Это удел слабых что значит

Что такое удел: определение и значение слова

Что такое удел? В современной обыденной речи это слово – редкий гость. Поэтому знание о его значении и не является достоянием широкой публики. Как правило, оно используется в поэтической речи или литературе исторического характера. Тем интереснее будет подробно разобраться в вопросе о том, что такое удел.

Словарные значения

Словари дают несколько определений «удела», к которым относятся следующие:

  1. Употреблявшееся в старину – доля или часть, которая дана, выделена кому-либо. (В Библии сказано, что Господь Бог предрекал Аарону то, что удел его находится среди сынов Израилевых).
  2. Исторический термин, существовавший в Древней Руси, который обозначал область, управляемую на правах феодального владетеля князем. (В 14 веке Москва являлась уделом князя Даниила, отца Ивана Калиты).
  3. В поэтическом творчестве, в мифах – владение, область обитания и влияния. (Бог медицины Асклепий стал настолько великим врачом, что научился воскрешению мертвых, за то, что он не понял, что бессмертие – удел богов, и нарушил мировой порядок, Зевс-громовержец поразил его).
  4. Другой исторический термин, которым в России в дореволюционный период называли имения, принадлежавшие всей царской семье в совокупности. (Содержание членов императорской фамилии, основанное на оброке, получаемом с крестьян, принадлежащих к имениям-уделам, являлось особенностью Российской империи).
  5. В переносном значении – участь человека, его судьба. (У русских солдат был один удел: пробивать себе путь штыками, иначе им оставалось лишь сложить свои головы).
Читайте также:  Адгезия 2 балла что это значит

Каково происхождение слова?

Существительное «удел» происходит от глагола «уделить» в значении «отделить». Этот глагол, в свою очередь, образовался от «делить» префиксальным способом, то есть путем присоединения приставки «у».

«Делить» же произошло от праславянского děliti, придя в русский язык через старославянское дѣлити. В таком же значении имеются глаголы и в украинском, болгарском, чешском, польском, сербохорватском. В старославянском есть существительное дѣлъ, означающее «часть». Происхождение праславянского děliti восходит к

  • литовскому – dailaũ, dailýti;
  • готскому – dailjan;
  • древневерхненемецкому – teilen;
  • праиндоевропейскому dail – «делить».

Синонимы к слову «удел»

Среди них находятся такие как:

«Удел слабых. Рассказы»

Под таким названием вышла книга современного русского писателя и поэта из Липецка Евгения Казакова. Он является членом Союза писателей России, печатается с 2014 года. Год издания данной книги – 2016-й.

Это небольшой по объему сборник, содержащий рассказы и миниатюры, относящиеся к различным тематикам. По мнению читавших их людей, они могут заинтересовать читателей, имеющих самые разные вкусы, и не оставят их равнодушными.

Далее рассмотрим некоторые из значений слова «удел» подробнее.

Удельное княжество

Что такое удел как княжеское владение? В 12-16 веках под таким названием на Руси существовали территории, которыми владели отдельные князья. Появились они в Киевской Руси во времена феодальной раздробленности.

Там, в отличие от западной части Европейского континента, не существовало обычая, по которому владения передавались бы по наследству в соответствии с принципом первородства. Действовавшие тогда у славян обычаи предписывали передавать надел, то есть удел, всем сыновьям после смерти отца.

По мере того как увеличивалось число наследников, к середине 12 века в Киевской Руси было образовано большое количество отдельных, или удельных, княжеств, которые дробились на еще более мелкие.

Формально такие княжества считались находящимися во власти великого князя. Но по факту у них была собственная монета, власть, учреждения. То есть на практике они были независимыми государствами. Появление подобных образований прекратилось в связи с возникновением централизованного государства.

Мифологическое понятие

Что такое удел в мифологическом плане? Это понятие ассоциировали с заранее известным предназначением человека, с его долей, судьбой. Судьба являлась одной из универсальных ключевых категорий культуры и мифологии, описывая основополагающие отношения человека и мира.

В ней отразился многовековой опыт человечества, пытавшегося осмыслить взаимосвязь свободы и необходимости, описать силы, управляющие мировым порядком и поведением людей. Тремя главнейшими характеристиками судьбы (удела) являлись присущая ей тотальность, непознаваемость, а также независимость от воли человека.

Источник

Значение слова «удел»

1. Княжеское владение на Руси в 12—16 вв., являвшееся частью великого княжества; удельное княжество. [Воротынский:] Не мало нас, наследников варяга, Да трудно нам тягаться с Годуновым —. Уже давно лишились мы уделов, Давно царям подручниками служим. Пушкин, Борис Годунов.

2. Доля члена княжеского рода в родовом владении; надел.

3. Недвижимое имущество члена императорской фамилии в дореволюционной России.

УДЕ́Л 2 , -а, м. Доля, участь, судьба. [Сатана:] Я давно его заметил. Я знаю, сколь удел его в грядущем светел, И, юношу всем сердцем возлюбя, Я сделаю его похожим на себя. А. К. Толстой, Дон Жуан. Мой кроткий ангел, друг мой нежной, Не мой удел тобой владеть! Кольцов, К N… С клинком в огонь и воду лезть — Удел лихого казака. Сурков, Баллада о гвардейской чести. || То, что предназначено кому-л. судьбой, природой, что ждет кого-л. Поэзия мрачная, богатырская, сильная, байроническая — твой истинный удел. Пушкин, Письмо А. А. Дельвигу, 23 марта 1821. В одежде ее заметны были вкус и опрятность, что, как известно, дается в удел не многим губернским барыням. Писемский, Тюфяк. Антокольский еще с первых лет юношества — взял себе в удел изображение человека, его души и истории. Стасов, Выставка М. М. Антокольского.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УДЕ’Л, а, м. 1. Часть, доля, данная, уделенная кому-н. (старин.). 2. В древней Руси — область, к-рою управлял князь на правах феодального владетеля (истор.). Уж давно лишились мы уделов. Пушкин. Москва была уделом отца Ивана Калиты, князя Даниила. || Вообще — владение (поэт.). Вам в удел природа отвела брега бурливого Эолова владенья. Крылов. Диво б дивное хотел перенесть я в мой удел. Пушкин. 3. В дореволюционной России — название недвижимого (земельного) имущества, принадлежащего совокупно всей императорской фамилии (истор.). Министерство

двора и уделов. Департамент уделов.

4. перен. Судьба, участь. И лира стала мой удел. Пушкин. Начертали мне музы мой удел. Пушкин. Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел. Некрасов. Достаться в у. кому-н.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

уде́л

1. старин. часть, доля, данная, уделенная, выделенная кому-либо

2. истор. в древней Руси: область, которой управлял князь на правах феодального владетеля ◆ Уж давно лишились мы уделов. Пушкин ◆ Москва была уделом отца Ивана Калиты, князя Даниила.

3. поэт. владение ◆ Вам в удел природа отвела брега бурливого Эолова владенья. Крылов ◆ Диво б дивное хотел перенесть я в мой удел. Пушкин

4. истор. в дореволюционной России название недвижимого (земельного) имущества, принадлежащего совокупно всей императорской фамилии ◆ Министерство двора и уделов. ◆ Департамент уделов.

5. перен. судьба, участь ◆ И лира стала мой удел. Пушкин ◆ Начертали мне музы мой удел. Пушкин ◆ Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел. Некрасов ◆ Достаться в удел кому-нибудь.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова шомпол (существительное):

Источник

Скупость – удел слабых мужчин

Скупы те, кто нищ духом, сколько бы миллионов он не имел. Недаром говорят, что щедрость — удел великодушных, то есть великих, сильных духом. Делиться могут лишь уверенные в себе мужчины.

Уверенные, что, даже если отдадут последние 100 руб, они смогут достать еще. Поэтому сильные могут пожертвовать последнюю рубашку тому, кто просит. Ведь кто просит, не уверен, что может заработать сам, он слаб. Кто дает, тот силен.

Про смысл мужской жизни

Скупость — удел трусов. Они не уверены ни в себе, ни в своем будущем. Они дрожат на каждой копейкой, боясь, что придут трудные времена и они не смогут ответить на их вызов. Скупой мужчина достоин лишь презрения.

Скупость — это не только и не столько про деньги. Скупость — это про характер. Тот мужчина, который скупится на комплименты своей женщине, подарки, цветы, женские безделушки, объявляя это «экономические не рентабельным», просто-напросто слабак. Лидер, вожак всегда поддерживает и заботится о членах своей стаи.

Щедрость — это удел богов, царей и героев. Щедрому не нужно требовать уважения и завоевывать внимания — близкие ценят его за широту души и сильный характер

Щедрость — это победа над собой. Над своей мелочностью, страхом, эгоизмом. Лишь тот, кто умеет побеждать себя, способен победить кого-то еще. Поэтому щедрый — уже победитель, а скупой — жалкий неудачник.

Если у тебя нет денег или силы духа, чтобы быть щедрым к своей женщине, детям и близким, ты только зря расходуешь воздух, ты бесполезен. Думай, работай, делись — вот и весь простой смысл мужской жизни. опубликовано econet.ru.

Автор Александр Шахов, психолог

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Доброта — удел слабых

Вспоминается, как в далеком прошлом проректор института, будучи членом приемной комиссии, сказал абитуриенту : » У Вас в биографии целый год пропущен. Целый год! За год можно героем стать. Или в тюрьму угодить».

Сколько живу, не стал ни героем, ни в тюрьму не угодил. Значит есть у медали и третья сторона — среднестатическая.

Мы живем, радуемся маленьким победам, огорчаемся поражениям, сокрушаемся, когда нежданно-негаданно приходит беда.

В бытность студентом мне пришелся по душе закон диалектики — закон отрицания отрицания. Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития от низшего к высшему . ,

Так сказать, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.

То есть, получается, что сегодня я не такой, как вчера. В чем-то на крупицу лучше. Эти крупицы накапливаются. И отсюда вытекает другой закон диалектики — количество переходит в качество.

Не всем людям известны законы диалектики. Но так или иначе, эти законы срабатывают независимо от них. Как у шмеля: по закону аэродинамики шмель не должен летать, но к счастью шмель не знает этого закона и летает.

Но есть, наверное, у закона отрицания отрицания и обратная сторона медали. Когда в колеса судьбы попадают палки, колеса становятся не круглыми, а квадратными и порой дают обратный ход.

С каких-то пор мне стала интересна жизнь простых, неприметных людей. Не героев, не криминальных авторитетов, а тех, кто в будничной круговерти сталкивается вот с таким обратным ходом и как это работает. ..

Маша – свидетель Иеговы. Ей сорок с хвостиком. Привлекательна собой. На работе претензий нет. Общительна. В меру разговорчива, не спорит, не сплетничает, веру свою не навязывает. С мужем что-то не сложилось. Она не очень-то любит об этом рассказывать. Перемалывает в себе.

Ее мало кто называет по имени, отчеству. Как-то вошло в обиходе в привычку — Маша.

Жили с сыном бедненько, но не голодали, в обносках не ходили. Не попрошайничали. Денег в долг не занимали. Обходились тем, что есть. Не жаловались.

Сыну в разумных пределах Маша ни в чем не отказывала. А что касается религии, водила его на молитвенные собрания до 15 лет. Нарадоваться на него не могли и в школе, и соседи. Уважительный, предупредительный, вежливый.

И радостно было Маше. Ведь жила она только им. И только для него. Он был для нее светом в оконце.

Потом он ходить на собрания отказался. Сразу и наотрез. Навсегда.

Оно и ясно: переходный возраст. Попал в дурную компанию. Не помогли ни беседы, ни увещевания.

Результат не заставил себя долго ждать. И результат печальный.

Сначала он попал на учет в детскую комнату милиции. А в восемнадцать угодил в тюрьму. За разбой, кажется. А может, по какой другой статье. В этом она не разбиралась. Была далека от юридических тонкостей. Она только плакала. Плакала, когда его забрали. Плакала, когда ездила к нему на свидания. Плакала в одиночестве долгими зимними вечерами.

Только отсидел он срок, не успел как следует воздухом свободы надышаться, и опять тюрьма.

Но теперь тюрьма не пугала. Он шел туда, как к себе домой. Привык.

Он изменился. Возмужал. Бугристые мускулы. Косая сажень в плечах. Взгляд прямой, немигающий. Низкий, басовитый голос. Но к матери, как и в детстве, он относился благоговейно.

А проповеди молитвенных собраний, как заигранная пластинка патефона, неотвязно крутились у него в голове. Он пробовал избавиться от них водкой. Выкуривал сигарету за сигаретой. Но голос проповедника, засевший в извилинах мозга, вещал и вещал.

И вдруг, в какой-то момент его осенило. И стало легко-легко.

И он написал матери : «Мам, я дошел до истины. Доброта – это удел слабых».

Не сработали все же заповеди свидетелей Иеговы. Тюрьма, конечно, не сахар. Не школа и не молитвенные собрания. Вот и помогла она создать мировоззрение. Мировоззрение не из лучших. Получиться ли с годами поменять его? Кто знает? Время покажет. На жерновах добра и зла перемелется и эта судьба.

Сын скоро освободится. Каким он станет? Возьмется за ум, создаст семью, будет зарабатывать деньги? Или заработает третий срок? Трудно сказать. Но хочется надеяться на лучшее. .

Я рассказал эту историю нескольким людям.

«Гены, — сказал один мужчина, — это предопределенность. Воспитание — это наносное».

Получается, что преступнику с рождения выдана индульгенция — он запрограммирован на преступления.

«Бить надо было, бить, — говорит женщина, — тогда бы он знал, что хорошо, что плохо».

Агрессивность подростка является подоплекой преступления. И она зависит от многих факторов. Здесь играют роль как бедность в семье, так и чрезмерный достаток. Недостаток внимания или излишняя избалованность. Вседозволенность или ограничения. Две полярности. Без золотой середины.

Над этой проблемой ломают копья как ученые мужи, так и простые школьные педагоги. А воз и ныне там.

Моя жена одно время хотела работать в детской комнате милиции. Помешала беременность, потом поездка за границу на пару лет. Когда она вернулась и вновь изъявила желание работать в комнате милиции, ей сказали : » Времена поменялись. Здесь должен работать мужчина, причем с пистолетом. Подростки уже не те, что раньше».

И конечно, один из результатов сломанной судьбы — безотцовщина. Кто знает, будь у парня отец, может все пошло бы по-другому. И не ходил бы на молитвенные собрания. И чувствовал бы рядом мужскую сильную руку. И мужская уверенность и сила переливались в хрупкое тело и неокрепшую душу подростка.

Источник

Оцените статью