- Философский словарь
- Смотреть значение Естественный Человек в других словарях
- Естественный человек
- Истоки концепции «естественного человека»
- «Естественный человек» в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Представления о «естественном человеке» Ж.–Ж. Руссо и Вольтера
- Историческое значение концепции
- Естественный человек что это значит
Философский словарь
— гуманистическое представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и она — одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал, чтобы все «человеческое, слишком человеческое» было преодолено, а экзистенциализм ХХ в. заявил, что у человека есть существование (экзистенция), но не сущность. Это означало отказ от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять человека, оставив без внимания Богочеловека — Иисуса Христа. Образ человека, взятого в своем «естестве», занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует «падшесть». Ап. Павел называл естественного человека «плотским», «душевным» или «душою живою» (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, — у язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что «дело Закона у них написано в сердцах» (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное — к тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея «естественного человека» — результат обмирщения христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества человека от ран греха: в глубинах «ветхого» естественного человека должен родиться в духе новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.
Смотреть значение Естественный Человек в других словарях
Естественный — естественная, естественное; естественен (устар.) и естествен, естественна, естественно. 1. только полн. формы. Прил., по знач. связанное с природой какой-н. местности, климатом.
Толковый словарь Ушакова
Человек — м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка.
Толковый словарь Даля
Человек — человека, в знач. мн. Употр. люди (человеки — устар. и шутл., косв. пад. человек, человекам ит. д. — только в сочетании с колич. словами), м. 1. Живое существо, в отличие от животного.
Толковый словарь Ушакова
Естественный Прил. — 1. Связанный с природой какой-л. местности, климатом, земной поверхностью, фауной и флорой. 2. Связанный с явлениями природы или c изучением природы и ее основных законов.
Толковый словарь Ефремовой
Человек М. — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. // Носитель каких-л. качеств, свойств.
Толковый словарь Ефремовой
Человек-невидимка М. — 1. Тот, кто стал невидимым (в сказках, в фантастической литературе и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
Естественный — -ая, -ое; -вен и -венен, -венна, -венно.
1. только полн. Принадлежащий природе (земной поверхности, климату, животному и растительному миру и т.п.); созданный природой; природный.
Толковый словарь Кузнецова
Год Естественный Хозяйственный — год, учетный период которого связан с подъемом и спадом деловой активности, зависящей от смены времен года, сезонности работ (для сельскохозяйственного производства.
Экономический словарь
Год, Естественный Хозяйственный — — который кончается в
момент относительно низкого уровня деловой активности; для некоторых организаций (например, сельскохозяйственных предприятий) учетным периодом.
Экономический словарь
Естественный Логарифм — Логарифм по основанию «e» (приблизительно 2,7183).
Экономический словарь
Естественный Прирост Населения — —
разница между
РОЖДАЕМОСТЬЮ и
СМЕРТНОСТЬЮ за определенный
период времени. См. также
ТЕМП
ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ.
Экономический словарь
Естественный Темп Роста — темп
роста
объема производства, определяемый из
условия полного использования имеющихся производственных ресурсов.
Экономический словарь
Естественный Уровень Безработицы — —
уровень безработицы при полной занятости
Экономический словарь
Естественный Уровень Валового Национального Продукта — уровень реального валового национального
продукта (ВНП), производимого при естественном уровне безработицы; максимально возможный ВНП, который может быть создан.
Экономический словарь
Износ, Естественный — В страховании имущества: естественное и ожидаемое уменьшение пригодности и стоимости имущества в результате его
износа и обычного воздействия на него окружающей.
Экономический словарь
Рекламная Стоимость Из Расчета На Тысячу Человек (advertising Cost Per Thousand) — Метод измерения ценности спонсорской поддержки путем вычисления стоимости получения доступа к одной тысяче людей посредством печатной или иной рекламной продукции.
Экономический словарь
Человек-реклама — человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в
руках.
Экономический словарь
Человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх», «высшее качество», а век.
Этимологический словарь Крылова
Естественный Выход Подземных Вод — — выход подземных вод на суше или под водой. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, ст.17
Юридический словарь
Естественный Радиационный Фон — — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы.
Юридический словарь
Естественный Темп Роста — — темп роста объема производства, определяемый из условия полного использования имеющихся производственных ресурсов.
Юридический словарь
Естественный Уровень Безработицы — — объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические.
Юридический словарь
Естественный Уровень Валового Национального Продукта — — уровень реального валового национального продукта (ВНП), производимого при естественном уровне безработицы; максимально возможный ВНП, который может быть создан.
Юридический словарь
Человек — -а; лю́ди; (устар. и шутл.) челове́ки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках).
1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью.
Толковый словарь Кузнецова
Неотчуждаемый, Естественный Характер Основных Прав И Свобод — — принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих.
Юридический словарь
Аутоаллерген Естественный — (син. А. первичный) А., представляющий собой компонент ткани некоторых органов (хрусталика, яичка, щитовидной железы, нервной ткани), по отношению к которой в организме.
Большой медицинский словарь
Иммунитет Естественный — форма иммунитета (см.), обусловленная барьерными и антимикробными св-вами кожи и слизистых оболочек, конкурентной активностью нормальной микрофлоры тела, ареактивностью.
Словарь микробиологии
Человек-реклама — — человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в руках.
Юридический словарь
Источник
Естественный человек
Естественный человек это концепция, сложившая в XVIII в. в английской культурной традиции на основе философских идей Джона Локка.
Истоки концепции «естественного человека»
Английский философ Джон Локк (1632–1704 гг.) – один из самых значимых мыслителей эпохи Просвещения. Опираясь на учения Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Иссака Ньютона, Дж. Локк первым из ученых раскрыл личность через постоянство сознания; считая ум «чистой доской», отрицал теорию «врождённых идей» и провозглашал практический опыт единым источником человеческого познания. Под «естественным состоянием» человека философ предполагал свободу, существование соответственно законам природы, исполнение своего назначения в среде идей и разума.
Теоретические построения Дж. Локка, которые поместились в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.), оказали существенное влияние на многих шотландских, английских, французских мыслителей XVIII в., особенно на выдающихся французских философов-просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера, в творчестве которых идея «естественного человека» достигла наиболее полного развития.
«Естественный человек» в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Наиболее ярким воплощением идей о «естественном человеке» является роман известного английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.), в основе которого – концепция нравственного совершенствования человека в общении с природой, в одиночестве, вдали от общества и цивилизации.
Морской путешественник Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, вернулся в свое «естественное состояние» и нашел там внутреннее возрождение. Кроме того, теория «естественного человека» в романе представлена автором сразу в двух образах: «цивилизованного» Робинзона и «благородного дикаря» Пятницы, дополняющих друг друга.
Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» положил начало литературному жанру «робинзонада» и поискам природных истоков человечества в целом.
Представления о «естественном человеке» Ж.–Ж. Руссо и Вольтера
Представления великих французских просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера о «естественном человеке», о сущности взаимодействия личности, природы и цивилизации существенно расходились.
Ж.–Ж. Руссо противопоставлял дикаря цивилизованному человеку, считая, что общественные условия и отношения с присущим им неравенством разрушают человеческую природу. Естественный человек в руссоизме отождествлялся с идеалом добродетели. Идеи контраста между культурным обществом и природой представлены в романах писателя «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Жан-Жак Руссо
Концепция «естественного человека» также изложена в трактатах Ж.–Ж. Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г.), «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.) и др. Ж.–Ж. Руссо полагал, что человек по своей природе просвещенный, не испорченный неравенством общественных устоев, а общество подавляет естественное чувство свободы и делает его своим рабом: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Отрицая искусственные порядки социума, в частности искусство и театр, Ж.–Ж. Руссо признавал только свободное, равное государство, сохраняющее естественное, близкое к природе состояние человека.
В отличие от Ж.–Ж. Руссо, убежденного в том, что все люди равные перед обществом, Вольтер был сторонником неравенства. Его идеи «первобытного состояния» сводятся к утверждению беспомощности человеческого существования вне цивилизации. Вольтеровский «естественный человек» в повести «Простодушный» (1767 г.) обречен на несчастия, без культурного влияния он остается дикарём. Идеалом Вольтера был просвещенный человек дворянского происхождения.
Историческое значение концепции
Несмотря на различие философских взглядов на естественное человеческое состояние, человек являлся фундаментальной основой философии эпохи Просвещения. Просветительская теория «естественного человека» воплотила в себе идеи о совершенной, свободной, разумной и гуманной личности, ее непосредственном отношении к природе, обозначила ведущую роль познания человечества в искусстве ХVIII в. и последующих веков.
Источник
Естественный человек что это значит
©Губин В.Д., Некрасова Е.Н., 2010
©Губин В.Д., Некрасова Е.Н., c изменениями, 2018
© Российский государственный гуманитарный университет, 2018
В этой книге мы, отталкиваясь от многочисленных попыток типизации человека по различным основаниям и признавая важность и плодотворность таких усилий для понимания человека, пытаемся выработать системно-философский подход и предлагаем рабочую гипотезу, согласно которой человеческое бытие имеет три измерения – «человек естественный», «человек искусственный» и «человек сверхъестественный», или, другими словами, «дочеловек», «человек» и «сверхчеловек». Это не три стадии развития человека, не три типа, а одновременно существующие в каждом человеке три ипостаси; при этом одна (например, дочеловеческая) может быть более развита, а человеческая и сверхчеловеческая существуют скорее виртуально, чем реально.
Данную типологию можно выразить и во временны́х терминах: «естественный человек» – это человек прошлого, «искусственный» – человек будущего, а сверхчеловек – человек настоящего. Естественный человек, как архаический, так и современный, массовый, все время обращен к вечным образцам и архетипам, созданным когда-то в прошлом. И это позволяет ему построить защиту против ужаса непредсказуемо развивающейся истории. Прошлое подавляет его своим величием, недоступностью для изменения. В прошлом был золотой век, в прошлом жили великие герои. От того, правильно или неправильно мы понимаем и истолковываем прошлое, зависит наше настоящее.
Искусственный человек – это человек будущего, это всегда проект, он устремлен вперед, для него настоящее – лишь ступенька к будущему, будущее манит, обещает, что за следующим поворотом начнется подлинная, удивительная жизнь. «Сердце будущим живет, настоящее уныло…» (А.С. Пушкин). Для него главная категория – возможность. Возможность – условие свободы. Только она позволяет ему вырваться из мертвящей и давящей необходимости. Искусственный человек всегда озабочен и тревожен, потому что остро переживает открытый перед ним временной горизонт, в котором много неизвестного и то, что не вызывает никаких сомнений, – смерть. Забота есть не что иное, как переживаемая временность. Из этой переживаемой конечности жизни вытекает осознание собственной способности быть, быть свободным.
И наконец, сверхъестественный человек – это человек настоящего, только он может остановить мгновение и жить в нем, в любом восприятии открыть сложность и многообразие мира. Только настоящее актуально, и только оно позволяет нам чувствовать себя живущими здесь и сейчас, позволяет что-то действительно сделать в своей жизни, а не воевать с призраками прошлого и обманываться обещаниями будущего.
Дочеловеческое – это животное начало, полное энергии, первобытной силы, начало бездуховное, наивное. Та часть нашего существования, которую можно назвать естественным человеком, – это индивид, слепо верящий всему, что ему говорят от имени общества и государства, человек «стада» (Ницше), сентиментальный, как ребенок, и жестокий, как зверь, преданный и жадный, ни к чему не стремящийся, не обладающий какими-либо талантами и способностями и ничуть этим не озабоченный. До-человеческое измерение – неисчерпаемый и необходимый ресурс для человека и сверхчеловека. Оно составляет как бы базовый слой, базовую модель человека.
В «дочеловеческой» ипостаси индивид не обременен рефлексией, не мучается проблемами собственного предназначения, в определенном смысле он постоянно пребывает в детском возрасте, и можно только позавидовать его слепой вере в прошлое, в то, что бывшее однажды будет таковым всегда. Согласно Г. Гурджиеву, каждый человек имеет сущность и личность. Сущность – это характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей, то, что складывается с самого детства и потом почти не меняется. Личность – это то, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни. Личность – это то в нас, что не наше. У большинства людей очень мало своего собственного. Все, что у них есть – идеи, убеждения, взгляды, – большей частью взято из разных источников. У большинства людей сущность развивается до 12–15 лет, пока формируется характер, и потом останавливается в своем развитии. А личность может развиваться сколь угодно долго. Человек заканчивает школу, университет, пишет книги, становится известным ученым, а в своей сущности он остановился в развитии уже давно, в сущности он остался наивным ребенком. Он ведет себя беспомощно и глупо, когда нужно принять важное решение относительно своей судьбы или судьбы близких, он верит на слово всевозможным политическим демагогам и проходимцам. Случается, что некоторые аспекты сущности останавливаются в своем развитии в пять-шесть лет, а дальше все собственное кончается. Остальное оказывается чужим: или взято из книг, или создано благодаря подражанию готовым образцам. Бывают случаи, когда сущность растет параллельно личности, но в условиях современной цивилизованной жизни они весьма редки. Сущность имеет больше шансов развиться у простых людей, которые живут в трудных условиях борьбы и опасностей. Но, как правило, личность у таких людей развита очень слабо, им не хватает воспитания и образования, не хватает культуры.
Алкоголь или наркотики могут усыпить личность, она как бы исчезает на время, и остается одна сущность. «И случается так, что человек, полный всевозможных возвышенных идей, симпатий и антипатий, любви, ненависти, привязанности, патриотизма, привычек, вкусов, желаний и убеждений, оказывается совершенно пустым, лишенным каких бы то ни было мыслей, чувств, убеждений и взглядов. Все, что раньше волновало его, теперь оставляет совершенно безразличным. Иногда он видит искусственный и мнимый характер обычных своих настроений и громких слов, а иногда просто забывает о них, как будто их и не было… Все, что ему удается найти в себе, – это несколько инстинктов, наклонностей и вкусовых предпочтений. Он любит сладкое, любит тепло и не любит холода, ему неприятна мысль о работе; или же, наоборот, ему нравится идея физического движения. Это все»[1].
Человек в естественном состоянии – это человек неразвитой сущности, в нем человеческое существует еще в потенциальном виде, он подобен ребенку, обещающему стать взрослым, умным, порядочным, успешным. Но далеко не всем удается выполнить это обещание. Поэтому Ницше и говорил, что человек – это великое обещание.
Дочеловеческое, естественное существует и в искусственном человеке, и даже в сверхчеловеке, потому что гений – это человек, сохранивший в себе детское начало, детскую впечатлительность, человек, так никогда и не ставший взрослым. И как ребенок, он остается ближе к природе. Вообще непонятно, чего больше в гении – природного или человеческого. Гением надо родиться, им нельзя стать. В определенном смысле гений также является моделью человека, только не базовой, а идеальной. Он – свидетельство того, на что способен человек, какие в нем скрыты великие потенциальные возможности.
Наша «искусственная ипостась» существует только в постоянном напряжении между двумя полюсами – сверхчеловеческим (поскольку человек есть образ и подобие Божие, в нем может проявиться гениальность, например, в любви, в поисках смысла жизни; он способен на такие действия, которые не имеют естественной причины: любовь, свобода, долг и т. д.), и дочеловеческим (человек никогда не может освободиться от агрессивности, злобы, зависти, ненависти, как бы его ни «дрессировали», как бы он себя ни дисциплинировал, ни развивал свои душевные и духовные качества).
Только в своем «искусственном состоянии» человек начинает размышлять о проблемах своего существования, о тайне своего происхождения, о том, кто он и откуда пришел в этот мир. Только здесь человек начинает постигать принципиальную негарантированность своей жизни ни Богом, ни природой, свою безопорность, только здесь возникает страх перед небытием, смертью и страх перед бытием: страх не состояться как человек, страх от безвыходности существования, поскольку он все время знает, что завтра придется снова жить, завтра содержится в бесконечности сегодня. Отсюда ужас бессмертия и вечная драма существования.
Источник