Если воспитатель использует наглядное пособие то это значит что он реализует принцип наглядности

Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Искра Виктория Васильевна

МБДОУ ”ДС ”Радуга”

п. г. т. Усть-Абакан.

Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.

Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения

дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Различаются следующие виды наглядности:

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.

Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М. ,1960;

2. Артемов А. К. Обучение математике. М. :”Пенза”,2005.

3. Из опыта работы с детьми.

Компьютерная презентация «Транспорт» Одно из определяющих условий успешного обучения детей в дошкольных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах является создание.

Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.

Источник

Педагогический принцип наглядности — «золотое» правило в обучении

Педагогический принцип наглядности означает привлечение органов чувств ребёнка в процессе обучения. Это «золотое» правило сформулировал Я. Коменский.

«Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путём осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.»

Ребёнок в процессе взросления познает окружающий мир посредством наглядного восприятия различных явлений и предметов. Запоминание происходит гораздо быстрее, если задействованы зрительное, звуковое и тактильное способы восприятия. Чем младше дети, тем сильнее они нуждаются в наглядности изучаемых предметов.

Правила применения наглядности

Принцип наглядности стал формироваться одним из первых в истории педагогики. Установлено, что эффективность усвоения любого материала напрямую зависит от вовлеченности в процесс всех органов чувств. Чем более разнообразны чувственные восприятия, тем легче и лучше запоминается учебный материал. Однако здесь важно понимать как у ребенка лучше происходит восприятие. Поскольку у одних детей восприятие происходит в основном с помощью слуха. А другие лучше усваивают материал с помощью зрения. Поэтому для одних оптимальным будет словесно-логическое преподнесение материала. А для других — предметно-чувственное.

Педагогический принцип наглядности в теории обучения подразумевает использование зрительных, моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.

Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал

Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал. В том числе способствует:

  • развитию абстрактного мышления;
  • созданию связи между абстрактным и конкретным предметом;
  • легкости восприятия изучаемого материала;
  • лучшему усвоению материала;
  • доступностью изучения сложных природных явлений и научных фактов;
  • созданию связи теории и практики изучаемого материала;
  • не только использованию органов чувств в целях познания, но и развитию и совершенствованию этих органов;
  • развитию интереса к изучаемым предметам и явлениям;
  • помогает ученикам делать самостоятельные выводы.

Чтобы наглядность способствовала закреплению изучаемого материала, предметов и явлений, следует помнить о правилах применения наглядности.

Основные правила педагогического принципа наглядности

  • обращать внимание учеников на самом важном, на сути изучаемого предмета или явления, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
  • сочетать слово с наглядным восприятием, то есть лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
  • то, что дети видят, порождает мысль, а значит лучше усваивается, запоминается;
  • наглядность является средством обучения, цель обучения заключается в передаче знаний, умений, навыков;
  • формирование навыков и умений у ученика самостоятельной работы;
  • сочетать статические и динамические формы наглядности, отдавать предпочтение показу явлений и предметов, особенностям в их развитии и изменении.

Педагогический принцип наглядности — основные средства

Средствами наглядности в обучении служат:

  • натуральные объекты: например, растения, животные, природные и производственные объекты;
  • объемные наглядные пособия, например, макеты, модели, гербарии, муляжи и т.д.
  • изобразительные средства: например, различные фотографии, картины, диафильмы, рисунки;
  • символические наглядные пособия: например, чертежи, карты, схемы, таблицы;
  • аудиовизуальные средства: кинофильмы, телевизионные передачи, информационное видео, магнитофонные записи, компьютерная техника;
  • самостоятельно изготовленные средства: конспекты, схемы, таблицы, чертежи.

Принцип наглядности и зрительное восприятие

Верно то, что при познании всё же главную роль играют зрительные восприятия. Пользуясь другими органами, мы как бы дополняем и усиливаем зрительные восприятия. Для того чтобы лучше слышать и лучше понимать слышимое, мы обращаемся к речи, звукам. Осязательные восприятия мы усиливаем тем, что рассматриваем осязаемое и как бы стремимся увидеть гладкость, шероховатость. Фрукты и любые другие продукты питания приятно есть, когда они красиво выглядят, то есть дополняем зрительными образами.

Имея это ввиду, принцип наглядности в обучении предполагает приведение в действие по возможности большего количества органов ощущений: пусть изучаемое дети и посмотрят, и пощупают, и понюхают и т. д. Мы должны ставить задачу различать восприятие цветов, совершенствовать слух, развивать воображение, развивать вкус к красивому, гармоничному.

При пользовании наглядностью необходимо учитывать то обстоятельство, что разные дети одну и ту же картину воспринимают по-разному. Это зависит от наличия у ребёнка запаса имеющихся представлений, в свете которых он и воспринимает рассматриваемый объект.

Этим объясняется, что иногда дети изображаемое на картине воспринимают неправильно. Необходимо развивать у детей наблюдательность, уменье устанавливать сходство и различие и добиваться правильного восприятия изучаемого предмета.

При учёте принципа наглядности мы должны помнить, что наглядность есть средство, а не цель. Целью в обучении является — дать знания, развить познавательные способности, в особенности — развить абстрактное мышление.

Источник

Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста

надежда лутай
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста

Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления. Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Все это является важным в развитии личности ребенка. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей. Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни. И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.

Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я. А. Коменский. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К. Д. Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном

возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.

В детском саду используются различные виды наглядности:

— Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

-Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

— Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение).

-Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

— Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

— Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Требования к наглядности:

1. Должна реально отражать окружающую действительность,

2. Соответствовать уровню развития детей,

3. Быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Можно наглядныйматериал условно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.

Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т. д. Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Источник

Читайте также:  Что значит комбинация трех двоек
Оцените статью