Если нарушена речь что это значит

Содержание
  1. Афазия. Почему человек больше не может говорить?
  2. Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
  3. Симптомы и типы афазии
  4. Наиболее распространенные причины афазии: афазия – симптом инсульта, опухоли или травмы мозга
  5. Сложности диагностики: чем афазия отличается от дизартрии
  6. Что делать при афазии?
  7. Что будет делать доктор, если у пациента диагностирована афазия?
  8. Нарушение речи у взрослых
  9. Изменение темпа
  10. Заикание или логоневроз
  11. Афазия
  12. Дефекты речи. Задержка речевого развития.
  13. Что такое дефект речи?
  14. Причины задержки речевого развития или дефекта речи.
  15. Что такое задержка речевого развития?
  16. Виды речевых дефектов:
  17. Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?
  18. Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:
  19. Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?
  20. Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:
  21. Профилактика задержки речевого развития
  22. Истории болезни

Афазия. Почему человек больше не может говорить?

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/02/afazija-1-900×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/02/afazija-1.jpg» title=»Афазия. Почему человек больше не может говорить?»>

Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор

  • Запись опубликована: 01.02.2020
  • Время чтения: 1 mins read

Афазия означает неспособность пациента говорить. Это условие обычно относится к ситуации, когда пациент раньше говорил, разговаривал правильно, был в состоянии выразить свои мысли и понять, что ему говорили другие.

Обычно афазия возникает внезапно. Пациент не может выразиться сам (моторная афазия) или не понимает, что ему говорят другие (сенсорная афазия). Может также возникнуть смешанная (моторно-сенсорная ) афазия, то есть пациент не способен понимать речь и говорить. На практике этот тип афазии встречается чаще всего.

Симптомы и типы афазии

Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, всегда располагаются в так называемом доминантном полушарии головного мозга, которое отвечает за движения доминирующей руки у человека (в 9/10 случаев правши). Поскольку нервные пути пересекают полушария головного мозгау правшей доминирует левое полушарие, у левшей (10%) – правое полушарие.

  • Моторная афазия . При моторной афазии пациент (обычно внезапно) чувствует, что не может ничего сказать. Чаще всего он понимает, какие мысли хочет выразить, но издает нечленораздельные звуки или отдельные слова, которые не образуют логическое целое. Иногда больной заменяет пропущенные слова другими, делает грамматические ошибки, не строит предложения или повторяет слова. Отсутствует беглая речь (частичная двигательная афазия).
  • Сенсорная афазия . При сенсорной афазии пациент не понимает произносимых вопросов, команд, предложений и слов. В легкой форме (частичная сенсорная афазия), даже если он сохраняет способность говорить, он не понимает, что ему говорят другие.
  • Частичная афазия. Частичная афазия иногда называется дисфазией. Слова происходят из греческого языка: префикс «а-» означает отмену или отсутствие действия или объекта (например, афазия – это отсутствие речи). Приставка «дис-» предполагает частичное отсутствие активности или предмета, расстройство или повреждение (дисфазия – расстройство речи).
Читайте также:  Что значит пудровые губы

Типы афазии

Наиболее распространенные причины афазии: афазия – симптом инсульта, опухоли или травмы мозга

Афазия, как правило, является опасным симптомом, свидетельствующим о заболевании. Афазии не бывает у здоровых людей. Это следствие повреждения или ишемии коры головного мозга, ответственной за речь (моторная афазия) или понимания речи (сенсорная афазия). Поскольку они находятся в мозге рядом, часто возникает смешанная афазия.

Наиболее распространенная причина афазии – инсульт. Состояние наступает в результате инсульта, ишемии и повреждения самой коры (включая речевые центры), а также путей, ведущих команды от коры к периферии (двигательные волокна) и поставляющих сенсорные стимулы с периферии (чувствительные волокна).

Редкими причинами афазии являются опухоли, травмы головного мозга, локальное воспаление, атеросклероз мозговых артерий – тогда афазия может развиваться постепенно.

Сложности диагностики: чем афазия отличается от дизартрии

Афазию следует отличать от дизартрии, которая включает в себя нарушение речевого аппарата, особенно осознанных языковых движений. В изолированной дизартрии пациент хорошо знает, что он хочет сказать, он также понимает, что говорят другие, но он не может говорить, потому что язык, небо и надгортанник не работают.

Причины дизартрии – повреждение (сосудистые изменения, атеросклероз, дегенерация) ствола головного мозга, где расположены центры соответствующих черепных нервов, управляющих речевым аппаратом, и повреждение нервов или мышц, участвующих в речевом процессе.

Одним словом – афазия – это расстройство центров принятия решений (кора головного мозга), а дизартрия – нарушения в исполнительном отделе (периферические нервы, мышцы).

Что делать при афазии?

В случае афазии, нужно обратить пристальное внимание на состояние больного. Симптом указывает на серьезное нарушение у пациента и потенциальную угрозу для жизни. Больной нуждается в срочной медицинской помощи.

Что будет делать доктор, если у пациента диагностирована афазия?

Сначала врач проверит, существует ли непосредственная угроза жизни, включая оценку состояния сознания пациента. Он проверит, является ли афазия единственным симптомом или сопровождается она другими симптомами, например, признаком гемиплегии.

Пока неясно, насколько серьезным является состояние пациента, врач будет одновременно собирать семейный анамнез, проводить или назначать обследования, например, компьютерную томографию головы, и задавать вопросы пациенту (если это позволяет его состояние), пытаясь определить наличие и характер афазии.

Например, врач спросит пациента о его имени, фамилии и возрасте – обычно доктор быстро поймет, насколько глубоки нарушения сознания, понимает ли пациент вопрос (сенсорная афазия), Знает ли он ответ и пытается ли он ответить на него, но не может сформулировать ответы (моторная афазия).

По результатам обследования проводится лечение основного заболевания, симптомом которого была афазия.

Источник

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация — 4 000
  • Повторная консультация — 2 500

Записаться на прием

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Источник

Дефекты речи. Задержка речевого развития.

Что такое дефект речи?

Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.

Причины задержки речевого развития или дефекта речи.

В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.

К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.

Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка.

Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как

Виды речевых дефектов:

  • Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
  • Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  • Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  • Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  • Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  • Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  • Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.

Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?

Взрослые часто пытаются игнорировать проблему боясь даже подумать, что их ребенок, какой-то не такой, как другие дети или переложить свою ответственность на советы других людей, а ведь многим из них нет дела до Ваших проблем, а больше половины с ними и не сталкивались. Очень часто молодые родители слушают советы друзей — знакомых, которые на отмашку могут сказать: «Ничего страшного, ребенок сам заговорит, дайте ему время».

И когда время проходит, а ребенок продолжает с трудом говорить, эти советчики обычно растворяются в воздухе и оставляют Вас с Вашей проблемой один на один.

Ребенок должен начать говорить в 1,5 – 2 года отдельные слова и даже возможно пытаться строить предложения. Если к 3 годам ребенок не начнет строить фразы, а его словарный запас будет состоять из пары десятков слов, то в этом случае стоит уже бить тревогу и обращаться к грамотному специалисту, мы рекомендуем показать ребенка врачу остеопату и логопеду.

Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:

Ждать до 3 лет или дольше надеясь, что проблема пройдет без лишних вмешательств со стороны врачей, далее, когда видят, что время идет, а проблема остается, они идут к педиатру, педиатр направляет их к неврологу, невролог берет под наблюдение и направляет к логопеду, а время идет…. И уже ребенку примерно 3,5 – 4 года, когда родители видят, что результатов особых нет в лечении и речевое развитие ребенка не прогрессирует, вот тут и происходит обращение к врачу остеопату уже на довольно запущенной стадии, ведь как мы понимаем, в раннем возрасте проще исправить задержки речевого развития, чем в более позднем. Остеопат в свою очередь снимает напряжения и разблокирует нервы, чтобы ребенок смог нормально начать говорить.

По нашим наблюдениям процент успешного лечения ЗРР это совокупность действия всех специалистов единовременно.

Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?

Рождается ребенок и постепенно начинается развитие его двигательных навыков. Вот он перевернулся, пополз, сел. Все это происходит за счет постепенного развития отдельных участков головного мозга. Так же и с речью. Участок, отвечающий за развитие речи, находится на границе лобной и височной косточек. При нарушении подвижности этих костей, этот участок, испытывает дискомфорт, он сжат, он плохо развивается, как следствие ребенок отстает от своих сверстников в речевом развитии. Остеопат в этом случае, работая с этими косточками, восстанавливает хорошую подвижность и соответственно создает комфортные условия для развития речевых зон.
Логопеды в процессе своей работы часто применяют массаж, упражнения для формирования правильной речи у малышей, если от этого результат не достаточен, то скорее всего тут присутствуют проблемы остеопатические, связанные с затылочной костью. Проблемы так же могут быть следствием родовых повреждений, и травм полученных в быту. Это проблемы с 12 (подъязычным нервом) и 9 парами (языкоглоточным нервом), они отвечают за иннервацию структур таких как язык, глотка, гортань. Наш врач, используя уникальный набор остеопатических техник может освободить данные структуры, тем самым упростить и ускорить работу логопеда.

Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:

  • Часто ребенку проще ткнуть на предмет и показать, что он хочет нежели сказать, и взрослые должны вовремя заметить это и начать делать следующие упражнения для развития своего малыша. Например, сделайте вид, что не понимаете, что хочет Ваш малыш и старайтесь, чтобы, он произнес это вслух. Первое время ребенок может проявлять характер и начать истерику, плакать, кричать, но родителям в данном случае нужно проявить спокойствие и заставить ребенка говорить, какою игрушку, например, он хочет, а не просто показывать на нее пальцем.
  • Занимайтесь со своим ребенком перед зеркалом. Сядьте рядом с ребенком перед зеркалом и начните с простой улыбки в виде заборчика и смотрите, чтобы ребенок за Вами повторял. Играйте с языком, делайте простые движения вверх – вниз, вправо- влево. Сделайте упражнения с губами сомкните, подожмите их и втягивайте сначала по очереди, а потом одновременно. Спросите ребенка, как цокает лошадка или как мычит коровка.
  • Делайте дыхательные упражнения. Дуйте на воду, свечку, листочек, перышко, комочек бумажки маленький слепите или легкий шарик найдите и на столе сделайте воображаемые ворота и пусть ребенок загоняет туда этот комочек или шарик. Еще можно на блюдечко налить водички и положить перышко и пусть ребенок дует на него.
  • Развивайте внимание у ребенка. Положите перед ребенком игрушки и предметы, чтобы он их запомнил, а потом уберите один и спросите у ребенка, какой игрушки тут не хватает.
  • Делайте задания на координацию. Ходите по ленточке, ходите на пяточках, на носочках, старайтесь удержать равновесие, наклоны и приседания, например, за игрушками.

Все эти упражнения простые и, казалось бы, ничего сложного в них нет, но при постоянном воздействие и проработке в комплексе они оказывают колоссальное воздействие на центры головного мозга ответственные за двигательные и речевые навыки ребенка.

Профилактика задержки речевого развития

Мы рекомендуем в случае тяжелых родов или наличие травм у малыша, показать его врачу остеопату, чтобы избежать в дальнейшем проблем с развитием речи, для Вас это не займет много времени, а жизнь Вашему малышу в дальнейшем сделает более комфортной. Обычно хватает несколько сеансов для коррекции задержки речевого развития, а результат можно уже увидеть через 1,5 – 2 недели.

Истории болезни

Мальчик Костя 3 года – не мог составлять предложения. Глаголы отсутствовали. Наблюдалось небольшое заикание. Получалась бессвязная речь. Занятия с логопедом улучшали состояние речи Кости, но каких-то прорывов значительных родители не наблюдали. В конечном итоге, решено было Костю показать врачу- остеопату.

Результат: Костя за 2 месяца посещения остеопата, смог научиться говорить без запинок, строить предложения и догнал своих сверстников в речевом развитии. Дополнительно у Кости появилась концентрация внимания и была снижена психоэмоциональная напряженность. В данном случае успех был достигнут за счет совместного посещения остеопата и логопеда одновременно.

Сейчас Косте уже 4 года, и он не испытывает никаких проблем в общении со своими сверстниками. Проблемы с дефектами речевого развития остались в прошлом.

Мальчик Сережа 4,2 года — У Сережи была родовая травма и мальчик отставал в развитие от своих сверстников. К сожалению, в данном случае, родители и врачи, наблюдавшие Сережу, упустили много времени, прежде чем обратиться к врачу-остеопату. Сережа в свои 4,2 года не мог строить предложения, говорить четко слова, в основном у Сережи получалось больше мычать и показывать пальцем на те вещи, которые он хочет. Занятия с логопедом не приносили успехов, врачи просто оставляли ситуацию под наблюдением.

Результат: в связи с запущенным состоянием, Сережи, потребовалось больше времени, чтобы ребенок стал нормально говорить. Период его реабилитации проходил в течении 5-6 месяцев. Были все усилия направлены на восстановление речевых дефектов у Сережи. В данном случае, удалось добиться 95% восстановления речевых дефектов. Спустя полгода Сережа смог нормально общаться с родителями и сверстниками.

Источник

Оцените статью