализ инвестиций и непосредственно инвестиции;
  • антикризисное управление.

Как вы могли заметить, подобные направления, опять же, актуальны даже в отношении отдельно взятого бюджета одного человека. Если же мы говорим о предприятии, то сюда добавляется также ценообразование и ценовая политика, распределение прибыли и установление дивидендов, оптимизация продаж и так далее. Этот перечень также можно назвать функционалом финансового менеджмента.

Главные цели

Само собой, главная цель работы менеджеров – это максимальное увеличение прибыли, и, как следствие, достижение процветания владельцев бизнеса и работников. В случае с частным бюджетом физического лица, главная цель та же – максимальная прибыль при минимуме рисков.

Эту одну глобальную цель можно «разбить» на ряд подцелей, таких как:

  • максимальный финансовый результат;
  • увеличение денежной массы;
  • увеличение капитала и стоимости самого бизнеса.

В зависимости от направления деятельности и рынка, цели могут быть и более специфичными, но суть остается той же – защита и увеличение капитала.

Компании важно сохранять конкурентоспособность на рынке при неизменном функционировании, исключая возможность разорения и потери капитала и, как следствие, закрытия. Глобальной можно считать также цель достижения лидирующих позиций на рынке, и максимальный рост цены организации в перспективе.

Устойчивый темп роста ведет, в свою очередь, к устойчивому же увеличению прибыли, что и помогает достичь первой и главной цели – процветания работников компании на всех уровнях. Именно в свете главной цели составляется инвестиционный портфель, определяется ценовая и управленческая политика и так далее.

Как разрабатывается система менеджмента

При таком обилии задач, стоит понимать, что сама система довольно крупная, а значит, четкому контролю поддается с трудом. Ее разбивают на несколько подсистем, чтобы ими было легче управлять.

При разработке системы управления, стоит принимать во внимание:

  • главная миссия компании;
  • оперативные и стратегические цели компании;
  • ключевые показатели эффективности;
  • структура процессов производства и организация работы сотрудников;
  • первоначальное состояние организации.

Относительно последнего: если компания на грани разорения, а руководство приняло решение нанять успешного финансового менеджера, это не значит, что специалист выведет из этого состояния бизнес за сутки. На работу таких специалистов стоит смотреть объективно, понимая ее необходимость, но не устанавливая невыполнимые задачи.

Роль финансового менеджмента

Современное ведение бизнеса требует современного же подхода. Стоит понимать, что менеджмент в этом случае – это гибкий механизм управления, который изначально ориентирован на скорые изменения во внутренней и внешней экономической среде.

Если говорить совсем просто, то приемы и методы финансового менеджмента помогают ответить на вопросы типа

  • Сколько ресурсов необходимо компании для успешной работы и должного уровня конкурентоспособности?
  • Где взять эти самые финансовые ресурсы для работы: использовать собственные, заемные или привлеченные средства?
  • Как обеспечить предприятию финансовую устойчивость и запланированный уровень прибыли?
  • Как снизить риски финансовых потерь?

Само собой, финансовый менеджмент – это и интересно, и сложно. Но он необходим в нынешних условиях, так что консервативный подход в этом вопросе недопустим.

Источник

Оцените статью