- 6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
- Особенности физиологического и нейропсихологического развития
- Телесная память травмы
- Вторичная выгода
- Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
- Самонаказание и чувство вины
- Родительские послания
- Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
- Почему ребёнок бьётся головой?
- Причины явления
- Чем могут помочь ребенку родители?
6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
- порезы
- вывихи
- переломы и трещины
- ушибы, синяки
- сотрясения мозга
- сильные ранения
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
- неуклюжесть, неповоротливость
- плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
- недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
- сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
- недостаточность внимания
- двигательная расторможенность
- неспособность прогнозировать последствия своих поступков
- стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Телесная память травмы
Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.
Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?
В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.
В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.
Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.
Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.
Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.
В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».
Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».
Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.
Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.
Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.
- Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
- Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
- Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
- Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
- Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
- Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
- Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.
Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.
Источник
Почему ребёнок бьётся головой?
Ребенок бьется головой об пол, стену, твердые предметы и делает это нарочно? Данное явление, возможно, связано как с банальным баловством, манипулятивным поведением, так и с серьезными проблемами со здоровьем, психоневрологическими нарушениями. Запускать этот процесс нельзя: стоит детально разобраться с причинами ситуации.
Причины явления
- Психическое напряжение, накапливающееся в результате взаимодействия с миром, около 15 % детей снимают посредством причинения себе болевых ощущений. Физическая боль отвлекает от психологической. Чаще к этому склонны мальчики.
Данный тревожный сигнал требует родительского внимания, поскольку это может сигнализировать о неумении малыша справляться с травмирующими переживаниями, делясь с родителями и родственниками, получая у них поддержку, выражая эмоции в плаче. Когда он так не поступает, пришло время задаться вопросом – отчего так сложилось? Возможно, потерян контакт со значимыми взрослыми? Иногда стоит для коррекции отношений в семье прибегнуть к помощи профильного специалиста. - Манипулятивное поведение заключается в получении внимания и жалости к себе вместо наказания за какой-то проступок или нежелательные действия. Также это в понимании многих детей безотказный способ получить желанный предмет, лакомство, подарок, уступку.
Дети во многих семьях привыкают манипулировать взрослыми, и когда его ожидания поддерживаются, данный тип поведения закрепляется. Когда манипуляция применяется постоянно, стоит искать причины в нездоровых отношениях внутри семьи. В этом случае также окажет неоценимую помощь профессиональный детский психолог. - Дисфункция сенсорной интеграции – одна из причин, по которой дети наносят себе удары о твердые предметы. Это тактильная гиперчувствительность, когда у малыша нет при обычных условиях нужных ему ощущений, исходящих от собственного тела. Получить недостающие тактильные ощущения помогает только дисфункциональный способ контакта с миром.
Здесь может прийти на помощь опытный клинический психолог, который умеет работать с этой проблемой: после комплекса занятий можно нормализовать сенсорную сферу малыша. - Потерянный контроль над эмоциями также провоцирует детей наносить себе повреждения. При таких нарушениях аффективной сферы нужна помощь психолога, который скорректирует поведение ребенка и научит его понимать ощущения и чувства. Умение выражать их адекватными, приемлемыми в обществе способами избавит от необходимости биться головой.
- Аутоагрессия (агрессия, направленная на самих себя) – также толкает детей к аномальному поведению. Нужна консультация детского психолога и детского специалиста-психоневролога, а также комплексная работа с семьей, создание безопасных условий для выражения эмоций.
- Потребность в ритме. Совершаемые ритмичные движения могут давать ощущения вестибулярной системе ребенка, контролирующей равновесие. Удары головой могут быть монотонными ритмичными – дети используют такие действия как способ самоуспокоения.
Чем могут помочь ребенку родители?
- Паниковать, предполагая возможные серьезные последствия для здоровья детей, не стоит – крайне редко ребенок, имеющий инстинкт самосохранения, сможет себе нанести удар с такой силой, чтобы травмироваться. Бросаться с испуганным лицом к бьющемуся головой ребенку не стоит. Но необходимо проконтролировать ситуацию и убрать все лишние предметы, которые усугубят положение.
- Стоит по возможности отвлечь детей от деструктивного поведения, предлагая игры, чтение книги, любимую игрушку.
- Если причина заключается в аутоагресии, следует научить ребенка проявлять свои чувства безопасным, приемлемым образом. Дома можно организовать место, где малыш может выместить агрессию на подушке или специальном матрасике, побив их, или разорвать стопку газет: во время физических усилий ребенок рано или поздно устанет и потеряет интерес к своим деструктивным действиям.
Хорошо показала себя методика создания личного «рупора крика». Показав ребенку предмет, с помощью которого он сможет выкричаться в случае необходимости, можно научить его реализовывать свою агрессию безопасным для окружающих и его самого образом. - Также важно научить ребенка проговаривать, формулировать — что именно его разозлило. Далее объяснить ситуацию, предложить помощь в решении проблемы, разделить с ним чувство злости, разочарования, беспомощности. Стоит помочь малышу спокойно справиться с незнакомой ситуацией.
- Дети нередко наследуют форму реакций на мир у взрослых: если в семье принято выражать эмоции бросанием предметов, громким криком, топанием, хлопанием дверьми, не стоит удивляться, что ребенок будет в минуты отчаяния и злости ломать игрушки, биться головой об стенку или пол и т.д. Создайте внутри семьи спокойную обстановку: снижение уровня тревоги и напряженности положительно повлияет на эмоциональный фон ребенка.
Оптимальный вариант — распознать причину таких действий вместе со специалистом (профильным детским психологом) и найти подходящую корректирующую стратегию.
Источник