- «Есть вещи поважнее счастья»
- Читайте также
- Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы!
- Почему мы есть такие, какие мы есть
- РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «КАКОВЫ ВЕЩИ?» И «ВЕЩИ СУЩЕСТВУЮТ»
- Слово к вещи
- Где покупать вещи?
- Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки
- Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она?
- На свете есть труднодостижимые вещи!
- Кожаные вещи
- 339. Я не проведу с тобой выходные, т. к. есть дела поважнее
- «ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»
- Вещи – это мысли
- Правильные вещи
- Прикольные вещи
- Снова для США «есть вещи поважнее, чем мир». Значит, война?
«Есть вещи поважнее счастья»
«Есть вещи поважнее счастья»
«Смысл жизни – в удовольствии, в достижении максимума счастья», – говорят те, кто на первый взгляд кажется разумнее первых. Но снова сомнительно. Даже величайший апологет удовольствия Эпикур и тот говорил, что всякое удовольствие должно быть ограничено этикой. Как справедливо заметил Иван Тургенев, «есть вещи поважнее счастья». Эту идею, каждый по-своему, выражали Андрей Тарковский, Гюстав Флобер, Константин Бальмонт, Марина Цветаева, Лев Толстой, Мишель Монтень, Сенека, Марк Аврелий, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся творцы и мыслители. Можно было бы привести немало мудрых цитат-объяснений, показывающих, почему нельзя ставить знак равенства между смыслом жизни и счастьем. Однако давайте послушаем, что говорит об этом российский психолог.
«Жить для удовольствия нас призывают реклама, статьи в журналах, светские хроники, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной… С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и все заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары, услуги, чувственные удовольствия (секс); впечатления, доставляющие удовольствие (путешествия); недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т. д.
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) часто превращаем себя в обессмысленных полулюдей, чья задача – только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.
Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.
Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия – но оно тоже проходит… Еще это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем…
Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Мы потребляем, потребляем, потребляем… и живем так, будто будем потреблять вечно. Однако впереди у нас смерть – и это достоверно известно каждому. Именно смерть покажет нам ложность потребительских установок».
Эдвард Радзинский в книге «Загадки истории. Беседы с Сократом» устами древнего философа предупреждает об опасности жизни ради удовольствий: «Веселись, наш счастливый друг. Но пройдет юность, и вспомни: кто провел всю жизнь в удовольствиях, у того остаются под старость только воспоминания тела. Разум не взрослеет, и душа не вырастает. И он ощущает, будто совсем и не жил. Что он все тот же мальчик, которого почему-то называют старцем. И ему страшно умирать».
В этом, пожалуй, главная беда такого подхода: душа, когда человек живет ради удовольствий, не успевает приобрести нужный опыт, не набирает нужных энергий в свою матрицу. И ей, этой неразвившейся душе, душе-второгоднице, вновь придется возвращаться на землю. Только в следующий раз телесных удовольствий будет очень мало, потому что придется отрабатывать долги за прошлую, бесцельно прожитую жизнь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы!
Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы! Часть 1. Состояние искренности Честность – это проявление любви к самому себе. Если мы решаем быть предельно честными, то выбираем любовь к самим себе. Честность помогает нам легко справляться с самыми сложными ситуациями. Если мы
Почему мы есть такие, какие мы есть
Почему мы есть такие, какие мы есть Пока мы воспитываем мальчиков и девочек так, как будто они совершенно одинаковые, наука доказала, что они разительно отличаются друг от друга характером своего мышления. Неврологи и ученые, занимающиеся проблемами мозга, повсеместно
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «КАКОВЫ ВЕЩИ?» И «ВЕЩИ СУЩЕСТВУЮТ»
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «КАКОВЫ ВЕЩИ?» И «ВЕЩИ СУЩЕСТВУЮТ» Диалектика, предложенная Хайдеггером, немецким философом XX века, проливает свет на этот парадокс. Он высказал идею о двух модусах существования: повседневном и онтологическом (онтология — от греч. ontos — бытие,
Слово к вещи
Слово к вещи Рассмотрим два альтернативных способа, которыми в мозге может кодироваться знание о значении слов:1. Репрезентация значений слов по своей природе модулярна. Все значения слов связаны вместе в узел и отделены от мозгового представления реального физического
Где покупать вещи?
Где покупать вещи? Женщины как-то сразу угадывают, с кем мы готовы им изменить. Иногда даже до того, как это придет нам в голову, Бернард Шоу. С одной стороны, вопрос о покупке одежды стоит в нынешние времена куда как менее остро, чем пятнадцать лет назад. С другой стороны, не
Вещи Еще одна статья расходов — вещи. Те, без которых не обойтись, потому что без них холодно и мокро. Здесь могу предложить вместо дешевого китайского ширпотреба много более качественный, долговечный и еще более дешевый секонд-хенд. То есть одежду, которую не успели
Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки
Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки Когда у умного человека начинает болеть зуб, появляется кариес и прочие неприятности, он ищет хорошего специалиста, способного решить проблему максимально хорошо.Дурак же почему-то думает, что все само зарастет и вылечится, а значит,
Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она?
Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она? Метафоры – это двери. Это чудесные объединяющие двери, открывающие огромнейший трансформационный потенциал. Они дают нам возможность оставить позади самообман и перенестись в сферы истинного ландшафта разума – туда, куда
На свете есть труднодостижимые вещи!
На свете есть труднодостижимые вещи! Я хотела бы уверить вас, что вам ничего не стоит стать писателем, актрисой или музыкантом, похудеть, поправить здоровье и образ жизни или вернуться на работу, вырастив детей, при условии, что вы будете выполнять все мои рекомендации.
Кожаные вещи
Кожаные вещи Не знаю, насколько была удачна моя первая покупка кожаной вещи, но как только я ее надела, на работе меня прозвали «Зена, королева воинов». До сих пор не могу понять, хорошо это было или плохо, Зена вроде бы персонаж не противный, странная смесь стервы и
339. Я не проведу с тобой выходные, т. к. есть дела поважнее
339. Я не проведу с тобой выходные, т. к. есть дела поважнее Намерение: ты хочешь быть уверенным, что успеешь их закончить. И успеешь.Переопределение: да, дела еще остались, и они могут подождать.Разделение: но один день ты можешь мне отдать. Может, останешься?Объединение:
«ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»
«ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ» Традиционная наша вера, что «школа плохому не научит», на поверку не всегда оправдывалась ещё в советские времена. Про секс там детям, конечно, не рассказывали и «Лолиту», как сейчас в некоторых школах, не проходили; однако зёрна того, что взошло и
Вещи – это мысли
Вещи – это мысли Мы уже говорили о том, что мысли становятся вещами и явлениями. Но сейчас мы подошли к тому, что также нужно понять и обратное: вещи – это мысли. Иными словами, каждый объект, форма или обстоятельство имеет ментальную природу и является не более чем идеей
Правильные вещи
Правильные вещи Почему перестановка мебели может пойти на пользу вашей семье Это показалось мне отличной идеей. Я пригласил к нам домой настоящего детектива, а точнее, детектива-снуполога. Сэм Гослинг – уроженец Англии, у него мягкие манеры, стройное телосложение, как у
Прикольные вещи
Прикольные вещи Мы последовали еще одному совету Ларри: привлекли девочек к обсуждению вопроса о том, как сделать наш дом лучше. Ларри сказал, что, судя по его опыту, дети в таком возрасте вполне способны заполнить опросник о типах помещений, в которых они чувствуют себя
Источник
Снова для США «есть вещи поважнее, чем мир». Значит, война?
Банальным стало утверждение, что сегодня мир оказался в состоянии, весьма близком к недоброй памяти холодной войне. И хотя все стараются уверить себя и друг друга в обратном: мол, холодной войны мы не хотим и к ней не стремимся, тем не менее трудно подобрать какое-нибудь иное определение нынешнему состоянию международных отношений. А раз так, не стоит ли вспомнить «великие истины» той самой холодной войны, которой никто не замечает?
На ум приходят два высказывания, прозвучавшие в 80-е годы прошлого века. В них, как представляется, выражена главная суть явления, определявшего в ту пору ход событий на планете.
Первое изречение принадлежит генералу Александру Хейгу, возглавлявшему госдепартамент США при президенте Рональде Рейгане: «Есть вещи поважнее, чем мир».
Второе было высказано генеральным секретарем ЦК КПСС Юрием Андроповым: «Мира у империалистов не выпросишь».
Думается, за прошедшие десятилетия актуальность этих истин нисколько не уменьшилась.
Насколько можно судить по тому, что и как происходит в США и западном лагере в целом, для них действительно «есть вещи поважнее, чем мир». Основная стратегическая цель — добиться абсолютного контроля над глобальными ресурсами — остается незыблемой. И для ее достижения годны совершенно любые средства.
Конечно, эта великая цель в каждый исторический момент старательно маскируется. Прежде всего лозунгами свободы, причем выбор этих свобод не слишком велик: во-первых, свобода торговли, во-вторых, свобода личности. Именно они были начертаны на боевых знаменах армий и флотов всех «прогрессивных» государств.
Одной из самых ярких иллюстраций вооруженной борьбы за свободу торговли и личности на все века остается эпоха опиумных войн, которые вела Британия против Китая. Китайцы не хотели становиться наркоманами и запретили британским купцам ввозить в страну опиум, выращивавшийся «цивилизованными» европейцами в Индокитае. Лондон воспринял это как нарушение священного принципа свободы и вооруженной силой заставил правительство Поднебесной снять запреты, ибо негоже стеснять свободу купцов торговать тем, что приносит прибыль, а покупателям потреблять то, что они хотят, даже если речь идет о смертельной отраве.
Этот образ опиумных войн следовало бы помнить всем и всегда, особенно, когда из Лондона, Вашингтона, Парижа или Берлина раздаются призывы к свободе, к снятию всех и всяческих ограничений. Ведь священный принцип свободы потому и священен, что он дороже мира, ради его торжества можно воевать. Но за принципом свободы всегда стоит свобода конкретных людей совершать конкретные действия.
В 80-х годах XX века свобода для Запада также была важнее мира. В тот момент она понималась как освобождение человечества от «империи зла» — Советского Союза. И для достижения этой практической цели были хороши все средства. Войны не потребовалось, СССР рухнул без такого удара. Но были санкции (запрет на экспорт в СССР передовых технологий), была изнуряющая гонка вооружений, обескровившая экономику, была массированная и изощренная идеологическая диверсионная работа, было вскармливание диссидентов — прототипов нынешней либеральной оппозиции, было целенаправленное поощрение националистических и сепаратистских сил в различных республиках Союза. А также была навязанная война в Афганистане, вмешательство во внутренние дела союзников СССР по Варшавскому договору.
Почему СССР должен был быть разрушен во что бы то ни стало? Отнюдь не потому что он был «несвободной» страной, и не из-за коммунизма его руководства, и даже не из-за того, что он «угрожал» свободному миру. В тот же период времени Запад охотно братался с откровенно фашистскими режимами, искал дружбы с еще более, чем СССР, с коммунистическим Китаем, прекрасно зная и понимая, что сил, средств и намерений завоевывать Европу или Америку у Москвы не было.
Причина была — и до сих пор остается — в том, что СССР контролировал, а Россия до сих пор контролирует слишком большую долю мировых природных ресурсов. Ни одна сила на планете не в состоянии претендовать на глобальный контроль, пока она не контролирует российские ресурсы. И до тех пор, покуда Россия — как географическое понятие — не окажется под надежным западным контролем, задача ее «освобождения» от собственного правительства, от ее собственной воли будет оставаться важнейшей для Запада: важнее, чем мир.
Для России же мир — самое насущное, самое желанное требование. Ибо постоянно навязываемое нам напряжение всех сил ради отражения внешнего агрессивного давления не дает нормально развиваться российскому обществу и государству. Практически всю свою историю мы живем как осажденный лагерь — и это не наш выбор. В каждый момент своей истории мы вынуждены защищать свои рубежи, свою территорию, свою национальную и культурную идентичность, свою свободу быть русскими. И на это мобилизуются силы — а не на нормальное внутреннее развитие.
Мир для нас — это возможность самостоятельно планировать свое будущее, исходя из наших собственных потребностей и интересов. Мир для нас важнее всего, и это совершенно четко отражено во всей нашей культуре, литературе, философии. В отличие от Запада, для которого священен принцип свободы, поскольку он дает в руки западному человеку мощное орудие реализации его интересов, для нас священен мир — по той же причине.
Если развить логику этого рассуждения до конца, то можно убедиться, что для Запада свобода первична, а мир вторичен; для России же первичен мир: только в мирных условиях мы сможем определить, в чем наши свободы, и реализовать их.
Но тут мы приходим ко второму из упомянутых высказываний: «Мира у империалистов не выпросишь». Эта истина, которую мы знаем и не должны забывать. Какими бы истинно мирными не были наши намерения и желания, они ни в какой мере не интересуют «свободолюбивый» (а на самом деле корыстолюбивый) Запад. Китайцы тоже не хотели воевать, а только оградить свой народ от опиумной отравы. Для Запада это ни имело никакого значения, и он разгромил Китай.
Мы не сможем убедить последователей генерала Хейга в нашем миролюбии. Мы не сможем убедить американских политиков в том, что не избирали для них Трампа. Мы не сможем убедить НАТО в том, что не собираемся завоевывать Прибалтику и вводить танки в Париж. Им не нужны наши доводы. Они и не собираются нас слушать. Им нужны наши ресурсы; точка.
Так не следует ли нам прекратить попытки их в чем-то убедить? Если мира у них нельзя выпросить, то его можно добиться: нет, не силой; вернее, не применением силы, но ее наличием. Ибо, как бы ни были глухи наши «партнеры», они отнюдь не слепы и не глупы. Конечно, принцип свободы для них важнее, чем мир, но есть вещь еще более важная. Это — жизнь. Следовало бы напомнить им, что без мира не будет и свободы: ее не к кому будет применить.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник