Как определить фарфор
За настоящий фарфор сегодня пытаются выдать не только низкосортную керамику, но и полимерные материалы. Подделка – это не только потеря денег, но и возможный вред здоровью, если речь идёт о посуде, которой пользуются ежедневно. Рынок наводнён китайским фальсификатом, который без тени сомнений выдаётся за продукцию наиболее известных европейских брендов. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных производителей, лучше совершать покупки только в проверенных местах, а при выборе антиквариата советоваться со специалистами.
Отличие от фаянса и керамики
Фарфор можно смело назвать вершиной гончарного искусства. Недаром он получил неофициальный титул «белого золота». Фаянс занимает второе место по качеству, эксплуатационным характеристикам и эстетичности. Он тоже изготавливается из каолина с добавлением кварца и некоторых алюмосиликатов, в том числе полевого шпата. Однако сырьевая масса (шихта) у фаянса отличается от фарфоровой – в ней преобладают глины, а не плавни, что приводит к снижению температуры обжига и, как следствие, меньшей спекаемости черепка. Рыхлая структура с большим количеством пор сказывается на прочности, водо- и газопроницаемости, а также декоративных свойствах изделий.
У фарфора черепок, наоборот, плотный, при минимальной толщине устойчивый к механическим воздействиям, не впитывающий и не пропускающий жидкости. Поэтому материал ценится выше других и приобретать фаянс по такой стоимости нет никакого смысла. Тем более, что со временем он разрушается: появляются микротрещины на глазури, сколы, потемнения и так далее.
На что обратить внимание
Есть несколько признаков, позволяющих отличить фарфор от фаянса:
- Звук. У фарфоровых изделий он высокий, чистый, напоминающий колокольный звон, с долгим резонансом. У фаянсовых – глухой и невыразительный. Для проверки по краю изделия несильно ударяют деревянной палочкой и слушают «отклик».
- Неглазурованный кант на донышке. При высокотемпературном обжиге, который «показан» фарфоровым изделиям, покрывающая их глазурь не должна соприкасаться с опорной конструкцией, иначе она прикипит и отделится только с фрагментом черепка. Чтобы этого избежать, на донышке по периметру делают специальный зачищенный бортик. В готовых изделиях его легко определить по шероховатой текстуре. Но цветом неглазурованный фарфор не выделяется – это один из признаков высокого качества. У фаянсовых изделий либо вообще нет неглазурованного канта, либо он отличается по оттенку.
- Просвечиваемость. Этим свойством обладает только фарфор. Изделие подносят к любому источнику света и смотрят «сквозь» стенки. Должны быть хорошо видны контуры пальцев, а в особенно тонкой посуде и рисунок на внешней стороне.
- Цвет. У качественного фарфора он молочно-белый, у отдельных производителей со сливочным оттенком. Фаянс обычно имеет сероватый или жёлтый подтон, но эта характеристика не распространяется на высший сорт «опак». Визуально посуду или малую пластику из него трудно отличить от фарфоровой.
- Рисунок. Поскольку фаянс отличается более пористой структурой, при нанесении на него линий они слегка расплываются. Едва заметная особенность, но по ней тоже можно «вычислить» вид керамики. Ручная роспись фаянсовых изделий всегда немного «грубее», без очень мелкой деталировки.
Керамику – гончарные изделия из цветных, чаще всего красножгущихся глин, отличить от фарфоровых аналогов можно невооружённым глазом. Массивные предметы имеют простые, лаконичные формы, тяготея, преимущественно, к народной стилистике.
Что такое Fine Bone China
На посуде разных производителей встречается подобная маркировка. И цены на предметы сервировки с загадочной надписью на порядок выше среднестатистических. Слово «сhina» знакомо потребителям и, увы, далеко не с лучшей стороны. Но в данном случае оно обозначает не страну-производителя, а в целом изделия из фарфора. Это – давняя европейская традиция, берущая начало в XVI веке, когда была известна только китайская тонкостенная керамика.
«Bone China» называют костяной фарфор. Из него получаются уникально тонкие (как лист писчей бумаги), полупрозрачные, прочные и устойчивые к сколам изделия. Их легко определить по тёплому молочному оттенку. Bone China был открыт английскими фарфористами при попытке изготовить аналог китайского фарфора «яичная скорлупа». Джозия Спод из Стаффордшира в 1790-х годах впервые попробовал добавить к фарфоровой шихте пережжённые молотые кости животных. Результат превзошёл все ожидания. Зола в процессе обжига проникала в поры черепка, увеличивая его прочность и позволяя до максимума уменьшать толщину стенок посуды (для статуэток материал не используется из-за малой пластичности).
До середины XX века производство Bone China было исключительно британской привилегией. Однако сегодня среди мировых производителей можно найти три японские компании: Noritake, Nikko и Narumi, российский Императорский завод (ИФЗ), немецкий Dibbern, Lenox из США и других.
Увидев надпись «Fine Bone China», следует убедиться, соответствует ли посуда заявленным характеристикам. У костяного фарфора звук особой чистоты, звонкости и продолжительности, с «металлическими» нотками, а на свет он кажется почти прозрачным. Если расположить керамику непосредственно под лампой, будет хорошо видна идеально ровная поверхность, без потёков, вмятин или шероховатостей. Черепок на донышке не уступит в белизне глазурному слою.
И ещё один важный момент: поверхность чашек, тарелок и других элементов сервировки Bone China никогда полностью не покрывают декором. Качественное «белое золото» производитель стремится показать без всяких украшений, довольствуясь лишь небольшим рисунком или окантовкой драгметаллами. Так называемое «крытьё» – полностью записанная поверхность фарфоровых изделий, за редким исключением, является попыткой скрыть дефекты материала.
Как не купить китайский новодел по цене антиквариата
Цена старинных фарфоровых предметов исчисляется тысячами долларов. Продукция именитых брендов прошлого – не только гордость коллекционеров, но и выгодное вложение капитала, ведь со временем она только дорожает. Однако неопытным добытчикам «белого золота» легко стать жертвой китайских «умельцев», поднаторевших в изготовлении контрафакта. Как определить, антикварный ли предлагается фарфор или это ничего не стоящий новодел?
Опытные эксперты советуют начинать нелёгкий путь коллекционера не с первых статуэток или сервизов, а с научных изданий, где содержится информация по той или иной известной марке. Не стоит «набрасываться» сразу на всех флагманов фарфоровой индустрии – от Мейсена до Гжели или Дулёво. Лучше досконально изучить почерк одного производителя, чтобы даже на глаз отличать подлинник от подделки, а затем уже расширять круг своих интересов.
Обязательно следует познакомиться с историей предприятия, особенностями технологии в разные периоды его работы и оригинальными клеймами. В дальнейшем эти знания помогут выявить подделку.
Источник
Антикварный фарфор
Собирая антикварный фарфор, коллекционеры сталкиваются с трудностями, незнакомыми нумизматам или фалеристам. Приходится оценивать не только подлинность изделия, но и его художественную ценность – а это категория, не имеющая чётких, однозначных критериев. Как сравнить изысканную пластику немецких производителей и, например, фигурки послевоенного периода СССР с нарочито обобщёнными, но невероятно выразительными формами? Можно ли мерить одной меркой Мейсен и Гжель? Тех, кто коллекционирует «белое золото» для собственного удовольствия, мало волнуют подобные вопросы. Однако, чтобы в дальнейшем получать прибыль, нужно проявить максимальную беспристрастность и учитывать не «чистую эстетику», а востребованность у потенциальных покупателей.
Памятка начинающему коллекционеру
Антикварным считается фарфор, произведенный как минимум 100 лет назад, обладающий художественной или исторической ценностью. Среди российских коллекционеров нередко к данной категории причисляются изделия советского периода, в том числе и послевоенные. Это – особенность отечественного антикварного рынка, на западе к временным критериям подходят намного строже. И продукция ЛФЗ или Вербилок полувековой давности там будет иметь статус винтажной, не более. Эту разницу тоже следует учесть, собирая коллекцию.
Но и возраст фарфора сам по себе не определяет его принадлежность к антиквариату. Вкладывая средства в столовую посуду или малую пластику, придётся учитывать совокупность факторов.
На что обратить внимание при покупке «антиков»
- Изделия, выпущенные малым тиражом (не более 200 экземпляров) ценятся намного выше, чем продукция массового производства, которая относится к тому же периоду. Да, эксклюзив обойдётся владельцу в немалую сумму, но и прибыль в дальнейшем принесёт соответствующую. А предметы, занимающие полку почти в каждом доме, даже по прошествии многих лет останутся малоинтересными для ценителей. Объектом исторического наследия они станут не ранее, чем через 100 – 200 лет. Вряд ли кому-то нужна прибыль в столь отдалённой перспективе.
- Нежелательно, чтобы вещь имела дефекты или подвергалась реставрации. Это повлияет на цену при продаже. Особенно, если речь идёт о посуде, которой собираются пользоваться.
- На российском рынке лучше продаётся отечественный антикварный фарфор. Он воспринимается как семейная реликвия, живая связь поколений, даже если был куплен недавно и не передавался по наследству. Качественные европейские образцы, во-первых, стоят намного дороже и не могут найти в России своего потребителя, во-вторых, меньше изучены, что увеличивает опасность купить подделку.
- Двойную цену часто платят за вещи «с историей». Либо они приурочены к памятному событию, например, наполеоновскому правлению, либо принадлежали ранее известной личности. Особый интерес представляет советский агитационный фарфор – в нём отражается целый пласт уникальной культуры, которой не было больше ни в одной стране.
- Чем больше в предмете ручной работы, тем выше его коллекционная стоимость. Старинный фарфор с деколью тоже будет пользоваться спросом, поскольку сильно отличается от современных аналогов. Но ручная роспись стоит в разы дороже. Так же, как и лепка – знаменитые «Кружевницы» или цветочный декор Севра и Каподимонте.
- Если есть возможность, рекомендуется покупать предметы «с именем». Одно такое приобретение, порой, стоит целой коллекции от неизвестных на мировом уровне производителей. Среди российских предприятий внимания заслуживают ИФЗ, Дулёво, Вербилки, а также сегодня не существующие заводы: Попова, Корнилова и Кузнецовский. В Европе высоко ценится французский и немецкий фарфоровый антиквариат.
С чего начать
Коллекционер обязан хорошо знать «предмет своей страсти». Поэтому нет смысла скупать любой старинный фарфор, лучше сосредоточиться на продукции одного завода или выбрать определённый временной отрезок и узнать о нём всё: от А до Я. Эксперты рекомендуют читать профильную литературу, посещать выставки и антикварные салоны с тем, чтобы понимать, как выглядит по-настоящему ценная тонкостенная керамика и не попадаться на фальсификат.
Необходимо также тщательно изучить клейма интересующего завода, которые существовали в разные периоды. Если на фарфоровом изделии стоит правильная маркировка, но её вид не соответствует заявленному продавцом времени изготовления, скорее всего речь идёт о подделке. Клейма наносили преимущественно подглазурными, реже надглазурными красками или отдавливали в тесте. На штучных изделиях они до сих пор прописываются вручную, поэтому не могут быть идеально ровными и симметричными как при штамповке.
Часто начинающие коллекционеры совершают покупки через интернет. Им кажется, что такой способ – самый дешёвый и доступный. Не приходится искать магазины с действительно стоящим ассортиментом, часами рыться в развалах блошиных рынков, лично встречаться с владельцами раритетов. Всё уже собрано, подготовлено и аккуратно выложено на виртуальных страницах с подробным описанием и фото в хорошем разрешении.
Однако мошенники тоже знают об особенностях покупательского спроса, поэтому большинство подделок, в том числе и китайский новодел, можно встретить именно на интернет-площадках. Хорошо, если совестливый продавец скромно назовёт своё предложение статуэткой или сервизом с «клеймом производителя Мейсен», либо других, не менее известных брендов. Двусмысленное описание сразу выдаёт фальсификат. Никто ведь не утверждает, что продаёт подлинник, а заявленная маркировка действительно присутствует. Но есть и те, кто гордо настаивает на оригинальности выставленной продукции и даже указывает период её изготовления, что может сбить с толку неопытных покупателей. «Выдать» китайский новодел может подставка – производитель использует современные, более технологичные формы, о которых не имели понятия мастера XIX и начала XX века. Но главное, должна настораживать низкая цена, которой и приманивают коллекционеров-новичков.
О реставрации
Есть большая разница между просто старым фарфором и антикварным. Битые изделия могут иметь ценность, только если они:
- являются высокохудожественными;
- очень редкие, а целых аналогов уже не существует.
Подобные экземпляры стараются отреставрировать, что может обернуться двойными расходами. Восстановительные работы порой стоят дороже, чем само изделие. А вот продать его впоследствии, окупив все вложения, будет проблематично. Приобретать ли реставрированный фарфор? У экспертов нет однозначного ответа. Иногда, купив за копейки на блошином рынке действительно ценную вещь и отдав в руки хорошего мастера, можно затем продать её не дешевле целой. Если найдётся покупатель, которому предмет действительно придётся по душе.
Сказанное в большей степени относится к статуэткам начала – середины XIX века. Даже в музеях редко найдутся экземпляры хорошей сохранности, что уж говорить о частных предложениях. Тончайшие хрупкие детали – кружева, разделённые пальчики, локоны в причёсках, лепестки цветов, не всегда способны выдержать натиск времени. Но в данном случае небольшая реставрация слабо отразится на стоимости фарфорового раритета. Настоящие ценители обычно закрывают глаза на «нюансы», когда держат в руках подлинный шедевр. Сложнее с посудой. Даже высочайшее качество работы реставратора не заменит целое изделие. Восстановленные чашки и блюдца всё равно разрушатся при активной эксплуатации.
Если нет желания становиться владельцем отреставрированного (иными словами, менее ликвидного) фарфора, лучше избегать интернет-покупок. Изделие в салоне или на рынке внимательно осматривают через лупу, а затем медленно проводят по нему пальцами. Мелкие трещинки или сколы чувствуются на гладкой глазури. Обращать внимание нужно на детали: слишком тонкие пальцы на руках и ногах статуэток могут стать следствием восстановительных работ. Проверить посуду можно зажигалкой. Её подносят к чашке, кувшину или тарелке и держат несколько секунд. Характерный треск выдаёт наличие реставрации. В особо сложных случаях – при высокой цене изделия и сомнениях по поводу его сохранности, лучше обратиться за консультацией к специалистам.
Как «вычислить» подделку
Сколько советов не давали бы знатоки, сколько справочников не выпускалось бы производителями и экспертами, ничего не гарантирует стопроцентную защиту от фейка. Коллекционеру придётся вырабатывать собственное «чутьё» на фальсификат, который в последние годы стал качественнее и намного масштабнее. Нужно держать в руках как можно больше антикварных фарфоровых изделий, чтобы понимать на интуитивном уровне, чем они отличаются от новодела. Сегодня уже известно, что китайские мастера скупают оригинальную продукцию ведущих мировых брендов, затем копируют её и возвращают на вторичный рынок под видом коллекционных изделий. Среди российских производителей, чаще всего подделывают Императорский фарфоровый завод.
Источник