- Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
- Педагогический принцип наглядности — «золотое» правило в обучении
- Правила применения наглядности
- Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал
- Основные правила педагогического принципа наглядности
- Педагогический принцип наглядности — основные средства
- Принцип наглядности и зрительное восприятие
- Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Искра Виктория Васильевна
МБДОУ ”ДС ”Радуга”
п. г. т. Усть-Абакан.
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.
Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.
Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.
Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным в развитии личности ребенка.
Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения
дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.
Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.
Различаются следующие виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.
Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.
Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.
Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]
Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М. ,1960;
2. Артемов А. К. Обучение математике. М. :”Пенза”,2005.
3. Из опыта работы с детьми.
Компьютерная презентация «Транспорт» Одно из определяющих условий успешного обучения детей в дошкольных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах является создание.
Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.
Источник
Педагогический принцип наглядности — «золотое» правило в обучении
Педагогический принцип наглядности означает привлечение органов чувств ребёнка в процессе обучения. Это «золотое» правило сформулировал Я. Коменский.
«Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путём осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.»
Ребёнок в процессе взросления познает окружающий мир посредством наглядного восприятия различных явлений и предметов. Запоминание происходит гораздо быстрее, если задействованы зрительное, звуковое и тактильное способы восприятия. Чем младше дети, тем сильнее они нуждаются в наглядности изучаемых предметов.
Правила применения наглядности
Принцип наглядности стал формироваться одним из первых в истории педагогики. Установлено, что эффективность усвоения любого материала напрямую зависит от вовлеченности в процесс всех органов чувств. Чем более разнообразны чувственные восприятия, тем легче и лучше запоминается учебный материал. Однако здесь важно понимать как у ребенка лучше происходит восприятие. Поскольку у одних детей восприятие происходит в основном с помощью слуха. А другие лучше усваивают материал с помощью зрения. Поэтому для одних оптимальным будет словесно-логическое преподнесение материала. А для других — предметно-чувственное.
Педагогический принцип наглядности в теории обучения подразумевает использование зрительных, моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.
Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал
Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал. В том числе способствует:
- развитию абстрактного мышления;
- созданию связи между абстрактным и конкретным предметом;
- легкости восприятия изучаемого материала;
- лучшему усвоению материала;
- доступностью изучения сложных природных явлений и научных фактов;
- созданию связи теории и практики изучаемого материала;
- не только использованию органов чувств в целях познания, но и развитию и совершенствованию этих органов;
- развитию интереса к изучаемым предметам и явлениям;
- помогает ученикам делать самостоятельные выводы.
Чтобы наглядность способствовала закреплению изучаемого материала, предметов и явлений, следует помнить о правилах применения наглядности.
Основные правила педагогического принципа наглядности
- обращать внимание учеников на самом важном, на сути изучаемого предмета или явления, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
- сочетать слово с наглядным восприятием, то есть лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
- то, что дети видят, порождает мысль, а значит лучше усваивается, запоминается;
- наглядность является средством обучения, цель обучения заключается в передаче знаний, умений, навыков;
- формирование навыков и умений у ученика самостоятельной работы;
- сочетать статические и динамические формы наглядности, отдавать предпочтение показу явлений и предметов, особенностям в их развитии и изменении.
Педагогический принцип наглядности — основные средства
Средствами наглядности в обучении служат:
- натуральные объекты: например, растения, животные, природные и производственные объекты;
- объемные наглядные пособия, например, макеты, модели, гербарии, муляжи и т.д.
- изобразительные средства: например, различные фотографии, картины, диафильмы, рисунки;
- символические наглядные пособия: например, чертежи, карты, схемы, таблицы;
- аудиовизуальные средства: кинофильмы, телевизионные передачи, информационное видео, магнитофонные записи, компьютерная техника;
- самостоятельно изготовленные средства: конспекты, схемы, таблицы, чертежи.
Принцип наглядности и зрительное восприятие
Верно то, что при познании всё же главную роль играют зрительные восприятия. Пользуясь другими органами, мы как бы дополняем и усиливаем зрительные восприятия. Для того чтобы лучше слышать и лучше понимать слышимое, мы обращаемся к речи, звукам. Осязательные восприятия мы усиливаем тем, что рассматриваем осязаемое и как бы стремимся увидеть гладкость, шероховатость. Фрукты и любые другие продукты питания приятно есть, когда они красиво выглядят, то есть дополняем зрительными образами.
Имея это ввиду, принцип наглядности в обучении предполагает приведение в действие по возможности большего количества органов ощущений: пусть изучаемое дети и посмотрят, и пощупают, и понюхают и т. д. Мы должны ставить задачу различать восприятие цветов, совершенствовать слух, развивать воображение, развивать вкус к красивому, гармоничному.
При пользовании наглядностью необходимо учитывать то обстоятельство, что разные дети одну и ту же картину воспринимают по-разному. Это зависит от наличия у ребёнка запаса имеющихся представлений, в свете которых он и воспринимает рассматриваемый объект.
Этим объясняется, что иногда дети изображаемое на картине воспринимают неправильно. Необходимо развивать у детей наблюдательность, уменье устанавливать сходство и различие и добиваться правильного восприятия изучаемого предмета.
При учёте принципа наглядности мы должны помнить, что наглядность есть средство, а не цель. Целью в обучении является — дать знания, развить познавательные способности, в особенности — развить абстрактное мышление.
Источник
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста
надежда лутай
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.
Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.
Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления. Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Все это является важным в развитии личности ребенка. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей. Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни. И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.
Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.
Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я. А. Коменский. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К. Д. Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном
возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.
В детском саду используются различные виды наглядности:
— Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
-Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
— Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение).
-Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
— наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
— Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.
— Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Требования к наглядности:
1. Должна реально отражать окружающую действительность,
2. Соответствовать уровню развития детей,
3. Быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Можно наглядныйматериал условно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т. д. Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Источник