- Первые признаки аутизма
- Как понять проявления аутизма: Почему дети с аутизмом так делают. Часть первая.
- Почему многие дети с аутизмом… Избегают глазного контакта
- Почему многие дети с аутизмом… Закрывают глаза/лицо/уши руками
- Почему многие дети с аутизмом… Легко вздрагивают
- Почему многие дети с аутизмом… Повторяют слова и фразы (эхолалия)
- Почему многие дети с аутизмом… Совсем не говорят
- Почему некоторые дети с аутизмом… Ходят на пальцах ног
- Почему многие дети с аутизмом… Делают взмахи руками (руки-крылышки)
- Почему многие дети с аутизмом… Любят крутиться и прыгать
- Почему многие дети с аутизмом… не могут усидеть спокойно
- Почему многие дети с аутизмом… фиксируются на каких-то предметах (например, крошечном фото на большой странице в книге или на колесе большой игрушечной машины)
- Почему многие дети с аутизмом… смотрят в пространство
- Почему многие дети с аутизмом… не любят изменений
- Почему многие дети с аутизмом… как будто бы не особенно нуждаются в большом количестве сна
Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
- ребенок не смотрит в глаза;
- говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
- все время повторяет слова, фразы;
- ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
- не произносит слова, мычит;
- не интересуется игрушками;
- не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
- ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
- трясет головой, руками, раскачивается;
- ходит на носочках;
- грызет пальцы, руки;
- бьет себя по лицу;
- у ребенка истерики, приступы агрессии;
- боится незнакомых/ чужих;
- пугается звуков, вздрагивает.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
Источник
Как понять проявления аутизма: Почему дети с аутизмом так делают. Часть первая.
Многие родители, столкнувшись с проявлениями аутизма, остаются в недоумении, что заставляет их детей вести себя так, а не иначе. На вопрос: «Почему дети с аутизмом так делают?» отвечают эксперты – терапевт Шелли О’Доннелл, логопед Джим Манчини и Эмили Растал, клинический психолог. Кроме того, свои ответы дает Оуэн – взрослый аутист.
Почему многие дети с аутизмом… Избегают глазного контакта
Джим Манчини: По разным причинам. Нужно различать детей, которые активно избегают глазного контакта, и детей, которые не научились, как использовать взгляд при коммуникации. Для тех детей, которые активно отводят взгляд, по всей видимости, причиной является сенсорный компонент, который делает прямой взгляд неприятным для них.
Эмили Растал: Одна из самых основных проблем у людей с аутизмом – это сложность в координации вербальных и невербальных средств общения. Например, говоря с кем-то, ребенок может просто забыть установить глазной контакт. Из-за этого часто непонятно, к кому обращена речь ребенка. Кроме того, люди с аутизмом часто не могут понять коммуникативные сигналы, которые передаются через глазной контакт. Они не могут прочесть выражения глаз другого человека. Поэтому их не привлекают глаза как источники информации.
Шелли О’Доннелл: Из-за проблем с пониманием выражения лиц у родителей, воспитателей и других детей.
Оуэн: Мне слишком сложно одновременно уделять внимание тому, что говорит человек, и при этом смотреть на него. Я могу или смотреть в глаза, или слушать, что мне говорят.
Почему многие дети с аутизмом… Закрывают глаза/лицо/уши руками
Шелли О’Доннелл: Объяснений может быть несколько. Например, когда ребенок прикрывает лицо руками, чтобы отгородиться от слишком сильного сенсорного стимула. Или это попытка саморегуляции и самоконтроля. А также это может быть выражением эмоций страха или тревоги. Многие дети с аутизмом имеют слуховую чувствительность к специфическим звукам, таким как пожарная сирена, плач ребенка или звук сливного бачка. Прикрывая уши, они снижают силу слухового раздражителя.
Эмили Растал: Дети с аутизмом гипер-чувствительны к звуковым стимулам. Звуки, которые кажутся нормальными обычным людям, для них звучат слишком громко и неприятно.
Джим Манчини: Прикрывание ушей руками часто может быть приобретенным поведением, которое связано с тревогой, так как ребенок боится потенциально неприятных звуков.
Оуэн: Слишком много сенсорных раздражителей и информации для восприятия.
Почему многие дети с аутизмом… Легко вздрагивают
Шелли О’Доннелл: Когда дети легко вздрагивают, это означает, что они боятся чего-то неожиданного для них. У ребенка с аутизмом очень часто есть нужда в отсечении неважных для него социальных стимулов и факторов окружения. И это значит, он всегда не готов ни к чему, кроме заученной комфортной рутины. Отсюда – страх и вздрагивание.
Эмили Растал: Это может быть повышенная чувствительность к окружению. Звук, который обычные люди легко переносят, пугает того, кто сильнее подвержен влиянию звуковой стимуляции.
Оуэн: Я часто слишком занят, думая о чем-то своем, а не о том, что меня непосредственно окружает. Неожиданность – вот от чего я вздрагиваю.
Почему многие дети с аутизмом… Повторяют слова и фразы (эхолалия)
Эмили Растал: Одна из основных проблем с коммуникацией при аутизме – это тенденция повторять слова или фразы, которые ребенок слышит в своем окружении (эхолалия). Поскольку «языковой центр» мозга испытывает трудности с продуцированием собственной речи, слов, фраз, он копирует то, что слышит в окружении и использует вместо собственных слов и предложений. Дети с аутизмом используют набор заученных фраз как записную книжку, из которой они читают записи в любое время дня.
Джим Манчини: Повторение слов или эхолалия – это типичный для детей с аутизмом стиль обучения. Дети с аутизмом часто учат язык готовыми кусками, а не в виде отдельных слов. Кроме того, повторение слов часто служит коммуникативной цели, например, как синоним положительного ответа «да». Или повторение помогает обработать информацию.
Шелли О’Доннелл: Эхолалия часто присуща ребенку с аутизмом, у которого сложности с использованием спонтанного фразового языка. Эхолалия также может быть фазой в развитии. Работа с логопедом помогает при выработке стратегий для терапии. По мере того, как дети развивают собственные речевые навыки, они могут повторять фразы (например, из мультфильмов) в качестве попытки встроиться в социальное окружение, или же пытаются таким образом задавать вопросы при общении, чтобы сделать коммуникацию более предсказуемой.
Оуэн: Нейротипичные люди поступают так все время, только они перефразируют слова другого человека. Просто прислушайтесь к себе и другим, когда вы общаетесь. Вы повторяете то, что сказали снова и снова, если считаете это важным. Я поступаю также. Еще одна причина – если я не понял, что мне было сказано. Тогда повторение помогает понять значение слов. И еще одна причина – я ассоциирую ситуацию или чувство с каким-то сочетанием слов, и, повторяя их, могу выразить свои чувства.
Почему многие дети с аутизмом… Совсем не говорят
Джим Манчини: Умение говорить или развитие экспрессивных языковых навыков требует понимания и использования символов. Слова, в конечном итоге, это всего лишь символы для предметов, действий и идей. Иногда дети с аутизмом не понимают символы или имеют значительное отставание в развитии этой способности. Дети с трудностями в символьном представлении часто испытывают трудности в понимании языка, а также в использовании других систем коммуникации (языка жестов, карточек PECS). Иногда дети демонстрируют способность понимать язык, но не могут сложить звуки вместе, чтобы получить слова. Это может быть результатом моторного расстройства речи, такого как апраксия.
Шелли О’Доннелл: Очень сложно сказать, почему некоторые дети с аутизмом не могут выразить себя вербально. Если им будут доступны альтернативные способы коммуникации, такие как жесты, картинки, печатание слов или электронные синтезаторы речи, это очень поможет им в социальном развитии.
Оуэн: Не могу ничего объяснить на эту тему, так как я говорю.
Почему некоторые дети с аутизмом… Ходят на пальцах ног
Шелли О’Доннелл: Хождение на пальцах ног может быть приобретенной привычкой (многие малыши ходят на пальцах ног) или может быть связано с трудностями с координацией движений, напряженным ахилессовым сухожилием или с проблемами в сенсорном восприятии. Хождение на пальцах также часто встречается с другими неврологическими расстройствами или нарушениями развития, такими как церебральный паралич.
Эмили Растал: Детям с аутизмом часто присуще стереотипическое моторное поведение, примером которого может быть хождение на пальцах ног. Есть гипотеза, что хождение на пальцах снижает чрезмерную стимуляцию в ногах, которая возникает, когда ребенок становится на всю стопу.
Оуэн: Мне больно ходить без туфель.
Почему многие дети с аутизмом… Делают взмахи руками (руки-крылышки)
Шелли О’Доннелл: У детей с аутизмом есть тенденция к повторяемому моторному поведению (стереотипиям), такому как крупные или мелкие взмахи руками. Это движение кисти и всей руки может сопровождаться другими моторными особенностями, такими как прыжки или кручение головой.
Джим Манчини: Повторяемое моторное поведение – стереотипии — такое как взмахи руками (а также напряжение частей тела, прыжки или «танцы»), часто связано с сильными эмоциями (возбуждением или огорчением). Подобное поведение есть и у маленьких детей, которые в конечном итоге «перерастают» это поведение.
Эмили Растал: Это поведение может быть попыткой самоуспокоения и/или попытками воздействовать на ситуацию, когда ребенок с аутизмом сталкивается с чем-то, что воспринимается как чрезмерно расстраивающее/возбуждающее/беспокоящее/вызывающее скуку.
Оуэн: Это способ выразить эмоцию, разрядиться, когда я возбужден или нервничаю.
Почему многие дети с аутизмом… Любят крутиться и прыгать
Шелли О’Доннелл: Кружения и прыжки – это тоже примеры стереотипий. Когда ребенок кружится или прыгает, он активизирует вестибулярный аппарат. Ребенок может искать вестибулярной стимуляции, чтобы вызвать приятные ощущения и/или испытать приятное возбуждение.
Эмили Растал: Да, говоря другими словами, дети с аутизмом ищут дополнительную сенсорную стимуляцию от окружения (поскольку не получают ее достаточно). Они также могут использовать кружение и прыжки как способ выплеснуть эмоции (когда они напряжены, волнуются или что-то им неприятно). Кружась и прыгая можно почувствовать себя «под контролем» и «уверенным в себе».
Оуэн: Это успокаивает.
Почему многие дети с аутизмом… не могут усидеть спокойно
Шелли О’Доннелл: У ребенка могут быть проблемы с вниманием, или же трудности с сенсорно-моторной сферой.
Эмили Растал: Для аутизма не является редкостью сочетаться с гиперактивностью и неусидчивостью. Людям с аутизмом сложно противиться импульсам и контролировать эмоции.
Оуэн: Это способ выплеснуть эмоцию, так же как и со взмахами руками.
Почему многие дети с аутизмом… фиксируются на каких-то предметах (например, крошечном фото на большой странице в книге или на колесе большой игрушечной машины)
Шелли О’Доннелл: С позиций этапов развития ребенка, маленькие дети смотрят на визуально приятные предметы – такие как вращающиеся объекты (вентиляторы, колеса, вертушки). Фиксация на определенных предметах также может иметь отношение к обработке мозгом визуальных данных – дети с аутизмом часто видят сочетание нескольких объектов вместо единого целого. Часто ребенок с аутизмом не может понять, как можно еще играть с игрушкой, и ограничивается игрой по одному сценарию.
Эмили Растал: У людей с аутизмом мозг часто обдумывает одни и те же вещи снова и снова. Они могут фиксироваться на вещах, которые им интересны, или могут «застрять», когда пытаются закончить задание или игру. Мозг человека с аутизмом менее гибок и, образно говоря, склонен видеть все в черно-белом свете. Сложно быть гибким, когда есть ограниченное количество интересов и способов мыслить о предметах.
Оуэн: Я согласен с ответом Эмили Растал.
Почему многие дети с аутизмом… смотрят в пространство
Шелли О’Доннелл: Некоторые дети даже и не понимают, что они смотрят в пространство – таким путем они могут «отстраняться» от того, что им неприятно, или думать о том, что им интересно. Если это поведение вызывает опасения, родителям стоит проконсультироваться с педиатром.
Эмили Растал: Люди с аутизмом часто очень внимательны к деталям. По этой причине, они могут замечать детали в окружающем их мире, которые ускользают от нейротипичных людей, и могут фиксироваться на этих деталях (часто блокируя из восприятия все остальное, со стороны это выглядит как «взгляд в никуда»).
Оуэн: Первое: когда я представляю себе что-то или о чем-то думаю, я забываю, что смотрю в пространство. Второе: что-то привлекло мое внимание. В общем говоря, я согласен с ответами Эмили Растал и Шелли О’Доннелл.
Почему многие дети с аутизмом… не любят изменений
Эмили Растал: Это особенность того, как функционирует мозг при аутизме – он становится менее гибким. Когда мозг человека с аутизмом концентрируется на чем-то приятном, ему сложно «напрячься», чтобы впустить новые задачи или информацию. Ему нужно время и неоднократные напоминания, чтобы переключиться на что-то новое.
Оуэн: Мне очень неприятно отклоняться от привычного распорядка. Психологически очень комфортно, когда знаешь расписание, и чего ждать в будущем.
Почему многие дети с аутизмом… как будто бы не особенно нуждаются в большом количестве сна
Эксперты: мы не рискуем высказать мнение по этому вопросу.
Оуэн: Это не мой случай.
Об специфических характеристиках сна детей с аутизмом и других особенностях в поведении вы можете прочитать в Продолжении статьи «Как понять проявления аутизма: почему дети с аутизмом так делают – Часть 2»
Надеемся, что приведенные ответы помогут многим родителям лучше понимать поведение своих детей и объяснять его другим людям.
Источник