Что такое этический кодекс? Его понимание, основы и ценности для бизнеса
Хотя иные и считают, будто бы в бизнесе всем правят деньги, на самом деле едва ли не самое основное для этой сферы – этика. Правда, этичность в понимании предпринимателя несколько отличается от того, к чему мы привыкли в нашей жизни. Чем является этический кодекс? Каковы его особенности? Что за правила регламентируют жизнь в мире денег? Рассмотрим детальнее.
О чем идет речь?
В бизнесе этический кодекс – это принципиальное руководство, ориентируясь по которому, можно эффективнее контролировать свое дело. Такой кодекс регламентирует поступки человека, дабы его дело было добросовестным. В современном мире важно вести бизнес честно, и этический кодекс помогает в этом. В него можно вписать миссию компании и список ценностей предприятия. Можно зафиксировать все правила и базис того, как профессионалам полагается решать сложившиеся проблемы. Сюда вносят ключевые этические принципы, базирующиеся на ценностях предприятия. Разумно вписать стандарты, которым будет подчинена деятельность профессионала. Этический кодекс затрагивает деловую этику, профессиональную практику и правила поведения работников предприятия.
Актуальность темы
Некоторые фирмы не принимают такой кодекс, для других он – один из основополагающих при организации рабочих процессов. Для работы человеку зачастую не нужен такой кодекс, но его наличие улучшает имидж фирмы и упрощает управление ею. Деловая этика – это принципы, в соответствии с которыми действует некоторое предприятие. Она объединяет ряд общих вопросов: отношения между нанимателем и персоналом, сохранение экологии и проблему дискриминации. Этический кодекс позволяет избежать взяточничества и устанавливает наказания за такое нарушение. Он регламентирует инсайдерскую торговлю и ответственность перед общественностью. Если немало законов, которыми установлены этические базы в сообществе предпринимателей. Создание собственного этического кодекса напрямую определяется этими законами и требованиями, пожеланиями руководителя конкретной компании.
Кому нужен?
В последние годы этические кодексы составляют и производственные, и торговые предприятия. Приняв в рамках фирмы такой документ, ожидают, что весь персонал (никаких исключений!) будет следовать регламенту. Нарушение этического кодекса наказывается увольнением. Сборник норм принципиально важен, так как содержит все поведенческие нормы и правила. Этот кодекс является упреждающим ударом, позволяющим исключить проблемы. Он уместен в любой компании, даже маленькой. Управленческий персонал устанавливает нормы этичного поведения. Если все начальники и работники придерживаются таких норм, удается унифицировать и стабилизировать рабочий процесс.
Важные аспекты
Этический кодекс является руководством в области принципов. Он необходим профессионалу, чтобы быть добросовестным и честно вести дела. Нарушение правил приводит к самым негативным последствиям. Есть отдельные отрасли, для контроля которых на государственном уровне введены законы. Например, это типично банковскому делу. Этический кодекс должен соответствовать этим законам. Его принятие обязательно. Если в некоторой области нормативными государственными актами наличие кодекса не оговорено, его принимают добровольно.
О важности
Есть законы, которыми установлены нормы приема человека на работу. Этический кодекс должен соответствовать этим нормам. Есть правила безопасного хранения данных, которые также учитывают при формировании внутреннего кодекса. В готовом кодексе не только указывают, каковы обязательные для соблюдения принципы, но и регламентируют наказание за нарушение. В некоторых областях предпринимательства этические кодексы становятся дополнительным инструментом соблюдения законов, принятых на федеральном уровне. Обычно работников формально обучают, дабы все знали, каковы принятые в компании правила поведения. Несоблюдение таковых может спровоцировать юридические негативные последствия для предприятия в целом. Именно поэтому внедряют внутреннее наказание за пренебрежение ключевыми принципами.
Как реализовать эффективно?
Важно не только иметь внутренний этический кодекс, но и гарантировать следование ему. Для этого принимают в штат специального человека, контролирующего следование этическим нормам. При невозможности нанять на эту должность специалиста функции делегируют кому-то из уже привлеченных к работе. Такой человек обязан контролировать изменения законов, следить за работниками. Его задача – поощрять стремление персонала соответствовать принятым нормам. Нанимая человека, нужно убедиться, что он понимает: этический кодекс – это четкие правила. Это означает, что пренебрежение ими ведет за собой конкретные последствия. Нет нужды контролировать личное поведение человека. Именно по этой причине этический кодекс – это не средство улучшить моральное состояние персонала. Даже если все работники детально следуют установленным ограничениям, это не влияет на моральную, личную ответственность.
Значимость этики
Этический кодекс необходим для детализации и фиксации системы ценностей предприятия. Сюда включают стандарты охраны окружающей среды и правила ответственного поведения. Учитывают, как то или иное влияет на благо общества. Ценностные этические кодексы обычно требуют более активного самостоятельного регулирования внутренней деятельности. Иногда управляющий персонал решает включить в кодексы формулировки, которыми устанавливает ценности и требует соблюдать некоторые нормы. Так, в занимающейся розничной торговлей компании можно принять кодекс, устанавливающий необходимость охраны среды и безопасность финансового успеха. Такая сеть может официально отказаться от сотрудничества с поставщиками, использующими гормоны при выращивании скота. Можно, к примеру, указать в этическом кодексе, что фирма не будет работать с предприятиями, занимающимися разведением животных в плохих условиях.
Этика и деньги
Есть специальный этический кодекс, распространяющийся на всех финансовых консультантов, прошедших специальную регистрацию в комиссии на государственном уровне. Это накладывает на них фидуциарную обязанность. Такое требование установлено законом. Общепринятым является и Кодекс лояльности, вынуждающий таких консультантов делать все на благо и в интересах своего клиента. Не так давно проводились исследования.
В Америке, как показали их итоги, дипломированные бухгалтеры – это не доверенные лица, тем не менее они обязаны соблюдать такие же стандарты этики. Чтобы исключить конфликт интересов, они всегда сообщают правду, работают добросовестно и объективно.
Источник
Этические кодексы
Одним из основных способов внедрения этических норм и принципов в деловую практику, а также механизмом формирования корпоративной культуры являются этические кодексы.
Этический кодекс (лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях в кодексе формулируются основные принципы и правила делового поведения.
В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы.
Корпоративный этический кодекс, обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п.
Существуют несколько типов корпоративных этических кодексов:
1) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;
2) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации;
3) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.
Около 90% зарубежных компании внедряло этические принципы посредством этических кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.
Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений, например для отдела закупок, и затрагивать только специфические для данного отдела этические проблемы.
Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией и т.п.
Чтобы сделать кодекс эффективным, обычно бывают, приняты определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.
Многие крупные корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти линию своего поведения, разрабатывают этические кодексы.
Наличие таких кодексов является еще одним подтверждением существования важной и нерешенной проблемы создания личного делового климата в целом, который осуждает аморальное поведение в системе служебных отношений.
Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах XX века. Объем их весьма различен – от кодекса «Формулировка деловой этики» на одну страницу компании «Эксон Корпорэйшн» до «Этического стандарта» компании «Ситикорп», объемом более чем 60 страниц.
По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.
Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации но устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент достигаются на столкновении интересов корпорации:
а) с правительственными органами;
б) с сотрудниками или акционерами корпорации;
в) с правительствами иностранных государств.
Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) – со стороны общественных организаций и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.
Кроме того, идея организации проведения внешнего контроля поддерживается далеко не всеми правительствами, а также теоретиками и практиками менеджмента. Считается, что слишком много препятствий на пути реализации такой идеи. К таким препятствиям относятся трудность в выявлении того лица в корпорации, которое обладает полномочиями и властью для применения принуждений, сложность (или даже невозможность) получения информации о возможных этических нарушениях, проблемы разработки единой системы мотивации сотрудников к соблюдению этического кодекса и многие другие трудности.
Очевидно, что невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.
Можно указать на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:
1. Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов
Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.
2. Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнутьсяпониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.
3. Кодекс даст общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.
4. Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической зашиты, как компании в целом,таки каждому сотруднику, в отдельности.
Однако у этических кодексов есть ряд недостатков – они требуют значительных затрат времени и денег. Они требуют высокой квалификации тех, кто их создаёт. Иногда их рекомендации слишком расплывчаты, и с их мощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему. Своим существованием кодексы предполагают необходимость применения наказаний для нарушителей. Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.
Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.
Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляютих значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимостьнеэтичной практики.
Выводы
1. Этика делится на общую (или универсальную) и профессиональную (или специальную).
2. В профессиональной этике универсальные этические нормы согласуются со спецификой какого-либо рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности.
3. Этика бизнеса – раздел профессиональной этики, изучающий соответствие моральных норм человека деятельности и целям деловой организации.
4. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Ее принято разделять на макроэтику и микроэтику.
5. Традиционные концепции этики бизнеса это: религиозная этика, утилитаризм, деонтологическая этика, этика справедливости.
6. В связи со сложностью и многообразием моральных проблем деловой жизни, в различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические теории, принципы и ценности.
7. Вопрос о том являются ли корпорации морально ответственными субъектами – один из самых дискутируемых в этике бизнеса.
8. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (вне требований закона или сверх этих требований).
9. Корпоративная культура — это признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика).
10. Наиболее распространенным механизмом внедрения этических норм в жизнь корпораций являются этические кодексы.
11. Корпоративный кодекс — уникальный документ конкретной организации, который описывает: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность работы сотрудников и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления организацией; процедуры внедрения правил поведения и управления в бизнес-процессы организации; механизмы контроля за их исполнением.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем обусловлено возникновение профессиональной этики?
2. Каким обязательствам должен следовать человек, принимающий решение в своей профессиональной роли: универсальной этики или этики профессиональной?
3. Назовите предмет и задачи этики бизнеса.
4. Что такое «Миф об аморальности в бизнесе»?
5. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.
6. Сформулируйте утилитаристское определение этичности поведения.
7. Назовите основные проблемы теории утилитаризма и их возможное решение.
8. Дайте определение этичности поведения по деонтологической теории.
9. Укажите трудности деонтологической этики и отличие последней от утилитаристской теории.
10. Что такое «моральное право»?
11. Изложите основные положения теории справедливости.
12. Какая из концепций справедливости вам ближе? Почему?
13. Почему вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами, один из самых дискутируемых в этике бизнеса?
14. В чем суть концепции социальной ответственности в бизнесе? Кто и когда ее сформулировал первым?
15. Назовите основные аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Какие из них кажутся вам наиболее убедительными? Почему?
16. Что такое корпоративная культура? Какие существуют подходы к ее определению?
17. Назовите основные составляющие и функции корпоративной культуры.
18. Приведите пример типологии корпоративных культур.
19. Что такое этический кодекс? Какие типы этических кодексов вы знаете?
20. Что включает в себя этический кодекс организации? Каково его назначение?
21. В чем заключаются преимущества и недостатки организационного этического кодекса?
Литература
1. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. Пособие. – М., 2004.
2. ДеДжордж Р.Т. Деловая этика. – В 2-х тт. – СПб., М., 2001.
3. Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М., 2002.
4. Герет Т.М., Клоноскі Р.Дж. Етика бізнесу. – К., 1999.
5. Палеха Ю.І. Ділова етика: Навч. посібник / Європейський ун-т. – К., 2002.
6. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М., 2000.
7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса – М., 2002.
8. Тесакова Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс. – М., 2003.
9. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб., 2001.
10. Корпоративна культура / Г.Л. Хаєт, С.В. Ковалевський, О.А. Медведєва та ін. Під заг. ред. Г.Л. Хаєта: Навчальний посібник. – К., 2003.
11. Корпоративная этика: Учеб. пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2003.
12. Вебер М.Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М., 1990.
13. Христианские начала экономической этики: Сб. материалов междунар. Интернет-конференции / Интернет журнал «Соборность», Ин-т федерализма и гражданского общества; Редкол.: С.В. Чаплин (отв. ред.) и др. – М., 2001.
14. Бентам И.Введение в основание нравственности и законодательства. – М., 1998.
15. МилльДж. С.Утилитарианизм. О свободе. – СПб., 1990.
16. Джеймс В. Прагматизм. – К., 2000.
17. Ролз Дж.Теория справедливости. – Новосибирск, 1995.
18. Чьюнинг Р. К., Эби Дж.У., Роэлс Ш.Дж.Бизнес сквозь призму веры. – М., 1993.
19. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учеб. пособие. – М., 2002.
20. Костин А., Лехто Ю. Корпоративная ответственность и развитие: мировой опыт и концепция для России // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 2. – С.64-71.
21. Симхович В. Философия фирмы // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 4. – С.100-106.
22. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Современные концепции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 3.
23. Корпоративная этика: практические рекомендации для лидера // Персонал. – 2001. – № 2. – С. 72-73.
24. Организационная культура // Экономика и организация промышленного производства (ЭКО). – 1998. – № 10. – С. 179-191.
25. Гаевский Б., Палеха Ю. Культура управления и организационная культура // Персонал. – 1998. – № 4. – С. 60-63.
26. Главный корпоративный ритуал. Роль собраний в организационной культуре современной компании // Персонал. – 2001. – № 5. – С. 33-38.
27. Хофстеде Г. Культура бизнеса // Курьер ЮНЕСКО. – 1994. – Июнь. – С. 12-16.
28. Корпоративная этика: практические рекомендации для лидера // Персонал. – 2001. – № 2.
29. Crane A., Matten D. Business ethics / Published in the USA by Oxford University Press Inc. – New York, 2004.
Тема 4 . ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ
1. Этика управления как наука.
2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива.
3. Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции.
Источник