- Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
- Нужно ли исправлять почерк?
- Почему у ребенка плохой почерк?
- С чего начинается коррекция почерка?
- Из чего обычно строится курс исправления почерка?
- 1. Нейропсихологическая коррекция
- 2. Формирование правильной биомеханики письма
- 3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов
- Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?
- 1. Приучите ребенка держать спину
- 2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие
- 3. Копируйте и переписывайте
- Плохой почерк: особенность или болезнь?
- Как меняется почерк при болезнях
- Когда нужно обратиться к врачу?
- Какие обследования назначит врач
- Как замедлить возрастные изменения мозга?
- Что это и когда появляются
- Почему мозг стареет
- Как проявляется старение мозга
- Как замедлить возрастные изменения
Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?
К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.
Нужно ли исправлять почерк?
Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Почему у ребенка плохой почерк?
Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:
- серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
- ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
- у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
- правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
- во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.
Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.
С чего начинается коррекция почерка?
Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:
- если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
- если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
- обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
- отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.
Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.
Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.
Из чего обычно строится курс исправления почерка?
После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.
Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.
1. Нейропсихологическая коррекция
Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.
2. Формирование правильной биомеханики письма
На данном этапе корректируется:
- как ребенок сидит за рабочим столом,
- как держит ручку или карандаш,
- правильная ли у него осанка.
Большое значение имеют:
- положение тетради,
- высота стула и стола,
- имеет ли рабочая рука опору.
Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.
3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов
Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.
Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.
Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?
1. Приучите ребенка держать спину
Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.
2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие
Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.
3. Копируйте и переписывайте
Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.
Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.
Дата публикации: 05.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
Плохой почерк: особенность или болезнь?
Поделиться:
Письменная речь — один из важнейших показателей правильной работы нервной системы. Почерк каждого из нас уникален. Для того чтобы написать даже одну букву, в нашем мозге включается сразу несколько сложнейших механизмов, отвечающих за координированные движения мышц кисти, ориентацию кисти в пространстве, слаженную работу различных отделов головного мозга, отвечающих за устную и письменную речь (лобные, височные и теменные доли). Поэтому даже минимальные изменения в работе этих механизмов приведут к изменению почерка.
Как меняется почерк при болезнях
Причин изменений почерка множество. Может нарушиться как программирование процесса письма (при поражении головного мозга), так и исполнение этой программы (при поражении головного и спинного мозга, периферических нервов и мышц). Кстати, меняться может не только почерк, но и содержание написанного — появляются неправильные замены и повторы символов.
В ходе естественных возрастных изменений почерк меняется постепенно, а при травмах, инсультах это может произойти внезапно. Другой случай — когда изменения сначала появляются вроде бы постепенно, но обычно быстро нарастают и становятся заметными (например, при болезни Паркинсона, опухолях головного мозга). Наиболее характерные изменения почерка представлены ниже:
- Буквы разного размера, то мелкие, то крупные. Невозможно поставить точку — получается тире. Такие нарушения характерны для расстройства координации из-за поражения мозжечка (травмы, опухоли, рассеянный склероз).
- Буквы ближе к концу предложения постепенно уменьшаются, становятся очень мелкими и неразборчивыми. В символах видны точки особого нажима. Такие изменения характерны для паркинсонизма, когда дрожание в руке сочетается с замедленностью движений и повышением тонуса в мышцах руки.
- Буквы «пляшут», расстояние между ними разное, они находятся на разном уровне. Эти изменения встречаются при хорее — заболевании, при котором появляются характерные насильственные движения тела по типу «пляски».
- Буквы стали угловатыми, выписываются с сильным нажимом. К концу строчки ручка может соскальзывать с листа. Так почерк меняется при писчем спазме. При этом заболевании в процессе письма усиливается напряжение в мышцах кисти, что и изменяет характер письма.
- Буквы под разным наклоном, строчки то поднимаются, то опускаются. Символы разного размера, невозможно по ним провести прямую линию — такие изменения характерны для нарушений мышечно-суставного чувства, которое может возникать при фуникулярном миелозе, рассеянном склерозе травмах и опухолях спинного мозга.
- Буквы искажены, деформированы, символы становятся условными, появляются повторяющиеся окончания в виде спирали («телефонного провода»). Такие изменения характерны для болезни Альцгеймера и схожих нейродегенеративных нарушений.
Читайте также:
Лечение Альцгеймера
Все вышеописанные изменения почерка практически всегда сочетаются с другими, гораздо более заметными и неприятными симптомами, например, нарушением походки, слабостью в руках и ногах. Но иногда изменения почерка являются первыми и единственными проявлениями на начальном этапе заболевания. Так бывает на ранних стадиях болезни Паркинсона, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера.
Когда нужно обратиться к врачу?
Резкое изменение почерка — основание для незамедлительного обращения к врачу (неврологу). Если вы заметили, что стало трудно писать, не получается писать буквы в привычной вам манере, то не тяните с записью на прием.
Иногда изменения почерка замечают близкие, а сам человек не обращает на это внимания. Это тревожный симптом, который может проявляться при болезнях головного мозга: опухоли, деменции и др.
Если изменения почерка не столь явно заметны, но есть другие симптомы (например, пошатывание при ходьбе, нарушение зрения), то визит к врачу также нельзя не откладывать.
Какие обследования назначит врач
В большинстве случаев изменения почерка связаны с нарушениями работы головного или спинного мозга, поэтому вас могут направить на магнитно-резонансную томографию или компьютерную томографию.
При подозрении на повреждение периферических нервов или рогов спинного мозга направляют на электронейромиографию (исследование скорости прохождения импульса по нервам с определением места поражения).
Если помимо изменения самого почерка есть нарушения письменной речи (например, неправильное написание слов, нарушение связности письменной речи, зеркальное письмо), то может потребуется консультация нейропсихолога (специалиста, которые оценивает работу высших мозговых функций).
Изменения почерка могут быть не только вашей особенностью, но и признаком серьезного заболевания. При любых подозрительных изменениях почерка незамедлительно обращайтесь к врачу.
Источник
Как замедлить возрастные изменения мозга?
С повышением уровня медицины возросла средняя продолжительность жизни — в среднем по странам мужчины и женщины живут 65–70 лет. С увеличением продолжительности жизни возникли заболевания, связанные со старением организма. Одна из таких проблем — возрастные изменения головного мозга, снижающие умственные показатели у пожилых людей. Рассказываем, что это такое, почему они возникают и как их предотвратить.
Что это и когда появляются
Возрастные изменения головного мозга — это постепенное снижение умственных показателей из-за нарушений структуры нервных клеток, межклеточных связей и снижения объема серого вещества. Изменения возникают на всех уровнях: от тканей до молекул и начинают формироваться в возрасте до 20–25 лет. В молодости это незаметно: они компенсируются пластичностью мозга и его высокой способностью к самовосстановлению.
Со временем возрастные изменения более заметны: люди хуже запоминают, им труднее сконцентрироваться, они медленнее учатся и чаще совершают ошибки в повседневных делах. Но это не значит, что на когнитивных функциях можно ставить крест. Например, результаты исследований говорят о том, что в зрелом возрасте люди выполняют тест на вербальные способности и пространственное мышление лучше, чем молодые.
Возрастные изменения происходят у всех, независимо от пола и социального статуса. Однако образование и род деятельности все же влияют.
«Чем меньше уровень образования и интеллектуальная нагрузка на мозг, тем быстрее наступает эмоциональная и умственная деградация», — рассказывает кардиолог и семейный врач GMS Clinic Михаил Глотов.
Возрастные изменения, а проще говоря, старение мозга — это такой же нормальный процесс как поседение волос, уменьшение объема мышц, снижение остроты зрения, слуха и эластичности кожи. Их не следует путать с нарушениями работы мозга — заболеваниями нервной системы, которые приводят к снижению интеллекта преимущественно у пожилых людей — болезнью Альцгеймера, болезнью Пика или деменцию с тельцами Леви.
Почему мозг стареет
Первая причина — оксидативный стресс. Во всех клетках происходят биохимические процессы, в результате которых накапливаются продукты жизнедеятельности. В норме они утилизируются и выводятся из клетки. Но с возрастом некоторые процессы утилизации нарушаются, а количество отходов в клетке увеличивается, в том числе накапливаются свободные радикалы.
Это — нестабильные атомы, повреждающие оболочку клетки, клеточные органы и ДНК. Их накопление приводит к оксидативному стрессу — процессу, когда из-за избыточного окисления повреждаются клетки и ее внутренние структуры.
Оно нарушает структуру ДНК внутри ядра клетки и митохондрии — энергетическом центре клетки, где накапливается множество структурных ошибок. Это приводит к повреждению, гибели и неправильной работе нейронов головного мозга.
«Токсины и продукты горения в сигаретном дыме усиливают оксидативный стресс, — говорит невролог клиники MedSwiss Дмитрий Малышев. — Поэтому у курильщиков возрастные изменения головного мозга наступают быстрее. То же касается алкоголя, который увеличивает риск развития сосудистых патологий головного мозга».
Вторая причина снижения умственных показателей в старости — изменения синапсов. Это — нервные связи, которые соединяют нейроны между собой. С возрастом у людей снижается плотность синаптических щелей, а чем меньше связей между нейронами, тем медленнее протекает умственная деятельность, например, запоминание или обучение новому навыку. При этом пожилой человек может выполнить задачу так же хорошо, как и молодой, но ему понадобится больше времени на обдумывание и принятие решений.
Третья причина — демиелинизация. Отростки нейронов покрыты веществом миелином, благодаря ему электрический импульс проходит с большой скоростью от клетки к клетке. С возрастом миелина становится все меньше, из-за чего скорость передачи нервного импульса замедляется.
Вместе эти причины дают следующий результат — с возрастом мозг уменьшается в размере, снижается объем серого и белого вещества, нарушается передача нервного импульса. Все это ухудшает умственные способности.
Как проявляется старение мозга
В зрелом возрасте защитные механизмы уже не успевают исправлять сбои в нервных клетках, поэтому после 30–35 лет появляются первые признаки возрастных изменений — снижается объем оперативной памяти, которая отвечает за запоминание актуальных действий и событий. Например, человек может забыть, где оставил припаркованную машину, купить некоторые продукты из списка покупок или что делал сегодня утром.
Старение мозга означает, что у пожилых людей замедляются когнитивные процессы. Но это замедление некритическое — здоровые пожилые люди без нервных и психических болезней тоже запоминают номера телефонов, номерные знаки или место, где оставили ключи от двери, но для восстановление событий из памяти им нужно больше времени, чем молодым.
С возрастом у пожилых уменьшается объем накопленных знаний, начинают пропадать события из автобиографической памяти. При этом процедурная память, которая отвечает за хранение информации о навыках, практически не нарушается. Например, если юноша когда-то научился ездить на велосипеде или водить машину, то в пожилом возрасте он не забудет, как управлять транспортом, но может забыть, по какой дороге добирался в училище, как звали первого начальника на работе или как называется столица Германии. То же касается мышечной памяти: навыки, например, игра на музыкальном инструменте или умение танцевать, закрепляются практически до конца жизни.
У пожилых людей снижается концентрация внимания. С возрастом становится все труднее сконцентрироваться на задаче или сосредоточиться на разговоре в шумном месте. Также снижается способность к разделению внимания. Если в молодости возможно одновременно готовить ужин и внимательно слушать играющее на фоне радио, то в пожилом возрасте это сделать уже труднее — нужно больше сил, чтобы выполнять несколько дел одновременно.
Как замедлить возрастные изменения
Есть два способа: изменять образ жизни и обучаться. Исследования показывают, что у людей с ожирением и привычкой регулярно есть сахар и пить сладкие газированные напитки старение мозга наступает на 10 лет раньше. Чтобы его отсрочить, следует скорректировать образ жизни — привести массу тела в норму и снизить суточное потребление сахара.
Исследователи утверждают, что старение мозга у людей наступает медленнее, если они:
- регулярно занимаются физической активностью: бегают, играют в футбол, плавают, упражняются в тренажерном зале
- постоянно нагружают себя интеллектуальной деятельностью: читают книги, решают головоломки, пишут стихи, изучают иностранные языки
- социально активны: посещают музеи, регулярно общаются с друзьями и родственниками, путешествуют
- обладают навыками управления стрессом
- придерживаются здорового питания
- спят не менее 7-8 часов в сутки.
«Есть много способов замедлить возрастные изменения мозга. Вопрос в том, чтобы они увлекли человека, — рассказывает Дмитрий Малышев. — Будет полезным любое действие, затрагивающее сферу мозговой деятельности: развитие памяти, внимания, и речи, счет, общение, пространственное мышление».
Ежедневная физическая активность в виде аэробных и силовых упражнений продолжительностью 45 минут повышает умственные способности у людей старше 50 лет. В то же время результаты других исследований сообщают, что у людей старше 50 лет, которые не занимаются физическими нагрузками, пятилетнее старение мозга сопоставимо с десятилетним.
Возрастные изменения мозга замедляет игра на музыкальных инструментах. Исследования показывают, что игра на инструменте или обучение на нем повышает активность нейронов — это компенсирует физиологическое старение нервных тканей. Ограничений в выборе музыкального инструмента нет: это может быть скрипка, губная гармоника, банджо или электрогитара.
«Чтение, изучение иностранных языков и развитие мелкой моторики замедляют развитие возрастных изменений мозга, — говорит Михаил Глотов. —Например, у жителей южной Италии, которые занимаются пошивом одежды и изготовлением обуви, развитие деменции и болезни Альцгеймера наступает реже, чем в других регионах».
Средиземноморская диета признана наиболее здоровой и полезной для нервной системы и сердечно-сосудистой системы. Один из главных факторов — рацион питания, содержащий омега-3 и омега-6 жирные кислоты. Подробно о них мы уже рассказывали. Также исследования сообщают, что у людей, добавляющих в рацион капусту, шпинат, яйца и авокадо, старение мозга наступает медленнее.
Источник