Если ветер крепчает значит жить старайся что значит

«Крепчает ветер — значит, жить старайся»

Хаяо Миядзаки не нуждается в представлении — его имя известно даже людям, далёким от японской анимации. На протяжении трёх десятков лет маэстро был известен как мудрый добрый сказочник, но в 2013 году он выпустил совершенно необычную для себя картину. Историческая драма о Японии 20–30-х годов, в основу которой легла судьба авиаконструктора Дзиро Хорикоси, стала одним из самых ярких и сложных фильмов в долгой карьере классика.

«Влечение к красоте имеет свою цену»

Карьера в роли независимого режиссёра и совладельца студии Studio Ghibli была для Хаяо Миядзаки эпохой творческого и коммерческого успеха, всемирной славы и признания. Ещё с 80-х годов, имея репутацию гениального сказочника, в 2011 году маэстро начал работу над совершенно необычным для него фильмом, полностью основанном на историческом материале. Главной темой картины, получившей название «Ветер крепчает» (Kaze Tachinu), должна была стать судьба авиаконструктора Дзиро Хорикоси, создателя истребителя А6М «Зеро». По своему обыкновению режиссёр предварительно нарисовал короткую манга с заинтересовавшим его сюжетом, которая затем легла в основу фильма. Утверждается, что решающую роль в начале съёмок полнометражной картины сыграл продюсер и совладелец студии Ghibli Тосио Судзуки.

В подготовительных режиссёрских заметках под названием «Самолёты — это прекрасные мечты» (позднее фраза прозвучит из уст одного из главных героев) Миядзаки формулировал идею картины так:

«Конструктор самолёта «Зеро» Дзиро Хорикоси и его итальянский предшественник Джанни Капрони — два человека, вдохновлённых общим стремлением, связанных узами дружбы через время и пространство. Эти двое преодолевают многочисленные неудачи, посвятив себя воплощению своих детских мечтаний.

В Японии эпохи Тайсё (1912–1926) деревенский мальчишка решает стать авиаконструктором. Он мечтает построить самолёт, который полетит, как прекрасный ветер.

Читайте также:  Что значит ведомственное одеяло

Я хочу изобразить увлечённую натуру, которая стремится к своей мечте. Сны обладают элементом безумия, и эту отраву нельзя скрыть. Стремление к чему-то слишком красивому может погубить тебя. Влечение к красоте имеет свою цену. Дзиро будет разбит и повержен, его карьере конструктора придёт конец. И всё равно, Дзиро был человеком выдающейся индивидуальности и таланта. Вот что мы хотим изобразить в этом фильме».

Итак, в основу фильма «Ветер крепчает» легла биография японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси (1903–1982). Будучи выпускником престижного Токийского университета, Хорикоси с 1932 года работал на компанию «Мицубиси» и принимал участие в конструировании целого ряда известных самолётов. Его шедевром стал созданный по заказу Императорского ВМФ палубный истребитель А6М Reisen, известный миру под прозвищем «Зеро». После Второй мировой войны Хорикоси был профессором Аэрокосмического института Токийского университета, Национальной академии обороны и Университета Нихон, а также участвовал в создании японского турбовинтового авиалайнера (патрульного самолёта) NAMC YS-11, оказывал услуги консультанта для различных авиаконструкторов, написал ряд исторических и мемуарных книг.

Несомненно, судьба Хорикоси как инженера была весьма яркой и богатой событиями и достижениями. Но для Миядзаки жизнь авиаконструктора стала лишь отправной точкой в полёте фантазии. Факты из биографии создателя «Зеро» в фильме должны были сыграть роль фундамента, на котором основывается сюжет — во многом выдуманный, а в отдельных деталях и вовсе фантастический. Миядзаки изначально не ставил перед собой задачу снимать классический байопик о судьбе конкретного человека и желал создать художественное, а не документальное произведение, посвящённое целому ряду тем:

«Название «Ветер крепчает» взято из одноимённого романа Тацуо Хори. Наш фильм соединяет Дзиро Хорикоси и писателя Тацуо Хори, двух людей одной и той же эпохи, в одном человеке «Дзиро», нашем главном герое. Это будет необычное художественное произведение, изображающее молодёжь 30-х годов. Рождение прославленного позднее истребителя «Зеро» будет основой нашей истории, а встреча и расставание молодого инженера Дзиро и прекрасной, несчастной девушки Наоко — тканью повествования. Наш старый добрый Капрони, странствующий через пространство и время, придаст этой ткани нужный цвет».

Да, помимо биографии Дзиро Хорикоси, источником вдохновения режиссёра стало и творчество писателя Тацуо Хори (1904-1953). Миядзаки использовал мотивы романа Хори «Ветер крепчает» (1937), позаимствовав оттуда как название, так и ряд сюжетных линий. Строка из стихотворения Поля Валери (которую Хори и Миядзаки сделали названием для своих работ) «Крепчает ветер — значит, жить старайся» становится в фильме своеобразным девизом главного героя. Показанная на экране мелодрама о любви Дзиро Хорикоси и несчастной Наоко Сатоми полностью выдумана и взята из книги (которая в свою очередь основана на событиях из биографии самого Хори).

Наконец, третьей составляющей сюжета фильма сам Миядзаки называет личность итальянского авиаконструктора графа Джованни («Джанни») Капрони (1886–1957). С этим всемирно известным человеком автор обошёлся интереснее всего, превратив его из реального исторического персонажа в своеобразного мифического героя, едва ли не волшебника, который «отвечает» за всю фантастику в фильме. И это при том, что на экране появляется в действительности созданная Капрони авиатехника, включая удивительную гигантскую летающую лодку Ca.60. Уже в первых набросках концепции фильма Миядзаки описывал роль Капрони такими словами: «Капрони появляется в снах Дзиро как советчик и вдохновитель; также он озвучивает мысли самого Дзиро. Этот человек не стареет».

Таким образом, фильм «Ветер крепчает» сложился из трёх элементов. Историческая драма — биография авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Романтическая мелодрама — рассказ о несчастной любви из романа Тацуо Хорио. Фантастический дизельпанк, воплощённый в образе Джованни Капрони, — вымысел Миядзаки по мотивам близкой его сердцу авиации начала ХХ века.

«Я хочу создать нечто реалистичное, фантастическое, временами карикатурное»

Съёмки фильма «Ветер крепчает» шли на студии Ghibli в 2011–2013 годах. Миядзаки, как обычно, выступил одновременно в ролях автора идеи, сценариста и режиссёра. Продюсером столь же неизменно был Тосио Судзуки — сооснователь студии и старый друг Миядзаки. В целом над фильмом работала команда блестящих профессионалов, включая постоянного композитора фильмов Миядзаки маэстро Дзё Хисаиси. Необычным был выбор актёра озвучения (сейю) на главную роль — голосом Дзиро Хорикоси стал знаменитый аниме-режиссёр Хидэаки Анно. Роль главной героини Наоко Сатоми получила молодая актриса Миори Такимото. Любопытно, что съёмочный процесс «Ветер крепчает» стал основой для двухчасового документального фильма «Царство грёз и безумия», где все желающие могут увидеть «творческую кухню» студии Ghibli.

Перфекционизм Миядзаки, равно как и его творческая старомодность, общеизвестен. Поэтому съёмочный процесс был упорной и тяжёлой работой, во время которой художники и аниматоры под контролем мастера создавали подлинное произведение искусства. В одной из рабочих заметок Миядзаки сформулировал свои требования к новой картине: «Я хочу создать нечто реалистичное, фантастическое, временами карикатурное — но, в целом, красивый фильм». Хотя для творческого стиля Миядзаки характерно использование традиционной рисованной анимации, в работе частично использовалась и компьютерная графика. Всего для «Ветер крепчает» вручную и на компьютере было создано 1450 сцен с использованием 161 454 кадров.

Японская театральная премьера фильма состоялась 20 июля 2013 года. «Ветер крепчает» стал лидером японского кинопроката в 2013 году, собрав кассу в 136 млн долларов при бюджете около 30 млн долларов. Премьеры фильма за рубежом прошли на престижных кинофестивалях в Венеции и Торонто. Работа была номинирована на премию «Оскар» 2014 года в категории «лучший анимационный фильм» и получила ряд кинопремий, среди которых выделяются призы Японской киноакадемии 2014 года за лучший анимационный фильм и лучший саундтрек.

Коммерческий успех фильма сопровождался несколько противоречивой реакцией со стороны критиков как в Японии, так и в других странах. Смущение вызывало то, что Миядзаки выбрал для своей картины сложную и болезненную тему, показав японское общество накануне Второй мировой войны. Кое-кто счёл провокационным решение сделать главным героем авиаконструктора, работавшего на вооружённые силы Японской империи. При этом, несмотря ни на что, общее мнение зрителей и критики о художественных достоинствах картины сложилось устойчиво положительное (средняя оценка на MyAnimeList — 8,2; на IMDb — 7,8; на Rotten Tomatoes: положительная оценка критиков — 89%, положительная оценка зрителей — 84%).

Сам Миядзаки подчёркивал, что стремится к нейтральному и беспристрастному изображению Японии первой половины ХХ века, воздерживаясь от какой-либо идеологической нагрузки в суждениях. Он не пытался ни оправдать, ни осудить своего героя и время, в котором этот герой живёт:

«Наш герой Дзиро занимался конструированием самолётов во времена, когда Японская империя была на пути к самоуничтожению и краху. Смысл этого фильма состоит не в осуждении войны и не в стремлении очаровать молодых японцев великолепием истребителя «Зеро». Я не собираюсь защищать нашего главного героя, говоря, что в действительности он хотел создавать гражданские самолёты».

«Самолёты — это прекрасные мечты»

О чём же рассказывает фильм «Ветер крепчает»? Если взять основную канву сюжета, то это байопик авиаконструктора Дзиро Хорикоси, рассказывающий о его судьбе на протяжении примерно тридцати лет (с 1916 по 1945 год). Мы наблюдаем за превращением героя из мальчишки, грезящего о полётах и читающего иностранные журналы об авиации, в одного из лучших инженеров Японии, молодого гения, которому доверяют самые ответственные заказы. Одновременно с экранным Хорикоси меняется и его страна: Япония встаёт на путь, который приведёт её к участию в мировой войне и национальной катастрофе.

Параллельно с исторической канвой событий в фильме развивается романтическая и трагическая история любви Хорикоси (персонажа картины, а не реального авиаконструктора) и прекрасной Наоко Сатоми. Дзиро встречает девушку из богатой семьи во время Великого землетрясения 1923 года и помогает ей и её служанке выжить. По воле судьбы молодые люди вновь встретятся нескоро, но между ними вспыхнет взаимная любовь. Увы, союз Дзиро и Наоко окажется несчастливым — эта сюжетная линия основана на автобиографическом романе Тацуо Хори «Ветер крепчает».

Источник

«Ветер крепчает» Миядзаки: история настоящей звуковой мечты

«Крепчает ветер! Значит, жить старайся!» Эта цитата стала ведущим лейтмотивом не так давно вышедшего в кинотеатрах России последнего творения Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Совершенно иная, выделяющаяся среди всех работ мастера японской мультипликации. Настоящий фильм для взрослых, где нет ни магии, ни волшебных существ, ни других миров. Только реальная жизнь, как она есть. История одной мечты.

Эта картина особенна еще и тем, что считается финальной работой классика японской мультипликации. Хаяо Миядзаки сделал заявление, что ставит точку в конце своей карьеры режиссера.

К выходу «Ветер крепчает» Миядзаки критики отнеслись неоднозначно. Некоторые обвинили мультипликатора в фашизме (ведь речь в мультфильме идет о конструкторе самолетов, которые потом использовались во Второй мировой войне), кто-то заявил, что работа ужасно нудная и лишенная какого-либо волшебства, иные же зрители пришли в восторг от фильма и прочувствовали ту самую идею, положенную в основу последнего мультфильма Миядзаки. Ведь, как заявляет один из героев: «Самолет – это не война. Это прекрасная мечта, ждущая, когда ее проглотит небо» .

Самолет и правда – мечта. И мечта, прежде всего, людей со звуковым вектором – странных молчунов, нелепых чудаков, которые дышат свободой, пытаются выйти за рамки обычного, придумать то, что не было придумано до них. Звуковой человек – человек с вечными вопросами и поиском ответов. Тот, чей взор всегда направлен в небо. Тот, кто первый задал вопрос: «А что там, за горизонтом?» – и придумал самолет.

Самолет – это изобретение человека с кожным и звуковым вектором. Кожный вектор, вечно ищущий способ экономии сил и времени, и звуковой вектор, создающий что-то действительно полезное для общества. Кто из вас не мечтал летать? Но именно кожные звуковики нашли способ, как воплотить эту мечту в реальность.

Уретральники со звуковым вектором нередко этот самый самолет пилотируют. Именно ими движет непреодолимое желание лететь за горизонт, за флажки, все дальше и дальше…

Хаяо Миядзаки, как и многие другие звуковики, в детстве мечтал изобретать самолеты. Может, именно поэтому героем для своего финального произведения мастер мультипликации выбрал именно Дзиро Хорикоси – японского авиаконструктора, разработавшего модели самолетов Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero, которые сыграли немалую роль во Второй мировой войне?

Мы видим маленького Дзиро, мечтающего о небе. Самолеты – его страсть, а Джанни Капрони, один из известных в то время авиастроителей, является кумиром. Дзиро – типичный звуковичок, проводящий долгие часы на крыше, в тишине, в мечтах о полете. Он смотрит на небо и мыслями улетает ввысь. Но он боится, что так и не сможет осуществить свою мечту: ведь у него очень плохое зрение, что, несомненно, помешает пилотированию самолета.

В одном из сновидений к Дзиро приходит тот самый знаменитый Джанни Капрони и помогает найти решение проблемы: для того, чтобы конструировать самолеты, великолепное зрение не обязательно. С тех самых пор Дзиро четко осознает свой путь и не сбивается с него ни на шаг.

Проходит время, и Дзиро Хорикоси становится авиаконструктором. Абстрактное мышление, коим обладают люди со звуковым вектором, помогает герою придумать особенную модель самолета. Так, например, только взглянув на кость макрели, он внезапно осознает, какими должны быть крылья. Путь Дзиро Хорикоси был нелегким, но он не сдавался, денно и нощно работая над своим проектом. И ничто, даже любовь всей его жизни, не могло сбить его с выбранного пути.

Трогательная история любви, позаимствованная Хаяо Миядзаки из книги Тацуо Хори, лишь помогает глубже раскрыть характер главного героя. Ведь нередко именно звуковиков упрекают в пренебрежении своими партнерами. Некоторые критики обвинили мультипликатора в «картонности» его героев. «Жена отправилась умирать в санаторий, а в это время Дзиро поехал запускать самолет. Как такое вообще может быть?» – писали они. Но, какими бы сильными чувствами ни обладал человек со звуковым вектором, он всегда остается человеком идеи. Идея, мечта – самое главное в жизни. Вот почему находиться рядом с таким человеком не всегда легко без понимания его свойств и желаний. Ведь мы с детства привыкли к тому, что «самое главное в жизни – любовь!», и не всегда задумываемся о том, что эта формула действует только для определенного рода людей.

Больная туберкулезом, кожно-зрительная Наоко Сатоми (избранница Дзиро) обладает высокой степенью эмпатии. Она интуитивно понимает своего чудаковатого мужа и всячески поддерживает его. Ни единого попрека, ни единого злого слова… «Живи, любимый, живи!» И душа улетела… туда, куда только что взлетели новые самолеты.

В данной картине нет ни слова о фашизме или войне. Речь вовсе не об этом и вовсе не о том, куда потом полетят самолеты Дзиро Хорикоси. Хаяо Миядзаки в фильме «Ветер крепчает» намеренно стирает черное и белое, выделяя жирным лишь главные ценности: способность любить, мечтать и, несмотря ни на что, жить полной жизнью.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Источник

Оцените статью