Если не проверяет слух что это значит

Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.

Как проверяют слух у новорожденных

Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:

  • с наследственными причинам (например, синдром Стиклера, Варденбурга) ;
  • с аномалиями развития органа (например, аплазия Шайбе, Майкла);
  • с гибелью структур мозга при воздействии неблагоприятных факторов (инфекция, интоксикация, гипоксия).

Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.

Читайте также:  Что значит если парень называет глупенькой

Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.

Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.

К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.

Что такое аудиологический скрининг

Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:

  1. Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально — до выписки из роддома.
  2. При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
  3. При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.

К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.

Обследование включает в себя:

  • опрос родителей, уточнение факторов риска развития тугоухости;
  • осмотр малыша;
  • инструментальная диагностика методом отоакустической эмиссии (ОАЭ).

Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.

Отоакустическая эмиссия не регистрируется при сенсоневральной тугоухости со снижением более, чем на 30 дБ, при проводниковых нарушениях. В таком случае говорят об отрицательном результате теста и проводят ОАЭ повторно через 1 -1,5 месяца. Если изменений нет, рекомендовано более полное обследование до трехмесячного возраста ребенка.

Проверка слуха у детей раннего возраста

После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:

  • малыш в возрасте до 3-4 мес. не реагирует на голос матери, резкие и громкие звуки;
  • ребенок в возрасте 3-6 мес. не «гулит», не вздрагивает или замирает от резких звуков, не ищет источник шума;
  • грудничок до 12 мес. перестает произносить отдельные слоги, переходит на жестовое общение;
  • ребенок в возрасте 1-3 лет не реагирует на фразы, которые были произнесены тихим голосом, если не видит говорящего. Может переспрашивать, пристально смотрит в лицо собеседника; сам говорит громко, слова произносит неправильно.

Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.

При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.

Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.

Кречетов Владимир Васильевич

Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX

Источник

Проверка слуха

Центр слухопротезирования «Студия Слуха» предоставляет широкий спектр услуг по современной диагностике заболеваний. Мы используем передовые технологии и новейшее оборудование, гарантирующее высочайшую точность при определении степени и характера снижения слуха. В своей работе мы используем индивидуальный подход, поэтому каждый человек, обратившийся к нам за помощью, может рассчитывать на внимательное отношение и высокий уровень обслуживания со стороны опытных врачей, обладающих высокой квалификацией.

Зачем нужна проверка слуха?

Профессиональная диагностика нарушений слуха позволяет получить объективные данные об истинных причинах возникновения заболеваний органов слуха. Эта процедура является необходимым условием для выявления патологии, помогая подобрать слуховой аппарат на основе полученной информации. Сразу после проверки врач предложит на выбор несколько устройств, соответствующих отклонениям слухового восприятия.

Как проверяют слух?

На сегодняшний день существует несколько основных способов проверить слух:

  • проверка шепотом и громкой речью,
  • тональная аудиометрия,
  • осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки,
  • диагностика слуха камертонами.

Каждый вышеперечисленный метод обследования имеет свои отличительные особенности. Остановимся более подробно на этих способах диагностики, рассказав обо всех преимуществах и недостатках, которые могут иметь значение для человека, решившего приобрести слуховые аппараты.

Проверка слуха с помощью шепота и громкой речи

Во время этой абсолютно безболезненной процедуры отоларинголог находится на небольшом удалении от пациента. Проверяющий произносит определенные фразы, позволяющие выявить порог слышимости. Если испытуемый не может повторить слова, то расстояние постепенно сокращается. При этом учитывается, учитывается не только громкость речи врача, но и чувствительность пациента к определенным группам звуков. Такой тип исследований является самым распространенным в медицинских клиниках нашей страны. Связано это с тем, что он занимает мало времени, не требует применения дорогостоящих инструментов и может проводиться в обычном врачебном кабинете. К сожалению, данный метод имеет существенный минус, который заключается в высокой степени погрешности при оценке качества работы всего слухового тракта.

Тональная аудиометрия

Тональная аудиометрия не имеет противопоказаний и каких-то побочных явлений. Эта процедура дает возможность установить, насколько пациент различает звуки низких и высоких частот.

В ходе проведения тональной аудиометрии врач проверяет два параметра:

  • воздушную проводимость,
  • костную проводимость.

Для исследования воздушной проводимости применяются наушники, через которые передаются сигналы различной частоты и громкости. Изучение костной проводимости осуществляется при помощи специального приспособления, установленного за ухом пациента. На него подаются звуковые вибрации, позволяя обнаружить все возможные патологии внутреннего уха. Полученные данные сохраняются в виде графика, показывающего выявленные пороги слышимости для быстрого подбора лучшей модели слухового аппарата.

К достоинствам этого метода можно отнести:

  • высокую степень объективности данных,
  • минимальное время на получение результата,
  • доступную стоимость.

Отоскопия (осмотр)

Осмотр слухового прохода и барабанной перепонки проводится с использованием специального оборудования. Сначала изучается состояние ушной раковины и вход в наружный слуховой проход при помощи света, отраженного от рефлектора. После этого, убедившись в отсутствии инородных тел и видимых повреждений, врач вращательными движениями вводит ушную воронку. Она необходима для того, чтобы тщательно проверить состояние барабанной перепонки. Для более углубленного исследования в некоторых случаях применяется операционный микроскоп.

Проверка слуха камертонами

Диагностировать слух таким способом достаточно сложно. Для этого к уху пациента прикладывают камертоны, измеряя количество секунд, в течение которых больной (нужно заменить слово больной) воспринимает звучание. На это уходит много времени, поэтому данный способ считается неоправданно трудоемким и не слишком эффективным. Он не получил широкого распространения.

Как подготовить себя к проверке слуха?

Перед посещением врача не требуется специальная подготовка. Достаточно тщательно промыть слуховые каналы и при необходимости удалить серу. Процедуры не приносят каких-либо болевых ощущений слуховому тракту.

Проверка слуха у детей

Стоит отдельно отметить, что наши специалисты проверяют слух не только взрослых, но и детей. Благодаря этому можно своевременно узнать о проблеме, тем быстрее сможем помочь малышу стать полноценным членом общества. Чтобы записаться на прием к отоларингологу, задать все интересующие вопросы или получить дополнительную информацию, достаточно позвонить нашим специалистам по телефону +7(495) 221-64-41.

* услуги по аудиометрии, а также по подбору и настройке слуховых аппаратов оказываются в центрах слухопротезирования, имеющих лицензию.

Источник

Слышит или не слышит? Типичные ошибки родителей при самостоятельном тестировании детей на слух

Настройка процессоров кохлеарных имплантов или слуховых аппаратов – важный фактор для успешного слухоречевого развития детей с нарушениями слуха. Однако очень многие родители относятся к нему не просто серьезно, а, как говорят специалисты, гиперчувствительно. Это проявляется в частых проверках слуха ребенка, которые папы и мамы проводят самостоятельно. Заниматься с детьми, безусловно, нужно. Не лишним является и периодическое тестирование, однако родителям стоит знать о том, как это делать правильно. О грамотном подходе к проверке слуха ребенка в домашних условиях рассказывают специалисты Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со»: исполнительный директор, речевой терапевт Анна Рябчикова и сурдопедагог Оксана Чухланцева.


Анна Рябчикова: Вначале небольшое уточнение. Принцип работы слухового аппарата – усиливать звук, а кохлеарный имплант обеспечивает электрическую стимуляцию органов слуха. Это разные процессы. Кохлеарноимплантируемый ребенок получает слух сразу, а ребенок со слуховыми аппаратами тренирует слух путем получаемого опыта ношения аппаратов. Поэтому детям со слуховыми аппаратами необходимо проверять настройки один раз в полгода, и перед этим обязательно делать свежую аудиограмму и игровую аудиометрию. Их родителям нужно следить не за качеством настройки, а за тем, чтобы у ребенка не снижался слух. И если это по каким-то причинам произошло, нужно незамедлительно обратиться к аудиологу и поднастроить слуховые аппараты, чтобы малышу было не только комфортно, но и не случилось потери времени. Потому что если настройки делались, например, на вторую степень тугоухости, а спустя некоторое время у ребенка произошло снижение до третьей или четвертой степени, то слуховые аппараты будут работать непродуктивно. Соответственно, юному пользователю будет сложно слышать, а значит, общаться, учиться и развиваться. Несвоевременная настройка – это шаг назад в достигнутых успехах в слухоречевой реабилитации.

Оксана Чухланцева: Что касается кохлеарноимплантируемых детей, то в первый год после подключения звукового процессора настройки и консультации сурдолога проводятся один раз в три месяца. Второй год – раз в шесть месяцев и далее – один раз в год. Безусловно, эти сроки можно немного сдвигать. Подчеркну, что настройка – это очень важный процесс, к которому нужно относиться серьезно. Папы и мамы должны быть очень внимательными, бдительными, чтоб вовремя заметить тревожные сигналы и обратиться за консультацией к аудиологу.

А как проявляется родительская гиперчувствительность?

Анна Рябчикова: Есть беспокойные родители, которые чуть ли не ежедневно проверяют, слышит ребенок или нет. Особенно часто это проявляется у родителей кохлеарноимплантированных малышей. Таких пап и мам мы условно называем гиперчувствительными к вопросу качества настройки. Тестирование они проводят интуитивно, не зная и не понимая многих нюансов, а затем делают неправильные выводы и устремляются на внеплановый прием к аудиологу.

Расскажу о наиболее частых ошибках.

Первая и самая популярная – окликнуть малыша по имени и, если он не реагирует, решить, что ребенок не слышит. Реакция на имя – абсолютно не показатель ни качества настройки, ни слухового восприятия как в данный момент, так и в целом. Во время оклика ребенок может быть чем-то сильно увлечен, у него нет настроения или даже желания поворачиваться на зов.

Оксана Чухланцева: Еще родители очень любят проверять детей, гремя у них за спиной различными предметами, например кастрюлей с крышкой. От неожиданного и резкого грохота малыш может вздрогнуть, заморгать. И тут же следует заключение, что звуковой процессор плохо настроен, и ребенок испытывает дискомфорт. Конечно, такой тест не может достоверно выявить столь серьезную проблему – завышенную громкость процессора. Ведь испугаться и вздрогнуть от неожиданности при громком и резком звуке может и слышащий человек. Дети с нарушенным слухом точно так же реагируют на подобные сигналы. Но это не значит, что у них плохо настроены звуковые процессоры или слуховые аппараты, и они испытывают дискомфорт. Об этой проблеме можно судить только по многократной реакции малыша на громкие, но не неожиданные и не резкие звуки. Если ребенок, например, при ударе барабана каждый раз пугается, моргает или даже скидывает процессор, это действительно может указывать на дискомфорт. Во всех остальных случаях волнение родителей излишне.

Анна Рябчикова: Тестируют не только с помощью громких, но и супертихих звуков. Взрослые, находясь от малыша на приличном расстоянии, шепчут ему какие-то слова. Такую проверку считаем неадекватной по многим причинам. Во-первых, часто она проводится в довольно шумной обстановке, где присутствует много посторонних звуков (например, работает телевизор, кто-то шуршит газетой, с улицы доносится рев проезжающих машин). Во-вторых, малыш не сосредоточен, он занимается своими делами и не знает, что в данный момент его проверяют. В Центре «Тоша» мы, конечно, проводим подобное тестирование. При этом ребенок осознает, что происходит, а специалист знает, какие звуки можно давать этому малышу, какой диапазон он воспринимает. Отмечу, что шепот – это достаточно высокий уровень слухового восприятия, такой тест можно проводить только детям, у которых практически полностью сформирована речь. А неопытные папы и мамы шепчут слова своим чадам, которых подключили чуть ли не месяц назад. После чего приходят к аудиологу и сетуют, что их ребенок не слышит, тогда как он просто не умеет еще отличать речевые звуки от неречевых.

Оксана Чухланцева: Также нередко беспокойство родителей вызывает то, что ребенок может переспрашивать. В большинстве случаев это не является показателем для коррекции настройки. Когда нам поступают подобные жалобы, мы уточняем: в какие моменты малыш переспрашивает. Если он это делает только на улице, а в спокойной домашней обстановке нет, то причина кроется в посторонних шумах, рассеянном внимании, более интересных вещах, которые его окружают. Если переспрашивает или повторяет каждую обращенную к нему фразу – это значит, что есть сопутствующее речевое нарушение, называемое эхолалия. Его исправлением занимаются психологи, дефектологи, логопеды. Консультация аудиолога необходима тогда, когда ребенок с хорошим уровнем речи вдруг резко начал переспрашивать. Возможно, ухудшилась разборчивость, и причина действительно может быть в настройке. В остальных случаях чаще всего корректировка не требуется.

Как все-таки родитель может проверить, хорошо ли ребенок слышит?

Анна Рябчикова: Основной метод – это условно-двигательная реакция, выполнение определенных действий на поступающий сигнал. Это может быть бросание мячей в корзинку, шариков в банку и тому подобное. Главное, нужно донести до ребенка правило: слышишь – выполни действие. В нашем Центре «Тоша» это упражнение мы отрабатываем на первоначальном этапе слухоречевой реабилитации и, конечно, учим этому приему родителей. Начинаем с бытовых звучаний, в частности, музыкальных инструментов – это удобно и показательно. Низкие частоты – барабан, средние частоты – колокольчик или клаксон, далее можно брать более тихие высокие частоты – маракасы. То есть первым идет барабан, а если все получается у ребенка, то двигаемся дальше. При этом увеличиваем расстояние между инструментом и слушающим его малышом. По такому методу можно и нужно судить о качестве настройки, в том числе в домашних условиях. И только после того, как есть реакция ребенка на бытовые звучания, и он их хорошо освоил, можно попробовать провести тестирование на речевых звуках.

Оксана Чухланцева: Проводить занятия по методу условно-двигательной реакции на начальном этапе нужно слухозрительно. То есть ребенок должен видеть барабан и то, что по нему стучат, и слушать его. Послушал – положил шарик в баночку. Обязательно меняйтесь с малышом ролями, чтобы он умел не только выполнять, но и давать подобное задание взрослому. После того, как ребенок усвоит это упражнение, барабан можно спрятать и попытаться выполнить упражнение на слух. Если не получается, нужно вернуться на исходную позицию и проработать с помощью и зрения, и слуха. Как уже говорилось, после барабана нужно постепенно использовать другие музыкальные инструменты, с более высокими частотами. И только когда малыш начнет уверенно реагировать на сигналы инструментов, можно переходить к упражнениям на речевые звуки. Это очень важно, так как дети не могут сразу усвоить речь.

С чего нужно начинать освоение речи?

Анна Рябчикова: Так же, как и в случае с музыкальными инструментами – с низкочастотных звуков, таких как «м», «н», «б». Далее переходим к средним – «п», «т», «к» и затем к высоким – «ц», «с», «ф».

Нередко бывает, что ребенок путает звуки в речи, а родители считают, что это происходит из-за того, что он плохо слышит, а значит, ему срочно нужна настройка. Это, конечно, не всегда так. Если малыш вместо «шапка» говорит «фапка», нужно в первую очередь понять, различает ли он звуки «ш» и «ф» на слух. Выясняем это опять же с помощью метода условно-двигательной реакции. Даем малышу два ведерка, в одно он должен кидать шарик, когда услышит звук «ф», в другой – «ш». Сначала называем только звуки, потом слоги с ними, затем слова. Если ребенок правильно распределяет шарики, значит, он различает эти звуки. Но при этом в своей речи он все равно допускает ошибки, говорит «фифка» вместо «шишка» и так далее. Проблема не в звуковом процессоре и не в слуховых аппаратах, а в том, что у ребенка не сформировано именно произношение этих звуков. Возможно, это нарушения артикуляции или он просто не умеет их говорить, не научился. В таком случае идти нужно не к аудиологу, а, как и в случае со слышащим малышом – к логопеду.

Подведем итоги и выделим самые важные моменты, которые должны знать родители:

  1. Проводить самостоятельное тестирование на слух нужно не чаще одного раза в месяц.
  2. Отсутствие реакции ребенка на свое имя, произнесенное не на занятиях, не является показателем плохого слуха и необходимости настройки.
  3. Перед тестированием слуха родитель обязательно должен предупредить ребенка о том, что у них занятие, и он сейчас будет слушать разные звуки.
  4. Проверять, испытывает ли ребенок дискомфорт при громких звуках, следует так, чтобы малыш видел предмет. Если каждый раз при резком сигнале ребенок пугается, закрывает уши, плачет, моргает, срывает речевой процессор, это свидетельствует о дискомфорте. В таком случае для его устранения нужно обратиться к аудиологу.

Источник

Оцените статью