Фамусов что значит его фамилия

1578. Сочинение Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума Грибоедова Русский язык

Сочинение — Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума. Русский язык

Комедия А.С. Грибоедова не случайно получила всероссийскую популярность, ведь она стала первой русской реалистичной пьесой. Безусловно, это помогло автору намного глубже и чётче описать происходившие тогда события через образы героев. Именно говорящие фамилии и имена персонажей позволили читателю лучше понять их черты характера.

Сначала стоит обратить наш взор на главных героев произведения:

1. Первым, конечно же, рассмотрим Павла Афанасьевича Фамусова. С одной стороны, с английского «famous» означает «известный». Этот герой, действительно, был очень знаменитый и уважаемым среди высшего света. С другой стороны, переводом с латинского «fama», что значит «молва», это как нельзя лучше описывает его. Единственно важными для него темами является слухи, сплетни и мнение света. Автор очередной раз решил это подчеркнуть через последнюю фразу героя «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

2. Далее разберём не без известного Молчалина. В данном случае всё довольно просто, эта фамилия подчёркивает, что герой не имеет собственного мнения и даже не стремиться к этому, во всём слушая старшее поколение. Это также подтверждается его фразой: «В мои лета не должен сметь своё суждение иметь». Также возможным понимаем его имени является скрытный человек, нежелающий делиться своими мыслями.

Читайте также:  Chlamydia trachomatis кач днк обнаружено что это значит у женщин

3. Безусловно, невозможно обделить вниманием и фамилию главного героя— Александра Андреевича Чацкого. На этот счёт тоже нет однозначного ответа, одни говорят, что значение связано с её первым вариантом Чадский. Можно предположить, что это связано со словом «чад», то есть из-за непринятия его Софьей и безнравственного поведения света, которое он не может принять, герой находиться в «чаду» своих проблем и волнений. Другие литераторы утверждают, что фамилия Чацкого связана с Чаадаевым, который на прямую был связан с декабристами. Имя и отчество героя тоже имеют важное значение. С греческого Александр— защитник, а Андреевич— мужественный. Таким образом, Чацкий мужественно защищал, точнее отстаивал, как своё мнение и мировоззрение, так и интересы простых людей, страдающих от беспредела высшего света.

4. Не стоит забывать и о Софии Павловне Фамусовой. Фамилию мы уже разобрали, однако стоит поинтересоваться происхождением её имени и отчества. С латинского Софья может переводиться, как «мудрая», а Павловна «мало», из чего следует, что эта героиня глупая, что доказывает её «одержимость» Молчалиным. Она также является Фамусовой, так что интересуется слухами, и сама создает их.

Перейдем к фамилиям второстепенных, однако не менее интересных, персонажей.

1. Скалозуб. На первый взгляд эта фамилия кажется устрашающей, однако на самом деле подчёркивает только то, что герой часто смеётся с поводом и без повода («скалит зубы»). Это характеризует его, как достаточно глупого персонажа.

2. Репетилов. Его образ является чрезвычайно важным в данном произведении. В одно и тоже время он обладает, как множеством характеров, так и ни одним. Он «зеркало», которое отражает всё, что модно. Если быть честным, то зеркало это немного кривое, но позволяющее узнать в нём характеры других персонажей. Что касается его фамилия, она только подтверждает это, ведь с французского «repeto» переводится «повторять».

Читайте также:  Дав ночи полчаса что значит

3. Тугоуховские. Они испытывают проблемы со слухом «тугие» «уши». Однако они не только не могут, но и не хотят слушать то, что не принесёт им никакой выгоды.

4. Хлестаков. Очень «хлёсткий» по своей натуре. Как говорят «без царя в голове», однако отлично «хлещущий» словами.

5. Хрюмины. Образовано от «хрюшки». Они действительно ведут себя, как настоящие свиньи, обсуждая недостатки других людей и поддерживая сплетни.

6. Загорецкий. Конечно, образовано от слова «гореть». Он способен без особых трудностей как разжечь конфликт, так и подкинуть в него дров предварительно тщательно полив керосином.

Таким образом, не трудно догадаться, что говорящие фамилии имеют важнейшее значение в комедии «Горе от ума». Без них зритель не смог бы полностью понять образы героев, также это придает разнообразие произведению и еще сильнее усиливает комедийный эффект.

Вариант 2

А.С.Грибоедов начинал свою литературную деятельность как писатель-классицист. В своей бессмертной комедии он воплотил некоторые каноны классицизма. Говорящие фамилии, которые часто использовали в своих произведениях просветители, позволяют дать первую характеристику персонажа, подчеркнуть суть образа.

Итак, Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии, представитель 2века нынешнего». Его фамилия созвучна фамилии известного философа, человека с передовыми взглядами П.Я.Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим за свои мысли.

Павел Афанасьевич Фамусов – знатный московский вельможа, один из тузов общества. Его фамилия происходит от лат. Fame – молва. Действительно, герой боится чужого мнения, и в то же время сам является строгим вершителем судеб. К нему ездят на поклон, он может порадеть родному человечку, т.е. пристроить на теплое местечко.

Софья Павловна, дочь Фамусова — имя, как известно с лат. обозначает «мудрость». Невозможно сразу определить, чью позицию займет девушка , — фамусовского общества или примкнет к Чацкому, с которым была дружна в детстве. Но к концу пьесы не остается сомнений: Софья – дочь своего отца, скорая на расправу и с Чацким, и с Молчалиным.

Алексей Иванович Молчалин – фамилия суть образа: бессловесный Молчалин, который дойдет до степеней известных, потому что всегда прислушивается к чужому мнению, обладает двумя прекрасными для службы качествами – умеренностью и аккуратностью, наконец, завет отца – «угождать всем людям без изъятья» довершает образ подлеца и приспособленца. Он готов притворяться влюбленным в угоду дочери такого человека.

Бал в доме Фамусова – кульминация пьесы. Гости, приехавшие на бал составляют основу светского общества Москвы. Несмотря на их единодушие мнений, каждый из них имеет свои индивидуальные черты. Так, Горичи от слова «горький». Чацкому горько видеть своего бывшего бравого приятеля-офицера, отважного в бою и в быту, под каблуком у жены – муж-мальчик, муж – слуга… А Хрюмины бабушка и внучка – зазнайки, плохо говорящие «хрюкающие» по-русски, преклоняются перед всем иностранным, притом презираюттех, кому они старательно подражают.

Князья Тугоуховские так заняты поиском выгодных партий для своих дочерей, что их общение напоминает скорее глухие телефончики, больше они ничего не слышат, их интересует только состояние потенциального жениха. Старуха Хлестова – одна из влиятельных московских матушек, чье мнение свято. Она резкая, прямолинейная, явилась с арапкой девкой и собачкой – ярая крепостница, проповедующая устаревшие взгляды. На балу присутствуют безымянные господа N и D, Загорецкий; приспешники нужны на балу, чтобы услужить нужным людям, выхлопотать себе или близким теплое местечко и т.д.

Под конец появляется Репетилов – пародия на главного героя; ему свойственно повторение мыслей, которые не стали твоими убеждениями, это пена на гребне национально-освободительного движения: «Шумим, братец, шумим…».

Лиза и Петрушка – слуги в доме Фамусова, простонародные имена указывают на это.

Таким образом, фамилия – важная часть создания образа, она может многое рассказать о герое, поэтому чтение афиши важно и необходимо, это непосредственно авторская характеристика, которую писатель дает своему герою.

Про говорящие фамилии

Комедия «Горе от ума» — известное произведение А.С. Грибоедова, где тесно переплетены как классические, так и абсолютно новаторские черты драматургии. Единство места и времени, а так же говорящие фамилии героев указывают нам на влияние классицизма в пьесе. Обратимся к фамилиям героев комедии, чтобы понять, какое значение в них вкладывает автор.

Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома, где разворачиваются события пьесы. Этот герой принадлежит к так называемому «веку минувшему», то есть к старшему поколению, представители которого отличаются стремлениям к чинам и богатству любой ценой. Им непонятно и чуждо свободомыслие, новаторство и тяга к справедливости Чацкого, ведь они с детства научены почитать «в глазах пример отца», воспитаны таким образом, что не способны возразить вышестоящим лицам. Круг общения и уважение к человеку формируется по принципу того, с кем он общается, в какой находится среде, а не по его личностным качествам. Для представителей «века минувшего» много значит мнение окружающих, отсюда и корень «fama» (от лат. — молва) в фамилии героя, слишком обеспокоенного о том, что скажут про него другие.

Говорящей фамилией в пьесе также выделяется Молчалин. Без лишних слов понятно, что этот герой способен молча терпеть, почитать начальство, не проявлять собственной инициативы. Всё это — влияние на героя «века минувшего». Хотя он ещё совсем молод, ему не хватает смелости на иное мнение. Он убежден, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». Молодой человек предпочтет скрыть собственное мнение, нежели высказать его и быть наказанным.

Александр Андреевич Чацкий в этом отношении противопоставляется Молчалину. Его горячий и своевольный нрав не принимает прежних устоев. Молодой человек является представителем «века нынешнего», то есть принадлежит к передовой молодёжи, имеющей смелость не только иметь собственные, отличающиеся от прежних, взгляды на жизнь, но и открыто высказывать их. Первоначальная задумка фамилии этого героя — «Чадский». Среди общества, где открытое порицание услужливости и чинопочитания кажется сумасшествием, где его не принимают и осуждают, где он сам не в силах найти сочувствия, Чацкий чувствует себя, как в чаду — так и появляется его фамилия.

Таким образом, говорящие фамилии в комедии Грибоедова — его способ обозначить конфликт произведения и охарактеризовать героев, чтобы зрителю легче и веселее давалось восприятие комедии.

Источник

Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума»: анализ

Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума» играют важную роль в драматургии произведения — слушатель может сразу догадаться о характере того или иного персонажа. Также Грибоедов хотел сделать произведение более глубоким по смыслу; он решил соединить тенденции романтизма и реализма вместе с классицизмом, в котором было принято называть героев характеризующими их прозвищами.

Александр Андреевич Чацкий

Главный герой комедии является предвестником литературного образа «лишнего человека», который не может себя реализовать в высшем обществе Николаевской России. Больше того — Чацкий своим свободомыслием и любовью к правде несёт угрозу для такого общества. Согласно исследователям, в первоначальном варианте поэмы персонаж имел фамилию «Чадский»; это говорит в пользу версии о том, что прототип этого персонажа — Чаадаев Пётр Яковлевич. На это также указывают следующие моменты:

  • Ближе к концу поэмы все считают Чацкого сошедшим с ума — Чаадаев также был признан российским правительством сумасшедшим (из-за своих сочинений).
  • Чацкий был сторонником Просвещения, у него была готовность разрушить старые устои, вследствие чего его опасалась вся консервативная знать — отсылка к Чаадаеву, в чьих философских работах имелось много критики в адрес богатого сословия, которое всеми силами избегало перемен.
  • Про Чаадаева в те времена говорили, что у него говорящая фамилия (по старорусскому, «быть в чаду — быть в помрачённом состоянии сознания»).

Интересно, что имя и отчество Чацкого означает в переводе с греческого «мужественный защитник» (это указывает на его страстность в отстаивании собственного мнения). Главный герой нигде не чувствует себя нужным; его ум не нужен эпохе, в которой главным качеством является умение выслуживаться перед начальством.

В конечном счёте участь Чацкого была предрешена — его посчитали невменяемым (ведь можно не бояться речей умалишённого — им никто не поверит), и он был вынужден уехать из Москвы обратно за границу.

Павел Афанасьевич Фамусов

По сюжету он является управляющим казённого дома. Его можно отнести к «поколению дворянства со старой закалкой» — те люди считали, что важны вовсе не человеческие и личностные качества, а наличие полезных связей в обществе, а также размер благосостояния.

Одна из самых значимых говорящих фамилий в «Горе от ума» принадлежит именно Фамусову — она образована от латинского слова «fama», что означает «молва». Павла Афансьевича не волнует ничего, кроме мнения света и общества; недаром его последняя реплика в поэме гласит: «Ах, боже ж мой! Что будет говорить об этом княгиня Марья!».

Главный ужас для этого человека составляет мнимый позор и насмешки со стороны других знатных вельмож.

Именно в доме Фамусова разворачиваются все основные действия пьесы. Для лучшего понимания образа этого человека следует процитировать некоторые из его восклицаний: «Кто беден, тот тебе не пара!», «Не нужно другого образца, когда в глазах пример отца».

Также следует упомянуть о возлюбленной Чацкого — Софье Павловне. Эта героиня, как и её отец (фамилия Софьи из «Горе от Ума» — Фамусова), тоже ориентируется во всём на мнение окружающих людей, что также подтвердил её выбор жениха — Молчалина. При этом драматург неслучайно указал такое сочетание имени и отчества — в переводе с греческого на русский получится «маломудрая», что вполне вписывается с её действиями (Pavel — маленький, незначительный, Sophia — мудрость).

Алексей Степанович Молчалин

Автор одного из замечательнейших афоризмов — «В мои лета не до́лжно мне своё суждение иметь». Этот герой является одним из тех, кто готов ради достижения общественного положения и финансового благополучия прислуживать, сдерживать любое проявление своей натуры в угоду высоким начальникам и всегда поступать так, как велит ему старое «почтенное» поколение. Среди других его цитат:

  • «Ведь каждому надобно зависеть от других».
  • «Эх, чего не сделаешь в угоду дочери такого человека».
  • «Частенько мы покровительство находим там, где не метим».

Фамилия Молчалина характеризует не только формальное молчание — она символизирует тишину совести, ведь только избавившись от её назойливых уколов, как верит Алексей Степанович, человеку простого происхождения можно будет добраться до высоких титулов. Что характерно, именно он стал избранником Софьи Павловны.

Вместе с тем Молчалин только кажется застенчивым и тихим; его фамилия также указывает на его хитрость и способность затаиться в тот момент, когда это выгодно. Несмотря на его услужливость всем («мне завещал отец — угождать всем людям без изъятия»), в некоторые моменты его заносчивость и самолюбие всё-таки могут прорываться наружу (в сцене со служанкой, которую звали Лизой).

Однако существуют мнения критиков, согласно которым Молчалин является положительным персонажем, наряду с Чацким. Он никого не обманывает, не ненавидит, не грабит и не принуждает действовать аморально — вся его вина заключается, по сути, в излишнем послушании и в постоянной осторожности при разговоре с другими людьми.

Если же учесть, что он из простой семьи, у него появился шанс вырваться из нищенской жизни благодаря знакомству с богатым помещиком, то этот персонаж становится менее неприятным для восприятия.

Старый друг Репетилов

Один из важнейших второстепенных персонажей, который появляется в последнем действии на балу в доме у Павла Афанасьевича. Значение этой говорящей фамилии расшифровывается с французского как «повторять» — по сюжету Репетилов постоянно тараторит, рассказывая о своей жизни, не замечая того, что всё это он уже говорил минут 5 назад. У Грибоедова был и другой план на этого персонажа:

  • Показать тип людей, которые на словах поддерживали идеи декабристов (могли их формально «повторять», как Репетилов), но на деле оказывалось, что эти люди и не пытались вникнуть в истинный смысл слов.
  • Драматург сделал его центральной фигурой последнего действия, чтобы показать, что из-за таких словоблудов могут пострадать не только здравые идеи (так как их неминуемо извратят и переврут), но и люди — тот же Чацкий узнал о сплетнях в свой адрес из слов Репетилова.
  • Грибоедов на примере Репетилова показал, что даже в ситуациях, когда в «фамусовском обществе» (то есть в обществе лицемеров, одержимых своим социальным положением) говорят о серьёзных вещах, правительстве и переменах к лучшему, всё в конечном счёте сводится к беспокойству о своей личной выгоде. Ни мотив, ни тема разговора не важны, так как у всех разговоров один конец — обогащение и чинопочитание.

Анализ этого персонажа показывает, что Репетилов такой же «лишний человек», как и Чацкий — только он, в отличие от последнего, является необходимой частью московской светской жизни. И с появлением этого человека (который представился старым другом каждого из присутствующих людей) становится понятным тот факт, что Чацкий обречён быть одиноким в своём стремлении к правде и справедливости. Если Фамусов или Молчалин открыто протестуют против позиции главного героя, то Репетилов на словах с ней соглашается, однако подобное согласие не стоит ровным счётом ничего.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Типичным представителем армейской среды XIX века является полковник Скалозуб, говорящая фамилия которого понятна без особых разъяснений — человек любит скалить зубы, остряк и шутник. Будучи ограниченным человеком, думающим лишь о военной службе и наградах от государя, Сергей Сергеевич, по наблюдениям Софьи и других персонажей, является исключительно глупым («Он слова умного не выговорил сроду»).

Скалозуб дружен с Павлом Фамусовым, и последний хотел бы отдать свою дочь за него, так как у полковника, если верить слухам, очень много денег (для Фамусова достаточно слухов для того, чтобы заинтересоваться любым, даже самым пустым человеком). К личностным чертам Сергея Сергеевича стоит отнести презрение «к книжной мудрости» и знаниям, а также тщеславие — он готов воевать, но не за Родину, а за славу и богатство.

Тугоуховские и Хлёстова

В доме Фамусова иногда появляется семейная чета, в которой всеми делами заправляет властная жена, в то время как покорный муж не решается высказать своё мнение даже по самому невинному поводу; их фамилия — Тугоуховские. По сюжету муж действительно имеет слабый слух, однако есть подозрение, что он просто притворяется тугоухим, чтобы его не беспокоили.

Анфиса Ниловна Хлёстова является свояченицей Фамусова. Обладая крутым нравом (под стать своей фамилии), она, в своём старческом возрасте, пытается следовать за модой, стараясь выглядеть лучше молодых соперниц. Особенность Хлёстовой — знать всё про всех; Анфиса Ниловна в курсе всех сплетен в столице. При этом она поддерживает Скалозуба насчёт ненужности образования и чтения: «и впрямь с ума сойдёшь от этих пансионов, школ, лицеев».

Еще материалы по теме:

Источник

Оцените статью