Если крикнет рать святая: Если крикнет рать святая: .
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою»
В этом столетии России сильно не повезло: более семи десятилетий страной правили вурдалаки, преступники, партийные глупцы-неучи. Народ русский, если и успел пожить, то только до 1914 года при царе, остальное время были войны и геноцид. Остается поражаться, как он до сих пор сохранил себя и не потерял присущего ему оптимизма. Затяжное правление красных не осталось без следа, маньяк Ульянов, уничтожив интеллигенцию, которую нация выкристаллизовывала триста лет, обрек русский народ на духовную пустоту, бескультурье, преступность. Каждый последующий партийный царь, сменяющий предыдущего, обгаживал его, рождая сомнения и неуверенность в завтрашнем дне. Трудно предсказывать будущее Державы, но можно предположить, легким оно не будет, Россия, не прогнозируемая страна. Очень мало в настоящем Правительстве профессионалов, практически так же полностью отсутствует интеллигенция, коррумпирована определенная часть силовых структур, происходит их срастание с мафией.
Но будущее любой страны – ее подрастающее поколение. Правда, за последние полтора десятка лет образовался вакуум в воспитании, в работе с молодежью. Нет ясных ориентиров, куда идти и зачем, нет положительных лидеров, за кем идти. Безработица, отсутствие элементарных социальных благ, насаждение западного и американского образа жизни могут привести к тому, что молодняк стройными рядами чуть ли не от груди матери продефилирует прямо в тюрьму, а там только и ждут такого пополнения. Со многими уже привитыми молодняку привычками, такими, как инертность, трусость, день, зависть, жадность, жестокость и полное отсутствие патриотизма общество подчас просто не знает, как бороться.
Но не опускать, же руки! Уже прямо сейчас Правительству, интеллигенции надо думать о поднятии престижа Державы и русской нации. Хватит заигрывать с малочисленными народностями. Они уже неоднократно доказали, как они нас любят, хотя только благодаря титаническому труду, терпению и коммуникабельности русского народа многие национальные меньшинства живут лучше своего старшего брата, а это социальная несправедливость. Это наша страна, это нам решать, какую национальную политику нам проводить, мы должны забыть о тех, кто не с нами. Это мы – самый большой, сильный и талантливый народ на территории бывшего Союза. По сводкам западной прессы 74% Мировых изобретений – это Россия и выходцы из нее. Мы ни в коем случае не должны позволить влиять на умы русской молодежи националистам в странах СНГ. Мы должны сделать все возможное, чтобы русские, живущие в бывших странах Союза, тянулись к нам.
Культура нашей необъятной Родины богата древнейшими самобытными традициями и надо как можно больше о них рассказывать и показывать, не уставал объяснять, что такое хорошо, и что такое плохо. Убрать с экранов телевизоров и кинотеатров фильмы о насилии, проституции, ужасах, они травмируют психику подрастающего поколения. Трудно даже подсчитать тот вред, который нанесла молодняку, а значит державе, вся эта визжащая, орущая, патлатая серая масса, называемая музыкальными группами, по многу часов занимая экраны ТВ. Наряду с духовными усилиями, неустанно пробовать влиять на молодежь через физкультуру и спорт. У ВФРБ и ТК есть большой опыт привлечения юношей и девушек в свои ряды. Нужно только Государству и правительству конкретными мерами поддержать эти уже даже не идеи, а дела, передан ряд спортивных сооружений в руки спортивных федераций. В 1996 г. Касьянов Т.Р. с молодыми инструкторами рукопашного боя проехали на машинах 53 тыс. км, встречаясь с главами администраций областей, мэрами городов, объясняя им спортивную политику Федерации, устраивая показательные выступления и популяризируя наш русский национальный вид спорта. География областных подразделений ВФРБ и ТК обширна, и в тех районах России, где местные администрации идут на сотрудничество с Федерацией, преступность среди молодежи значительно ниже. Все вышеназванное можно рассматривать и как прогнозы и как осуществимые мечты. Подобная политика не может не дать положительных результатов, только не надо бояться трудностей. Будет жива Россия, будем живы и мы!
Источник
Если крикнет рать святая что значит рать
Дмитрий, глубоко копнули. Хотя все же может не стоит выдавать за абсолютную истину то, что нам таковым показалось? Каким бы «чужим», каким бы противоречивым и хулиганистым ни был Есенин, может все же возможно дать ему один шанс «из миллиона». Предположить, что все же любил он свою Россию:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу
Все люди противоречивы, откровенно говоря. а тем более мы — русские Что уж про творческих личностей говорить: то нас НИКТО не понимает, то мы готовы последнее с себя снять и отдать первому встречному, расстрогавшись от жалостливого вида голодной дворняги.
Так же и во всем, что мы наблюдаем/читаем/слышим/чувствуем — во всем первичен наш личный опыт и вера в то, во что мы хотим верить. Потому для меня в этом отрывке из стихотворения больше чего-то более духовного, чем сухое определение «патриотизм»:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Источник
Сергей Есенин — Гой ты, Русь, моя родная: Стих
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни. Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.
Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.
Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости. Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры. Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).
Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.
Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).
Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни. Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными. Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.
Источник
Кошечкин С.: Весенней гулкой ранью. (Этюды-раздумья о Сергее Есенине)
«Если крикнет рать святая. «
«ЕСЛИ КРИКНЕТ РАТЬ СВЯТАЯ. «
1
Книга обычного формата. Серый корешок переплета, светло-зеленая обложка. На ней внизу — белыми буквами: «Есенин». В центре, на белом же фоне, неровным почерком — несколько слов:
«Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его как человека, любящего Россию-мать.
Гагарин, 19.04.61 г.»
Первый космонавт мира сделал эту надпись спустя несколько дней после своего беспримерного полета в просторах Вселенной. Есенин был его любимым поэтом. И в короткой надписи на книге он, Юрий Гагарин, сказал о самой сути есенинских стихов, об их живой душе.
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия. Какое хорошее слово. и «роса», и «сила», и «синее» что-то. «
Это им сказано: «Нет поэта без родины». Ею он жил. Для нее берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было его любимой рифмой.
Однажды, выйдя за порог родительской избы,’ он впервые увидел ее — землю оттич и дедич, и у него радостно защемило сердце.
Когда это произошло, в какое время года, кто ответит? Но мне кажется, это должно было случиться весной, когда «льется по равнинам березовое молоко» и «дымком отдает росяница на яблонях белых в саду». Весной, когда незатейливая русская природа обретает неповторимую красоту, когда в отдохнувшей земле прокладывается первая борозда и — если смотреть вдаль — «не видать конца и края, только синь сосет глаза».
В его сердце Россия входила таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи, шепотом сосняка. Входила запахом дегтя от тележных колес, посвистом кос на лугу да еще песней — то громкой и неуемной, то тихой и задумчивой, — песней, вобравшей в себя людские радости и людские печали. Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она — свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и его поэзию в целом. Это не просто чувство — это его философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу. Компас, по которому он сверял каждый свой шаг. Ключ от входной двери в мир его поэзии.
И это чувство родины как основное начало в поэтическом мироощущении Есенина наглядно проявилось в его ранних стихах, составивших первый сборник поэта — «Радуница». В петроградских книжных магазинах он появился в начале 1916 года. Книжку нового автора заметили, несколько журналов откликнулось на ее выход доброжелательными рецензиями. «Сергей Есенин очень молод, — говорилось в одной из них, — и на всем его сборнике лежит прежде всего печать юной непосредственности. » Далее отмечалось, что песни Есенина взяты «прямо от пашни, от нивы, от сенокоса», что в них ярко зарисована жизнь деревни с ее буднями и праздниками, что стихи музыкальны и красочны. «У Сергея Есенина есть, несомненно, будущее», — писал критик и выражал веру в «самые светлые достижения непочатых, неиссякаемых сил нашего народа».
В «Радуницу» входишь как в крестьянскую избу, которая вырастает до размеров села, потом — страны, полевой Руси.
Мир раннего Есенина.
В хате: мать возится с ухватами, старый кот крадется к махотке с парным молоком, «в печке нитки попелиц».
На дворе: «квохчут куры беспокойные», петухи запевают обедню, ползают кудлатые щенки, «черемуха машет рукавом».
Под окном: ходят с ливенкой рекрута, выпивают квасу калики, «балякают старухи».
У околицы: старый дед «чистит вытоптанный ток», девушка поит коней «из горстей в поводу», пляшут парни весело.
А там, в поле, в лугах, на просторе: «полыхают зори, курятся туманы», «никнут шелковые травы», «зелень в цвету и росе», ковыляют странники, тянется обоз, скачет бешеная тройка.
И весь этот живой мир — в половодье красок разных цветов и оттенков. Вот они переливаются перед глазами: и синий платок на плечах крестьянки, и русые кудри парней, и солнечный зайчик в рыжеватой бороде деда, и багряный занавес над окошком, и красный костер на озере.
Краскам сопутствуют звуки: скребется мышь и гудит веселый пляс, плачет иволга и голосят невестки, слышен хрип торговок и ржание табуна. Звенит девичий смех, звенят костыли богомолок, «звонно чахнут тополя», «вызванивают в четки ивы — кроткие монашки».
«ароматней медуницы пахнет жней веселых пот», в дубраве «пахнет смолистой сосной», в хате — рыхлыми драче-нами, от колес — суховатой липой; «горек запах черной гари».
И как праздник красок, звуков, запахов — деревенский базар. Здесь уже все смешалось, закружилось, зашумело. Балаганы, пни, колья, карусельный пересвист, дробь копыт, бабий крик, зеленая шаль, солнца струганые дранки, песня о Стеньке Разине — размах необъятный, веселье безграничное. Когда-то, еще в конце прошлого века, Иван Бунин писал о тех, кто «стыдится матери родной»:
Есенин знает, что его Русь не только «приволь зеленых лех», не только «скирды солнца в водах лонных» и «на лугах веселый пляс», но это и «горевал полоса», «сенокос некошеный», забоченившиеся избы, «скорбью вытерзанный люд», край забытый, край-пустырь.
Не одна радость — его сердцу знакома и «плакучая дума». Не один «ал наряд» Руси он видит. И другое замечает его взгляд: «пригорюнились девушки-ели», «виснет тень, как платок, за сосной», «роща синим мраком кроет голытьбу», «вяжут нищие над сумками бечевки», «чахнет старая церквушка». В застывшем лесу — тишина. «Ой, не весел ты, край мой родной. «
Но и в печали мило поэту близкое и родное:
В народе говорят: «Куда сердце летит, туда око бежит». И видит такое око все по-своему.
Для Есенина и в заброшенном краю солома — риза, крыши изб «запенились в заревую гать». Плесень на бревнах и та окроплена солнцем.
Родное поле, отчий край поэту дороже всего на земле. Да и только ли на земле:
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная. «, откуда взята эта строфа, не раз приводилось критиками как пример идеализации поэтом дореволюционной Руси. Писалось, что между противопоставляемой Есениным в этом стихотворении «родной Русью» и раем уж «очень небольшая грань», что «поэту видится идеальная Русь», что «поэт отвергал рай небесный во имя создаваемого в стихотворении земного рая». Все это якобы делалось для того, чтобы угодить «христианствующим кругам», «салонной публике», приласкавшим молодого Есенина в Петрограде.
Но вот что говорил Николай Асеев в 1956 году: «. Сколько написано стихов. на тему любви к родине, на тему о нашем патриотизме! А сколько запомнилось из них строф? И вот когда мне приходит в голову эта тема нашей поэзии, то я опять вспоминаю Блока, опять вспоминаю строчки Сергея Есенина: «Если крикнет рать святая. » Почему же выразительность этих строк живет во мне четверть столетия, а множество строк на ту же тему выветрилось из памяти через четверть часа?»
Да потому, наверно, что выразительность строк Есенина рождена глубинным чувством родной земли.
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими. холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, селами дивными. » Тем самым чувством, что диктовало Пушкину слова восхищения родной природой — «очей очарованьем» и помогло ему увидеть в «злодее» Пугачеве народного героя.
Тем самым чувством, из которого — уже в наше время — отлились звонкие и цветастые стихи Александра Прокофьева, стихи о России:
Источник