Естественнонаучная направленность это что значит

Современное содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей

Наталья
Современное содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей

Естественнонаучное дополнительное образование детей направлено на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, на развитие у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы. Современный формат естественнонаучной направленности дополнительного образования детей, с учётом изменения спектра направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, последовавшего с введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной (к последней относились, прежде всего, химия, физика и астрономия, а также во многих случаях география). Эколого-биологическая тематика не утрачивает своей значимости, а становится основой развития естественнонаучной направленности в её новом формате. Основаниями для этого являются как методологические, так и организационные аспекты. Включение эколого-биологического дополнительного образования детей в состав естественнонаучной направленности, если принять во внимание тенденции развития современной науки, выглядит вполне закономерным. Ведь биология является одной из естественных наук, и на современном этапе биология, как и другие естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о Земле, экология) всё более смыкаются в своём развитии. Неслучайно большинство важнейших научных открытий совершается на стыке наук. А современная биология требует от исследователя живой природы хороших знаний в области математики, химии и физики. В то же время, с учётом задачи всеобщего экологического воспитания, непрерывного экологического образования и принципов образования в интересах устойчивого развития, изучение естественных наук должно включать в себя экологические аспекты. Объём содержания естественнонаучной направленности за счёт присоединения к ней эколого-биологической направленности значительно увеличился. Таким образом, речь идёт не о поглощении экологобиологической тематики естественнонаучной направленностью, а скорее о воссоединении различных естественных наук в рамках единой направленности. Фундаментом современной естественнонаучной направленности можно считать богатое наследие юннатского движения, с которого и началось формирование государственной системы дополнительного образования детей в нашей стране. В рамках юннатского движения, прежней эколого-биологической направленности сложилась развитая инфраструктура, представленная сетью региональных и муниципальных станций юных натуралистов и детских эколого-биологических центров, в которой координирующую роль играет Федеральный детский эколого-биологический центр. В этой направленности, в отличие от прежнего формата естественнонаучной направленности, сложились богатые традиции, относящиеся не только к детскому движению, но и к обмену опытом работы между педагогами, в том числе работа методических объединений, курсы повышения квалификации, практика проведения педагогических конференций и семинаров. Важно понимать разницу между сферой естественных наук и сферой естественнонаучного дополнительного образования детей — последняя касается не только фундаментальных знаний,но и прикладных отраслей: • медицина; • сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, включая пчеловодство и рыбоводство) и близкие к нему научные направления (агрохимия); • ветеринария; • биотехнология, генная инженерия, экспертиза сельскохозяйственной продукции; • лесное хозяйство; • охрана природы. Особое место в дополнительном естественнонаучном образовании занимает реализация задач образования в интересах устойчивого развития, где ключевую роль играют наравне с естественнонаучными знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук. Миссия дополнительного естественнонаучного образования – быть базой педагогической деятельности по направлению устойчивого развития. Могут возникать проблемы при обозначении границ между естественнонаучной и смежными направленностями дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы, относящиеся к химии, физике и астрономии, соответствуют естественнонаучной направленности, если доминантой является изучение природных явлений. В остальных случаях, когда они имеют прикладной технический, инженерный характер и ориентированы на будущих работников промышленности, энергетики, транспорта, их следует относить к технической направленности. Вопросы, связанные с математикой, информатикой, информационными компьютерными технологиями, в рамках естественнонаучной направленности изучаются в прикладном аспекте – применительно к исследованию природных явлений и процессов. В остальных случаях, когда эти дисциплины изучаются самостоятельно, математика и информатика относятся к технической направленности. Дополнительные общеразвивающие программы, связанные с освоением сельскохозяйственной техники, могут относиться к естественнонаучной направленности в случае наличия в содержании программы тематических блоков, освещающих вопросы биологии сельскохозяйственных культур и их возделывания. В ином случае такие программы относятся к технической направленности. С художественной направленностью граничат программы, в которых изучение природы происходит посредством различных жанров творчества, задействования эмоциональной сферы личности ребёнка. В этих случаях программа может относиться к естественнонаучной направленности, если её основное содержание включает в себя, помимо творческих аспектов, основы научных знаний о природе. Вопросы сохранения здоровья в рамках естественнонаучной направленности изучаются в биологическом аспекте и (для программ углублённого уровня) как средство предпрофессиональной подготовки будущих работников медицинской отрасли. В остальных случаях, когда программа ориентирована прежде всего на приобретение учащимися навыков физической культуры и спортивных навыков, освоение оздоровительных практик, она относится к физкультурно-спортивной направленности. Многие дополнительные общеобразовательные программы, тематически находящиеся на стыке двух или более областей знаний, могут быть отнесены в разных случаях к той или другой направленности в зависимости от доминанты содержания программы, от ведущей педагогической идеи, а также от спектра программ, заявленных в учредительных документах образовательной организации. Например, если целью программы является воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции детей в современное общество, то такая программа, даже если она частично включает в себя экологические знания, относится скорее к социально-педагогической направленности, чем к естественнонаучной. Тем не менее такая программа, как и другие смежные программы, может реализовываться на базе организации дополнительного образования естественнонаучного профиля. Дополнительные общеобразовательные программы, посвящённые физико-географической тематике, относятся к естественнонаучной направленности и отличаются от туристско-краеведческой направленности наличием исследовательской доминанты, хотя в большинстве случаев для выполнения исследований здесь необходимо формирование туристских умений и навыков (это справедливо и для значительной части экологобиологических исследований). Программы, связанные с изучением наук о Земле, хотя и относятся к естественнонаучной направленности, могут реализовываться на базе различных организаций, в том числе на станциях юных туристов. В число задач естественнонаучных дополнительных общеобразовательных программ гуманитарно-экологического содержания входит комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта, воспитание у учащихся ценностного отношения к природному и культурному окружению. В отличие от программ туристско-краеведческой направленностиздесь обязательна экологическая составляющая: междисциплинарный подход предусматривает рассмотрение культурного и природного наследия во взаимосвязи. В новом, расширенном, формате естественнонаучная направленность внутренне неоднородна, поэтому её содержание целесообразно структурировать с учётом близости друг к другу или отдалённости отдельных научных дисциплин, научных традиций, направлений подготовки педагогических кадров и традиций, сложившихся в сфере дополнительного образования детей. Исходя из этих факторов, можно выделить три тематических цикла естественнонаучного дополнительного образования: • Эколого-биологический (весь объём прежней экологобиологической направленности, включая зоологию, ботанику, экологию, физиологию, цитологию, гистологию, эмбриологию, анатомию и др., и обозначенные выше прикладные тематики); • Физико-географический (включающий, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве); • Физико-химический (составлявший ранее основу естественнонаучной направленности и тематически граничащий с технической направленностью). Понимание содержания естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей не должно сводиться к понятию «естественные науки»,оно значительно шире: прежде всего за счёт прикладных областей, имеющих отношение к природе и природопользованию. Сюда относится и деятельность трудовых объединений учащихся сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, и в ряде случаев деятельность объединений, частично перекрывающаяся со смежными направленностями. Особенностью ситуации является то, что естественнонаучная направленность в прежнем её объёме не обладала той инфраструктурой, которая была характерна для ранее отдельно существовавшей эколого- биологической направленности, сложившейся на базе юннатского движения. В то же время профильные организации дополнительного естественнонаучного образования (детские эколого-биологические центры, станции юных натуралистов) могут стать центрами формирования новой системы дополнительного естественнонаучного образования детей.

Читайте также:  Срб слабоположительный что это значит

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком «Волшебный крючок» Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Источник

Естественнонаучная направленность

В данной презентации я раскрываю «Специфические особенности работы педагога УДОД» Естественнонаучная направленность

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная направленность»

«Специфические особенности работы педагога УДОД » Естественнонаучная направленность

  • это — целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественнонаучных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Содержание естественнонаучной направленности

  • Содержание естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования.

Тематические циклы естественнонаучной направленности

  • 1. Эколого-биологический тематический цикл включает весь объем прежней эколого-биологической направленности :
  • Биология
  • Физиология
  • Цитология
  • Анатомия
  • Экология
  • Прикладные направления
  • Медицинская тематика и т.д

2. Физико-географический тематический цикл включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве, лесное хозяйство, охрана природы

3. Физико-химический тематический цикл включает:

  • Физика
  • Астрономия
  • Химия
  • Генная инженерия
  • Информатика

  • Понимание содержания естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей не должно сводиться к понятию «естественные науки», оно

значительно шире: прежде всего за счёт прикладных областей, имеющих отношение к природе и природопользованию. Сюда относится и деятельность трудовых объединений учащихся сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, и в ряде случаев деятельность объединений, частично перекрывающаяся со смежными направленностями.

  • Целью развития дополнительного естественнонаучного образования детей является систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных, наиболее общих законов природы
  • — создание условий для достижения этой образовательной сферой уровня, соответствующего современным запросам общества.
  • — подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения.

  • 1.Совершенствование преподавания в сфере дополнительного образования детей естественных наук и их прикладных направлений, связанных с природопользованием, охраной природы и охраной здоровья человека;
  • 2. Развитие воспитательного компонента образовательной деятельности, включая экологическое воспитание и трудовое воспитание;
  • 3. Формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира;
  • 4. Обеспечение условий для развития детей, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности, включая поддержание их здоровья и развитие умственных и коммуникативных способностей;

  • 5. Расширение сферы дополнительного естественнонаучного образования детей за счет взаимодействия со сферами науки, культуры, сельского и лесного хозяйства, со службами экологического контроля, с общественными организациями и детскими общественными объединениями, со сферой неформального образования;
  • 6. Рост профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы естественнонаучного дополнительного образования;
  • 7. Функционирование системы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в режиме устойчивого бескризисного развития.

Методологические основы естественнонаучной направленности

  • Основные методологические принципы и педагогические подходы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей составляют:
  • 1. Научный подход
  • 2. Исследовательский подход
  • 3. Практико-ориентированный подход
  • 4. Принципы образования в интересах устойчивого развития
  • 5. Междисциплинарный подход
  • 6. Индивидуальный, личностный подход
  • 7. Гуманитарный подход

Программы естественнонаучной направленности

  • Программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление научного мировоззрения. Занятия в объединениях данной направленности развивают познавательную активность, углублению знаний, по научным, биологическим дисциплинам (физике, биологии, химии, и т.д) формируют у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности.
  • Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Программы естественнонаучной направленности

  • Естественнонаучная направленность включает программы, предметно связанные с изучением общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин.
  • Программы по экологии и биологии являются самыми популярными. Детям предлагаются многие прикладные программы (например, аквариумистика, охрана природы, растениеводство, агробиология, мониторинг окружающей среды и др.).
  • Все программы естественнонаучной направленности предлагают широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области.
  • Работая над проектом или исследованием, дети используют свои знания для решения прикладных задач, что повышает их мотивацию к учебе в школе и влияет на профессиональный выбор в будущем.

  • Программы эколого-биологического профиля обычно включают в себя не только теоретические занятия, но и блок выездных практических занятий на местности, экскурсий или экспедиций в каникулярное время, во время которых ребятам предоставляется возможность изучения и охраны растительного и животного мира.
  • На лабораторных занятиях предусмотрено использование комплексов с растениями и животными («уголков живой природы», оранжерей, аквариальных помещений и т.д.), благодаря которым дети учатся уходу, содержанию и заботе о живой природе, а также наблюдению за животными для проведения исследовательских работ.
  • Широко используются разнообразные технические средства, фонды музеев образовательных организаций, технопарки.

  • Естественнонаучное образование как процесс непосредственно направлен на усвоение опыта в области естественных наук (формирование системы естественнонаучных знаний, умений и навыков). В процессе естественнонаучного образования вырабатывается ориентация личности в природном мире, в соответствии с представлениями о системе взаимоотношений природы и человека, сложившейся в обществе; формируются и развиваются качества личности, основанные на ценностном отношении к природе и окружающему миру.
  • Таким образом, в процессе естественнонаучного образования опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.

Источник

Оцените статью